Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы регулирования рынка труда в условиях реформирования экономики (на примере Кемеровской облас...

Программой "Содействия занятости населения Кемеровской области на 2000 год" и целевой региональной программой "Содействия занятости подростков и молодежи Кемеровской области на 2000 год" предполагалось трудоустроить на временные рабочих местах 25,4 тыс. подростков. Общий объем финансирования составил 7,3 млн. руб. (3,6 млн. руб. из областного бюджета, 3,6 млн. руб. из государственного фонда занятости, 0,1 млн. руб. - местного бюджета).

В течение 2000 года за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости обратилось более 24,1 тыс. несовершеннолетних в возрасте 14-17 лет (на 11 % меньше, чем в 1999г.). Более 20,9 тыс. несовершеннолетних участвовало во временной занятости.

Из общей численности работавших подростков 3,5 тыс. (17 %) трудоустроены через молодежные биржи, 0,9 тыс. чел. (4,3 %) - по направлению комиссии по делам несовершеннолетних.

По видам выполняемых работ: 4,2 тыс. (20 %) были заняты на строительных и ремонтных работах; 2,2 тыс. (10,7 %) - в органах управления; 0,9 тыс. (4,3 %) - в сельском хозяйстве; 0,4 тыс. подростков (2,1 %) на предприятиях промышленности. Более 1,5 тыс. подростков приняли участие в работах, связанных с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне: оказание помощи ветеранам войны (ремонт квартир, копка огородов и т.п.), благоустройство и ремонт памятников.


Организация занятости выпускников учебных заведений в рамках программы "Молодежная практика".

Сегодня перед угрозой безработицы оказались выпускники учебных заведений. Чтобы иметь шанс на рынке труда, им необходимо закрепить профессиональные навыки, знания, умения и в этом им помогает программа - "Молодежная практика", шесть лет развивающаяся в Кузбассе.

Эта программа имеет ряд преимуществ по сравнению с другими направлениями активной политики занятости. Ее отличает прежде всего совпадение интересов работодателя и ищущего работу. Работодателю выгодно участвовать в этой программе, так как он:

§        экономит собственные средства в части оплаты труда;

§        может увеличивать испытательный срок до 6 месяцев;

§        привлекает дополнительную рабочую силу.

Участие в программе "Молодежная практика" дает возможность выпускникам:

-         проверить себя на практике;

-         приобрести навыки и стаж работы по специальности;

-         иметь ежемесячно источник дохода;

-         найти постоянную работу;

-         в случае неудачи - вновь обратиться в службу занятости и получать более высокое пособие по безработице.

В 2000 году обратились в органы службы занятости 7 тыс. выпускников учреждений профессионального образования (95 % к уровню 1999 года), из них каждый четвертый - выпускник общеобразовательной школы, каждый третий - выпускник ПТУ или средне специального учебного заведенья, каждый девятый - выпускник ВУЗа.

Уровень трудоустройства возрос на 2 % в сравнении с 1999 годом и составил 45 %.  В течение 2000 года участниками программы "Молодежная практика" стали 830 человек (рост в 1,7 раза по сравнению с 1999г.) или 11,7 % от общего числа выпускников, состоящих на учете ( в 1999 г. этот показатель - 6 %). Из них: 45 % имеют общее профессиональное образование, 28 % - высшее, 27 % - начальное  профессиональное.

Из участвующих в программе 434 человека, трудоустроено 243 человек.

Программа "Молодежная практика" способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда в условиях новых экономических отношений, приобретению трудовых навыков и умений, а также получению своевременной материальной и психологической поддержки.


Поддержка предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Органы службы занятости продолжают принимать активное участие в развитии малого бизнеса в Кемеровской области. Предпринимательской деятельностью занялись 758 человек, из них:

-         при содействии органов службы занятости 453 человека;

-         за счет средств господдержки 305 бывших работников угольной отрасли.

Рост безработных, организовавших собственное дело, при поддержки службы занятости, к соответствующему периоду прошлого года составляет 16 %. Их них число женщин увеличилось почти в 1,5 раза (1999г. - 181 чел., 2000 - 271 чел.). Субсидию получили 406 чел (90 %). Создано 6 предприятий и 447 безработных открыли собственное дело без образования юридического лица.

Наиболее активны в организации собственного дела женщины, причем большинство из них имеют определенные опыт работы в выбранных сферах деятельности. При  недостатке знаний по выбранной профессии, безработные направляются на обучение.

