Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности предприятия (АСОИ) на примере ООО ИЖ-МОТО


Рентабельность собственного капитала  (стр.7 : стр. 2) х 100 %

-25,5

-13,2

+12,3

Рентабельность продукции (стр.7 : стр. 5) х 100 %

-67,4

-17,9

+49,5


-    рентабельность активов (имущества) Ра – показывает, какую прибыль получает предприятия с каждого рубля, вложенного в активы:

Ра = П4: А            (9)

Где, А – средняя величина активов (валюта баланса),

П4 – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

-    рентабельность текущих активов Рта – показывает, сколько прибыли предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы:

Рта = П4: Та                   (10)

Где, Та – средняя величина текущих активов.

-    рентабельность инвестиций – показатель, отражающий эффективность использования средств, инвестированных в предприятие. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель выражает оценку мастерства управления инвестициями:

Ри=П: СК+ДО               (11)

Где, Ри – рентабельность инвестиций,

П – общая сумма прибыли за период,

СК – средняя величина собственного капитала,

ДО – средняя величина долговых обязательств.

-    рентабельность собственного капитала Рск – отражает отношение прибыли к собственному капиталу:

Рск = П4: СК                 (12)

Где, Рск – рентабельность собственного капитала,

СК – средняя величина собственного капитала.

-    рентабельность основной деятельности Рд – показывает, каково отношение прибыли от реализации продукции основного вида деятельности к сумме затрат на производство:

Рд = Пр: 3            (13)

Где, Пр – прибыль от реализации,

З – затраты на производство продукции.

-    рентабельность производства Рпф – показывает, насколько эффективна отдача производственных фондов:

Рпф = П: ОПФ + МОА           (14)

Где, ОПФ – средняя величина основных производственных фондов,

МОА – средняя величина материальных оборотных средств.

-    рентабельность продукции Рп – показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции:

Рп = П4: Vр                             (15)

Где, Vр – выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

-    рентабельность объема продаж Рvп – модифицированный показатель рентабельности продукции:

Рvп = Пр: Vр                 (16)

Где, Рvп – рентабельность объема продаж,

Пр – прибыль от реализации продукции.

Далее остановимся на методике анализа основных показателей рентабельности.

Факторный анализ показателей рентабельности. Первым этапом анализа является рентабельность объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и себестоимости).

Рvр = Пр: Vр = Vр – S: Vр               (17)

Где, S – себестоимость реализации, включая коммерческие расходы) и составим аналитическую таблицу 24.

Таблица 24 - Расчет и оценка рентабельности объема продаж, тыс.руб.


Показатели

Прошлый 2005г.

Отчетный 2006г.

Отклонения

1.выручка от реализации товаров (Vр)

185 823

392 847

+207 024

2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (S)

249 739

419 469

+169 730

3.Прибыль (убыток) от реализации (Пр) (стр.1 – стр.2)

-63 916

-26 622

+37 294

4.Рентабельность объема продаж (Рvр) (стр.3 : стр.1) х 100%

-34,40

-6,78

+27,62


Как видно из таблицы 24, рентабельность объема продаж за анализируемый период возросла на 27,62 пункта. Увеличение этого показателя может свидетельствовать, прежде всего, об увеличение реализации продукции.

Рассчитаем влияние изменений цены и себестоимости реализованной продукции методами цепных подстановок.

-    определим изменение рентабельности объема продаж за счет изменения объема реализации

D Рvп (D Vр) по формуле:

D Рvп (D V) = (Vр1 – S0: Vр1) – (Vр0 - S0: Vр0) = +0,7083             (18)

-    рассчитаем изменения рентабельности объема продаж за счет увеличения себестоимости реализации

D Рvп (D S) по формуле:

D Рvп (D S) = (Vр1 – S1: Vр1) – (Vр1 - S0: Vр1) = -43,21                (19)

-    проверим соответствие общего применения рентабельности продаж и совокупность влияния факторов.

D Рvп = D Рvп (D Vр) + D Рv (D S)            (20)

27,62 = 27,62

Следующий этап анализа – исследование взаимосвязи между показателями рентабельности активов, их оборачиваемость и рентабельность реализованной продукции:

Ра = П4: А = (Vр: А) х (П4: Vр)                  (21)

Этот показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценообразовательной политики предприятия, так и уровень затрат на производство реализованной продукции (уровень рентабельности). Кроме того, через рентабельность активов можно оценить активность предприятия через оборачиваемость активов.

Формула (21) указывает на пути повышения рентабельности средств:

-    при низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов,

-    низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции.

Факторный анализ рентабельности активов рассчитываем методом цепной подстановки, используя данные таблицы 22.

Таблица 25 - Оценка показателей, рассчитанных на основе активов


Показатели

Прошлый 2005г.

Отчетный 2006г.

Отклонения

Оборотность активов Vр : А = Оа, об.

