Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

p> - "отдельный кабинет" объединяет в себе все услуги "люкса", плюс тренажерный зал. Время - 1,5 часа, тренажерный зал - 30 мин. Стоимость 300 руб.

Имеются также дополнительные платные услуги (простыни, полотенца и др.) стоимостью от 1 руб. до 10 руб. Из числа опрошенных баню посещают 58%.
Частотное распределение посещения бань представлено на рис. 11.

Рис.11. Частота посещений бани

Средняя частота посещения бань составляет 15,1 услуг/год/чел.
Существующий спрос составляет 878 т.услуг/год или 8780 т.руб./год при средней стоимости услуги 10 руб.

Степень удовлетворенности населения в услугах бань можно оценить на основании рис.12.

Рис.12. Оценка степени удовлетворенности населения услугами бань

Таким образом, более чем у половины участников опроса потребности в услугах бань не вполне удовлетворены.

В ходе исследования были исследованы причины не полного удовлетворения в услугах бань. Результаты приведены на рис. 13.

Рис.13. Причины неудовлетворенности услугами бань

Респондентам было предложено оценить степень важности названных ими причин, по которым они и члены их семей не пользуются данными услугами.
Максимальная оценка 6 выставлялась наиболее важной причине.

Таблица 18

Ранжирование причин неудовлетворенности услугами бань
| |Причины |Средневз|Оценка степени важности причины |
| | |вешенная| |
| | |Оценка |6 |5 |4 |3 |2 |1 |
|1 |Высокая стоимость услуг |1,92 |22% |12% |0% |0% |0% |0% |
|2 |Расположена далеко от дома |2,36 |22% |16% |6% |0% |0% |0% |
|3 |Низкая культура обслуж-ия |0,68 |6% |2% |2% |4% |0% |2% |
|4 |Неудобный режим работы |0,14 |0% |2% |0% |0% |2% |0% |
|5 |Низкое качество услуг |1,12 |2% |16% |4% |0% |2% |0% |
|6 |Личные предубеждения |2,10 |26% |0% |12% |2% |0% |0% |
|7 |Нет времени |0,32 |4% |0% |2% |0% |0% |0% |
|8 |По состоянию здоровья |0,12 |2% |0% |0% |0% |0% |0% |
|9 |Предпочитаю мыться дома |0,36 |6% |0% |0% |0% |0% |0% |

Причиной, которую чаще всего ставят на первое место, являются личные предубеждения. Возможно, эта причина указывается чаще других потому, что у многих людей места общественного пользования, будь то общественные туалеты, бассейны или бани, а также районные поликлиники, ассоциируются с опасностью заразиться какими-либо заболеваниями. Здесь содержится значительный резерв улучшения обслуживания и повышения спроса. Реализовать его, по-видимому, можно путем повышения санитарного уровня общественных учреждений и соответствующей рекламной работой.

По средневзвешенной оценке наиболее весомой причиной является удаленное от дома расположение бани. Далеко не каждый человек захочет ехать в баню на другой конец района, т.к. все удовольствие, полученное от ее посещения "испарится", пока человек доберется до дома. В таком случае посещение бани становится неприятной обязанностью, вызывающей усталость.

На втором месте по значимости стоит цена услуги; на третьем - качество услуги.

Среди уже пользующихся услугами бань есть желающие увеличить частоту посещения, что количественно отражено на рис.14:

Рис. 14. Количество желающих посещать бани чаще

Оценка средневзвешенной частоты посещения при этом составит 23 услуги/год/чел; спрос возрастет до объема 1340 т.услуг/год или
13400т.руб./год.

Таким образом, анализ показывает: объем неудовлетворенного спроса только среди людей, уже пользующихся услугами бани, составляет 462 т.услуг/год или 4620 т.руб/год. Следует отметить, что эти люди уже привыкли к использованию бани и легко увеличат частоту посещения при благоприятном изменении обстановки; часть неудовлетворенного спроса отражает потребности людей, не посещающих бани в настоящее время в силу различных причин. Оценка этой части спроса будет сделана ниже; основными причинами неудовлетворенности являются (в порядке убывания значимости) - удаленность от дома; личные предубеждения; стоимость; качество услуг.

