Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

p> FFi= (12C1i+12C2i+4C3i+2C4i+0,5C5i)/100%. (13)

Неудовлетворенный годовой объем спроса в натуральном исчислении (Уi пo i-той услуге определяется как

(Уi= Жi Н (FFi- FE I), где (14)

Жi – доля желающих пользоваться чаще i-той услугой (рис. 7), %

Н – население муниципального округа 51, чел. В данном расчете это величина постоянная, составляющая 48604чел.

Для оценки величины неудовлетворенного спроса в денежном выражении (
Vi используется средняя цена i–той услуги Цсрi. Тогда

( Vi = (Уi * Цсрi

(15)

Величина неудовлетворенного спроса в натуральном исчислении выражает возможный социальный эффект. Величина неудовлетворенного спроса в денежном исчислении дает основу для финансового анализа и обоснования инвестиций.
Результаты расчетов приведены в таблице 11.

Анализ результатов показывает наличие большого неудовлетворенного спроса на следующие услуги (в порядке убывания): парикмахерских (108 689 ед.); ремонт и пошив обуви (72305 ед.); химчистка (50579 ед.); фотовидеоуслуги (33743 ед.); ремонт бытовой техники, аудиовидеоаппаратуры (14847 ед.).
Средний суммарный объем неудовлетворенного спроса на одного человека составляет 5 услуг/год.

Таблица 11.

Оценка неудовлетворенного спроса с учетом частоты пользования услугой

|Вид услуги |Действую|Прогнози|Доля |Средня|Неудо|Неудов|
| |щая |р. |желающих |я |вл. |л. |
| |частота |частота |пользоват|стоимо|спрос|спрос |
| |пользова|поль-зов|ься |сть |dУ |dV т. |
| |ния FE |ания FF |услугой |Цср, |шт. |руб. |
| | | |чаще |руб | | |
|Ремонт и пошив обуви |1,51 |3,86 |53% |100 |72305|7230,5|
|Ремонт и пошив одежды |0,33 |1,05 |11% |200 |4608 |921,5 |
|Химчистка |8,38 |11,60 |27% |250 |50579|12644,|
| | | | | | |8 |
|Ремонт,изготовление |0,00 |0,00 |27% | |0 |0,0 |
|мебели | | | | | | |
|Ремонт ,строит-во |0,00 |0,00 |13% | |0 |0,0 |
|помещений | | | | | | |
|Парикмахерская |4,36 |7,89 |53% |40 |10868|5434,5|
| | | | | |9 | |
|Фотовидеоуслуги |3,34 |4,79 |40% |50 |33743|1687,1|
|Ремонт бытовой техники |0,28 |1,16 |29% |200 |14847|2969,4|
|Услуги прачечных |6,92 |7,84 |11% |70 |5888 |412,1 |
|Услуги прокатных пунктов |1,02 |3,05 |2% |150 |2362 |354,3 |
|Услуги бань |6,08 |7,22 |4% |10 |2641 |26,4 |
|Всего по МО | | | | |29566|30593,|
| | | | | |1 |7 |

На данном этапе анализа наибольший экономический эффект можно ожидать от увеличения объема следующих видов услуг: химчистка (12 645 т.руб); ремонт и пошив обуви (7231 т.руб.); парикмахерские (5434,5 т.руб.); ремонт бытовой техники, аудиовидео-аппаратуры (2969 т.руб.); фотовидеоуслуги (1687 т.руб).
В среднем суммарно это составляет около 530 руб./чел./год.

При интерпретации ожидаемого экономического эффекта следует принимать во внимание следующее:

1. Расчет проведен для действующих значений средней стоимости услуги. Как отмечалось ранее (см. табл. 8) основной причиной неудовлетворенного спроса по всем видам услуг является высокая цена. Поэтому удовлетворить имеющийся спрос можно за счет снижения стоимости услуг. Таким образом, реальный экономический эффект будет ниже, чем по оценке первого этапа.

2. Степень изменения спроса при изменении параметров влияния определяется коэффициентами эластичности.

Таким образом, для уточнения анализа необходимо получить значения коэффициентов эластичности для наиболее важных факторов влияния. Эта задача должна решаться в ходе вторичного обследования.

