1. Продажа части основных средств, как
способ уменьшения налогооблагаемой базы и способ расчета с кредиторами по
текущим обязательствам.
2. Увеличение уставного капитала. Данный
процесс длителен по времени и нередко сопровождается определенными издержками
(дополнительная эмиссия акций - дорогостоящий процесс).
3. Получение долгосрочной ссуды или займа,
но здесь существует условность: если полученная ссуда носит целевой характер,
то улучшение платежеспособности по формальным критериям на самом деле является
фиктивным.
4. Получение государственной финансовой
поддержки на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных
уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Но данная мера
восстановления платежеспособности связана с выполнением ряда условий: наличие
плана финансового оздоровления; безусловным соблюдением целевого характера
использования
ранее предоставленной государственной финансовой
поддержки [ 7 ].
Основные мероприятия по восстановлению
платежеспособности неплатежных предприятий при определенной финансовой
поддержке следующие:
· внедрение новых форм и
методов управления;
·
конверсия,
переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;
·
повышение
эффективности маркетинга;
·
снижение
производственных затрат;
·
сокращение
дебиторской - кредиторской задолженности;
· повышение доли собственных
средств в оборотных активах за счет
части
фонда потребления и реализации краткосрочных
финансовых вложений;
·
продажа
излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой
продукции на основе инвентаризации;
·
временная
остановка капитального строительства;
·
конверсия
долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;
·
изыскание
возможностей расширения эффективности экспорта;
·
сокращение
численности занятых;
·
другие
мероприятия [ 16 ].
Как говорилось выше, финансовое состояние
ОАО “ Фриз “ ухудшилось в 2002 году, по сравнению с2001 годом. Это произошло
под влиянием многих причин.
В условиях экономического спада особое
значение приобретает антикризисное управление, основанное на:
·
выявлении
возникающих проблем, их ранжировании;
·
формировании
подходов к решению проблем.
1. Выявление возникающих проблем, их ранжирование
Проблемы необходимо рассматривать
комплексно, начиная от источников возникновения проблем и кончая подходами к
их решению.
Источником возникновения большинства проблем,
с которыми столкнулись российские предприятия, являются глобальные и
российские изменения.
Эти изменения настолько фундаментальны, что
предприятие оказывается не в силах на них воздействовать. Предприятию остается
лишь понять требования рынка и адаптироваться к ним.
Стоящие перед предприятиями проблемы - это:
·
непосредственное
выживание;
·
поиск
партнеров;
·
формирование
эффективного производства;
·
обеспечение
социальной вовлеченности служащих в производственные процессы;
·
формирование
творческого характера труда;
·
получение
полезных синергетических эффектов (полезный эффект взаимодействия подсистем
предприятия);
·
полнота
реализации миссии.
Приведенная классификация обладает тем
свойством, что проблемы высших уровней начинают проявляться только после
решения проблем предыдущих уровней.
4.3.1. Формирование подходов к решению проблем
Рассмотрим подробнее предложенные ранее
классификации проблемы и возможности их решения.
Непосредственное выживание предприятия
Проблема непосредственного выживания, или
способности платить по своим счетам, большей частью возникает из - за
невозможности продать произведенную предприятием продукцию. К первоочередным
мерам по решению этой проблемы относятся: усиление системы продаж и
продвижение продукции на рынок. Эта мера позволяет продать скопившиеся излишки
продукции и получить дополнительные оборотные средства.
Продвижение продукции на рынок состоит из :
·
работы
с клиентами;
·
гибкой
ценовой политики;
·
создания
дилерской сети;
·
экономического
стимулирования работы по привлечению клиентов.
С клиентами, особенно крупными, следует
работать на местах, в максимальной степени выявляя и удовлетворяя их
потребности.
Гибкая ценовая политика - обязательный
инструмент современной конкурентной борьбы. Гибкая ценовая политика
представляет собой систему скидок, позволяющую каждому клиенту получать
оптимальный для него уровень сервиса и качества.
Создание дилерской сети - каналов
распределения продукции - служит необходимой мерой современного бизнеса.
Экономическое стимулирование работы по
привлечению клиентов приводит к согласованию интересов предприятия и
сотрудников.
Поиск партнеров
При привлечении партнеров могут быть
использованы две стратегии:
·
поиск
постоянных, надежных и проверенных партнеров;
·
поиск
партнеров, наиболее благоприятных при данной конъюктуре рынка.