3.3.4.5. Расчет коэффициента эластичности спроса на услуги бань.

Коэффициенты эластичности определялись раздельно для трех категорий обеспеченности семей и для двух видов бань – обычная баня и баня-"люкс".
Исходными данными для расчета являются: цена услуги в обычной бане 6 руб.30 коп.; цена услуги в бане “люкс” 50 руб.; общий совокупный доход семьи; какое число семей пользуются услугами бань; как изменится количество семей, пользующихся услугами обычной бани и бани
“люкс”, если цена на данный вид услуг будет снижена.

Критерии отнесения семей к разным категориям обеспеченности приведены в подразделе "Расчет эластичности спроса на парикмахерские услуги".
Количество людей, пользующихся услугами бань, показано в таблице 19

Таблица 19

Количество опрошенных, пользующихся услугами бань
|Уровень |Всего |Обычная |Обычная |Баня-"люкс|Баня-"люкс|
|дохода семьи |опрошенных, |баня, |баня, |", действ.|", |
| |чел. |действующая |снижение |цена |снижение |
| | |цена |цены | |цены |
|низкий |38 |14 |20 |0 |6 |
|средний |46 |28 |42 |4 |24 |
|высокий |16 |10 |10 |2 |6 |

Обычная баня Таблица 20.

Расчет коэффициентов эластичности для семьи с низким доходом
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |6 руб. 30 коп. |C0 |14 чел. |
|C1 |3 руб. 30 коп. |C1 |20 чел. |
|DX |-3 руб. |dY |6 чел. |
|Прирост цены |- 0,48 (48%) |Прирост спроса |0,43 (43%) |


К э.с.= 0,90 < 1

Таблица 21.

Расчет коэффициентов эластичности для семьи со средним доходом
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |6 руб. 30 коп. |C0 |28 чел. |
|C1 |3 руб. 30 коп. |C1 |42 чел. |
|DX |-3 руб. |dY |14чел. |
|Прирост цены |- 0,48 (48%) |Прирост спроса |0,5 (50%) |


К э.с.= 1,04 > 1
Семья с высоким доходом К э.с.= 0
Среднее значение К э.с. средн. = 0,65 < 1. Коэффициент эластичности спроса невелик. Уменьшение цены почти в 2 раза не повлечет заметного увеличения объема спроса.
Баня “люкс” Таблица 22.

Расчет коэффициентов эластичности для семьи с низким доходом
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |0 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |6 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |6 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |3 (300%) |


К э.с.= 6 > 1

Таблица 23.

Расчет коэффициентов эластичности для семьи со средним доходом
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |4 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |24 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |20 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |5 (500%) |


К э.с.= 10 > 1

Таблица 24

Расчет коэффициентов эластичности для семьи с низким доходом
|ПОКАЗАТЕЛЬ |ЦЕНА |ПОКАЗАТЕЛЬ |СПРОС |
|C0 |50 руб. |C0 |2 чел. |
|C1 |25 руб. |C1 |6 чел. |
|dX |-25 руб. |dY |4 чел. |
|Прирост цены |-0,5 (-50%) |Прирост спроса |2 (200%) |


К э.с.= 4 > 1
Среднее значение К э.с. средн. = 6,67 > 1. Коэффициент эластичности колеблется от 4 до 10, т.е. уменьшение цены приведет к значительному увеличению объема спроса.

3.3.4.5.Оценка возможного увеличения объема услуг бань при снижении цены.

Для данного анализа воспользуемся показателем dY (процентное изменение спроса). Общий объем генеральной совокупности составляет 48,6 тыс. человек.

Из 100 опрашиваемых услугами бани-люкс пользуются 6%. Если перенести данную цифру на весь объем генеральной совокупности, то данным видом услуг в районе пользуются 2,9 тыс.человек. При снижении цены в два раза спрос на данный вид услуг увеличится на 503 % (дополнительно будут ходить 14,6 тыс. человек). Абсолютное увеличение объема услуг составит 220,5 т.услуг/год или около 6600 т.руб./год.

