прибыль от реализации продукции,
товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами
отчетного периода);
балансовая (валовая) прибыль (финансовые результаты от
реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и
инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы);
налогооблагаемая прибыль (разность между балансовой
прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от
долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на
прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически
пересматривайся);
чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль, которая остается
в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и
прочих обязательных отчислений);
капитализированная
(реинвестированная) прибыль— это часть нераспределенной прибыли, которая направляется
на финансирование прироста активов, т.е. фонд накопления;
потребляемая прибыль — та ее часть, которая
расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные
программы.
В процессе анализа необходимо
изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана
за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные
факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный
индекс роста цен на продукцию Предприятия в среднем по отрасли, а затраты по
реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на
потребленные ресурсы за анализируемый период.
Как показывают данные табл.
1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 21,85%. Темп ее прироста к
прошлому году в сопоставимых ценах составляет 1,7%. Наибольшую долю в
балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (83,6%). Удельный
вес операционных финансовых результатов составляет всего 12,6%, но с развитием
рыночных отношений он может быть значительно большим.
2.2.Анализ финансовых результатов от реализации
продукции и услуг
Основную часть прибыли предприятия
получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются
динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются
факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации
продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня
соподчиненности: объема реализации продукции (УРП); ее структуры (Уд,);
себестоимости (С,) и уровня среднереализациоиных цен (Ц,).
П=Σ (VPПобщ*Удi(Цi-Сi))
Объем
реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на
сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к
увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении
объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура
товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на
сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем
объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении
удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли
уменьшится.
• Себестоимость продукции
обратно пропорциональна Прибыли:
снижение себестоимости приводит к
соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня
среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен
сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих
факторов на сумму прибыли, можно выполнить способом цепной подстановки,
используя данные, приведенные в табл. 2.
Сначала нужно найти сумму прибыли
при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для
этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а
затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации
исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с плановым в
натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении
(если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии
выполнение плана по реализации составляет:
Крп = (VPПф/VPПпл) = (18405/20500) = 0,9
Если бы величина остальных факторов
не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить
13930тыс. руб. (15 477*0,9).
Затем следует определить сумму
прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при
плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной
выручки вычесть условную сумму затрат:
Σ (VPПia*Цiпл)-Σ (VPПia*Сiпл)
81 032-65534= 15498тыс.руб.
Нужно подсчитать также, сколько
прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации,
структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической
суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
Σ (VPПiф*Цiф)-Σ (VPПiф*Сiпл)
97 120 - 65 534 = 31 586
тыс. руб.
По данным
табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли за счет:
объема реализации продукции ΔПvрп=Пуслl-Ппл
13930- 15 477 =-1547 тыс. руб.;
структуры
товарной продукции . ΔПстр = Пусл2 - Пусл1 = 15 498 - 13 930 = +1568 тыс.
руб.;
отпускных цен
ΔПц = Пуслз - Пусл2 = 31 586 -
15 498 = +16 088 тыс. руб.;
себестоимости реализованной
продукции ΔПс = Пф-Пуслз = 18 597 - 31 586 = -12 989 тыс. руб.
Итого+3120тыс.руб.
Результаты расчетов показывают, что
план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных
цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в
структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился
удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением
себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб.
Следует проанализировать также выполнение
плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина
которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции,
себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от
реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П=VPПi (Ui-Ci).
Методика расчета-влияния факторов
способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 4):
ΔПурп =(УРПф-
УРГи.Щпл - Спд) = = (12 546 - 10 455) • (5,0 - 4,0) =+2091 тыс. руб.;
ΔПц = (Цф - LU -УРПф = (6,0 - 5,0) •
12 546 = +12 546 тыс. руб.;
ΔПс = -(Сф - С„л)
-УРПф = -(4,8-4,0) • 12 546 =-10 037 тыс. руб.
Аналогичные расчеты проводятся по
каждому виду продукции. Данные табл. 4 показывают, по каким видам продукции
план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы
оказали положительное, а какие - отрицательное влияние и в какой степени.
После этого необходимо
детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости
по каждому виду продукции.
2.3.Анализ ценовой
политики предприятия и уровня среднереализационных цен
Цены обеспечивают
предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на
нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется
эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры
предприятия.
Ценовая политика состоит в том, что
предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости
от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных
целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке,
получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы
и т.д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии
жизненного цикла товаров
Данные табл. 6 показывают, что анализируемое
предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Оно
быстрее отреагировало на уменьшение спроса на изделие Б, снизив уровень цены по
сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на
продукцию, которая пользуется более высоким спросом. В итоге предприятие
сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота.
