Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне

p> В тех регионах, где приоритеты уже сменились и на первый план вышел региональный процесс воспроизводства условий жизни населения, формирование стратегий развития идет на базе совершенно иных целей и приоритетов[39,41,58,70 и другие]. Это обусловлено переходом от управления производством к управлению социальными процессами, проходящими на территории. В настоящее время число рычагов влияния региональных властей на деятельность предприятий и предпринимателей значительно сократилось, однако создание благоприятных условий для проживания на территории, остается в числе проблем, требующих первоочередного решения и относящихся к компетенции региональных властей. При таком подходе формируется целевая программа с выбором главной цели и критерия оптимизации для оценки степени ее достижения. На их основе формируются подцели более низкого уровня. В таких системах чаще всего для оценки используются показатели, характеризующие определенные социальные стандарты (не валовый продукт, объем инвестиций, фондоотдача, а прожиточный минимум, среднедушевой доход, объем средств, направленных на социальные программы и т.п.). Естественно, сфере бытовых услуг отводится существенно большее место.

Проблема регулирования сферы бытовых услуг на уровне региональных органов управления, как правило, включает в себя значительное число аспектов, в частности, стратегию и тактику социальной политики, выбор форм, методов и рычагов экономического воздействия на развитие бытового обслуживания и структуры управления. Сейчас эти вопросы решаются программно- целевыми методами, которые разрабатывались: Р. А. Дулаевым, П. П.
Журавлевым, Ю. П. Ивановым, А. Р. Лейбкинд, Д. А. Менцевым, Н. Н.
Моисеевым, А. А. Петровым, Б. А. Рудником, Ю. М. Самохиным, К. П.
Самсоновым, В. Л. Тамбовцевым, Р. И. Шипнер, В. А. Агафоновым, Е.В.
Рудневой, Е.З. Мийминасом.

Математической основой таких систем управления, как правило, служат сложные математические модели, применение которых на уровне муниципального образования невозможно. Исходная информация для расчетов укрупнена, вследствие чего получающиеся рекомендации носят скорее принципиальный, нежели конкретный характер.

Такие программы формируются и как самостоятельные, и в качестве подсистем более крупных программ, но применительно к бытовому обслуживанию практически не работают. Например, разработана методика построения модели развития бытового обслуживания в регионе и построена многовариантная модель бытового обслуживания населения региона, адаптированная к особенностям спроса и предложения услуг на определенной территории.[70] Предложенная модель осуществляет следующие функции: расчет уровня предложения услуг (потребного число рабочих мест) в зависимости от уровня спроса в целом по региону, по отдельным населенным пунктам, по конкретным предприятиям, по параметрам времени доступности услуг для населения, времени ожидания заявки в очереди, времени простоя рабочих мест; выбор оптимального метода воздействия органов управления на развитие системы бытового обслуживания по параметру срока окупаемости инвестиций.

Но сложность отрасли (как и любой социально-экономической системы) ставит проблему многокритериальности. При этом в случае анализа с позиций инвестора, добивающегося высокого дохода в кратчайшие сроки, набор критериев будет отличаться от анализа с позиций муниципальных властей, где на первый план выдвигаются социальные приоритеты. Зависимость функционирования сферы бытовых услуг от многих как функциональных
(связанных с потребителем), так и экономических (связанных с производителем) факторов делает необходимым включение в систему большого числа переменных, что обуславливает необходимость ранжирования факторов и критериев по степени их влияния на систему. Разработка весьма интересна и имеет хорошо проработанную методическую базу и может в принципе использоваться в условиях устоявшегося рынка, однако есть весьма серьезные причины считать данную методику малоприменимой в современных условиях. Это связано прежде всего с тем, что весьма динамичная в экономическом и политическом плане ситуация в стране приводит к нестабильности факторов и их влияния на прогнозируемые величины. Требуется большое количество информации, детальный ее анализ. Оценка используемых в модели нормативов требует серьезного научного потенциала региона и достаточно большого количество денег и времени.

На региональном уровне предлагаются также экономические механизмы управления развитием бытового обслуживания, использующие зарубежные исследования и практический опыт их применения в области регионального управления социальной сферой. Как базовый метод планирования и прогнозирования в них используется принцип формирования моделей, рассчитанных на прогнозирование ситуации при условии стабильно функционирующей рыночной системы. Однако экономику России на современном этапе можно охарактеризовать лишь как переходную, поэтому более целесообразно при формировании системы управления использовать принципы риск-менеджмента [9,75]. Такие системы носят адаптивный характер, т.е. постепенно модифицируются в соответствии с изменением ситуации. Главной задачей таких систем, как правило, бывает недопущение кризисной ситуации.
Программы развития строятся не на принципах формирования и достижения стратегических глобальных целей, для реализации которых практически всегда нет финансовых ресурсов, а на принципах определения круга тактических задач на краткосрочную перспективу, позволяющих постепенно укреплять финансовое состояние, накапливать средства для достижения более крупных социальных задач. Именно на таком принципе сегодня, по мнению автора, должны строиться муниципальные системы управления.