Суммируя результаты анализа рынка услуг бань, можно отметить следующее: в муниципальном округе 51 ощущается настоятельная необходимость в услугах обычной бани. При этом она должна быть размещена в районе с хорошим доступом транспорта и в дальнем регионе относительно существующей бани; новая баня принесет большой социальный эффект (дополнительно свыше 460 т.услуг/год), а также коммерческий и бюджетный эффект; существует потребность в услугах качественных бань ("люкс") для жителей среднего и высокого достатка. Эта потребность может быть реализована, например, за счет открытия небольших бань-"люкс" в уже существующих помещениях с минимальными капиталовложениями. Потенциальный экономический эффект (оборот) может быть оценен на уровне 6600 т.руб/год.

3.3.5. Рекомендации для принятия управленческих решений на основе проведенного исследования рынка бытовых услуг.

Для дальнейшего развития системы мониторинга рынка бытовых услуг в муниципальном округе 51 целесообразно осуществить следующие мероприятия:
1. Выполнить вторичное обследование и анализ причин неудовлетворенного спроса на услуги, от которых можно ожидать максимального социального, коммерческого и бюджетного эффектов, а именно: ремонт и пошив обуви; химчистка; фотовидеоуслуги; ремонт бытовой техники, аудиоводеоаппаратуры.


2. Использованные в данном исследовании анкеты следует дополнить разделами, определяющими: действующие средние значения параметров влияния (цена, доступность услуги и т.д.); ожидаемые значения параметров влияния, при которых реципиент готов пользоваться данной услугой чаще на 30%-50% (снижение цены на ____ рублей, доступность услуги в пределах ____ минут и т.д.)
3. Провести совместный анализ полученных результатов по всем исследованным видам услуг. В ходе анализа рассмотреть имеющиеся ресурсы, которые могут быть использованы для развития специализированных или комплексных предприятий БОН: расширение перечня услуг уже работающих предприятий БОН, изменение категории услуг; использование пустующих помещений и зданий; предоставление временных льгот по арендной плате; предоставление налоговых льгот; предоставление кредитов и субсидий; переподготовка персонала за счет Фонда содействия МП , Фонда занятости привлечение инвесторов другие.
4. Определить первоочередные мероприятия по развитию сферы сервиса муниципального образования. Сформулировать задания на разработку ТЭО по каждому мероприятию или по комплексу мероприятий.
Разработать ТЭО на первоочередные мероприятия. В ходе разработки проводятся исследования рынка с целью уточнения реакции потребителей на планируемые мероприятия и определения величины экономического эффекта.
5. На основании ТЭО определить очередность выполнения мероприятий, источники финансирования, целесообразность и формы привлечения коммерческих структур, банков, предпринимателей. При необходимости проводятся тендеры на участие.
6. Проводить периодические обследования состояния рынка бытовых услуг с целями: оценки качества жизни населения и тенденций развития СС; оценки реакции потребителей на проводимые мероприятия; выделения положительных и отрицательных последствий; контроля за выполнением обязательств предприятий СС , принятых при предоставлении им различных льгот, льготных кредитов и т.д. Например, поддержания фиксированной цены на продукты обязательного спроса; оценки территориальной неравномерности предоставления услуг и т. д.

Выводы и рекомендации

Исследование рынка услуг МО 51 подтвердило корректность базовых принципов, использованных в методике, в частности: необходимость учета частотных характеристик пользования конкретной услуги; учет изменения (отклика) частотных характеристик в зависимости от изменения факторов влияния (цены, доступности услуги и др.); выделение ограниченного числа (2-3) важнейших факторов влияния для каждого вида услуги; поэтапная детализация и адаптация направления исследования конкретной услуги – градация по материальному положению потребителей, разбивка услуги по уровням качества и цены и т.д. выявление ожиданий потребителей и формирование на их основе целевых значений факторов влияния. Целевым значением в рамках данного исследования считается значение факторов влияния, при котором удовлетворяется заданная часть неудовлетворенного спроса, например, 30%.

