Аналогичным образом определяется
окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли
или чистого денежного потока от проекта относится к сумме инвестиций в данный
проект.
Рентабельность
продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и
услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной
выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой
деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель
широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию
и отдельным видам продукции.
Roб = Прп/В или Roб = ЧП/В Roб = ЧДП/В
Рентабельность (доходность)
капитала
исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости
всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного,
перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.
RKL = БП/KL RKL = ЧП/KL
RKL = ЧДП/KL
В процессе
анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности,
выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с
предприятиями-конкурентами.
Уровень
рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный
в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого уровня:
изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен
реализации.
Факторная
модель этого показателя имеет следующий вид:
Прп =ƒ(VРПобщ УдiЦiСi)
Зрп = ƒ (VРПобщ УдiСi)
Затем следует сделать факторный анализ
рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных
видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости
единицы продукции:
По данным табл. 10 рассчитаем
влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия
способом цепной подстановки:
Rпл = 19,2%
Rусл = 42,3%
Rф = 19,4%
План по уровню
рентабельности данного изделия перевыполнен в целом на 0,2% (19,4 — 19,2). За
счет повышения цены он возрос на 23,1% (42,3 — 19,2). Из-за повышения
себестоимости продукции уровень рентабельности снизился на 22,9% (19,4 -
42,3). Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной продукции.
Из табл. 10
видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как выполнен план
по уровню рентабельности и какие факторы на это повлияли.
Необходимо также более
детально изучить причиньризменения среднего уровня цен и способом
пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. По
данным табл. 6,8 выполним этот расчет по изделию А (табл.11).
Дальше нужно установить, за счет каких факторов
изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить
их влияние на уровень рентабельности.
Такие расчеты производятся по каждому виду продукции
(услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее
выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом
предприятии.
Примерно таким же
образом производится факторный анализ рентабельности оборота.
Зная, из-за каких факторов
изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние
на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базисный уровень
каждого фактора данной модели на фактический.
Уровень рентабельности
продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости
изделия:
Rоб = Пi / Вi = (VРПi(Цi – Сi)) / (VРПi *Цi)) = (ЦiСi) / Цi
Расчет их влияния производится
также с помощью приема'цепной подстановки.
Аналогично осуществляется факторный
анализ рентабельности капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема
реализованной продукции (VPn),
ее структуры (Уд,), себестоимости (С/), среднего уровня цен (Ц,) и финансовых
результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции
и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и
оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж
и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости К.об), который
определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного
капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше
еготре-буется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот,
замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств
для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.
Таким образом, план по уровню рентабельности
совокупного капитала недовыполнен в основном за счет роста себестоимости продукции
и замедления оборачиваемости средств.
При углубленном анализе необходимо
изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение
среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.
Если рентабельность капитала рассчитывается по
чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый
корректор (I — Кн), где Кн — коэффициент налогообложения (отношение всех
налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли). При анализе показателя
рентабельности, исчисленного на основании Положительно чистого денежного
потока, необходимо учитывать не только налоговый корректор, но и изменение
суммы амортизационных отчислений.
2.6. Методика определения резервов увеличения суммы
прибыли и рентабельности
Основные источники резервов
увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции):
увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение
качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и
т.д.
Для определения резервов роста
прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (табл. 13) необходимо
выявленный ранее резерв роста объема реализации (Р↑VРП) умножить на фактическую
прибыль (П'iф) в расчете на единицу
продукции соответствующего вида:
Р↑Пvрп = Σ (Р↑ VРПi * П'iф
Подсчет резервов роста
прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (P↑Пс) осуществляется следующим
образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (P↓C) каждого вида продукции,
умножается на возможный объем ее продаж (VРПф,) с учетом резервов его роста (Р↑ VРПi) (табл. 14):
Р↑Пс = Σ P↓Ci (VРПiф + Р↑ VРПi)
Подсчет резервов роста прибыли
за счет повышения качества продукции производится следующим образом:
изменение удельного веса каждого сорта (ΔУд,) умножается на отпускную цену
соответствующего сорта (Ц,), результаты суммируются и полученное изменение
средней цены умножается на возможный объем реализации продукции (УРПф) с учетом
резервов его роста (P↑VPП) (табл15)
В вязи с увеличением
удельного веса первого сорта и сокращением удельного веса второго сорта
средняя цена изделия А возрастет на 75 руб., а сумма прибыли за планируемый
объем реализации — на 1050 тыс. руб.(75 руб. -14 000 шт.).