Как говорилось выше, сфера бытовых услуг - именно та отрасль, где успешно приживается малый бизнес. Программы поддержки малого бизнеса разрабатываются у нас уже достаточно давно. Система поддержки малого бизнеса имеет разветвленную структуру и частично может быть использована для целей регулирования рынка бытовых услуг, так как отрасль, практически способная самостоятельно жить и развиваться в рыночных условиях, в принципе нуждается лишь в незначительной помощи через систему поддержки малого бизнеса.

Анализ системы поддержки малого предпринимательства в нашей стране показал, что опыт европейских стран хотя и изучается, но мало используется.
До недавнего времени этим занималось множество министерств и ведомств:
Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, Минюст, Госкомимущество,
ГКАП, ФСЗ, Госкомпром и др. Многие и сейчас являются основными исполнителями мероприятий федеральных программ. Создано огромное количество отделов и ведомств, управлений и департаментов. Структура их сформировалась стихийно, функции, сферы деятельности, уровень ответственности не соответствуют поставленным задачам. Ведомственные интересы не обеспечивают достоверность информации и координацию деятельности. Это порождает дублирование и образование белых пятен, распыление скудных финансовых ресурсов. После распада СССР эту ношу взял на себя Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В марте
1992 г. был образован Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе, однако он практически сразу был упразднен. В июне 1995 г. указом президента № 563 образован Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, однако он практически не получал финансирования. Единственная более или менее работающая на сегодняшний момент программа - это кредитование малых предприятий
Европейским банком Реконструкции и развития. Иногда Департамент занятости населения выделяет деньги безработным, желающим начать собственное дело (в сумме шестимесячного пособия по безработице)[15]. На местах создаются региональные фонды поддержки малого бизнеса. Однако все эти организации далеки от проблем населения, поэтому выбор осуществляется на основе бизнес- планов, предлагаемых на конкурс. Невозможность проверить исходные данные по потенциальному спросу приводит к субъективности оценки проработанности и реальности проектов. Часто предпочтение отдается проектам с быстрой окупаемостью, т.е. как правило торговле.

Основной формой осуществления государственной политики поддержки малого предпринимательства являются государственные программы, подкрепленные соответствующими материальными, информационными, кадровыми и прочими ресурсами. В развитых странах такие программы более многочисленны и имеют узконаправленный характер, реализуются длительное время или имеют постоянный характер. Для поощрения создания новых рабочих мест и развития трудовых ресурсов предусматриваются меры финансового характера, консалтинговая и обучающая деятельность.[27,73] В ЕС действует сеть учебных и консультационных пунктов, задачей которых является оказание помощи малым предприятиям в разработке их стратегии. В менее развитых регионах созданы центры предпринимательства и инноваций, имеющих целью стимулирование местных предпринимателей, в частности, ремесленничества, и содействие распространению технических новшеств. Ряд программ носит четко выраженную социальную направленность. Таковы программы создания стартовых условий для молодежи, повышения квалификации молодых предпринимателей путем их стажировки в других странах, стимулирование женского предпринимательства, расширения трудовой деятельности лиц с физическими недостатками и ограниченно трудоспособностью, развитие профессиональных знаний и навыков молодежи, безработных и лиц, которым угрожает потеря работы.

Несколько иначе ведется государственная и региональная политика в области развития малого бизнеса у нас. В нашей стране, как правило, разрабатывают комплексные программы, рассчитанные на короткий срок. На более низких уровнях власти разрабатываются собственные программы, различной степени проработанности и согласованности с программами других уровней. Практически при каждой администрации создаются свои фонды поддержки малого предпринимательства для реализации этих программ. Имеют право их создавать и муниципальные образования, хотя редко пользуются такой возможностью из-за острых финансовых проблем.

При анализе многих разработанных программ по поддержке малого предпринимательства вскрывается типовой ряд существенных недостатков[28]: несогласованность; нестыковка элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий; декларативность, неконкретность поставленных задач; широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению скудных средств; нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов.

