Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...

3768

1412

1547

256

85

107

В 1999г. задолженность по заработной плате продолжает снижаться. На 1 июля 1999 года она сложилась в размере 11,8 млн. руб., что в расчете на 1 работника составляет 2,1 тыс. руб. (в целом по промышленность - более 5,1 тыс. руб.). [19, 34]

3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА



3.1 Мероприятия на федеральном уровне




Новые условия финансирования существенно меняют акценты в организационном обеспечении государственной политики в области труда и занятости. С 1 января 2001г. ликвидирован фонд занятости. Произошло изменение структуры управления всей системы службы занятости. Вместо двухуровневой (Министерство и его территориальный орган в субъекте Российской Федерации) создана трехуровневая система (Министерство, территориальный орган, центры занятости).

Сегодня территориальный Департамент ФГСЗН - это, прежде всего, организация, которая управляет центрами занятости, разрабатывает прогнозы, анализирует и планирует прогнозы в рабочей силе, составляет региональную программу, распределяет лимиты средств из федерального и регионального бюджета. В рамках бюджетного финансирования для Департамента ФГСЗН вводится очень жесткая система централизации, контроля за использованием средств, отчетности. Ни о какой самостоятельности, которая была характерна для прошлого, сегодня не может быть и речи. Рамки их деятельности определены нормативами, а расходование средств - статьями бюджета.

Вследствие изменения структуры управления центры занятости получили большую возможность проявлять инициативу, оперативно откликаться на запросы рынка труда, гибко маневрировать на нем.

С 01.01.2001г. произошел переход от страхового способа финансирования к бюджетному. Теперь средства на содержание службы занятости и средства на выплату предусмотренных гарантий и компенсаций (пособия по безработице, возмещение затрат по досрочным пенсиям, материальная помощь) закладываются в бюджете Российской Федерации. Если раньше органы службы занятости менее зависели от экономической ситуации страны, то сегодня при невыполнении бюджета может приостановится финансирование программ служб занятости.

Общий объем средств на реализацию политики занятости, предусмотренной в федеральном бюджете - 2001, составляет 16,5 млрд. руб. В 2000г. из фонда занятости потрачено 19 млрд. руб. Сокращение на 2,5 млрд. руб. произошло вследствие установления более жестких лимитов на содержание и обслуживание помещений, командировочные расходы и т.д. И, наконец, значительно сокращены средства на активную политику. На содержание службы занятости, в федеральном бюджете заложено 10 млрд. руб. на выплату предусмотренных законом гарантий и компенсаций.

Обучение безработных, профориентация, проведение общественных работ, поддержка самозанятости, "Молодежная практика", другие активные мероприятия будут проводиться в рамках федеральной программы "Содействие занятости населения". Расходы из бюджета на эти цели составляют 3,5 млрд. руб.

Суммы, заложенные в бюджете, объясняются тем, что Департамент службы занятости Минтруда прогнозирует к концу 2001г. небольшой рост безработицы с 2,1 до 2,4 % (по России). Это объясняется: во-первых, раньше часть безработных обходила службу занятости стороной из-за того, что их не удовлетворяло качество вакансий. Во-вторых, еще сравнительно недавно на многих территориях существовали значительные задолженности по выплате пособий безработным. В-третьих, размер пособия для очень большого числа граждан составлял 83 рубля 49 копеек. Все это отнюдь не способствовало авторитету службы… Сегодня ситуация меняется: "Внесенные в закон о занятости населения увеличили размер минимального пособия до 20 % прожиточного минимума, уменьшился коэффициент напряженности на вакансию". На 01.01.2001г. задолженность по выплате пособий по безработице полностью выплачена. И поэтому больше людей будет обращаться в органы службы занятости.

Однако существует мнение, что количество клиентов службы занятости значительно не увеличится.

Во-первых, при постановке на учет в службу занятости существует множество трудностей (например, нет унифицированной формы расчета средней заработной платы по последнему месту работы).

Во-вторых, качество вакансий в государственных службах занятости существенно не изменится: также будут преобладать вакансии для рабочих, вакансии для низкооплачиваемых рабочих мест и рабочих мест с тяжелыми условиями труда. К тому же появились негосударственные (альтернативные) службы занятости, которые специализируются на подборе определенных кадров. Например, в области экономики, управленцев высшего, среднего и низшего звеньев и т.п. В силу этого растет уровень официальной безработицы не будет увеличиваться, а скорее уменьшится. А вот уровень скрытой безработицы значительно увеличится.

