p> Однако, при значительном числе отрицательных последствий ускоренной
приватизации, имеется ряд положительных моментов, в которых проявилась
специфика сферы сервиса, в частности, ее гибкость и приспособляемость к
изменяющимся условиям. Это позволило службе сервиса, и бытовому
обслуживанию в частности, не только выжить, но и занять законное,
достаточно важное место среди других отраслей экономики страны. Динамика
этого процесса наглядно отражена в Приложении 1. Опыт многих ныне развитых стран мира показывает, что развитие сферы
сервиса в условиях глубокого экономического кризиса может дать толчок
началу экономического роста страны. Влияние этой сферы на экономическую или
социальную жизнь общества обусловлено важнейшими функциями, которые она
выполняет в системе общественного воспроизводства:
экономические (увеличение ВНП, содействие плавной диверсификации экономики,
увеличению объема и расширению ассортимента производимых товаров и услуг,
пополнение финансов региона, экономия доходов населения),
социальные (получение дохода работниками, обеспечение занятости населения,
особенно уязвимых ее слоев; увеличение свободного времени населения),
политические (формирование и воспроизводство широкого слоя мелких
собственников). Экономическое значение сферы бытовых услуг объективно возрастает в годы
кризисов в силу того, что она призвана значительно, и без существенных
капитальных вложений расширить производство многих потребительских услуг.
Она дает возможность приблизить производство к потребителю, помочь
выравниванию условий жизни, вовлечь в производство часть материальных и
финансовых ресурсов населения, ранее использовавшихся исключительно для
личного потребления, создать новые рабочие места, ускорить демонополизацию,
развивать конкуренцию, служить источником ощутимых бюджетных поступлений. Одним из самых весомых факторов воздействия сферы бытовых услуг на
повышение эффективности общественного производства многие экономисты
называют ее влияние на воспроизводство рабочей силы. Подавляющее большинство бытовых услуг оказывается в сфере малого
предпринимательства. Так по данным 1995 года[8] индивидуальными
предпринимателями оказывалось 63% услуг по ремонту жилья, 81% услуг по
пошиву одежды, 67% ремонта бытовой аппаратуры, 53% ремонта обуви. Из
оставшегося объема услуг большую часть оказывали малые предприятия. Для малого предпринимательства характерна относительно большая доля
затрат живого труда на единицу продукции. В условиях кризиса на первый план
вышла их способность впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождаемую в
ходе реорганизации крупных предприятий. Это было характерно для Америки,
Германии, Японии в периоды кризисов, характерно и для России сегодня. Во
всех ведущих странах в годы мирового энергетического кризиса обнаружилась
обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой
численности их персонала. В США в 70-85 г.г. на малых и средних
предприятиях было создано 35 млн. новых рабочих мест, в то время как
крупные фирмы и государственные структуры потеряли около 6 млн., при этом
почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 чел. В странах
ЕС в 88-92 г.г. сектор малых предприятий увеличился в среднем почти на 300
тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера
производственных и потребительских услуг[9]. Немалая часть предприятий отрасли создается социально уязвимыми
группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации,
вынужденными переселенцами и т.п. При этом количество женщин, работающих в
сфере услуг, составляет большую часть от общего числа занятых. Так, в ЕС
на рубеже 80-90 -х годов женщины составили почти 27% начинающих
предпринимателей. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн. женщин
ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на
предприятиях своих мужей. Кроме того, наемный женский труд часто
используется как надомный, временный, или "частичный". В ЕС в 1991 г. в
режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного женского
населения и только 4% - мужского. Сегодня доля занятых в сфере сервиса
составляет 10 % от общего числа занятых, из них 6% приходится на женщин. В
1984 году в отраслях сферы сервиса было сосредоточено 54,4% занятых в
народном хозяйстве ФРГ[10]. При этом количество женщин, работающих в сфере
услуг ФРГ, составляет 53% от общего числа занятых[11]. В большинстве стран
в сфере сервиса 2/3 занятых составляют женщины. Часто мелкое
предпринимательство в сфере сервиса служит способом избавиться от
безработицы. Во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы
кризиса людьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда. Здесь активно
используется труд инвалидов, пенсионеров, молодежи без опыта работы. Это
связано с гибкостью графика работы, возможностью работать неполный рабочий
день или сезонно, брать работу на дом. Исследования прошлых периодов
показывают, что доля работающих пенсионеров в РСФСР в жилищно-коммунальном
хозяйстве и бытовом обслуживании населения составляла в 70-е гг. до 8,5-
10%. Думается, проведение специальных социологических опросов и сегодня
подтвердит заинтересованность пенсионеров в продолжении трудовой
деятельности. Поэтому дальнейшее развитие отраслей сферы сервиса, включая
бытовое обслуживание населения, является одним из основных направлений по