0,26

0,49

+0,23

Рентабельность реализ. д. П4 : Vр = Рп, %

-67,4

-17,9

+49,5

Рентаб. активов Ра, % (стр.1 х стр.2)

-17,5

-8,8

+8,7


-    определим изменение рентабельности активов за счет ускорения оборачиваемости активов D Ра (D Оа):

D Ра (DОа) = (Оа х Рn ) – Ра = -15,5          (22)

-    рассчитаем изменения рентабельности активов за счет снижения рентабельности реализованной продукции D Ра (D Рn):

D Ра (D Рn) = Ра – (Оа х Рn ) = +24,2                  (23)

-    проверим соответствие общего изменения рентабельности активов сумме влияния факторов:

D Ра = DРа (D Оа) + DРа (D n)                   (24)

+8,7 = +8,7

Показатель рентабельности производства Рпф = П: (ОПФ + МОА) находится в прямой зависимости от рентабельности продукции и в обратной – от изменения фондоемкости продукции.

Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем ниже фондоемкость, выше фондоотдача и как следствие этого – рост рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.

При анализе рентабельности производства исходные формулы модифицируются путем деления числителя и знаменателя на объем реализованной продукции.

Таким образом, модель имеет вид:

П            Vр - S

Vр             Vр

Рn = Рvп: (Фе + Кзос) =                   (25)

ОПФ          МОА

Vр              Vр

Где, Фе – фондоемкость основных производственных фондов,

Кзос – коэффициент закрепления материальных оборотных средств.

Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности производства определяется методом цепных подстановок таблица 26.

Таблица 26 - Анализ уровня рентабельности производства


Показатель

Прошлый 2005г.

Отчетный 2006г.

Отклонения

1.Прибыль ( П ), тыс.руб.

-88 468

-54 434

+34 034

2.выручка от реализации продукции

 ( Vр ) тыс.руб.

185 823

392 847

207 024

3.среднегодовая стоимость основных производственных фондов ( ОПФ ) тыс.руб.

141 590

82 201

-59 389

4.среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс.руб.

174 893

137 237

-37 656

5.среднегодовая стоимость производственных фондов, тыс.руб. (стр.3 + стр.4)

316 483

219 438

-97 045


6.коэффициент фондоемкости Фе (стр.3 : стр.2)

0,76

0,21

-0,55

7.коэффициент закрепления оборотных средств Кзос (стр.4 : стр.2)

0,94

0,35

-0,59

8.прибыль на рубль реализуемой продукции (стр.1 : стр.2), %

-0,48

-0,14

+0,34

9.рентабельность предприятия Рn

(стр.1 : стр.5) х 100%

-0,28

-0,25

+0,03


Общие изменения рентабельности продукции – увеличение на  0,03 пункта – образовалось под влиянием следующих факторов:

-    увеличение уровня рентабельности продукции на 34% привело к увеличению рентабельности предприятия на 0,2 пункта,

-    уменьшения фондоемкости привело к снижению рентабельности предприятия на 3,97 пункта,

-    снижение коэффициента закрепления материальных оборотных средств (т.е. ускорение оборачиваемости) оказало положительное влияние на рентабельность производства на 11,95 пункта.

Следующим этапом анализа является оценка влияния рентабельности

отдельных изделий на общую рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж). Такой анализ позволяет установить влияние производства, и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованной продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации.

Анализ проводят в следующей последовательности:

-    определяют удельный вес каждого вида продукции в общем, объеме реализации,

-    рассчитывают индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции,

-    определяют влияние, связанное с изменением индивидуальной рентабельности на долю изделия в общем,  объеме реализации,

-    определяют влияние, связанное с изменением индивидуальной рентабельности выпускаемых изделий, путем умножения разности между рентабельностью отчетного периода и базисного на долю изделия в отчетном периоде,

-    определяют влияние структурного фактора путем умножения рентабельности базисного периода на разность удельного веса изделия отчетного и базисного периодов.

Как видно из таблицы, рост удельного веса мотоциклов и мотозипа оказали отрицательное влияние на рентабельность продаж, уменьшив ее на 2,69 пункта. Повышение рентабельности всех изделий на 25,13 % способствовали росту рентабельности продаж. Все эти факторы положительно повлияли на рентабельность продаж, увеличив рентабельность в целом на 27,62 пункта.

По данным проведенного анализа можно сделать вывод, что на предприятии ООО «Иж-Мото» заинтересованы в повышении доли мотоциклов и автозипа в структуре реализации и снижении доли менее рентабельной продукции – детали к мотоциклу и оказании услуг населению.


2.3 Анализ финансового состояния предприятия по данным баланса


Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентно способности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнение обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Движение любых товарно-материальных ценностей, трудовых материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-хозяйственной деятельности.


 

Таблица 27 - Расчет влияния рентабельности отдельных изделий на рентабельность продаж

Вид изделия

Рентабельность, %

Доля в общем объеме реализации

Влияние на рентабельность продаж


Прошлый год

Отчетный год

отклонения

Прошлый год

Отчетный год

Отклонения

Структура реализации (гр.2 х гр.7)

Рентабельность изделия

 (гр.4 х гр.6)

Совокупное влияние факторов

 (гр.8 + гр.9)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.