3. Уровень потребления (количество) услуг зависит от благосостояния конкретного человека. Кроме того, более обеспеченные люди склонны потреблять более качественные и более дорогие услуги. Поэтому обследование необходимо проводить с разделением респондентов по уровню обеспеченности: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

Целесообразно также провести и градацию услуг по стоимости. Степени градации могут варьировать в зависимости от конкретной услуги и целей исследования.

3.3.4. Вторичное обследование. Анализ причин неудовлетворенного спроса на отдельные виды бытовых услуг (парикмахерские, бани)

На основании результатов первичного обследования была поставлена задача более детального анализа причин неудовлетворенного спроса на отдельные виды бытовых услуг. В качестве объектов были выбраны услуги парикмахерских как имеющие наибольший объем неудовлетворенного спроса; услуги бань как социально значимые услуги.

Услуги по ремонту бытовой техники, аудиовидеоаппаратуры не рассматривались, т.к. они удовлетворяются на городском и районном уровне - работает городская выездная служба технического обслуживания.

Исследование рынка услуг бань и парикмахерских проводилось по заказу администрации Муниципального округа 51 г. Санкт-Петербурга в ноябре 1999 года с привлечением студентов СПбГИСЭ.
Цели исследования: определение степени потребления населением данных услуг; оценка неудовлетворенного спроса; оценка эластичности спроса; разработка рекомендаций по улучшению обслуживания

Форма исследования: социологический опрос населения. В отличие от первичного обследования, на данном этапе опрос проводился среди пользователей и потенциальных пользователей конкретной услуги.

Формы анкет для проведения опроса с учетом замечаний по результатам первичного опроса приведены в Приложении 6.

3.3.4.1.Оценка неудовлетворенного спроса на услуги парикмахерских

В Муниципальном округе N51 имеются три парикмахерских (см. Приложение
3). Все парикмахерские предприятия достаточно однородны по ассортименту оказываемых основных и дополнительных услуг и по территориальному расположению.

Из 100 опрошенных услугами парикмахерских пользуются 66%. Степень удовлетворенности потребностей в услугах парикмахерских оценена следующим образом:

“отлично” – 10%

“хорошо” – 32 %

“удовлетворительно”- 44%

“плохо” – 14%
Таким образом, среди лиц, пользующихся данным видом услуг, 58% пользователей имеют сильную неудовлетворенность и еще 32% удовлетворены не полностью. Это хорошо согласуется с данными первичного обследования.

В ходе исследования выявлено 6 основных причин, в результате которых потребности жителей в услугах парикмахерских не удовлетворены или удовлетворены не полностью (см. рис.8). 14% респондентов полностью устраивает существующее положение дел.
Рис.8. Основные причины неудовлетворенности потребности населения в услугах парикмахерских

При интерпретации этих данных необходимо учитывать, что один опрашиваемый мог назвать несколько причин, по которым он не обращается на предприятия бытового обслуживания. В качестве дополнительных причин отмечалось: "не доверяю мастеру"; "качество услуг, предлагаемых в парикмахерских, часто не соответствует цене".

Большая часть опрашиваемых (50%) предпочитает обращаться к знакомым, частным лицам. Распределение причин показано на рис. 9.
Основными побудительными причинами и здесь являются: низкая цена, удобство расположения и качество. Таким образом, обращение к частным лицам в позитивной форме выражает следствие тех же причин неудовлетворенности потребностей, выявленных выше. Обращает на себя большой вес такого психологического фактора, как доверие.
Рис. 9.Основные причины приобретения парикмахерских услуг у частных лиц
Респондентам было предложено оценить степень важности названных ими причин, по которым они и члены их семей не пользуются данными услугами.
Максимальная оценка 6 выставлялась наиболее важной причине ( табл.12)

Таблица 12.

Ранжирование причин неудовлетворенного спроса по их важности
| |Причина |Средневз|Оценка степени важности причины |
| | |вешенная| |
| | | |6 |5 |4 |3 |2 |1 |
|1 |Высокая стоимость работ |3,56 |46% |16% |0% |0% |0% |0% |
|2 |Неудобный режим работы |0,34 |4% |2% |0% |0% |0% |0% |
|3 |Салон далеко от дома |1,04 |0% |16% |6% |0% |0% |0% |
|4 |Низкое качество услуг |0,49 |3% |5% |0% |2% |0% |0% |
|5 |Низкая культура обслуж-ия |0,20 |0% |4% |0% |0% |0% |0% |
|6 |Обращаюсь к знакомым, |2,89 |41% |7% |2% |0% |0% |0% |
| |частным лицам | | | | | | | |

Анализ данных таблицы показывает, что наиболее важной причиной является “высокая стоимость услуг” (46%); на втором месте - причина 6
“пользуюсь услугами частных лиц” (41%), которая, как было показано выше, в скрытой форме отражает влияние тех же причин. Поэтому в дальнейшем эта причина не будет рассматриваться.