увеличению занятости. Характерно, что темпы роста производительности труда на малых
предприятиях (в расчете на одного занятого) нередко оказывались выше, чем
на крупных, а темпы роста зарплаты - ниже[12]. В этом проявляется
свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках и сдерживание
роста заработной платы при опережающем росте производительности труда,
которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять
труднее. Это составляет одно из основных конкурентных преимуществ в периоды
спада конъюнктуры. Достаточно большая доля ручного труда, в том числе и
высококвалифицированного, относительно небольшие удельные капитальные
затраты на развертывание производства сделали службу быта источником новых
рабочих мест, что благоприятно повлияло на социальную и внутриполитическую
обстановку, особенно в период всплеска безработицы. Бытовые услуги оказывают значительное влияние на рост
производительности труда в общественном производстве. Это происходит в
направлении совершенствования социально-бытовых условий на производстве,
рационального использования и высвобождения внерабочего времени трудящихся
для самосовершенствования. К числу таких социально-бытовых условий наряду с
организацией питания, оказанием медицинской помощи, созданием санитарно-
гигиенических условий на производстве относят и обеспечение
соответствующего бытового обслуживания. Создание коммунально-бытовых
объектов на предприятии (пункты питания, медицинского обслуживания,
торговые точки, организация системы продуктовых заказов, выездное
обслуживание, введение системы приема заказов на бытовое обслуживание и
др.) в значительной степени способствует повышению работоспособности
каждого работника. Доля услуг, оказываемых населению, в общем объеме валового
национального продукта России возрастает в последние годы весьма
значительными темпами (см. табл.2). Несмотря на не слишком радужные результаты деятельности в целом,
отрасль бытовых услуг положительно влияет на экономику страны, являясь
надежным источником бюджетных поступлений, особенно это характерно для
мелкого частного бизнеса, что ярко проявляется при анализе (табл.3) Таблица 2. Объемы ВВП и услуг в текущих ценах1
|год |ВВП всего, млн.руб. |в том числе услуги |
| | |млн.руб. |% |
|1990 |644,2 |210,1 |32,6% |
|1991 |1398,5 |513,4 |36,7% |
|1992 |19005,5 |10020,2 |52,7% |
|1993 |171509,5 |79488,4 |46,3% |
|1994 |610745,2 |301095,0 |49,3% |
|1995 |1540492,8 |787828,6 |51,1% |
|1996 |2145655,5 |1072108 |50,0% |
|1997 |2521941,5 |1314016 |52,1% |
|1998 |2684538,6 |1415643 |52,7% | Таблица 3. Рентабельность предприятий бытового обслуживания2
|год |1995 |1996 |1997 |1998 |
|малые предприятия |4,5% |6,1% |2,7% |2,4% |
|средние и крупные |-2,1% |-7,1% |-2,8% |-5,6% | Ситуация, в которой оказалась страна в результате реформирования,
значительно изменила и усилила социальную роль отрасли. Малая приватизация
первой волны стала базой для создания в нашей стране слоя мелких частных
предпринимателей. Этот слой – основа любого государства с рыночной
экономикой. Их интересы – спокойная политическая обстановка, законность,
порядок. Они – основа политической стабильности в обществе. Избавление трудящихся от необходимости самостоятельно решать
существующие потребности в услугах с помощью сферы бытовых услуг при
комплексном подходе позволяет не только улучшить производительность
труда на предприятии, но и дополнительно высвободить внерабочее время
трудящихся. Развитие способности человека к труду предполагает наиболее
эффективное проведение и внерабочего времени, так как именно в тот период
осуществляются многие жизненно необходимые функции человека. И последнее, несколько утраченное временно качество бытового
обслуживания населения – экономия денежных доходов населения. В связи с
изменением структуры потребительских расходов наблюдается постоянный
прирост доли расходов на бытовую технику, компьютерную технику, автомобили,
индивидуальное строительство. Соответственно возрастающий объем
потребностей в их ремонте и обслуживании требует своего удовлетворения на
достойном уровне. Привлечение специалистов службы быта для выполнения
всевозможных бытовых работ позволяет оказывать высококачественные услуги,
экономя при этом средства населения. Нормальное обслуживание и качественный
ремонт существенно продлевают жизнь технике, экономя средства ее владельцев
на приобретение новой в случае поломки. Раньше существенную значимость
играло также и восстановление потребительской стоимости одежды, обуви и
т.п. Стирка, химчистка, ремонт обуви, часов, сумок и т.п. экономили
денежные доходы населения, продлевая жизнь самых необходимых вещей. Однако
сейчас положение несколько изменилось из-за сближения стоимости новой вещи
и ее ремонта. С одной стороны, развитие массового промышленного
производства существенно снизило цену на эти товары. Выпуск вещей малыми
партиями с учетом индивидуальных особенностей потребителей снизил число
клиентов ателье индивидуального пошива или изготовления, так как
удовлетворил тех, кто предпочитает использовать нестандартные модные вещи.
С другой стороны, не умея мыслить стратегически, многие предприниматели
взвинчивают цены на ремонт (не заботясь о качестве) и теряют потребителей.
Частично в этом есть вина не только предпринимателей, но и государства.
Непомерные налоги, высокая арендная плата определяют уровень цен на услуги.