Индивидуальная предпринимательская деятельность  безработных, в основном, направлена на обеспечение материальных потребностей семьи. Избираемые виды деятельности, как правило, не требуют существенных капиталовложений, и, в то же время, весьма разнообразны:

·        Консалтинговые услуги;

·        Оформление интерьеров и экстерьеров с резьбой по дереву;

·        Производство зеркал;

·        Изготовление и монтаж изделий из кровельного железа;

·        Медицинские услуги;

·        Художественная ковка по металлу;

·        Производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Безработные занявшиеся предпринимательством  по видам предпринимательской деятельности распределились следующим образом (рисунок 2.8).



Рисунок 2.8 - Виды предпринимательской деятельности


На территории области осуществляют свою деятельность различные структуры по поддержке и развитию малого бизнеса: Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области, муниципальные фонды поддержки предпринимательства в 12 городах, Бизнес-инкубатор в г. Кемерово, Агентство развития бизнеса в Новокузнецке, Бизнес центр в Прокопьевске, Агентство по поддержке малого бизнеса в гг. Анжеро-Судженске, Кемерове, Киселевске, Юрге. Деятельность этих структур направлена на:

¨     Развитие и укрепление инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства  и повышение ее эффективности;

¨     Формирование нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства;

¨     Осуществление финансово-кредитной и инвестиционной поддержки;

¨     Методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

¨     Оказание консультационных и образовательных услуг гражданам, решившим заняться предпринимательством;

¨     Сопровождение организаций малого и среднего бизнеса на начальном этапе их становления;

¨     Создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса;

¨     Предоставление широкого спектра  консалтинговых и информационных услуг.

Для обеспечение кредитования инвестиционных проектов малого бизнеса создан гарантийный фонд. Финансирование осуществляется за счет отчислений от доходной части областного и местных бюджетов в размере 0,5 %.


Организация общественных работ.

В регулировании рынка труда важное место занимает организация временной занятости и, прежде всего, общественных работ. Организация общественных работ позволяет снизить социальную напряженность, как на региональном рынке труда, так и на рынках труда городов и районов, оказать материальную поддержку безработным гражданам осуществить работы, имеющие социальную значимость для развития территорий.

Различными формами временного трудоустройства за 2000 год было охвачено 31,4 тыс. человек (за 1999г. - 32,0). Временная занятости осуществлялась по следующим направлениям:

ü     временная работа за счет средств работодателей - 1,2 тыс. человек (снижение на 10 %);

ü     субсидированная занятость инвалидов - 0,15 тыс. человек (рост в 1,2 раза);

ü     общественные работы всего - 8,2 тыс. человек, в том числе:

-         6,7 тыс. человек (рост в 1,5 раза), финансируемые за счет средств Государственного фонда занятости населения.

-         Занятость 1,5 тыс. человек финансировалась за счет средств господдержки угольной отрасли)

ü     Временная занятость подростков - 21,0 тыс. человек (снижение на 14 %);

ü     Программа "Молодежная практика" - 0,83 тыс. человек (рост в 1,7 раза).

Общественные работы были организованы на предприятиях жилищно-коммунального, лесного хозяйств, подрядных организаций Кемеровской дирекции областного дорожного фонда, отдела социальной защиты, военкоматах, органах внутренних дел, администрациях городских и сельских районов. В связи с празднованием 55-летия Победы, оказывалась помощь больным и престарелым инвалидам, участникам Великой Отечественной войны. Проводились работы по благоустройству скверов и уходу за памятниками.

Общественные работы проводились в следующих отраслях экономки:

-         промышленность и строительство - 27 % от числа участников (рост в 1,7 раза);

-         благоустройство и коммунальное хозяйство - 20 % (в 1,3 раза);

-         органы управления - 15 % (в 2,4 раза);

-         органы дорожной службы - 10 % ( в 2,3 раза);

-         сельской хозяйство - 6 % (на уровне 1999г.);

-         социальная сфера - 4 % (в 1,5 раза);

-         потребительская кооперация - 2 %;

-         прочие - 16 % (снижение на 50 %).

Из общей численности принявших участие в общественных работах составили:

§        женщины - 43 % (рост в 1,6 раза);

§        молодежь - 35 % (рост в 1,6 раза);

§        лица, имеющие длительный перерыв в работе - 23 % (рост в 1,5 раза);

§        граждане предпенсионного возраста - 1,9 % (рост в 1,4 раза);

§        граждане освобожденные из мест лишения свободы  - 1 % (на уровне прошлого года)

Затраты средств фонда занятости на одного участника работ составили 2126 руб. (рост в 1,9 раза), средний размер заработной платы - 1824 руб. (рост в 2,3 раза).

