Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

p> Особенностью структуры является тесная взаимосвязь между областями, в которых работает тот или иной механизм управления. Принятие решений в одной из них побуждает необходимость приведения в действие механизмов одной или нескольких смежных областей. Игнорирование этой взаимосвязи приводит к резкому снижению эффективности принимаемых решений, а зачастую и к неожиданным отрицательным результатам. Конечно, весьма сложно учесть абсолютно все взаимосвязи и последствия управляющих действий, но значительный опыт и практические наработки позволяют органам власти в большинстве случаев избежать серьезных отрицательных социальных и политических последствий. Однако эффективность принимаемых таким образом решений зачастую крайне низкая. Это особенно хорошо видно на примерах многочисленных программ поддержки и развития предпринимательства.

Таким образом, описанная выше структура на самом деле представляет собой сложную, "дышащую" систему воздействия на объект (в нашем случае – рынок услуг) через управляющие решения с получаемым на выходе сложно прогнозируемым социально-экономическим эффектом. Причем взаимосвязи между областями управления изменяются с изменением направленности воздействия, характера воздействия, внешних по отношению к системе условий (например, изменение половозрастных характеристик населения) и т.п.

Жесткая оптимизация работы такой системы в принципе невозможна из-за большого количества факторов влияния. В тоже время введение в систему постоянно работающей обратной связи по типу "принимаемое управляющее действие (решение) – получаемый социально-экономический результат – корректирующее управляющее действие" позволит приблизиться к оптимальности воздействия. Такая обратная связь в рассматриваемом аспекте достигается с помощью мониторинга рынка по тому или иному вопросу.

Сложность управления системой усугубляется еще и тем, что возможности принятия тех или иных управляющих решений и применяемых методов воздействия в значительной степени зависят от уровня властной структуры. Такие ограничения в использовании механизмов управления значительно снижают эффективность обратной связи.

Рассмотрим составляющие механизмы управления более подробно.

Административно-законодательное регулирование должно заключаться в выработке законов обеспечивающих защиту жизни и здоровья граждан, а также политики социальных приоритетов, т.е. определять наиболее социально значимые виды услуг и устанавливать минимальный уровень обеспеченности этими услугами. Законы и подзаконные акты, являющиеся на настоящий момент наиболее используемым инструментом института власти, должны регламентировать выбранное направление и методы административного воздействия с учетом социальных и политических последствий принимаемых решений.

Экономические способы государственного (административного) регулирования включают инвестиции, дотации, фиксированные цены, неналоговые льготы, бюджетные кредиты (речь идет об использовании средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов для стимулирования работ в приоритетном направлении). Сюда же относятся и обратные способы воздействия
– отзыв инвестиций, замораживание кредитов, увеличение сборов и пошлин, лицензирование. Косвенно к данной категории механизмов управления можно отнести законодательное проведение новых налогов и снижение существующих.

Кстати, эта категория механизмов управления проявляется как взаимосвязь описываемой области административного экономического управления со смежной - областью налогового управления.

Область налогового управления выделена в самостоятельную по нескольким причинам. Во-первых, как область управления с наиболее эффективными механизмами экономического воздействия. Во вторых - в связи с тем, что по чисто российской специфике, данный исполнительный механизм, предназначенный для контроля и пополнения бюджетов разных уровней, превратился в самостоятельную централизованную структуру, подчиняющуюся власти только на самом высоком, федеральном уровне, выпускающую собственные подзаконные акты (зачастую противоречащие приоритетам более низких уровней власти) и имеющую эффективные рычаги воздействия на объекты управления в виде установки сроков, штрафов и других санкций.

Области ценообразования и финансово-кредитных механизмов управления представляют собой разновидности областей экономического воздействия и отличаются от административно-экономической рядом особенностей. В частности, ни тот ни другой механизм в условиях рыночной экономики не подчинен органам власти и управления. Область ценообразования очень сильно подвержена влиянию внешних факторов, а управление ею через данный механизм весьма сложное и ограниченное. Использование финансово- кредитных рычагов также представляет достаточно сложный и опосредованный вариант управления и, к тому же не очень чувствительный для некоторых видов бытового обслуживания населения.

Область управления через коммерческий расчет весьма перспективна, принимая во внимание психологию предпринимательства. Эта область имеет множество рычагов воздействия, (например, "муниципальный заказ", создание предприятий смешанных форм собственности и т.д.), причем многие из них доступны органам власти если не непосредственно, то через промежуточные звенья (например, муниципальные предприятия и службы). Основным недостатком является слабая изученность этой области.