По средневзвешенной сумме баллов 3,56 лидирующей причиной также является “высокая стоимость услуг”. И действительно, многие респонденты, в основном женщины, отмечали, что, если бы цены хотя бы на некоторые виды парикмахерских услуг были снижены (например, на укладку волос), то они посещали бы парикмахерскую значительно чаще. На втором месте с суммой 1,04
– удаленность салона. Остальные причины существенно менее значимы.

Выводы: Объем неудовлетворенного спроса в муниципальном округе 51 с населением 58,2 тыс.чел. составляет 8,1 тыс. человек (14%). Еще у 25,6 тыс. человек (44%) потребности удовлетворены на уровне ниже среднего.

Основными причинами неудовлетворенности потребителей являются: высокие цены (62%); удаленность парикмахерских от места жительства (22%).

Однако приведенная оценка неудовлетворенного спроса не учитывает периодичность рассматриваемых услуг и изменение периодичности при изменении факторов влияния. Для более точной оценки необходимо привлекать частотное распределение пользования услугой.

3.3.4.2.Расчет коэффициента эластичности спроса на парикмахерские услуги.

Спрос и цена находятся во взаимозависимости, которая может быть описана кривой спроса. Чувствительность спроса к изменению цены характеризуется коэффициентом эластичности, который является первой производной данной кривой и определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены. (1).

Для расчета коэффициента эластичности спроса необходимы: цена на услуги парикмахерских; частота посещения парикмахерских при существующей цене; как часто семья будет пользоваться данным видом услуг, если цена будет снижена.

Поскольку на уровень потребления непосредственное влияние оказывает общий совокупный доход семьи, то в анкету был включен соответствующий вопрос, который в дальнейшем использовался для градации обеспеченности респондентов следующим образом: семьей с низким уровнем дохода условно считалась семья, в которой часть бюджета, расходуемая на продукты питания, составляет от 70 до 100% от общего совокупного дохода (46% опрошенных); семьей со средним уровнем дохода условно считались семьи, в которых на продукты питания расходуют от 40 до 60% от общего совокупного дохода
(38% опрошенных); семьей с высоким уровнем дохода условно считались семьи, в которых средний процент от общего совокупного дохода, расходуемый на продукты питания, составляет от 10 до 30 % (16% опрошенных).

Результаты опроса приведены в таблице 13.

Таблица 13.

Количество опрошенных, посещающих парикмахерские
|Уровень дохода |Всего |Кол-во при |Кол-во при |
|семьи |опрошенных, |действующей цене |уменьшении цены |
| |чел. | | |
|Низкий |46 |24 |32 |
|Средний |38 |28 |36 |
|Высокий |16 |14 |16 |


Классическая формула расчета коэффициента эластичности дает результаты, представленные в табл. 14-16. Средневзвешенный коэффициент эластичности, определенный с учетом относительной доли семей с разным уровнем дохода, составил К э.с. средн. = 0.57 < 1

Таблица 14.

Расчет коэффициента эластичности для семьи с низким уровнем дохода
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |24 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |32 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |8 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |0,33 (33%) |

К э.с.= 0,66 < 1

Таблица 15.

Расчет коэффициента эластичности для семьи со средним уровнем дохода
|ПОКАЗТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |28 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |36 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |8 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |0,29 (29%) |

К э.с.= 0,58 < 1

Таблица 16.

Расчет коэффициента эластичности для семьи с высоким уровнем дохода
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |14 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |16 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |2 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |0,14 (14%) |

К э.с.= 0,28 < 1
Большое значение коэффициента эластичности спроса ( более 1) означает, что небольшое изменение цены ведет к большому изменению спроса и наоборот. В нашем случае коэффициент эластичности спроса колеблется от 0,28 до 0,66, т.е. уменьшение цены почти в 2 раза не повлечет за собой слишком большого увеличения объема спроса. Такой вывод не согласуется с качественными результатами первичного обследования, которые указывают на довлеющее влияние цены на спрос.