Большое значение при изучении ценовой политики имеет
факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная
цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего
изделия на объем его продаж за отчетный период. На изменение ее уровня
оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее
сбыта, конъюнктура рынка сроки реализации, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции — один из основных факторов,
от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество
продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его
качества (ΔЦкач) можно определить по формуле:
ΔЦкач = ((Цll – Цll)*VPПll)/ VPПобщ
По тем видам продукции, по которым
цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние
качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать способом
абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по
каждому сорту умножается на плановую цену единицы продукции соответствующего
сорта и результаты суммируются:
ΔЦ = Σ(Удiф – Удiпл)Цiпл
Методика расчета влияния сортового
состава на уровень средней цены и на сумму прибыли показана в п. 1.4. Данные
табл. 1.7 показывают, что в результате повышения удельного веса продукции I
сорта и уменьшения 11 сорта средняя цена изделия А повысилась на 70 руб.
По такой же методике рассчитывается изменение
средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл.6) и
сроков реализации (табл. 7).
В связи с изменением рынков сбыта
продукции средний уровень цены изделия А повысился на на 53,6 руб., а сумма
прибыли - на 672,5 тыс. руб. (53,6 руб. • 12 546 шт.).
В связи с увеличением доли
несезонных продаж в общем его объеме средняя цена реализации по изделию А
снизилась на 66 руб.
Если на протяжении года произошло
изменение цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то
изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации
после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции за
отчетный период.
В заключение обобщаются результаты
анализа по каждому виду продукции (табл. 8).
2.4.Анализ операционных
и внереализационных доходов и расходов
Выполнение плана прибыли в
значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не
связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и
внереализационные доходы и расходы.
К операционным доходам относятся
проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным
бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных
средств и иных активов и т.п.
Операционные расходы включают выплату процентов
по облигациям, акциям, за предоставление организации в.пользование денежных
средств (кредитов, займов). Сюда относятся также расходы организации по
содержанию законсервированных производственных мощностей и объектов,
мобилизационных мощностей, расходы, связанные с аннулированием
производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего
продукции, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата
консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг и т.п.).
Внереализационные доходы и расходы
- это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые
разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени,
штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности,
по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.
В процессе анализа изучаются состав,
динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков ц
прибыли по каждому конкретному случаю.
Основными видами ценных бумаг
являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов,
облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков),
депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.
Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда
и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма
дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В
процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли,
приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.
Доход от других ценных
бумаг
(облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества
приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и
уровня процентных ставок.
В процессе анализа изучают динамику
и структуру доходов по каждому виду ценных бумаг (табл.9).
Доходы от акций, на данном
предприятии за отчетный год увеличились на 350 тыс. руб., в том числе за счет:
а) увеличения количества акций:
(350 — 300) • 3,5 = 175 тыс. руб.;
б) уровня дивиденда на одну акцию: (4,0-3,5) -350=
175 тыс. руб.
Купонные выплаты процентов по облигациям выросли на
300 тыс. руб. только за счет количества облигаций.
Процентный доход по депозитам возрос на 360 тыс.
руб., в том числе за счет увеличения суммы депозитных вкладов — на 180 тыс.
руб. [(3600 — 3000) -30 : 100] и уровня процентных ставок пр депозитам - на
180 тыс. руб. [(35% - 30%) -3600].
Анализ внереализационных доходов и
расходов следует проводить по каждому виду.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с
нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями
и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств,
принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти
не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и
подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны
предприятия в отношении их. Поэтому при анализа данного показателя следует
проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам
были предъявлены соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской
задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и
контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Прибыли
(убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о
недостатках бухгалтерского учета.
В заключение анализа
разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и
сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли
от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
2.5.Анализ
рентабельности предприятия
Рентабельность — это
относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели
рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом,
доходность раз-личных направлений деятельности (производственной, коммерческой,
инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные
результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение
эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели и с пользу ют
для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике
и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно
объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие
окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие
рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие
доходность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности
(окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от
реализации (Прп) или чистой прибыли от основной деятельности (ЧП), или суммы
чистого положительного денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и
амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции
Она показывает, сколько предприятие
имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на
производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по
предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Последний показатель
точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку
учитывает не только чистую прибыль, ной всю величину собственных заработанных
средств, поступающих в свободное распоряжение предприятия из оборота. Сумма
прибыли может быть небольшой, если предприятие применяет ускоренный метод
начисления амортизации, и наоборот. Однако в совокупности эти две величины
довольно реально отражают доход предприятия, который может быть использован в
процессе реинвестирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|