| Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас... |
Характерно, что все более популярными и
результативными становятся отраслевые, специализированные ярмарки вакансий (для
строителей, работников угольной промышленности, торговли, общепита, для женщин,
инвалидов), практикуемые в крупных городах Кемерово и Новокузнецк.
В целом по области в 2000г. специалисты службы
занятости располагали сведениями о 78,9 тыс. вакансий (в 1,4 раза превысило
аналогичный показатель прошлого года). Максимальное увеличение емкости банка
вакансий отмечалось почти двукратное – во всех городах, кроме Топок, Мысков и
Осинников. Практически единицы свободных рабочих мест фиксируется в городах:
Тайге, Мариинске, Крапивинском, Тисульском, Тяжинском, Яйском, Чебулинском,
Топкинском районах, что является причиной высоких коэффициентов напряженности в
этих территориях (в Тисульском районе – до 83 чел. на заявленную вакансию).
Процесс трудоустройства на заявленные вакансии
ограничивался рядом объективных обстоятельств, среди которых:
ü традиционно, несоответствие как
профессионально - квалификационного состава, так и территориального
распределения незанятых граждан и наличных свободных мест. Например, из 78,9
тыс. вакансий, имевшихся в службе занятости, больше половины (61 %) заявлены
работодателями городов Кемерово (каждое четвертое) и Новокузнецка (каждое
третье). Численность незанятых граждан, состоявших на учете в ОЗН этих городов
за тот же период, составила лишь 27 %;
ü преобладание вакансий с низким уровнем
заработной платы от 500 до 1000 руб. при величине прожиточного минимума
трудоспособного человека 1055 руб., что непосредственно повлияло на их
востребованность, каждая четвертая;
ü каждое десятое рабочее место оплачивалось в
размере 200 – 500 руб.;
ü 2 % рабочих мест предполагало оплату труда до
200 руб.;
ü наличие высоких требований, предъявляемых
работодателями к кандидатам на замещение вакантных мест (в том числе половозрастные
ограничения у каждой пятой вакансии, стаж работы и профессиональные навыки
запрашиваются в первую очередь и т.д.).
Согласно
ответам на рекомендательные письма и направления на работу, основными причинами
отказов работодателей в приеме на работу безработных граждан являются:
-
вакансия занята;
-
не прошел по конкурсу;
-
отсутствие опыта работы;
-
отсутствие документов,
подтверждающих наличие определенной квалификации;
-
низкая квалификация;
-
отсутствие дополнительных
навыков и умений.
Фактическими
же основаниями для отказа могли служить – наличие судимости и (или) увольнения
за виновные действия в прежней трудовой деятельности; отдаленность места
жительства от места работы, возраст, наличие детей дошкольного возраста, длительная
незанятость, неряшливый вид, неумение правильно построить беседу с
работодателем, сознательное создание отрицательного мнения о себе.
В свою
очередь безработные граждане отказываются от предложенных вариантов
трудоустройства по следующим причинам:
-
низкий уровень оплаты
труда;
-
невыполнение работодателем
своих обязательств (задержка выплаты зарплаты, условия труда, несоблюдение
правил приема на работу и т.п.);
-
отдаленность места работы
от места жительства;
-
состояние здоровья;
-
тяжелые условия труда.
Отсутствие
вакансий с заработной платой на уровне средней по области является препятствием
для трудоустройства бывших работников нефте- и газодобывающих предприятий,
железнодорожного транспорта, банковских служащих, руководителей и специалистов.
Безработные из этих категорий имеют, как правило, заработную плату выше средне
областной, что непосредственно способствует росту социального иждивенчества.
В 2000 году территориальные ОЗН продолжали
укреплять партнерские отношения с работодателями различных форм собственности.
Департамент осуществлял информационное обеспечение ОЗН материалами оп опыту
аналогичной работы других регионов.
Значительно активизировалась деятельность по
формированию банка свободных рабочих мест с использованием традиционных
каналов получения информации:
-
из заявок;
-
по телефону;
-
во время посещений
предприятий и организаций;
-
при регистрации
предприятия в Фонде занятости.
В настоящее время служба занятости
предоставляет ряд, ставших популярными среди работодателе, услуг:
круглосуточный прием вакансий по факсу; размещение вакансий в газетах по
просьбе работодателей, использование практики закрытых вакансий и т.п.
По сравнению с 1999г. заметно выросло
количество вакансий, поступивших в территориальный органы службы занятости
области. Увеличилось число предприятий, представляющих сведения о вакансиях в
службу занятости. Традиционными оставались причины, по которым не все
предприятия сообщали о существующих вакансиях, в их числе:
ü перепрофилирование производства, вследствие
чего отдельные рабочие места оказались законсервированными;
ü отсутствие четкой перспективы в развитии
производства в связи с тяжелым финансовым положением предприятия;
ü прием на работу граждан, ранее работавших на
данном предприятии и зарекомендовавших себя с положительной стороны;
ü трудоустройство через личные контакты;
ü определенное недоверие работодателей к
клиентам службы занятости, среди которых немало длительно неработающих и
уволенных за нарушение трудовой деятельности.
Средняя продолжительность "существования"
вакансий по областной службе занятости на конец 2000 года составила 3,3 месяца.
Данные по движению числа вакансий, заявленных в службу занятости представлены в
таблице 2.17.