Экономисты предлагают иную структуру таких программ. Улучшение содержания и повышение их качества достигается на основе алгоритма планирования, обоснованного на сформулированном принципе единства и обусловленности трех основных направлений поддержки малого предпринимательства:
1. Регулирование внешней среды малого предпринимательства: регулирование ресурсных рынков, сбытовых рынков, при особом внимании к антимонопольным мерам; совершенствование отношений с органами управления; повышение эффективности взаимодействия с кредитно-финансовыми учреждениями; развитие правовой базы; формирование благоприятного общественного мнения; обеспечение безопасности; отслеживание и реализация тенденций НТП, имеющих особое значение для мелких товаропроизводителей, регулирование экономической конъюнктуры.
2. Прямая ресурсная поддержка: материально-техническая, кадровая, информационная, финансовая. Здесь должны быть четко сформулированы приоритеты по выбору объектов поддержки, которые основываются на отраслевой принадлежности, местонахождении, принадлежности предпринимателей к определенным социальным и демографическим группам, фазах жизненного цикла малой фирмы.
3. Развитие организации и совершенствование системы поддержки и обеспечения: развитие инфраструктуры поддержки, совершенствование финансового обеспечения системы, улучшение кадрового и информационного обеспечения системы поддержки.

Чем ниже уровень управления, на котором разрабатываются такие программы, тем более конкретными они должны быть, больше учитывать специфику развития территории, выделяя отрасли, наиболее важные для развития. Такая структура целесообразна и при формировании программ развития муниципальных образований. Конкретность же может быть обеспечена лишь грамотной, сформированной под конкретные цели информационно- аналитической поддержкой. Система государственной статистики в ее нынешнем состоянии эту проблему решить не может. Если не организовать систему информационно-аналитической поддержки процедур принятия решений органами управления, то со временем это может привести к полной потери управляемости. Поэтому при формировании систем управления на региональном уровне учеными ИСЭП РАН предлагается создание системы регионального социально-экономического мониторинга[17].

Под социально-экономическим мониторингом понимают организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике региона, связанных с переходом из одного состояния в другое[44].
Главная его цель – обеспечение органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах его экономики, о складывающейся социальной ситуации. Мониторинг – инструмент современной социальной политики. Он позволяет лицам, формирующим эту политику, направлять ее на достижение четко сформулированных целей, рассматривать и обсуждать вопросы регулирования социальной политики на основе точной информации.

Задачи регионального социально-экономического мониторинга : организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о протекании на территории социально-экономических процессов; оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов; обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан, информацией, полученной при осуществлении мониторинга; разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации; подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных процессов и поддержку позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления.

Эта система стоится на основе системного подхода, а ее отдельные элементы могут быть реализованы и на уровне муниципальных образований для решения вопросов, входящих в компетенцию властей данного уровня.

Главной чертой, характеризующей специфику бытового обслуживания, как говорилось выше, является локальность деятельности. Размеры, количество предприятий, объемы оказываемых ими услуг определяются особенностями, присущими конкретной территории: плотностью и половозрастным составом населения, его покупательной способностью, традиционным привычками и особенностями, климатическим условиям. В этой связи бытовое обслуживание населения как важнейшая составляющая муниципального (местного) хозяйства является особым объектом изучения. Развитие сети малых предприятий бытового обслуживания стимулирует население к предпринимательской деятельности, получению дополнительных доходов, увеличивает количество рабочих мест на территории, в том числе на условиях неполной занятости. В этих условиях, как показано выше, необходимо регулирование развития бытового обслуживания населения начинать с муниципального уровня. Для расширения возможностей управления и повышения его оперативности на региональном уровне должны реализовываться только те функции, а, следовательно, и разрабатываться программы их реализации, которые принципиально невозможно передать муниципальным структурам управления. Задачи размещения предприятий бытового обслуживания, например, во многих случаях могут решаться просто на уровне осознания ситуации и общих принципов размещения без использования сложного математического аппарата компетенцией муниципального образования.

Однако на настоящий момент системы поддержки и регулирования на уровне местного самоуправления, наиболее хорошо знакомого с местным рынком товаров и людьми, работающими на нем, практически отсутствуют. Поэтому вся система регулирования и управления сформирована на региональном и местном уровнях.
Здесь финансирование сферы бытовых услуг осуществляется практически лишь через системы поддержки малого предпринимательства. В результате наиболее серьезной проблемой является то, что финансирование зачатую распределяется на основе конкурса документов организациями, абсолютно не знакомыми с условиями на местном рынке, на котором предстоит работать предпринимателям, что естественно сказывается на эффективности использования выделенных ресурсов.

Усиление территориального начала в управлении социально-бытовой сферой диктуется необходимостью полнее выявлять и эффективнее удовлетворять потребности населения. Передача функций управления отраслью на муниципальный уровень должна существенно повысить эффективность использования средств. Если в муниципалитетах создать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства, которые будут направлять свою деятельность прежде всего на поддержку производителей услуг, передав им часть финансовых ресурсов региональных фондов, результатами станут ощутимый приток дополнительных поступлений в муниципальный бюджет, создание дополнительных рабочих мест и улучшение качества жизни населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.