Анализ денежных потоков предприятия
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
ВЕДЕНИЕ 
ГЛАВА 1.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА  
1.1.Законодательно-нормативная база.  
1.2.Значение и методы анализа  
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ
ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 
2.1.Анализ состава и
динамики прибыли 
2.2.Анализ финансовых
результатов от реализации продукции и услуг 
2.3.Анализ ценовой
политики предприятия и уровня среднереализационных цен 
2.4.Анализ операционных
и внереализационных доходов и расходов 
2.5.Анализ
рентабельности предприятия 
2.6. Методика определения
резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности 
 
ГЛАВА 3. УЧЕТ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ОАО «Фриз»  
3.1. Характеристика  ОАО  “  Фриз  
“                      
3.2.Основные технико - экономические показатели  
ОАО “ Фриз “             
3.3. Анализ финансового состояния ОАО  “ Фриз     “ 
3.3.1.АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ 
3.3.2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ 
 Анализ финансовой устойчивости предприятия 
Анализ ликвидности предприятия  
3.3.3.АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
ГЛАВА 4.   ОЦЕНКА И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО  “ Фриз “ 
4.1.  АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 
4.1.1.  АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ  
4.1.2.  АНАЛИЗ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 
4.2.  ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО БАНКРОТСТВА 
4.3.  РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОАО  “ Фриз “    
4.3.1.       
Формирование
подходов к решению проблем 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
ВЕДЕНИЕ 
 
Развитие рыночных отношений
требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на
ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности
производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении
всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности
принадлежит прибыли. Получение ее является обязательным  условием
функционирования предприятия. 
Являясь источником
производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в
обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых
во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы. 
Прибыль – объективная экономическая категория товарно-денежных
отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением
роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности
предприятий. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило,
источник уплаты налогов. 
            Прибыль
занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и
рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены,
себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. 
            Совершенствование
финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных
финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности их
использования. 
            В настоящее
время на практическую основу поставлена задача формирования рынка ценных бумаг.
Ведущая роль в его формировании призвана сыграть прибыль. 
Таким образом, прибыль
является составным элементом рыночных отношений. Она играет важную роль в
формировании доходов бюджета и создании рынков средств производства, предметов
народного потребления и др. 
Изучение
социально-экономической сущности прибыли имеет первостепенное значение для
рассмотрения источников ее формирования,  разработки системы распределения,
формирования основных направлений деятельности предприятий, решения социальных
проблем. Все эти направления рассмотрены в работе. 
В первой главе речь идет о
понятии прибыли, составе, порядке формирования балансовой и налогооблагаемой
прибыли на основании нормативных и инструктивных материалов по учету финансовых
результатов. Рассматриваются пути уменьшения налогооблагаемой прибыли на
примере рассматриваемого предприятия – ОАО  
Во второй главе данной
работы рассматривается процесс  учета, распределения и использования прибыли.
Экономически обоснованная система распределения прибыли, в первую очередь,
должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и
максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды
предприятий. В течение отчетного периода предприятия используют прибыль на
различные цели: производят платежи налогов в бюджет, отчисления в фонды,
осуществляют расходы, производимые по законодательству за счет прибыли. 
Также в данной главе
показан порядок учета и использования прибыли на примере ОАО. В работе
рассмотрены следующие направления: состав и структура балансовой прибыли,
прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и от прочей реализации; прибыли
(убытки) от внереализационных операций; формирование налогооблагаемой прибыли
предприятия; направления использования прибыли.  
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  
1.1. Законодательно-нормативная база.  
В последние годы происходят
серьезные преобразования, вызванные,  во-первых, изменением экономической среды
деятельности организации, во-вторых, проникновением на отечественный рынок
опыта работы иностранных предприятий. 
