|
Как видно из таблицы 18, предприятие достигло более высоких результатов хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым, о чем свидетельствует уменьшение общей суммы убытков на 34 034 тыс.руб., или на 38,5%. Такое уменьшение убытка явилось результатом увеличения всех его составляющих. В большей степени произошло увеличение такого показателя, как прибыль (убыток) от реализации на 37 294 тыс.руб. Он же и составил большую долю от валовой прибыли. Так доля прибыли (убытков) от реализации в отчетном году составляет 48,9%, а в предшествующем 72,2%. Если бы не увеличение внереализационных расходов, убыток в отчетном периоде уменьшился на 4 989 тыс.руб. Более глубокий анализ предполагает исследование состава каждого элемента валовой прибыли и факторов, повлиявших на нее. Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: - природные условия, - транспортные условия, - социально-экономические условия, - уровень развития внешнеэкономических связей, - цена на производственные ресурсы и др. Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения - прибыли от реализации, - процентов к получению (уплате), - прочих операционных доходов (расходов), - прочих внереализационных доходов (расходов). Факторами второго порядка является изменения: - объема реализованной продукции, - структуры реализованной продукции, - себестоимость продукции, - цены продукции. Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушений условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др. Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли (убытка). При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимают во внимание не только результаты анализа, но и такие элементы учетной политики, как: - своевременное списание безнадежных долгов, - использование метода ЛИФО в оценке запасов, - формирование нормативов износа нематериальных активов, самим предприятием, - снижение налогов за счет использования льготного налогообложения, - оптимизация издержек производства, - направление дивидендов акционеров на развитие предприятия, - эффективная ценовая политика и др. Факторный анализ прибыли от реализации. Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя. Как уже отмечалось, важнейшая составляющая валовой прибыли это прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Поэтому в первую очередь проанализируем общие изменения прибыли от реализации в таблице 18. Таблица 18 - Оценка прибыли от реализации, тыс. руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели |
Базисный период 2005г. |
Отчетный период 2006г. |
Отклонения (+, -) |
Отчетный период в % к базисному |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Выручка (нетто) от реализации продукции |
185 823 |
392 847 |
+207 024 |
211,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
244 404 |
416 209 |
+171 805 |
170,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Коммерческие расходы |
5 335 |
3 260 |
-2 075 |
61,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Прибыль(убыток) от продаж |
-63 916 |
-26 622 |
+37 294 |
41,7 |
Из таблицы 18 видно, уменьшение убытков от реализации продукции на 37 294 тыс. руб., или на 58,3 %, обусловлено ростом выручки от реализации продукции на 111,4 % и уменьшением коммерческих расходов на 38,9 %. Однако произошло и увеличение себестоимости реализованной продукции на 70,3 %. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом снижения убытков от реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва составит 376 754 тыс.руб.
Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:
- отпускных цен на продукцию,
- объема продукции,
- структуры реализованной продукции,
- себестоимости продукции,
- себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции,
- цен на материалы и тарифов на услуги,
- затрат на 1 рубль продукции.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 19.
Таблица 19 - Факторный анализ прибыли от реализации, тыс.руб.
Показатели
Базисный
период 2005 г.
Отчетный 2006г.
период
По базису на фактически реализованную продукцию
В фактических ценах
А
1
2
3
1.Выручка от реализации продукции
185 823
154 454
392 847
2.Себестоимость проданной продукции
244 404
163 630
416 209
3.Прибыль (убыток) от продаж
-63 916
-9 185
-26 622
Используя данные таблицы 19, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов:
- изменение отпускных цен на продукцию. Разница между ними в 238 402 тыс.руб. свидетельствует об изменении убытков за счет отпускных цен на продукцию,
- изменение объема продукции (умножим величину прибыли базисного периода стр.3 гр.1 на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости стр.2 гр2 : стр.2 гр.1) получим –42 792. Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода,
- изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным таблицы 20 это выглядит так: стр.3 гр.1 х (стр.1 гр.2 : стр.1 гр.1 – стр.2 гр.2 : стр.2 гр.1), Получим –10 227 тыс. руб.
Таким образом, изменения в структуре реализации (0,16) увеличили сумму убытков от реализации на 10 227 тыс. руб.
- изменение себестоимости продукции. Сравним стр.2 гр.3 и стр.2 гр.2, таблица 20. Полученный результат, равный 252579 тыс. руб., свидетельствует об изменения прибыли за счет изменения себестоимости продукции,
- изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнений базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. В нашем случае этот результат равен 39 504 тыс.руб,
- изменение цен на материалы и тарифы на услуги (энергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетом экономистов. На предприятии ООО «Иж-Мото» рост цен на материалы и тарифы на услуги в общей сумме составили 41 903тыс.руб., что отрицательно повлияло на финансовый результат предприятия,
- изменение затрат на 1 рубль продукции. Их влияние определяем путем сравнения базисной себестоимости проданных товаров отчетного года (стр.2 гр.2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материалы и прочие ресурсы. По сведениям экономического отдела по анализируемому предприятию этот показатель составляет 139841.
Таким образом, сокращение на 23789 тыс.руб. затрат на 1 рубль продукции положительно повлияло на финансовый результат, что является результатом режима экономии реализуемого на данном предприятии.
Кроме выше названных факторов исследуется случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. На нашем предприятии эти факторы уменьшили убытки на 17 109 тыс.руб..
Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы 20.
Таблица 20 - Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции, тыс.руб.
Показатели
Сумме изменений прибыли (+, -)
1
2
Отклонение прибыли – всего
+37 294
В том числе за счет:
Уменьшения коммерческих расходов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.