Службы занятости получат возможность заниматься именно тем, для чего они и созданы: переподготовкой и обучением людей по востребованным на рынке профессиям. Но в то же время в бюджете значительно сокращены средства на активную политику. Следовательно, сокращены средства на обучение, подготовку и переподготовку безработных.

Мировой опыт свидетельствует, что при выполнении социально-значимых функций ориентация государства на пособия оказывается губительной для общества с точки зрения трудовой морали. Активная политика занятости расценивается как главный инструмент в борьбе с бедностью.

Практика развитых рыночных экономик подтверждает преимущество обязательного социального страхования как основы организации социальной защиты по сравнению с предоставлением социальных пособий. Такая система формирует у граждан дополнительную мотивацию к труду, позволяет увереннее чувствовать себя.

Страховой способ финансирования служб занятости более удобен. Потому что, во-первых, финансирование служб занятости не будет зависеть от выполнения бюджета. Во-вторых, региональный фонд занятости пропорционален объему производства, т.е. при развитии производства происходит больше создание рабочих мест и пополнение денежными средствами фонда занятости. В-третьих, при страховом способе финансирования 80 % отчислений остаются в регионе, а 20 % направляются в Центр для последующего перераспределения в депрессивные районы.

Помимо возвращения к страховой системе финансирования службы занятости, предлагается внести следующие изменения в Закон "О  занятости населения":

Согласно п.1 ст. 3 закона "безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней". Однако никакой нормативный акт не предусматривает порядка подтверждения безработным гражданином самостоятельного поиска работы и его готовности приступить к ней. Обязательное введение единой по форме индивидуальной книжки клиента службы занятости, выдаваемой гражданину при первичном обращении в службу занятости, позволило бы контролировать его действия, предпринимаемые для трудоустройства, и "отсеивать" тех, кто реально в нем не заинтересован.

Согласно ст. 3 закона основанием для признания гражданина безработным является его обращение в службу занятости с предоставлением всех необходимых документов, в том числе справки о среднем заработке по последнему месту работы за три месяца, предшествовавших месяцу увольнения. С 1996 г. средний заработок для таких справок рассчитывается в соответствии с общим порядком исчисления среднего заработка Считаем, что надо утвердить единую для всех служб занятости форму справки о среднем заработке для определения размера пособия по безработице или стипендии в случае, если человек проходит профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости.

Социально оправданными, на наш взгляд, являются положения, внесенные в ст. 31, касающиеся  сроков выплаты пособий по безработице. Право на получение пособия в течение шести месяцев предоставлено тем, кто ищет работу (ранее не работал), не имеет профессии (специальное) стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволен за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, направлен на обучение органами службы занятости и отчислен за виновные действия. Но, как показывает практика, длительно неработающий гражданин, получающий пособие по безработице в течение шести месяцев, может трудоустроиться временно, допустим на 10 дней. Затем он вновь обращается в службу занятости, и если для него не удастся подобрать подходящую вакансию, вновь признается безработным с правом получения пособия по безработице в минимальном размере в течение 12 месяцев как потерявший работу. Чтобы побудить человека к активному поиску вакансии и реальному трудоустройству, было бы целесообразно скорректировать рассматриваемую норму, применив одну из следующих схем:

назначать пособие по безработице на 12 месяцев, если в течение года, предшествовавшего периоду безработицы, гражданин имел оплачиваемую работу не менее, к примеру, 13 календарных недель.

назначать пособие по безработице на шесть месяцев, увеличивая этот срок за каждую неделю работы гражданина (сверх 13) на две недели, но в пределах 12 месяцев.

Закон о занятости (ч.1 ст. 26) предоставил работодателям право на равных основаниях принимать на работу и непосредственно обращающихся к ним граждан, и имеющих направления органов службы занятости. Создается ситуация, когда работодатель может необоснованно завышать требования к безработным, да и вообще к любому, кто хочет наняться к нему на предприятие. Было бы справедливо обязать их согласовывать вопрос о требованиях к соискателям той или иной вакансии со специалистами службы занятости.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. № 159 ФЗ предусмотрено право на получение пособия по безработице детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в течение шести месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся в субъекте Федерации. Стипендия учащимся детям-сиротам увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендии в данном образовательном учреждении. Однако было бы правильнее, чтобы размер стипендии при направлении их на обучение службой занятости был равен прожиточному минимуму.