Льготы для малорентабельных услуг, оказываемых предприятиями бытового
обслуживания беднейшим слоям населения, не только улучшили бы социальное
положение населения, но и способствовали бы росту поступлений в бюджет за
счет существенного расширения числа клиентов, способных оплачивать эти
услуги. Таким образом, сфера бытовых услуг имеет большую социальную,
экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с
задачей повышения качества жизни населения. Качество жизни - интегральное
понятие, комплексно выражающее количественный и качественный аспект
удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество жизни характеризует в количественно измеряемых единицах
(социальных показателях и индикаторах) состояние целевой группы (населения
муниципального образования), субъективные и объективные стороны ее
жизнедеятельности (образа жизни) и объективные условия этой жизни.
Структура системы "качество жизни населения территории"1 может быть
представлена в следующем виде: - физическое и биологическое состояние экологической среды и состояние здоровья населения; - права и свободы человека, личная и общественная безопасность; - уровень жизни населения (доходы и расходы населения, общий объем потребляемых населением благ и услуг, пользование товарами и услугами, жилище, социальные возможности и неравенство, социальная защита); - труд и занятость (занятость, безработица, условия и безопасность труда, социальное партнерство); - показатели воспроизводства гуманитарно-личностного потенциала субъекта (образование, культура, физкультура и спорт, досуг и отдых). Выделенные блоки качества жизни соответствуют основным функциональным
сферам деятельности и ответственности социально-бытовой и культурной
политики местной администрации В данной структуре ясно прослеживаются блоки и направления,
непосредственно связанные с уровнем развития сферы бытовых услуг на
территории. Взаимное влияние развития сферы бытовых услуг и качества жизни
населения ясно прослеживаются в большинстве блоков. Доходы и расходы
населения, общий объем потребляемых населением услуг, занятость и
безработица, досуг и отдых в значительной степени зависят от развития
сферы бытовых услуг в регионе. Вышеприведенный анализ показывает значительную гибкость и выживаемость
сферы бытовых услуг в современных рыночных условиях. Увеличение социальной
и экономической значимости индустрии услуг и в развитых странах и в России
требует самого высокого внимания к ней со стороны органов власти и
управления. Это должно выражаться в оказании помощи в развитии сферы
бытовых услуг и в участии властных структур в управлении ее деятельностью.
Степень и уровень участия будет рассмотрен ниже. 1.2 . Задачи власти по регулированию деятельности предприятий бытового обслуживания на различных уровнях государственного и местного управления и пути их осуществления. Учитывая, что одной из основных задач власти является забота о
благосостоянии народа, повышение качества жизни населения становится одним
из показателей работы органов государственного и местного управления. Как
отмечалось выше, сфера бытовых услуг оказывает очень большое влияние на
этот показатель. Властные структуры в последнее время вынуждены уделять
развитию данной отрасли самое значительное внимание. Это вызвано не только
заботой об уровне обеспеченности населения подведомственной территории
услугами, но и тем, что, как оказалось, данная область деятельности
способна приносить неплохой доход, служить резервом и источником рабочих
мест, обладает повышенной выживаемостью в сложных условиях рыночной
экономики. В связи со сложившейся ситуацией изменилась роль органов
государственного и местного управления в развитии сферы бытовых услуг.
Многообразие видов услуг, их различная социальная и экономическая
значимость выдвигают на передний план вопросы о соотношении уровней и
методов государственного и местного управления для различных видов услуг. Роль органов государственного управления в развитии и деятельности
индустрии услуг прежде всего состоит в том, чтобы создать соответствующий
правовой, экономический и социальный климат для развития социально и
экономически значимых видов услуг и поддержания уже существующих. Функции
подавления нежелательных видов услуг в современной ситуации надо применять
очень осторожно, т.к. неправильная оценка того или иного вида в перспективе
может привести к значительным отрицательным последствиям. Кроме того, путем применения определенных методов и механизмов
управления властные структуры могут изменять скорость и направление
развития отдельных видов услуг и отрасли в целом. В связи с тем, что услуги – это большое количество разнообразных
видов деятельности, необходимо определиться с наиболее рациональными
уровнями управления для каждого вида и методами, используемыми на каждом
уровне. Все управляющие механизмы и методы управления крупно можно разбить
на две категории: административно-законодательные и экономические
(существует еще одна – морально-этическая, но в сегодняшних условиях трудно
представить, что воздействия этой категории дадут какой-либо значительный
эффект). Следует отметить, что в ряде случаев использование одних и тех же
методов управления внутри одной категории приводит к совершенно различным
результатам. Это связано с тем, что при использовании одного и того же
метода управления могут быть задействованы различные механизмы исполнения.
Поэтому целесообразней рассматривать структуру управления рынком в виде
определенных областей, в которых работают однородные механизмы и методы
управления. В этом случае структура управления развитием рынка бытового
обслуживания должна включать следующие механизмы управления и
регулирования:
административно-законодательное регулирование;
административное экономическое регулирование;
налоговую систему;
коммерческий расчет;
систему ценообразования;
финансово-кредитные рычаги управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|