Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности предприятия (АСОИ) на примере ООО ИЖ-МОТО

Основным показателем безубыточности работы предприятия является прибыль. В 2005г. убыток составил 88468 тыс. руб., а в 2002г. согласно годовому балансу - в размере 54434 тыс. руб.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности предприятия из формы №2.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности, прочих внереализационных операций.

Анализ валовой прибыли. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой  и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.

Анализ валовой прибыли начинается с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в разрезе ее составляющих элементов – так называемый горизонтальный анализ. Затем проводится вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе валовой прибыли.

Для оценки уровня и динамики показателей валовой прибыли составим таблицу 17.

Таблица 17 - Анализ показателей прибыли (тыс. руб.)


Показатели

Базисный 2005г.

период

Отчетный 2006г.

период

Отклонения


Сумма

Сумма

Сумма

% к итогу

1

2

3

4 (гр.3-гр.2)

5 (гр.3 : гр.2)*100%

1.Прибыль (убыток) от реализаци (стр.050)

-63 916

-26 622

37 924

41,7

2.Прочие операц.  Доходы (стр.090)

529 746

382 754

-146 992

72,3

3.Прочие операц. Расходы (стр.100)

553 743

405 108

-148 635

73,2

4.Прибыль (убыток) от фин-хоз. деят-ти (стр.110)

-87 913

-48 976

38 937

55,7

5.Прочие внереализа-

ционные доходы (стр.120)

1 259

1 345

86

106,8

6.Прочие внереализа-

ционные расходы (стр.130)

1 814

6 803

4 989

375,0

Прибыль (убыток) до налогообложения (Σ110, 120, 130 )

-88 468

-54 434

34 034

61,5


Как видно из таблицы 18, предприятие достигло более высоких результатов хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым, о чем свидетельствует уменьшение общей суммы убытков на 34 034 тыс.руб., или на 38,5%. Такое уменьшение убытка явилось результатом увеличения всех его составляющих. В большей степени произошло увеличение такого показателя, как прибыль (убыток) от реализации на 37 294 тыс.руб. Он же и составил большую долю от валовой прибыли. Так доля прибыли (убытков) от реализации в отчетном году составляет 48,9%, а в предшествующем 72,2%.

Если бы не увеличение внереализационных расходов, убыток в отчетном периоде уменьшился на 4 989 тыс.руб.

Более глубокий анализ предполагает исследование состава каждого элемента валовой прибыли и факторов, повлиявших на нее.

Все многообразие факторов можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

-    природные условия,

-    транспортные условия,

-    социально-экономические условия,

-    уровень развития внешнеэкономических связей,

-    цена на производственные ресурсы и др.

Внутренние факторы по степени их соподчиненности делятся на факторы первого и второго порядка. К факторам первого порядка относятся изменения

-     прибыли от реализации,

-     процентов к получению (уплате),

-     прочих операционных доходов (расходов),

-     прочих внереализационных доходов (расходов).

Факторами второго порядка является изменения:

-     объема реализованной продукции,

-     структуры реализованной продукции,

-     себестоимость продукции,

-     цены продукции.

Кроме того, к внутренним факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен, нарушений условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с валовой прибылью прямая, за исключением изменений себестоимости, снижение которой приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка являются составляющими элементами валовой прибыли. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на прибыль от реализации и соответственно на общую сумму прибыли (убытка).

При разработке мероприятий по дальнейшему увеличению прибыли принимают во внимание не только результаты анализа, но и такие элементы учетной политики, как:

-    своевременное списание безнадежных долгов,

-    использование метода ЛИФО в оценке запасов,

-    формирование нормативов износа нематериальных активов, самим предприятием,

-    снижение налогов за счет использования льготного налогообложения,

-    оптимизация издержек производства,

-    направление дивидендов акционеров на развитие предприятия,

-    эффективная ценовая политика и др.

Факторный анализ прибыли от реализации. Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Как уже отмечалось, важнейшая составляющая валовой прибыли это прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации. Поэтому в первую очередь проанализируем общие изменения прибыли от реализации в таблице 18.