В систему методов и рычагов регулирования развития сферы сервиса могут быть включены следующие:
1. В области налогообложения
- общее снижение числа местных налогов и ставок по ним;
- установление прямых налоговых льгот в части местных налогов, целевых платежей и сборов для предприятий ;
2. В области административно-экономического управления:
- установление льгот по арендной плате и коммунальным платежам ;
- продажа помещений по льготным ценам;
- прямое финансирование из муниципального бюджета;
- условиями, на которых предприятиям будут предоставляться льготы;
3. В области административно-законодательного регулирования:
- лицензирование деятельности;
- создание муниципальных лизинговых компаний;
4. В области коммерческого расчета:
- создание муниципальных предприятий и муниципальных рабочих мест создание предприятий на основе смешанных форм собственности;
- установление территориального заказа на оказание услуг социально- незащищенным слоям населения;

Как говорилось выше, объектом воздействия системы в зависимости от поставленных задач является тот или иной вид услуг. Каждый вид услуг, входящий в сферу сервиса может быть охарактеризован с точки зрения управляемости по следующим взаимосвязанным показателям: метод управления и уровень управления. Исходных предпосылок для определения данных показателей на каждый вид услуг может быть несколько. Укрупнено их можно разделить на 4 направления:
1. Значение услуги для жизни и здоровья клиентов. Чем более важна услуга для жизни и здоровья населения, тем выше должен быть уровень управления, на котором определяются законодательные меры по обеспечению качества услуг.
2. Социальная значимость. Услуги первой необходимости, которые должны быть доступны всем слоям населения, должны регулироваться по ценам, месту, качеству оказания услуг; услуги, рассчитанные на обеспеченных потребителей, регулируются рынком, требуются лишь законы по защите прав потребителей и налогообложению.
3. Финансирование. Услуги, оплачиваемые клиентами, должны регулироваться исходя из их территориальной доступности; услуги, финансируемые или частично компенсируемые бюджетом, регулируются на уровне соответствующего бюджета; органы управления более низкого уровня могут лишь подавать предложения по их территориальному размещению и контролировать качество услуг с целью передачи информации на вышестоящий уровень.
4. Территория обслуживания. Чем меньше территория обслуживания, тем ниже уровень управления, который должен регулировать деятельность по оказанию данного вида услуг.

Территория обслуживания имеет определенные объективные граничные условия и, соответственно, функции управления не могут осуществляться органом управления, территория которого меньше территории обслуживания.
Классическая классификация по территориальной доступности, которая формировалась для определения оптимального размещения предприятий, предусматривает деление всех видов услуг на услуги каждодневного и повседневного спроса, периодического спроса, эпизодического спроса. Однако за последние годы сильно изменились технологии обслуживания, появились принципиально новые виды услуг, что требует кроме учета факторов периодичности использования услуг еще и учета места ее исполнения. В связи с этим разработана новая классификация услуг по размерам территории обслуживания:
Услуги, выполняемые на дому у клиента приходящим мастером (ремонт крупной бытовой техники, уборка дома и т.п.). Территория обслуживания определяется соотношением цены услуг и затратами мастера на дорогу.
Услуги каждодневного и повседневного спроса, выполняемые на предприятии услуг (мелкий и срочный ремонт обуви, услуги парикмахерских и т.п.). Они должны быть максимально приближены к потребителям, т.е. находиться в пределах пешеходной досягаемости 15-20 минут.
Услуги периодического спроса (пошив одежды, услуги химчисток и т.п.) имеют больший радиус действия, который составляет обычно 1-2 района, и размещаются на оживленных проспектах, площадях, улицах, вблизи остановок.
Услуги эпизодического спроса (крупный ремонт бытовой техники, центральная химчистка и др.), оказываемые предприятиями районного, городского и областного радиуса обслуживания следует размещать в торговых и культурных центрах района, городов, на главных магистралях, совмещая с другими предприятиями сферы обслуживания.
Услуги, для оказания которых требуется перемещение клиента к месту оказания услуги, т.к. используются ресурсы территории (туристско-экскурсионные, оздоровительные и т.п.). Территория, на которой они оказываются и определяет размеры зоны обслуживания.
Услуги, для которых личная встреча клиента с мастером необязательна, т.к. используются современные системы связи – почта, телефон-факс, интернет, удаленные терминалы (банковские, информационно-консультационные, учебные, рекламные и т.п.) имеют практически неограниченную территорию обслуживания.

Рассматривая взаимосвязанные показатели " метод управления - уровень управления" управляемость основных видов услуг с учетом вышеизложенных предпосылок может быть отражена в виде классификации "услуги – уровень управления – метод управления".

Методы, которые могут быть применены органами государственного управления для регулирования того или иного вида услуг можно объединить в шесть блоков:
1. Законодательное регулирование производства и потребления услуг, трудовых отношений.
2. Налоговое регулирование (налоги, льготы).
3. Производство услуг, являющихся общественными благами, через создание государственных или муниципальных предприятий, акционерных обществ с долей государственного капитала.
4. Субсидирование производителей (полное или частичное) или косвенная поддержка производителей (предоставление помещений, регулирование арендной платы, консультирование, информационная поддержка, организация повышения квалификации персонала, организация финансирования путем предоставление кредитов или гарантий бюджета при получении кредита в банке и т.п.).
5. Субсидирование потребителей бытовых услуг (прямое, через различные социальные выплаты, или косвенное, через регулирование цен, предоставление льгот отдельным категориям населения с последующей компенсацией производителям недоплаты из бюджета, заказ на оказание услуг от бюджета и т.п.);
6. Организация процесса контроля и оперативного регулирования процесса оказания услуг (определение состава и функций контролирующих организаций, четкое законодательное оформление их прав и обязанностей).