Важным условием достоверности и эффективности мониторинга является периодичность проводимых обследований.

Рекомендуемая периодичность: раз в год - комплексное обследование по всем видам услуг; раз в квартал – детализированное обследование по отдельным видам услуг; по требованию – сбор информации для разработки ТЭО и для контроля эффективности проведенных мероприятий.

Предложенный подход позволяет достаточно простыми и дешевыми средствами осуществлять анализ состояния, прогноз развития и контроль сферы бытовых услуг на муниципальном уровне.

3.4. Оценка эффективности внедрения мониторинга

Диссертантом проведена оценка бюджетного и экономического эффекта внедрения мониторинга в муниципальном округе. В качестве методической основы расчета использовались “Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования”, утвержденные совместным постановлением Госстроя России, Минэкономики РФ,
Минфина РФ и Госкомпромом России от 31.03.94 г. N 7-12/47.

Бюджетный эффект отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

, где

(16)


Т - горизонт расчета (количество шагов расчетного периода)
Дt -доходы бюджета, достигаемые на t-ом шаге расчета;
Рt - расходы бюджета, осуществляемые на t-ом шаге расчета;
(t - коэффициент дисконтирования;

(t = 1/ (1 + E )t ,
(17) если же норма дисконта меняется во времени и равна Et на t-ом шаге расчета то

[pic] (18)
Е - норма дисконта, которая отражает возможную стоимость капитала, соответствующую возможной прибыли инвестора, получаемой на ту же сумму капитала, вкладывая его в другом месте, при допущении, что финансовые риски одинаковы для обоих вариантов инвестирования.

В состав расходов бюджета включаются:
- средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования;
- кредиты банков, подлежащие компенсации за счет бюджета;
- прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
- выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;
- выплаты по государственным ценным бумагам;
- гарантии инвестиционных рисков участникам проекта со стороны соответствующего бюджета;

В состав доходов бюджета включаются:
- налоговые поступления (с учетом льгот), платежи во внебюджетные фонды и рентные платежи с участников в части, относящейся к осуществлению проекта, подоходный налог с их работников;
- увеличение налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
- эмиссионных доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
- доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров, предусмотренных проектом;
- погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;
- другие возможные доходы.

Экономическая эффективность отражает эффективность проекта с точки зрения интересов всего хозяйства (территории, отрасли, фирмы) в целом. При этом в состав результатов проекта включаются следующие составляющие в стоимостном выражении :
- конечные производственные результаты;
- социальные результаты;
- экологические результаты;
- прямые финансовые результаты;
- косвенные результаты у сторонних предприятий и граждан (изменение доходов, рыночная стоимость земли, зданий и иного имущества, потери природных ресурсов).

Результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассчитываются в подходящей для них форме и учитываются при принятии решения. Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке.

Социальными результатами являются: изменение количества рабочих мест в регионе; улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников (затраты по сооружению жилья и объектов социально-культурного назначения, а также доходы от оплаты стоимости жилья и выручка предприятий бытового обслуживания учитываются в составе результатов и затрат по проекту; социальный результат можно оценить увеличением рыночной стоимости жилья, обусловленное вводом объектов социально-культурного назначения); изменение условий труда работников (в баллах по отдельным санитарно- гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда или данные социологических опросов); изменение структуры производственного персонала (численность работников, занятая физическим трудом и на вредных производствах, на работах требующих высшего или среднего специального образования, численность подлежащих переобучению или повышению квалификации); экономия свободного времени населения( выпуск товаров, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве, производство новых видов транспортных средств, автомобильных и железных дорог, совершенствование размещения торговой сети, развитие телефонной , таксофонной, электронной связи, улучшение информационного обслуживания); изменение надежности снабжения населения продуктами, топливом, энергией ( путем оценки изменения стоимости товаров и услуг); другие социальные результаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.