Для устранения кажущегося противоречия необходимо расчет спроса производить с учетом частотного распределения. Вид частотного распределения посещений парикмахерских приведен на рис.10.

Рис. 10. Частота посещения парикмахерских

Результаты расчета коэффициента эластичности с учетом частотного распределения для услуг парикмахерских приведены в таблице 17.

Таблица 17.
Расчет коэффициента эластичности спроса по цене для услуг парикмахерских
| |Действующ|Прогнозир|коэффиц|Увеличен|Увеличен|Относите|
| |ая |уемая |иент |ие |ие |льный |
| |ср-годов.|ср-годов.|эластич|платежес|платежес|прирост |
| |частота |. частота|ности |пособног|пособног|платежес|
| |обращения|обрашения| |о |о спроса|пособног|
| | | | |спроса,ш|, т.руб |о спроса|
| | | | |т. | | |
| всего |3,35 |7,58 |2,52 |98302 |4915,1 |50,4% |
|семьи с низким |2,65 |6,15 |2,64 |37466 |1873,3 |52,8% |
|доходом | | | | | | |
|семьи со средним|3,74 |8,51 |2,55 |42134 |2106,7 |50,9% |
|доходом | | | | | | |
|семьи с высоким |4,45 |9,47 |2,26 |18702 |935,1 |45,2% |
|доходом | | | | | | |

Полученные значения коэффициентов эластичности отражают тенденцию существенного увеличения спроса при снижении цены.
В столбцах 5 и 6 таблицы приведены прогнозные данные увеличения платежеспособного спроса при уменьшении цены на 10 руб.(20%). В среднем увеличение спроса составляет более 50% по количеству потребляемых услуг.

3.3.4.3. Оценка неудовлетворенного спроса на услуги бань

Баня - это предприятие, имеющее социальное значение. Подобное предприятие удовлетворяет два вида человеческих потребностей: потребность содержать свое тело в чистоте и потребность в отдыхе. Потребности первого вида обычно возникают у людей, не имеющих в своем доме горячей воды или ванны. Обычно посещение бани для таких людей становится обязательной еженедельной процедурой.

Потребности второго вида возникают у людей, для которых посещение бани является своего рода отдыхом, приятным времяпрепровождением.

Как правило, бани создаются, в первую очередь, для людей, которые не имеют возможности мыться дома. Это обычные бани (душевые кабины, парилка или сауна). Услуги обычных бань, как правило, стоят недорого. Бани “люкс”
(повышенного качества) создаются для категории людей, которые ходят в баню отдыхать, и при этом имеют высокий достаток, т.к. услуги таких бань стоят дорого. Бани “люкс” предлагают своим клиентам ряд дополнительных услуг: парилку и сауну, бассейн, массаж, тренажерный зал, буфет.
Важную роль в оценке качества услуг бани играет доступность бани, определяемая как среднее время, необходимое на дорогу до места оказания услуги.

В муниципальном округе 51 имеется только одна баня (см. Приложение 3) недалеко от станции метро "Пролетарская". Для большинства жителей данного округа подобное расположение бани означает долгую поездку на трамвае или автобусе, а это не является хорошим стимулом для посещения бани. Возможно, именно из-за этого основными клиентами бани являются жители близлежащих улиц, а остальное население района отказывается посещать баню.С точки зрения владельцев автомобиля, расположение бани является достаточно удобным. Станционные бани №5 имеют три отделения: женское, мужское и
"отдельный кабинет":

- женское отделение (двухразрядное):
1) первый разряд включает в себя сауну и бассейн. Время - 1,5 часа.
Стоимость услуги 6 руб. 30 коп. ;
2) второй разряд включает в себя сауну, бассейн, русскую парильню и педикюрный кабинет. Время - 2 часа. Стоимость услуги 22 руб. ;

- мужское отделение (двухразрядное):
1) душевое отделение с сауной. Время - 1,5 часа. Стоимость б руб. 30 коп.
Льготный день для пенсионеров, стоимость 2 руб.,
2) отделение "люкс" включает сауну, бассейн, русскую парильню, педикюрный кабинет, буфет и массаж. Время - 2 часа. Стоимость 50 руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.