Аналогично
подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта. В
заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по
каждому виду продукции и в целом по предприятию (табл. 16).
Основные источники резервов
повышения уровня рентабельности продукции — увеличение суммы прибыли от
реализации продукции
(РТ П) и снижение ее себестоимости
(Р↓C).
ГЛАВА 3.
УЧЕТ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОАО
«Фриз»
3.1. Характеристика ОАО “ Фриз “
Открытое акционерное общество “ Фриз “ зарегистрировано и начало свою деятельность в 1997
году. Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, не
являясь подразделением более крупного предприятия или объединения. Форма
собственности - частная, учредителями являются физические лица, которые
несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах своей доли в
уставной фонд фирмы.
ОАО “ Фриз “ - коммерческая фирма, главной целью деятельности
которой является получение прибыли. Как экономический субъект, данное
предприятие является производителем определенных товаров и услуг, необходимых
на российском рынке, т. е. удовлетворяет платежеспособный спрос на эти
товары и услуги. Также предприятие, привлекая для выполнения своих
хозяйственных и иных обязательств наемную рабочую силу, т. е. сотрудников -
менеджеров, бухгалтеров, администрацию, рабочих и других, способствует
решению проблемы занятости населения.
ОАО “ Фриз “ является малым предприятием со средней численностью
работающих 21 человек. Но именно малые предприятия наиболее мобильны в
условиях рынка, более чутки к изменениям рыночной конъюктуры и наиболее
способны к четкому управлению со стороны администрации. Данная численность
предприятия в этом конкретном случае позволяет выполнять требования клиентов
максимально эффективно и позволяет поддерживать работоспособность фирмы, хотя
на определенных этапах своей деятельности предприятие имело не очень
хорошие финансовые результаты.
Предметом деятельности ОАО “ Фриз “ является :
- производство и реализация товаров народного
потребления
- редакционно - издательская
деятельность и изготовление печатной продукции ;
- рекламная деятельность ;
- подготовка учебных материалов и их
распространение ;
- операции с ценными бумагами ;
- коммерческая торговля ;
- курьерские услуги в г. Москве и Московской
области по доставке документов Заказчика по назначению и, если это
необходимо, их дальнейшее сопровождение в пределах области и отправка
Заказчику ;
- заключение контрактов как с российскими,
так и с зарубежными партнерами .
ОАО “ Фриз “ в своей деятельности руководствуется действующим
законодательством и несет всю полноту ответственности за соблюдением интересов
государства, граждан, выполнения принятых на себя обязательств .
Основной вид деятельности ОАО “ Фриз “ - производство рекламной продукции и оказание рекламных
услуг. В рыночных условиях поиск партнеров и потребителей стал играть одно из
первостепенных значений, в чем и может помочь обращение к рекламным агенствам
. Реклама включает в себя не только размещение рекламных носителей (будь то
рекламные теле- , видео- , радиоролики или объявления в газетах) в средствах
массовой информации, но также и является сферой деятельности , производящей
рекламные продукты - те же самые рекламные носители, от качества которых
напрямую зависит способность привлечь и заинтересовать потенциального
потребителя рекламируемого товара . Это могут быть не только объявления
текстовые или макеты объявлений с использованием профессиональных слайдов и
фотографий, но также и наружная реклама - щиты, вывески, переносные конструкции
и другое .
В связи с вышеизложенным, целесообразно
рассмотреть организационную структуру ОАО “ Фриз “. Предприятие является малым,
то есть не обладает значительным количеством
трудовых ресурсов, но функциональные обязанности каждой группы работников
распределены достаточно четко, чтобы система функционирования предприятия
могла действовать слаженно .