Первая стратегия позволяет экономить на
трансакционных издержках по поиску и проверке надежности партнеров, в том
числе на юридической проработке договоров, потерях от неисполнения партнерами
своих обязательств, из-
держках по защите своих интересов в суде.
Вторая стратегия позволяет работать с
партнером, предлагающим лучшие условия. Оборотной стороной стратегии служат
возможные потери в случае неисполнения партнерами своих обязательств.
Политика привлечения партнеров строится на
основе:
·
экономического
стимулирования работы по привлечению партнеров;
·
экономических
прав подразделений;
·
интеграции
(способ оформления отношений партнеров).
Без достаточного экономического стимулирования
работы по привлечению партнеров работники предприятия будут наблюдать за этой
проблемой как сторонние наблюдатели. Экономические права подразделений
позволят им самостоятельно заняться поиском партнеров, что существенно снижает
стоимость упущенных возможностей.
Интеграция позволяет закрепить отношения с
партнерами, снизив риски понести издержки вследствие некорректного поведения
партнеров, а также ухода старых и поиска новых партнеров.
Формирование эффективного бизнеса
Проблема формирования эффективного бизнеса
включает эффективное использование имеющихся возможностей и эффективный поиск
новых возможностей.
Эффективное использование имеющихся
возможностей
Проблема эффективного использования уже
имеющихся возможностей решается при помощи рациональной организации
производственного процесса. Меры по рациональной организации производственного
процесса охватывают использование:
·
вертикальной
организационной структуры;
·
вертикальной
интеграции;
·
экономии
на маштабах.
Вертикальная организационная структура -
организационная структура, предполагающая основанные на формальной иерархии
отношения.
Горизонтальная организационная структура -
организационная структура, предполагающая отношения, основанные в
существенной мере на неформальных связях, например на общих интересах,
целях, проблемах. Она рассчитана на лиц одного ранга, поэтому формальный
приказ со стороны одного сотрудника другому невозможен.
Интеграция вдоль производственного цикла
позволяет получить экономию на маштабах, на трансакционных издержках.
Вертикальной организационной структуре наиболее адекватны вертикальная
интеграция, экономия на маштабах и конкуренция ценой.
Эффективный поиск новых возможностей
Эффективное использование возможностей
опирается на:
·
горизонтальные
организационные структуры;
·
горизонтальную
интеграцию;
·
адаптацию
к изменениям и поиск новых возможностей;
·
конкуренцию
качеством;
·
аккумулирование
опыта.
Аккумулированным опытом называются приобретенные
в процессе производства знания, навыки, методы, опыт. Аккумулированный опыт
позволяет производить продукцию, затрачивая меньшее количество ресурсов.
Горизонтальные организационные структуры
позволяют организации обрабатывать большой объем информации путем вовлечения
сотрудников в процесс формирования решений.
Тип конкуренции - основной фактор конкурентной
борьбы. Типами конкуренции являются, например, конкуренция ценой, качеством
и сервисом.
Конкуренция ценой рассчитана на наиболее
чувствительных к цене покупателей и требует вертикальных организационной
структуры и интеграции с целью экономии издержек.
Конкуренция качеством и сервисом рассчитана на
чувствительных к качеству покупателей. Этот тип конкуренции применяется на
рынках науко и технологически емкой продукции. На рынке продукции конечного
потребления этот тип конкуренции характерен для технологически развитых стран с
хорошей оплатой труда.
Горизонтальная интеграция позволяет переходить
на тот или иной вид паралельной продукции в зависимости от конъюктуры рынка.
Обеспечение социальной вовлеченности служащих в
производственные процессы
Проблема повышения эффективности производства
находит свое продолжение в проблеме социальной вовлеченности служащих.
Социальная вовлеченность служащих позволяет:
·
вовлечь
сотрудников в процесс производства;
·
решить
часть проблем, возникающих вследствие инертности и формальности вертикальных
организационных структур;
·
ускорить
процесс аккумулирования опыта.
Существенную роль в формировании социальной
вовлеченности сотрудников играют экономические права подразделений, они
позволяют привязать компенсацию сотрудников к благосостоянию подразделений и к
вкладу сотрудников в это благосостояние.
Социальная вовлеченность служащих делает фирму
более устойчивой во время кризиса.
