Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...

Характерно, что все более популярными и результативными становятся отраслевые, специализированные ярмарки вакансий (для строителей, работников угольной промышленности, торговли, общепита, для женщин, инвалидов), практикуемые в крупных городах Кемерово и Новокузнецк.

В целом по области в 2000г. специалисты службы занятости располагали сведениями о 78,9 тыс. вакансий (в 1,4 раза превысило аналогичный показатель прошлого года). Максимальное увеличение емкости банка вакансий отмечалось почти двукратное – во всех городах, кроме Топок, Мысков и Осинников. Практически единицы свободных рабочих мест фиксируется в городах: Тайге, Мариинске, Крапивинском, Тисульском, Тяжинском, Яйском, Чебулинском, Топкинском районах, что является причиной высоких коэффициентов напряженности в этих территориях (в Тисульском районе – до 83 чел. на заявленную вакансию).

Процесс трудоустройства на заявленные вакансии ограничивался рядом объективных обстоятельств, среди которых:

ü     традиционно, несоответствие как профессионально - квалификационного состава, так и территориального распределения незанятых граждан и наличных свободных мест. Например, из 78,9 тыс. вакансий, имевшихся в службе занятости, больше половины (61 %) заявлены работодателями городов Кемерово (каждое четвертое) и Новокузнецка (каждое третье). Численность незанятых граждан, состоявших на учете в ОЗН этих городов за тот же период, составила лишь 27 %;

ü     преобладание вакансий с низким уровнем заработной платы от 500 до 1000 руб. при величине прожиточного минимума трудоспособного человека 1055 руб., что непосредственно повлияло на их востребованность, каждая четвертая;

ü     каждое десятое рабочее место оплачивалось в размере 200 – 500 руб.;

ü     2 % рабочих мест предполагало оплату труда до 200 руб.;

ü     наличие высоких требований, предъявляемых работодателями к кандидатам на замещение вакантных мест (в том числе половозрастные ограничения у каждой пятой вакансии, стаж работы и профессиональные навыки запрашиваются в первую очередь и т.д.).

Согласно ответам на рекомендательные письма и направления на работу, основными причинами отказов работодателей в приеме на работу безработных граждан являются:

-         вакансия занята;

-         не прошел по конкурсу;

-         отсутствие опыта работы;

-         отсутствие документов, подтверждающих наличие определенной квалификации;

-         низкая квалификация;

-         отсутствие дополнительных навыков и умений.

Фактическими же основаниями для отказа могли служить – наличие судимости и (или) увольнения за виновные действия в прежней трудовой деятельности; отдаленность места жительства от места работы, возраст, наличие детей дошкольного возраста, длительная незанятость, неряшливый вид, неумение правильно построить беседу с работодателем, сознательное создание отрицательного мнения о себе.

В свою очередь безработные граждане отказываются от предложенных вариантов трудоустройства по следующим причинам:

-         низкий уровень оплаты труда;

-         невыполнение работодателем своих обязательств (задержка выплаты зарплаты, условия труда, несоблюдение правил приема на работу и т.п.);

-         отдаленность места работы от места жительства;

-         состояние здоровья;

-         тяжелые условия труда.

Отсутствие вакансий с заработной платой на уровне средней по области является препятствием для трудоустройства бывших работников нефте- и газодобывающих предприятий, железнодорожного транспорта, банковских служащих, руководителей и специалистов. Безработные из этих категорий имеют, как правило, заработную плату выше средне областной, что непосредственно способствует росту социального иждивенчества.

В 2000 году территориальные ОЗН продолжали укреплять партнерские отношения с работодателями различных форм собственности. Департамент осуществлял информационное обеспечение ОЗН материалами оп опыту аналогичной работы других регионов.

Значительно активизировалась  деятельность по формированию  банка свободных рабочих мест с использованием традиционных каналов получения информации:

-         из заявок;

-         по телефону;

-         во время посещений предприятий и организаций;

-         при регистрации предприятия в Фонде занятости.

В настоящее время служба занятости предоставляет ряд, ставших популярными среди работодателе, услуг: круглосуточный прием вакансий по факсу; размещение вакансий в газетах по просьбе работодателей, использование практики закрытых вакансий и т.п.

По сравнению с 1999г. заметно выросло количество вакансий, поступивших в территориальный органы службы занятости области. Увеличилось число предприятий, представляющих сведения о вакансиях в службу занятости. Традиционными оставались причины, по которым не все предприятия сообщали о существующих вакансиях, в их числе:

ü     перепрофилирование производства, вследствие чего отдельные рабочие места оказались законсервированными;

ü     отсутствие четкой перспективы в развитии производства в связи с тяжелым финансовым положением предприятия;

ü      прием на работу граждан, ранее работавших на данном предприятии и зарекомендовавших себя с положительной стороны;

ü     трудоустройство через личные контакты;

ü     определенное недоверие работодателей к клиентам службы занятости, среди которых немало длительно неработающих и уволенных за нарушение  трудовой деятельности.

Средняя продолжительность "существования" вакансий по областной службе занятости на конец 2000 года составила 3,3 месяца. Данные по движению числа вакансий, заявленных в службу занятости представлены в таблице 2.17.


Таблица 2.17 - Движение числа вакансий (свободных рабочих мест), заявленных в службу занятости.

Наименование показателя

Ед. изм

1998

1999

2000

А

1

2

3

4

Наличие вакансий в службе занятости по состоянию на начало периода.

