p> Конъюнктура - сложное и быстроизменяющееся явление, складывающееся из
множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется
вероятностным законам. Она измеряется рядом качественных и количественных
признаков, в определенной степени поддающихся измерению и оценке. Эти
особенности конъюнктуры делают результативными использование статистических
методов сбора и обработки информации о состоянии рынка. Одним из факторов, определяющий состояние рынка, является его
потенциал. Производственный потенциал – это способность оказать
определенный объем услуг по определенной цене. Он определяется суммой
потенциалов фирм, работающих на данном рынке. Потребительский потенциал –
способность населения потребить определенный объем услуг по определенной
цене. Для принятия эффективных решений необходимо не только знать состояние
экономической конъюнктуры на данный момент времени, но и спрогнозировать ее
состояние в будущем с учетом возможных изменений как внешних факторов, так
и внутренних, которые могут измениться под воздействием реализации принятых
управленческих решений. Основной целью прогнозирования экономической конъюнктуры является
определение перспектив ее развития. Для этого необходимо решить ряд
задач[23]:
выбор объекта прогнозирования; это может быть как конъюнктура в целом, так
и отдельные определяющие ее факторы и показатели;
анализ объекта прогнозирования; выработка основных представлений о
характере будущей прогностической модели объекта, позволяющей посредством
экспериментов с ней получать прогнозную информацию. Анализ объекта
позволяет определить основные свойства объекта, закономерности его
развития, определить тот набор методов и моделей, которые являются
методологически совместимыми, собрать соответствующую статистику;
построение прогнозной модели;
выполнение прогноза; После анализа прогноза и фактического состояния объекта выполняется
верификация- оценка достоверности, точности, обоснованности прогноза. Если
результаты оказываются неудовлетворительными, надо вернуться на предыдущие
этапы. Экономическая конъюнктура представляет собой сложную систему,
определяющую эффективность предпринимательской деятельности, состояние
которой, в каждый момент характеризуется совокупностью
конъюнктурообразующих факторов и отражается состоянием совокупности
показателей экономической конъюнктуры. Конъюнктурообразующие факторы
предопределяют состояние экономической конъюнктуры, являются причиной этого
состояния, но судить по их количественным и качественным характеристикам об
этом состоянии практически невозможно. Для прогнозирования будущего
состояния конъюнктуры наибольший интерес представляют экономические
показатели, такие как цены, объемы спроса и предложения, объем продаж и
т.д. С точки зрения математического моделирования экономические показатели
являются функциями, значения которых необходимо рассчитать для
определенного момента в будущем. Конъюнктурообразующие факторы выступают в
роли аргументов (качественных и количественных) функций. Часто показатели
экономической конъюнктуры одновременно являются конъюнктурообразующими
факторами, что существенно усложняет анализ. На первом этапе исследуются масштабы и типология экономической
конъюнктуры, ее главные характеристики, пропорции, направления и скорость
динамики. Далее выявляются конъюнктурообразующие факторы, степень и
направленность причинно-следственных связей, их динамика и устойчивость.
Осуществляется оценка состояния экономической конъюнктуры в целом и
возможности ее устойчивого развития. Конъюнктура является результатом взаимодействия предложения и спроса.
Поэтому все факторы и показатели естественным образом группируются в два
информационных блока - блок спроса и блок предложения. Прежде чем формировать данные по блокам показателей необходимо учесть
специфику отрасли, понять принципы формирования спроса на услуги и влияющие
на него факторы. 2.2.3.Оценка спроса и факторов, влияющих на него Конечная цель изучения спроса - определение платежеспособного спроса
населения в бытовых услугах, анализ степени удовлетворенности спроса,
оценка возможного увеличения объема услуг за счет изменения факторов,
влияющих на спрос. Потребление бытовых услуг во многом обусловлено
действием объективного закона возвышения потребностей, который выражает
изменение запросов людей в связи с изменением уровня общественного
развития. Повышение жизненного и культурного уровня населения, подъем
социальной активности людей ведет к дальнейшему росту их потребностей. Одни
потребности в бытовых услугах возникают в ходе развития производства,
другие появляются тогда, когда произведен тот или иной продукт. Определим ряд понятий, используемых при анализе формирования
потребностей и спроса в сфере бытовых услуг[10, с.61-75]. Потребность в бытовых услугах – это потребность в деятельности
определенного рода, направленной на создание и сохранение для нормальной
жизнедеятельности человека на данном этапе и осознанных им. Изучение
потребностей населения в бытовых услугах должно опираться на исследование
отдельных специфических особенностей бытового обслуживания и выполняемых им
функций. Процесс удовлетворения потребности в определенных услугах тесно
связан с производством. Потребитель услуги дает установку производству в
форме заказа, становится активным участником всех его стадий и лично
оценивает конечные результаты труда в области обслуживания. Это исключает
организацию производства бытовых услуг по методу “опта” (потребности в
изготовлении, а частично и в ремонте различных видов одежды, обуви, мебели,
предметов кожгалантереи, металлоизделий и других) и свидетельствует о
проявлении субъективной стороны потребностей, а также о важности значения
субъективного фактора в развитии и формировании ряда потребностей населения
в бытовых услугах. Различают абсолютные, действительные и платежеспособные потребности.