Формирование творческого характера труда
По мере ужесточения конкуренции все большее и
большее значение приобретают различные премии и монопольные ренты, которыми
обладает предприятие.
Премия - дополнительный доход вследствие
наличия некоторого конкурентного преимущества.
Монопольная рента - дополнительный доход
вследствие наличия некоторого исключительного, монопольного положения.
Так, предприятие, выпускающее товары
повышенных качества и надежности, может поднять цену и получать дополнительную
надбавку за качество - премию за качество. Предприятие, имеющее собственный
источник дешевых ресурсов, имеет дополнительный доход вследствие их меньшей
себестоимости.
Развитие рынка приводит к тому, что все виды
монопольных рент начинают учитываться в цене. Премия за аккумулированный
опыт, выражаемая в меньшей себестоимости продукции, становится одним из
важнейших факторов конкуренции. Творческий характер труда служащих позволяет
ускорить процесс накопления знаний и умений.
Получение полезных синергетических эффектов
Современное предприятие является сложной
самоорганизующейся системой. Связано это с тем, что в условиях рыночной экономики
предприятие должно предугадывать и следовать изменениям рыночной конъюктуры.
В настоящее время многие предприятия имеют
клиентов как в государственном, так и в коммерческом секторе. Ориентация на
синергетические эффекты между выполнением госзаказа и удовлетворением
коммерческого спроса позволяет получить дополнительные конкурентные
преимущества: меньшую себестоимость и лучшее качество продукции.
Выпуская смежные виды продукции, предприятие
также может получать синергетические эффекты, например, за счет более
быстрого аккумулирования знаний, опыта, использования одного и того же
оборудования, одних и тех же каналов продвижения продукции на рынок.
Полнота реализации миссии
Миссия предприятия - удовлетворение
некоторой потребности: например, миссия ОАО “ Фриз“ - удовлетворение
потребности населения в производстве и выпуске рекламной продукции. Четкое
понимание миссии позволяет формировать портфель ассортимента, стратегически
дающий более
сильные и длительные полезные синергетические
эффекты.
Формирование оптимального портфеля товаров и
услуг происходит на основе анализа всех смежных видов продукции и услуг,
которые может производить фирма. Оптимальный портфель ассортимента позволяет
легко адаптироваться к колебаниям конъюктуры рынка, сглаживать сезонные
колебания, полностью использовать производственный потенциал [ 13 ].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие заинтересовано в познании и
применении методов экономического анализа в условиях рынка для выбора наиболее
надежных партнеров своего хозяйствования, а не только для “ внутренних “ целей
- для анализа своего финансового состояния, планирования деятельности и
нахождения перспектив своего развития. Предприятие и само выступает как объект
исследования для внешней экономической среды. Субъектами анализа выступают,
как непосредственно, так и опосредовано, заинтересованные в деятельности
предприятия пользователи информации: собственники средств предприятия,
заимодавцы (банки, кредитные учреждения и прочее), поставщики,
клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и
руководство.
Финансовое состояние является важнейшей
характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяет
конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве,
являясь гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников
хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его партнеров.
Устойчивое положение предприятия является
результатом умелого, просчитанного управления всей совокупностью
производственных и хозяйственных факторов, определяющих результаты
деятельности предприятия.
Предприятие является самостоятельным хозяйственным
субъектом. Форма собственности - частная, учредителями чвляются физические
лица, которые несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах
своего вклада в уставной фонд фирмы.
ОАО “ Фриз “ - коммерческая фирма, главной
целью деятельности которой является получение прибыли. Основной вид
деятельности ОАО “ Фриз “ - производство рекламной продукции и оказание
рекламных услуг.
Задачами экономического анализа финансового
состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на
предприятиях, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового
положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними
финансовыми, кредитными органами и др.
В отчетном периоде снизилась выручка от
реализации у ОАО “ Фриз “ более чем на 32 %, но также снизилась и
себестоимость реализованных работ и услуг, что характерно, темп снижения
себестоимости больше, чем темп снижения выручки от реализации. Это
положительный момент, который говорит о снижении переменных расходов на
производство продукции и оказание услуг и является фактором повышения
прибыльности хозяйственной деятельности предприятия. В связи с этим прибыль от
реализации продукции (работ, услуг) в2002 году возросла более чем на 50 %,
по сравнению с 2001 годом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|