Главным органом управления фирмы является
собрание учредителей. Оно назначает на должность директора предприятия,
который является официальным главным представителем интересов фирмы и
уполномоченным принимать финансово - хозяйственные решения различной
сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора, несет
ответственность за совершаемые сделки. Поскольку предприятие небольшое, у
директора ОАО “ Фриз “ один заместитель -
заместитель директора по производственной деятельности . Это необходимо в
связи с тем, что деятельность фирмы можно условно разделить на два вида :
взаимодействие с окружающей средой (поиск клиентов, заключение договоров, их
обслуживание - т. е. контакты с клиентами ; взаимодействие с другими
контрагентами и государственными органами - налоговой инспекцией, фондами
обязательной регистрации) и собственно производство рекламной продукции (более
узко - производство рекламной продукции, требующее достаточного количества
физического труда, материалов, основных и оборотных средств) .
Офис и производство отделены между собой не
только функционально, но и территориально - офисное помещение находится в
центре Москвы, а производственное - на окраине. Это связано с тем, что
заказчики, приходя в офис фирмы, должны вынести благоприятное впечатление о
предприятие - о его надежности, стабильности и состоятельности. Но аренда
подобного помещения стоит достаточно дорого. Поэтому производственная
деятельность ведется в более дешевом помещении, и более приспособленном для
данного вида деятельности.
Офис и производство связаны между собой единым
процессом обслуживания клиентов : менеджеры и агенты офиса находят клиентов,
подготавливают и заключают хозяйственные договора на продажу рекламных работ и
услуг. Затем данные о полученных заказах и необходимости их выполнения
передаются на производство. В наше время, особенно в рекламной отрасли,
необходимо внедрение современной техники. Поэтому чтобы производство могло
выполнить заказ на создание щита или даже просто таблички, необходимо, чтобы
дизайнеры создали макет данного изделия в компьютерном варианте с помощью
современных графических программ. Например, для производства вывески из
пленки делается макет данной вывески на компьютере с учетом того, что данный
компьютерный файл будет использоваться для порезки пленки на плотере
(специальное устройство, управляемое с помощью компьютера) . Затем правильно
вырезанные пленочные знаки и символы переносятся мастерами на прочную основу.
Чаще всего это пластиковая основа. После того, как вывеска создана в стенах
производственного помещения, необходимо ее укрепить в нужном заказчику месте
. Бригада рабочих выезжает по заданному адресу. Производит монтаж и установку
данной конструкции. К офису также относится бухгалтерия ОАО “ Фриз “ , которая начисляет заработную плату на всех сотрудников
предприятия, ведет учет и контроль хозяйственной деятельности, отчитывается в
фондах занятости, пенсии, соцстрахования, в Управлении статистики и ГНИ.
Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и бухгалтера - кассира. Главный
бухгалтер подчиняется непосредственно Директору предприятия.
Таким образом, взаимодействие офиса и
производства обеспечивает целостность фирмы и возможность ее нормального
существования в условиях рынка. Дает возможность осуществлять заказы фирм -
контрагентов на различные виды рекламных услуг : дизайнерские работы,
составление медиа - планов рекламной компании, просчитывание эффективности
рекламных проектов, разработка оригинал - макетов, изготовление щитов,
конструкций для рекламы. Также работа бухгалтерии фирмы позволяет привлекать
не только отечественных, но и зарубежных заказчиков.
3.2.Основные технико - экономические показатели
ОАО “ Фриз “
1. Средняя стоимость средств труда
(СССТ) = показатель берется по остаточной стоимости (т. е. за минусом износа) :
СССТ97 = (43858 + 57595) / 2 =
50726,5 руб.
СССТ98 = (57595 + 56145) / 2 =
56870,0 руб.
2. Доля амортизации в стоимости продукции
(ДАП) = отклонение износа по данным на начало и конец года, деленное на
выручку от реализации продукции в процентах :
ДАП01 = (102439 - 101897) / 430677
* 100 = 0,1 %
ДАП02 = (103889 - 102439) / 289133
* 100 = 0,5 %
По сравнению с 2001 годом, в 2002 году доля
амортизации в стоимости продукции возросла в пять раз, но в среднем этот
показатель остается достаточно низким. Данный показатель свидетельствует о
небольшой доле затрат, включаемых в себестоимость продукции в связи с
использованием основных фондов предприятия. Это в настоящее время характерно
для малых предприятий, которым не хватает значительных капиталовложений для
приобретения нового оборудования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|