Абсолютные потребности выражают абстрактную возможность потребления
населением известной совокупности благ, порожденной развитием производства
и культуры. Они существенно опережают достигнутый уровень производственных
возможностей их удовлетворения и могут рассматриваться в качестве желаемого
уровня потребления, определенного на перспективу с учетом современных
представлений о той или иной группе потребностей. Абсолютные потребности в
силу того, что они выражают желаемый уровень потребления, часто называют
идеальными потребностями. Однако по мере развития и совершенствования
общественного производства эти нормативы изменяются, что постоянно
количественно расширяет размеры абсолютных потребностей. Действительные
потребности по объему меньше абсолютных, они испытывают непосредственное
влияние господствующих производственных отношений и так же, как абсолютные
потребности, опережают возможности их удовлетворения. Действительные потребности можно охарактеризовать как фактически
сложившиеся на данном этапе развития общества потребности. Реализованные
потребности – это действительные потребности, которые реализованы либо в
обмен на денежный эквивалент, либо путем самообслуживания. Платежеспособные
потребности – это часть действительных потребностей населения, которая
обеспечена денежным эквивалентом. Они проявляются в форме спроса. Таким
образом, если потребность выражает круг материальных и духовных благ,
которые необходимо иметь людям для нормального при данных общественных
условиях существования и развития, то спрос – только те из них, которые
население считает нужным удовлетворить, исходя из своих платежеспособных
возможностей. Выступая как форма проявления потребностей, спрос характеризует
только определенную их часть. Многие потребности, помимо спроса,
проявляются и в других формах, не связанных с товарно-денежными
отношениями. Они удовлетворяются минуя рынок, следовательно, минуя спрос.
Значительный объем потребностей этой группы удовлетворяется населением за
счет бытовых услуг, создаваемых в рамках домашнего хозяйства.
Следовательно, потребность, как по объему, так и по структуре является
более широким понятием, чем спрос. Спрос отличается от потребности также
тем, что он всегда конкретен и характеризуется количественной
определенностью. Спрос зависит от наличия денежных средств населения, что
подчеркивается термином “платежеспособный спрос населения”. Введение этого
термина позволяет более полно раскрыть содержание данной экономической
категории и более четко показать ее связь с потребностями и потреблением. Уровень развития сферы бытовых услуг не во всех случаях позволяет
полностью удовлетворить спрос. В результате часть его остается
нереализованной. Причины, приводящие к этому, могут быть самые
разнообразные: отсутствие в местах проживания населения предприятий бытовых
услуг, неполнота ассортимента предоставляемых услуг, их высокая стоимость,
низкое качество работ и тому подобное. В научном процессе и в практике
планирования при определении степени удовлетворения спроса весь возможный
объем спроса, который потребители способны оплатить (то есть
платежеспособный спрос), принято называть действительным платежеспособным
спросом. Использование этого термина необходимо для оценки реального
состояния предложения товаров и услуг и характеристики течения процесса
реализации спроса. Однако не весь действительный платежеспособный спрос
может быть реализован рыночным путем. Поэтому в зависимости от степени
удовлетворения спроса его подразделяют на реализованный, или фактически
удовлетворенный, и на неудовлетворенный. Реализованный спрос представляет
собой часть действительного платежеспособного спроса. В количественном
отношении его размеры определяются суммой денежных средств, затраченных на
оплату купленных товаров и услуг. В настоящее время население реализует
спрос на бытовые услуги в двух направлениях – на предприятиях и у частных
лиц. Следовательно, показателем реализованного спроса является сумма
расходов населения на оплату бытовых услуг по этим двум каналам. К отложенному спросу относится предъявленный, но не реализованный
населением спрос ввиду ограниченности денежными средствами или
несоответствия предложения совокупности определенных требований
потребителей. Он представляет собой разницу между действительным
платежеспособным спросом и реализованным спросом. Следовательно, чтобы
измерить величину отложенного спроса, необходимо иметь сведения о размерах
действительного и реализованного спроса. В аналитическом виде состав действительного платежеспособного спроса с
учетом реальной ситуации процесса потребления бытовых услуг (сложившихся
форм и способов удовлетворения спроса) выглядит следующим образом: Сд
= Спр +Сч +Со, где
Сд - действительный платежеспособный спрос;
Спр - спрос, реализованный на предприятиях;
Сч - спрос, удовлетворенный населением у частных лиц;
Со - отложенный спрос. Между реализованными платежеспособными потребностями населения на
услуги и реализованным спросом на них существует определенное различие. Оно
заключается в том, что по своей величине реализованные платежеспособные
потребности, как правило, выше реализованного спроса. Пределы, в которых
количественно отклоняются данные категории, неодинаковы по отдельным видам
обслуживания и зависят от природы бытовых услуг. Часть потребностей в бытовых услугах, и прежде всего те, для
выполнения которых не требуется специальной профессиональной подготовки и