В связи с этим под влиянием
возникающих взаимоотношений с субъектами мирового, рынка происходит переход от
жесткой регламентации объемов производства, фондов и выделяемых ресурсов на
развитие и поощрение к деятельности, где все определяется спросом и
предложением.  Серьезные изменения претерпевает нормативно правовая база,
регламентирующая ведение и организацию бухгалтерского учета. Она освобождается
от  жесткой регламентации и имеет ориентацию к предоставлению большей свободы
выбора из имеющегося арсенала методов и способов учета. При этом возникает
проблема необходимости  оптимального соотношения между интересами
хозяйствующего субъекта, внешних пользователей учетной информацией и
государства  
Новая система нормативного
регулирования бухгалтерского учета в России закреплена в Федеральном Законе “О
бухгалтерском учете” и представляет собой многоуровневую систему. К нормативным
документам первого уровня относятся Федеральные Законы, Указы президента РФ,,
постановления Правительства. Второй уровень составляют положения по
бухгалтерскому учету. Все остальные нормативные акты и методические указания
образуют систему третьего уровня. Отдельный четвертый уровень составляют
документы, формирующие учетную политику организации. Схематично распределение
нормативных документов по уровням:  
I 
УРОВЕНЬ 
ЗАКОНЫ  УКАЗЫ    ПРЕЗИДЕНТА 
II УРОВЕНЬ 
ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ
УЧЕТУ 
    ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ
ПБУ ПБУ ПБУ ПБУ 
    1       2       3      
4       5       6       7       8        9      10  
III УРОВЕНЬ 
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ОТРАСЛЕЙ 
НОРМАТИВНЫЕ    
МЕТОДИЧЕСКИЕ  ИНСТРУКЦИИ 
                      
АКТЫ                       УКАЗАНИЯ 
  IV УРОВЕНЬ 
ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ 
        УСТАВ            
ПОЛОЖЕНИЯ                   УЧЕТНАЯ     ПОЛИТИКА  
Важное место в документах первого уровня занимает
федеральные законы от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и
от 27 декабря 1991 года № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и
организации. Не менее важным документом первого уровня является Налоговый
кодекс.  
Второй уровень системы
нормативного регулирования составляют национальные стандарты - Положения по
бухгалтерскому  учету.  
Одним из важнейших
документов третьего  уровня является План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению
(утверждены  приказом Министерства  финансов СССР от 1.11.1991г № 56 и
рекомендованы для применения на территории Российской Федерации письмом
Министерства экономики и финансов РСФСР от 19.12.1991г № 18-5; с изменениями,
утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 28.12.1994г № 173 и от
28.07.1995г № 81).  
Следующим документом  этой
группы, оказывающим непосредственное влияние на формирование финансовых
результатов, является Положение о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ № 552 от
5.08.1992 в редакции от 12.07.99г. №794).  
В целях реализации
Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности Минфином разработано и  утверждено приказом №
34н от 29.07.1998г Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ. По своему содержанию и месту в системе российских нормативных
документов по бухгалтерскому учету является основным документом, содержащим в
полном объем главные правила (принципы) бухгалтерского учета, методы оценки
имущества и обязательств, а также требования к составу и содержанию показателей
бухгалтерской отчетности [3, стр. 55].  В разделе, посвященному учету и оценке
прибыли (убытка)  предусматривается отражение  финансового результата отчетного
периода в сумме нераспределенной  прибыли (непокрытого убытка), определенного
как разница между финансовым результатом и суммой налога на прибыль и иных
аналогичных платежей, установленных налоговым законодательством, включая
штрафные санкции. 
К документам  этого уровня
принадлежит Инструкция ГНС РФ № 37 от 10.08.1995г  “О порядке исчисления и
уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (в редакции
Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ). Данной инструкцией определяется
порядок взимания налога с финансового результата работы предприятия - прибыли,
плательщики налога, порядок определения объекта налогообложения, ставки и
льготы.  
Четвертый уровень
составляют юридические документы предприятия, формирующие учетную политику
предприятия. Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения
учета, принятых на предприятии. 
Прибыль – важнейший
показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост
прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает
степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов
учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли
определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных
фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя
рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости
его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья
предприятия. 