Таблица 2.17 - Движение числа вакансий (свободных рабочих мест),
заявленных в службу занятости.
|
Наименование показателя
|
Ед. изм
|
1998
|
1999
|
2000
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Наличие вакансий в
службе занятости по состоянию на начало периода.
|
Ед.
|
5933
|
4021
|
8415
|
Заявлено вакансий в
службу занятости
|
Ед.
|
52370
|
75512
|
101057
|
“Снято с учета”
вакансий
|
Ед.
|
54282
|
68118
|
96225
|
Наличие вакансий в
службе занятости по состоянию на конец периода
|
Ед.
|
4021
|
8415
|
13247
|
Продолжительность
существования вакансий по состоянию на конец периода
|
Ед.
|
|
|
|
До 1 месяца
|
Ед.
|
1862
|
3362
|
3403
|
Продолжение таблицы
2.17
|
А
|
1
|
2
|
3
|
4
|
От 1 до 3 месяцев
|
Ед.
|
1231
|
2619
|
5101
|
От 3 до 6 месяцев
|
Ед.
|
569
|
1416
|
2457
|
От 6 до года
|
Ед.
|
275
|
923
|
2179
|
Более года
|
Ед.
|
84
|
95
|
107
|
Средняя
продолжительность существования вакансий в банке данных.
|
Месяц.
|
2,41
|
2,74
|
3,3
|
Продолжительность "существования" вакансии
зависит от наличия необходимых специалистов среди клиентов и условия работы,
предлагаемых работодателем. Определяющими факторами периода заполнения
вакансий является: уровень заработной платы и регулярность выплаты. Вакансии,
стабильно работающих предприятий и организаций, заполняются в течение
одного-двух дней.
Партнерские отношения с работодателями
строились на взаимовыгодной основе: увеличение числа вакансий и расширение
спектра услуг для работодателей. Формы взаимодействия достаточно разнообразны:
1.
Информирование является
базисным элементом во всей системе партнерских взаимоотношений. Территориальные
ОЗН выпускают для работодателей специальные информационные материалы,
содержащие комплекс сведений о целях, задачах, направлениях деятельности службы
занятости, перечне оказываемых услуг и возможных форм сотрудничества.
При регистрации в службе занятости вновь
открываемых предприятий указанные материалы работодателям выдавались в
обязательном порядке.
2.
Посещение предприятий
специалистами ОЗН для получения полной информации о предприятии и перспективах
его развития. При посещении предприятий специалисты службы занятости знакомятся
с профилем и структурой предприятия; юридическим статусом и экономическим
положением; режимом и условиями работы; системой оплаты труда; наличием
служебного жилья, детских и медицинских учреждений. Работа с работниками
кадровых подразделений по вопросам законодательства о занятости, предлагают
пакеты необходимых документов.
3.
Семинары-совещания,
информационные консультации с участием руководителей предприятий, работников
территориальных администраций и кадровых служб по вопросам: повышения
заинтересованности сторон в решении проблем занятости различных категорий
населения; предоставления вакансий; процесса высвобождения кадров - оценки
последствий и выработки совместных действий по предупреждению; организации общественных
работ, "Молодежной практики", квотирования рабочих мест, субсидированной
занятости.
4.
Выездные отделы кадров.
Представители предприятий ведут работу по комплектованию кадров в помещении
ОЗН. В случае необходимости набора большого количества кадров, отдаленности
предприятий или по иным причинам работодатель ведет работу по найму работников
представителем организации непосредственно в службе занятости.
5.
Банк данных специалистов -
технология, основанная на формировании комплекса подробной информации о
специалистах высокой квалификации и редких специальностях как из числа
безработных граждан, так и лиц занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить
место работы.
Доступ к информации "банка",
представленной в форме резюме, дает возможность работодателю производить
самостоятельный предварительный отбор нужных специалистов.
В последние годы активно развивались следующие
программы ОЗН по трудоустройству населения:
1.
Организация рабочих мест;
2.
Организация
трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет;
3.
Организация занятости
выпускников учебных заведений в рамках программы "Молодежная
практика";
4.
Поддержка
предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;
5.
Организация общественных
работ;
6.
Профориентация;
7.
Профобучение.
Организация рабочих мест
Мероприятия по созданию и сохранению рабочих
мест осуществляются в рамках федеральных и региональных программ:
Ø социально-экономического развития территорий;
Ø содействия занятости населения;
Ø организация и проведение общественных работ в
дорожной отрасли;
Ø содействия занятости молодежи и подростков;
Ø экономического и социального развития коренных
малочисленных народов Севера;
Ø государственной поддержке малого
предпринимательства в Кемеровской области.
В 2000 году проведено 34 конкурса проектов. В
конкурсах приняли участие 114 предприятий и организаций. По итогам проведенных
конкурсов заключен 71 договор на сумму 23458,8 тыс. руб. для создания 1000
рабочих мест, в том числе 17805,2 тыс. руб. (76 %) для создания в приоритетном
порядке 759 рабочих мест для безработных граждан, требующей особой социальной
защиты.
Уменьшение задолженности предприятий по
страховым взносам в фонд занятости положительно повлияло на процесс
инвестирования создания новых рабочих мест. Программой в 2000 году
предусматривалось финансирование создания 700 новых рабочих мест. Организовано
1011 рабочих мест, на 34 % больше, чем в предыдущем году (755 рабочих мест), в
том числе 27 % через механизм взаимозачетов. Трудоустройство безработных на
вновь созданных рабочих местах представлено на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 - Трудоустройство безработных на
вновь созданных рабочих местах
По-прежнему, значительное внимание уделяется
созданию рабочих мест в сельских районах. Одной из эффективных мер, улучшающих
социально-экономическую ситуацию, является поддержка предпринимательских
инициатив. За 2000 год на создание 788 новых рабочих места с сфере малого и
среднего бизнеса израсходовано 21 млн. руб.
Большое внимание органов службы занятости
населения уделяли созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи. Например, в
г. Кемерово три предприятия, использующие труд инвалидов, в 2000 году получили
финансовую помощь для создания 42 рабочих мест, на которые трудоустроено 42
инвалида.
Организация трудоустройства несовершеннолетних
граждан от 14 до 18 лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|