В качестве мер, способствующих организации общественных работ, в ряде городов и районов финансирование работ производилось с использованием системы взаимозачетов с предприятиями-должниками в фонд занятости.

Губернатором области утверждено распоряжение от 03.02.2000г. № 95-р "Об организации общественных работ на территории Кемеровской области" в котором определен перечень видов и приоритетных направлений общественных работ:

·        строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог;

·        обеспечение общественного порядка и безопасности населения;

·        благоустройство и озеленение территорий;

·        сельскохозяйственные работы;

·        сбор лекарственных растений;

·        природоохранные мероприятия;

·        оказание помощи и поддержка ветеранов, инвалидов войны и престарелых граждан;

·        организация летнего отдыха детей.

Во исполнение данного распоряжения действует положение "Об организации общественных работ на территории Кемеровской области" от 21.02.2000г., где выделены правовые, экономические и организационные основы проведения работ.

Основные причины ограниченного развития временных работ:

q       малопрестижность предлагаемых работ;

q       низкий уровень оплаты труда, в силу чего безработные предпочитают ждать подходящей постоянной работы или получать пособие по безработице;

q       временный характер предлагаемой работы.

Профессиональная ориентация.

В 2000г., как и в предыдущие годы, территориальные ОЗН тесно взаимодействовали с городскими и районными отделами образования, отделами по делам молодежи, учебными заведениями, органами здравоохранения и др.

 Для выпускников школ и старшеклассников организовано и проведено 75 массовых мероприятий (ярмарки учебных мест, дни выбора профессии, дни выпускников, пресс-конференции). В общей сложности, профориентационные услуги получили 16,7 тыс. учащихся (рост на 30 %). По сравнению с прошлым годом на треть увеличилось количество профессиональных учебных заведений, принявших участие в ярмарках учебных мест, что говорит о высокой заинтересованности в данных информационных услугах. Подобные мероприятия включены в технологию работы всех территориальных ОЗН с организационным участием городских административных и социальных структур.

ОЗН г. Кемерово предоставил базу для прохождения производственной практики студентам факультета социальной работы (отделение психологии) государственного университета. В свою очередь, преподаватели кафедры психологии принимали участие в работе комиссии по аттестации профконсультантов службы занятости и проводили семинары по их обучению. Для учащихся выпускных курсов ряда профессиональных учебных заведений профконсультантами был прочитан образовательный курс "Как найти работу". Кроме того, профконсультанты провели презентации 130 выпускников института коммерции, организованные для представителей 15 фирм.

Медицинские учреждения оказывали услуги службе занятости по определению профессиональной пригодности различных категорий клиентов службы занятости конкретной профессии с учетом медицинских показаний.

Сотрудничество с органами МВД осуществлялось в рамках работы с "трудными" подростками. При постановке на учет в органы службы занятости таким подросткам оказывается особое внимание. В некоторых ОЗН они закреплены непосредственно за профконсультантами, поддерживающими оперативную связь с сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних.

Взаимодействие с Областным центром профориентации молодежи и психологической поддержки населения осуществлялось по ряду направлений. Завершена совместная работа по апробации в 16 выпускных группах ПУ (7 городов) экспериментального 20-ти часового образовательного курса "Основы поведения на рынке рабочей силы". Курс прослушали 202 учащихся.

Продолжалось сотрудничество с Региональным центром развития человеческих ресурсов по оказанию консультационных услуг высвобождаемым и высвобожденным работникам ликвидируемых предприятий угольной отрасли.

Отделы занятости городов А-Судженска, Кемерово, Новокузнецка, активно взаимодействовали со средствами массовой информации по вопросам профессиональной ориентации.

В областной службе занятости сформирована основа инфраструктуры услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения. Позволяющей предоставлять профильные услуги, гарантированные Законом о занятости населения Российской Федерации.

В 2000г., как и в прошедшие годы, профконсультанты привлекались к участию в мероприятиях практически по всем направлениям активной политики занятости: организации профобучения, временных и общественных работ, "Молодежной практики", самозанятости и предпринимательства, летней занятости подростков; занимались информационным обеспечением, взаимодействовали с работодателями; содействовали занятости социально-незащищенных категорий населения. Кроме того, профконсультанты принимали участие в организации и проведении "Ярмарок учебных (и рабочих) мест", "Дней безработного", "Дней службы занятости", "Клубов работодателей", гарантированного собеседования, семинаров с кадровыми службами предприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.