С 1 января 2000 года
изменилась форма подачи информации о показателях предприятия, составляющих
содержание финансового результата его деятельности. Новое содержание Отчета о
прибылях и убытках было определено ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ
от 6.07.99  №43н. 
С начала 2000 года вступило
в силу Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99,
утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.99 №32н (далее – ПБУ 9/99).
Данное Положение устанавливает новый порядок отражения выручки от реализации и
других доходов в бухгалтерском учете и учете для целей налогообложения. 
Согласно этому ПБУ 4/99,
показателями, влияющими на финансовый результат деятельности предприятия,
являются: 
1.     
Выручка от продажи
товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость,
акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто – выручка) 
2.     
Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов) 
3.     
Валовая прибыль 
4.     
Коммерческие расходы 
5.     
Управленческие расходы 
6.     
Прибыль / убыток от продаж 
7.     
Проценты к получению 
8.     
Проценты к уплате 
9.     
Доходы от участия в других
организациях 
10. 
Прочие операционные доходы 
11. 
Прочие операционные
расходы 
12. 
Внереализационные доходы 
13. 
Внереализационные расходы 
14. 
Прибыль / убыток до
налогообложения 
15. 
Налог на прибыль и иные
аналогичные обязательные платежи 
16. 
Прибыль / убыток от
обычной деятельности 
17. 
Чрезвычайные доходы 
18. 
Чрезвычайные расходы 
19. 
Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 
Таким образом добавились
новые понятия в связи с введением новых показателей. Так, валовая прибыль
предприятия (строка 029) определяется как разность между выручкой от продажи
товаров (продукции, работ, услуг) (стр. 010) и себестоимостью проданных товаров
(продукции, работ, услуг) (стр.020). 
Методика анализа включает
три взаимосвязанных блока: 
1.     
Анализ
финансовых результатов деятельности предприятия; 
2.     
Анализа
финансового состояния предприятия; 
3.     
Анализа
эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 
Из этого следует, что
предприятия должны включать в качестве обязательных элементов анализ финансовых
результатов деятельности предприятия 
Основное содержание
финансового анализа составляют: 
·       
Анализ
динамики и факторов изменения структуры формирования финансовых результатов; 
·       
Факторный
анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг. 
·       
Расчет
показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов; 
·       
Анализ
факторов формирования прибыли от финансово-хозяйственной деятельности; 
·       
Анализ
факторов формирования и распределения общей бухгалтерской прибыли; 
·       
Анализ
состава и структуры налогооблагаемой прибыли. 
Для анализа используются нормативные документы, отчетность, счета
бухгалтерского учета, ведомости счетов, журналы-ордера, главная книга, а также
первичные документы. 
Весь вышеперечисленный анализ будет рассмотрен в данной работе на
примере ОАО  
Уставной капитал на момент
образования предприятия согласно учредительным документам составил 44185 тыс.
руб., на сегодняшний момент сформирован полностью. 
Учредителями ОАО Являются: 30
юридических лиц и 98 физических лица. 
Предприятие имеет два
зависимых общества. 
      Деятельность любой фирмы целенаправлена,  то
есть предполагается,  что будет получен определенный результат,  зависящий от
ресурсов,  находящихся в распоряжение предприятия,  степени учета факторов
риска,  состояния внешней и внутренней  среды  фирмы ,   условий  во  внешней 
среде  (рис.  1).  
2.1.Анализ состава и
динамики прибыли 
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее
функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому
поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в
любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми
результатами отводится экономическому анализу. Его основные задачи: 
систематический контроль за формированием финансовых
результатов; 
определение влияния как объективных, так и субъективных
факторов на финансовые результаты; 
выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня
рентабельности и прогнозирование их величины; 
оценка работы предприятия по использованию
возможностей увеличения прибыли и рентабельности;            
разработка мероприятий по освоению выявленных
резервов. 
Основные источники информации: данные аналитического
бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках»
(форма № 2), «Отчет о движении капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана
предприятия. 
В процессе анализа используются следующие показатели
прибыли: 
маржинальная прибыль (разность между выручкой
(нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции); 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 
   
 |