Необходимо: дополнить пункт 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" абзацем следующего содержания "Отказа безработного от пяти вариантов подходящей работы" и дополнить п. 7 Порядок регистрации безработных граждан абзацем следующего содержания: Граждане, которые по объективным причинам не могут оформить справку о средней заработной плате по последнему месту работы, подлежат регистрации без ее предоставления".

Так же на федеральном уровне следует внести ясность в порядок регистрации негосударственных служб по содействию занятости населения.

Новые правила лицензирования деятельности негосударственных организаций по содействию занятости населения по-прежнему не регламентируют некоторые вопросы порядка лицензирования данного вида деятельности. Решение о выдачи лицензии принимается лицензирующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии заключения органа федеральной государственной службы занятости населения России.

После регистрации лицензирующий орган направляет документы в территориальный орган федеральной государственной службы занятости населения России для подготовки экспертного заключения   о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условия перечисленным в п. 10 Положения.

В пункте 10 "а" установлено, что лицензионными требованиями в условиями являются соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил.

Соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган документы, перечисленные в п. 5 Положения. Данный перечень является исчерпывающим, поскольку в этом же пункте содержится запрет на требование от соискателя лицензии дополнительных документов. Проблема заключается в том, что дать оценку о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям на основании документов, определенных п. 5 Положения, невозможно. Поэтому в Положении необходимо предусмотреть перечень дополнительных документов, учитывающих общие лицензионные требования и условия, а также специфику деятельности по содействию занятости населения.

Необходимо разработать "Положение о порядке установления квоты для приема на работу социально незащищенных слоев населения"; подготовить и принять Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении размера обязательной платы за невыполнение или невозможность выполнения организациями квоты для приема на работу социально незащищенных слоев населения ";  утвердить порядок поощрения работодателей, принимающих на работу инвалидов в счет установленной квоты и механизм предъявления штрафных санкций работодателям, не выполняющим договорные обязательства;

Для расширения системы оплачиваемых общественных работ необходимо на федеральном уровне при подготовке проекта федерального закона "Об общественных работах в Российской Федерации" предусмотреть обязательное привлечение средств областных и местных бюджетов.

В целях дальнейшего совершенствования работы по организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения необходимо на федеральном уровне:

1.     решить с Федеральным казначейством вопросы:

§        по 100 % предоплате медицинского освидетельствования лиц направляемых на профессиональное обучение органами служб занятости;

§        по 50 % предоплате образовательным учреждениям за организацию профессионального обучения безработных граждан.

2.     Утвердить перечень документов, представляемый в казначейство для поддержания факта выполненной работы;

3.     Сформировать централизованный заказ на разработку учебных планов и образовательных программ по наиболее актуальным на рынке труда профессиям и специальностям для организации обучения взрослого населения на краткосрочной основе;

4.     Сформировать банк данных сертифицированных мультимедийных учебных программ, материалов и систематически доводить информацию до региональных подразделений Федеральной службы занятости России;

5.     Рассмотреть возможность включения Департамента ФСЗН по Кемеровской области в отработку пилотных программ по профессиональной реабилитации и социальной адаптации безработных граждан и незанятого населения, реализуемых с участием иностранных партнеров, на уровне Минтруда и социального развития.

 

Период 2000 - 2001 гг. должен стать решающим в достижении главной цели и решением основных задач начального этапа реформ. Дальнейший экономический рост и повышение жизненного уровня населения должны способствовать возрождению потенциала развития и сосредоточению усилий на следующих направлениях:

-         Совершенствовании структуры финансового баланса области, увеличение доходности и внутренних источников финансовых ресурсов, обеспечении бездотационности бюджета области;

-         Создание усилий для экономического возрождения во всех реальных секторах экономики за счет их финансового оздоровления, технического и технологического обновления производства, подъема инвестиционной активности и увеличения экспортных поставок, повышение роль администрации области в совершенствовании структуры управления в этих секторах;

-         Расширение малого предпринимательства, жилищного строительства, сферы торговли, услуг;

-         Последовательном осуществлении региональных целевых программ в социальной сфере, на рынке труда в области молодежной политики, охраны окружающей среды, борьбы с преступностью и коррупцией.

Коллегией администрацией области в 2000г. принято концепция стратегического развития Кузбасса до 2010г. (выработаны главные направления развития 26 ведущих отраслей хозяйственного комплекса).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.