Ед.

5933

4021

8415

Заявлено вакансий в службу занятости

Ед.

52370

75512

101057

“Снято с учета” вакансий

Ед.

54282

68118

96225

Наличие вакансий в службе занятости по состоянию на конец периода

Ед.

4021

8415

13247

Продолжительность существования вакансий по состоянию на конец периода

Ед.

 

 

 

До 1 месяца

Ед.

1862

3362

3403

Продолжение таблицы 2.17

А

1

2

3

4

От 1 до 3 месяцев

Ед.

1231

2619

5101

От 3 до 6 месяцев

Ед.

569

1416

2457

От 6 до года

Ед.

275

923

2179

Более года

Ед.

84

95

107

Средняя продолжительность существования вакансий в банке данных.

Месяц.

2,41

2,74

3,3

Продолжительность "существования" вакансии зависит от наличия необходимых специалистов среди клиентов и условия работы, предлагаемых работодателем. Определяющими факторами  периода заполнения вакансий является: уровень заработной платы и регулярность выплаты. Вакансии, стабильно работающих предприятий и организаций, заполняются в течение одного-двух дней.

Партнерские отношения с работодателями строились на взаимовыгодной основе: увеличение числа вакансий и расширение спектра услуг для работодателей. Формы взаимодействия достаточно разнообразны:

1.     Информирование является базисным элементом во всей системе партнерских взаимоотношений. Территориальные ОЗН выпускают для работодателей специальные информационные материалы, содержащие комплекс сведений о целях, задачах, направлениях деятельности службы занятости, перечне оказываемых услуг и возможных форм сотрудничества.

При регистрации в службе занятости вновь открываемых предприятий указанные материалы работодателям выдавались в обязательном порядке.

2.     Посещение предприятий специалистами ОЗН для получения полной информации о предприятии и перспективах его развития. При посещении предприятий специалисты службы занятости знакомятся с профилем и структурой предприятия; юридическим статусом и экономическим положением; режимом и условиями работы; системой оплаты труда; наличием служебного жилья, детских и медицинских учреждений. Работа с работниками кадровых подразделений по вопросам законодательства о занятости, предлагают пакеты необходимых документов.

3.     Семинары-совещания, информационные консультации с участием руководителей предприятий, работников территориальных администраций и кадровых служб по вопросам: повышения заинтересованности сторон в решении проблем занятости различных категорий населения; предоставления вакансий; процесса высвобождения кадров - оценки последствий и выработки совместных действий  по предупреждению; организации общественных работ, "Молодежной практики", квотирования рабочих мест, субсидированной занятости.

4.     Выездные отделы кадров. Представители предприятий ведут работу по комплектованию кадров в помещении ОЗН. В случае необходимости набора большого количества кадров, отдаленности предприятий  или по иным причинам работодатель ведет работу по найму работников представителем организации непосредственно в службе занятости.

5.     Банк данных специалистов - технология, основанная на формировании комплекса подробной информации  о специалистах высокой квалификации и редких специальностях как из числа безработных граждан, так и лиц занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы.

Доступ к информации "банка", представленной в форме резюме, дает возможность работодателю производить самостоятельный предварительный отбор нужных специалистов.

В последние годы активно развивались следующие программы ОЗН по трудоустройству населения:

1.     Организация рабочих мест;

2.     Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет;

3.     Организация занятости выпускников учебных заведений в рамках программы "Молодежная практика";

4.     Поддержка предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;

5.     Организация общественных работ;

6.     Профориентация;

7.     Профобучение.

Организация рабочих мест

Мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест осуществляются в рамках федеральных и региональных программ:

Ø     социально-экономического развития территорий;

Ø     содействия занятости населения;

Ø     организация и проведение общественных работ в дорожной отрасли;

Ø     содействия занятости молодежи и подростков;

Ø     экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера;

Ø     государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области.

В 2000 году проведено 34 конкурса проектов. В конкурсах приняли участие 114 предприятий и организаций. По итогам проведенных конкурсов  заключен 71 договор на сумму 23458,8 тыс. руб. для создания 1000 рабочих мест, в том числе 17805,2 тыс. руб. (76 %) для создания в приоритетном порядке 759 рабочих мест для безработных граждан, требующей особой социальной защиты.

Уменьшение задолженности предприятий по страховым взносам в фонд занятости положительно повлияло на процесс инвестирования создания новых рабочих мест.  Программой в 2000 году предусматривалось финансирование создания 700 новых рабочих мест. Организовано 1011 рабочих мест, на 34 % больше, чем в предыдущем году (755 рабочих мест), в том числе 27 % через механизм взаимозачетов. Трудоустройство безработных на вновь созданных рабочих местах представлено на рисунке 2.7.


Рисунок 2.7 - Трудоустройство безработных на вновь созданных рабочих местах


По-прежнему, значительное внимание уделяется созданию рабочих мест в сельских районах. Одной из эффективных мер, улучшающих социально-экономическую ситуацию, является поддержка предпринимательских инициатив. За 2000 год на создание 788 новых рабочих места с сфере малого и среднего бизнеса израсходовано 21 млн. руб.

Большое внимание органов службы занятости населения уделяли созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи. Например, в г. Кемерово три предприятия, использующие труд инвалидов,  в 2000 году получили финансовую помощь для создания 42 рабочих мест, на которые трудоустроено 42 инвалида.


Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.