обязательного применения определенных технологических режимов,
удовлетворяются населением в порядке так называемого самообслуживания. В
общий объем самообслуживания входит определенная часть потребностей,
способных быть оплаченными. К самообслуживанию относятся1:
услуги, выполняемые только членами семьи;
услуги, выполняемые членами семьи с помощью родственников и знакомых без
оплаты привлеченного труда;
услуги, выполняемые членами семьи с помощью родственников и знакомых с
оплатой их труда деньгами, продовольственными или промышленными товарами;
услуги, выполняемые членами семьи с привлечением частных лиц с оплатой их
труда и материальных затрат по взаимной договоренности. Часть потребностей удовлетворяются собственными силами по следующим
причинам:
нехватка денег на оплату услуг предприятий сферы быта,
недостатки в производстве бытовых услуг и организации обслуживания
населения на предприятиях ;
выполнение данной работы является увлечением. Здесь может возникать ситуация, характерная только для процесса
потребления бытовых услуг – существование неудовлетворенного спроса при
одновременном удовлетворении потребности. Эту особенность необходимо
учитывать при оценке общего объема фактического потребления услуг, степени
удовлетворения потребности и для расчетов, выполняемых при прогнозировании
платежеспособного спроса. В сфере потребления бытовых услуг движение потребности имеет несколько
отличный от товаров характер: в случае несоответствия предложения услуг по
объему, стоимости, набору и качеству предъявленному на них спросу часть
представленных на рынке потребностей не принимает неудовлетворенной формы,
а завершается их реализацией посредством самообслуживания. Эти
платежеспособные потребности близки по смыслу понятию реализованного
спроса, но только с позиции совершения самого факта потребления. Однако они
не соответствуют другому условию отнесения удовлетворенных потребностей в
разряд реализованного спроса – оплате их стоимости, несмотря на то, что они
совершенно реальны в части обеспеченности потребителя необходимыми
денежными средствами. В области потребления товаров такая ситуация
приводит, как правило, к расхождению, и нередко существенному, между
размерами платежеспособных потребностей и реализованным спросом. В сфере
бытового обслуживания этот разрыв будет всегда меньше на величину
платежеспособных потребностей, удовлетворенных за счет самообслуживания. Графически все вышеизложенное можно изобразить в виде схемы,
представленной на рис. 2 Рис. 2 Структура потребностей населения в бытовых услугах. 2.2.4.Классификация факторов, влияющих на спрос. Многообразие и характер факторов, воздействующих на спрос, их
разнонаправленность по результатам действия, всеобщий или конкретный
характер воздействия и целый ряд других особенностей требует научной
классификации факторов. Она позволяет более углубленно исследовать
закономерности формирования и развития платежеспособного спроса,
производить качественный отбор системы факторов, общих и конкретных для
каждой отраслевой разновидности бытового обслуживания, с тем, чтобы в
последующем разработать на их базе методы прогнозирования спроса. Это в
итоге дает возможность более обоснованно решать широкий круг вопросов,
связанных с управлением отраслью. Существует ряд классификаций факторов,
исходящих из различных целевых критериев.1 Классическая схема классификации, построенная по признаку "природа
возникновения и социально-экономическое содержание", группирует систему
факторов, влияющих на формирование объема и структуры потребления бытовых
услуг, по следующим классам:
- социальные факторы: общественно-экономическая формация и присущий ей
характер общественного производства, обмена и распределения материальных
благ; социальная структура общества (классовый состав, структура
социальных групп, профессиональный состав и т.п.); занятость населения в
общественном производстве; общий уровень культуры; структура бюджета
времени населения; национальные традиции, особенности быта и уклада жизни
населения; мода и т.п.;
- экономические факторы: доля фонда потребления в национальном доходе;
доходы населения, их структура по источникам поступления; распределение
населения по уровню совокупного дохода; уровень цен на товары и тарифов на
бытовые услуги; степень развития бытового обслуживания населения, включая
объем и структуру предложения услуг и достигнутый уровень их потребления;
характеристика источников (каналов) удовлетворения потребностей населения в
бытовых услугах; обеспеченность населения предметами длительного
пользования; состав гардероба одежды и обуви; объем накопления белья,
подлежащего обработке в прачечной или химчистке; параметры
ремонтопригодности бытовой техники; розничный товарооборот государственной
и кооперативной торговли по основным видам непродовольственных товаров;
изменение свойств существующих и появление новых изделий в результате
технического прогресса и некоторые другие факторы.
- демографические факторы: численность населения; половозрастная структура;
число семей, их распределение по составу и размерам; удельный вес
городского и сельского населения; плотность населения; миграция населения;
размеры населенных пунктов и т.п.
- природно-климатические факторы: среднегодовая температура воздуха,
годовая сумма осадков, продолжительность времен года, рельеф местности
деление территории на климатические зоны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|