Применение того или иного метода регулирования или их сочетания в значительной мере зависит от второго показателя управляемости услуги – уровня управления (федеральный, республиканский, местный, муниципальный) и формируется на основании 4 предпосылок, указанных выше.

В таблице 4 показаны методы регулирования (номерами от 1 до 6 в соответствии с вышеприведенной нумерацией), которые целесообразно использовать для соответствующего вида услуг на разных уровнях управления.
Таким образом, поле возможных вариантов регулирования представляет собой множество сочетаний из 6 возможных блоков методов, применяемых на 4 уровнях. Возможно использование одновременно нескольких вариантов методов регулирования для одного и того же вида услуг. Дальнейшая оптимизация такого поля для каждого вида услуг представляет собой отдельную научную проблему и может быть предметом дальнейших исследований в области регулирования развития службы сервиса.

Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод о том, что управление развитием сферы сервиса со стороны органов государственной власти и местного самоуправления возможно с помощью механизмов сложнооптимизируемой системы набором методов, состав которых зависит от вида услуг и уровня управления.

Таблица 4.

Классификация методов регулирования на разных уровнях управления по видам услуг.
| Уровень |Федеральный|Региональный |Местный |Муниципаль|
|управле- | | | |ный |
|Вид | | | | |
|ния | | | | |
|услуг | | | | |
|Пассажирский |1,2,3,4,5 |2,3,4,5,6 |2,3,4,5,6 | |
|транспорт | | | | |
|Бытовое обслуживание |1,2 |1,2 |2-6 |3,4,5,6 |
|населения | | | | |
|Связь |1-4 |1-6 |6 | |
|ЖКХ |1,2 |1,2 |3,4,5,6 |6 |
|Образование |1-4 |1-4 |2-6 |3,4,6 |
|Культура |1-4 |1-4 |2-6 |3,4,6 |
|Туризм |1,2 |1,2,3,4,6 |1,2,3,4,6 |6 |
|Спорт |1-4 |1-4 |2-6 |3,4,6 |
|Медицина |1-4 |1-6 |2-6 |6,5 |
|Санитарно-оздоровитель|1-5 |1-6 |2-6 |6 |
|ные | | | | |
|Правовые |1-4 |1-5 |2-6 | |

Из комплекса основных видов услуг в современных условиях в первую очередь необходимо уделять внимание социально важным видам. Причем особенно важно обратить внимание на возможность получения доходов от их развития.
Одним из таких видов является сфера бытового обслуживания населения.
Учитывая локальность действия этого направления и классификацию «виды услуг
– уровни управления», можно сказать, что на уровне муниципального образования имеется значительное количество методов управления и высока оперативность обратной связи по результатам управляющих воздействий. Кроме того, органы местного самоуправления заинтересованы в развитии доходных направлений социально-значимых услуг.

1.3. Научные методы управления развитием рынка бытовых услуг.

Активизация процессов реформирования экономических структур выдвинуло на одно из первых мест проблему организации эффективного управления в условиях рыночной экономики. Управление каждым видом услуг имеет свою специфику. Рамки данной работы ограничены рассмотрением управления бытовым обслуживанием населения. Как показано в предыдущем пункте, управление этой отраслью осуществляется в основном на муниципальном уровне. В связи с тем, что на этом уровне не осуществляется финансирование услуг, являющихся общественными благами, речь может идти лишь о рыночных методах управления.

Старая система административного управления основывалась на технократическом подходе, основанием которого была государственная система управления народным хозяйством, а информационной основой – государственная статистика. В качестве цели прогнозирования и планирования использовалось достижение нормативов рационального потребления конкретного вида услуг.

После приватизации и перехода к рыночным методам управления данная система действует лишь частично для услуг, являющихся общественными благами и финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов (медицина, образование, культура).

Информационную основу новых систем управления должна составлять достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества с позиции комплексной оценки результатов социально-экономического развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций развития. Существующие системы информационной поддержки, ядром которых служат данные государственной статистики, настроены на дореформенную экономику, они во многих случаях бессильны в вопросах оценки новых процессов, происходящих в обществе.

Проанализируем опыт разработки различных моделей развития бытового обслуживания и источников информации, которые они используют.

Основы старой системы планирования и прогнозирования в современных условиях пытаются использовать, несколько модифицировав, при формировании комплексных программ развития территорий и/или различных специализированных целевых программ. Большое количество таких программ, использующих многокритериальную оптимизацию, создается на региональном и местном уровне
[2,5,8,30,40,66 и другие]. Эти модели, как правило, весьма сложны, приоритеты целевых функций, входящих в комплексную функцию, весьма субъективны. Параметры, определяющие степень эффективности – традиционны для СССР (государство рассматривается как одно большое предприятие), что противоречит современным задачам власти. Очень редко в таких программах фигурирует в качестве одной из целевых функций или блока развитие сферы бытовых услуг, а если и существует, то с весьма низким приоритетом. Такие программы формируются чаще всего в промышленных регионах, где приоритет отдается развитию крупных предприятий, особенно если это градообразующие предприятия, полностью или частично находящиеся в собственности государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.