Таблица 18 - Оценка прибыли от реализации, тыс. руб.


Показатели

Базисный период 2005г.

Отчетный период 2006г.

Отклонения

(+, -)

Отчетный период в % к базисному

1

2

3

4

5

1.Выручка (нетто) от реализации продукции

185 823

392 847

+207 024

211,4

2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

244 404

416 209

+171 805

170,3

3.Коммерческие расходы

5 335

3 260

-2 075

61,1

4.Прибыль(убыток) от продаж

-63 916

-26 622

+37 294

41,7


Из таблицы 18 видно, уменьшение убытков от реализации продукции на 37 294 тыс. руб., или на 58,3 %, обусловлено ростом выручки от реализации продукции на 111,4 % и уменьшением коммерческих расходов на 38,9 %. Однако произошло и увеличение себестоимости реализованной продукции на 70,3 %. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат является резервом снижения убытков от реализации продукции на анализируемом предприятии. Общая сумма резерва составит 376 754 тыс.руб.

Дальнейший анализ прибыли от реализации состоит в исследовании факторов, влияющих на ее объем. Для этого необходимо оценить изменения:

-    отпускных цен на продукцию,

-    объема продукции,

-    структуры реализованной продукции,

-    себестоимости продукции,

-    себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции,

-    цен на материалы и тарифов на услуги,

-    затрат на 1 рубль продукции.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции приведены в таблице 19.


Таблица 19 - Факторный анализ прибыли от реализации, тыс.руб.




Показатели


Базисный

период 2005 г.

Отчетный  2006г.

период


По базису на фактически реализованную продукцию

В фактических ценах

А

1

2

3

1.Выручка от реализации продукции

185 823

154 454

392 847

2.Себестоимость проданной продукции

244 404

163 630

416 209

3.Прибыль (убыток) от продаж

-63 916

-9 185

-26 622


Используя данные таблицы 19, определим влияние на прибыль от реализации основных факторов:

-    изменение отпускных цен на продукцию. Разница между ними в 238 402 тыс.руб. свидетельствует об изменении убытков за счет отпускных цен на продукцию,

-    изменение объема продукции (умножим величину прибыли базисного периода стр.3 гр.1 на коэффициент изменения объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости стр.2 гр2 : стр.2 гр.1) получим –42 792. Теперь сравним эту величину с прибылью базисного периода,

-    изменения в структуре реализованной продукции. Влияние этого фактора определим с помощью следующего расчета: базисная величина прибыли корректируется на разницу коэффициента изменения объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента изменения объема реализации продукции по базисной себестоимости. По данным таблицы 20 это выглядит так: стр.3 гр.1 х (стр.1 гр.2 : стр.1 гр.1 – стр.2 гр.2 : стр.2 гр.1),  Получим –10 227 тыс. руб.

Таким образом, изменения в структуре реализации (0,16) увеличили сумму убытков от  реализации на 10 227 тыс. руб.

-    изменение себестоимости продукции. Сравним стр.2 гр.3 и стр.2 гр.2, таблица 20. Полученный результат, равный 252579 тыс. руб., свидетельствует об изменения прибыли за счет изменения себестоимости продукции,

-    изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определим их влияние путем сравнений базисной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базисной себестоимостью фактически реализованной продукции в отчетном периоде. В нашем случае этот результат равен 39 504 тыс.руб,

-    изменение цен на материалы и тарифы на услуги (энергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) определяются по данным аналитического учета и расчетом экономистов. На предприятии ООО «Иж-Мото» рост цен на материалы и тарифы на услуги в общей сумме составили 41 903тыс.руб., что отрицательно повлияло на финансовый результат предприятия,

-    изменение затрат на 1 рубль продукции. Их влияние определяем путем сравнения базисной себестоимости проданных товаров отчетного года (стр.2 гр.2) с фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материалы и прочие ресурсы. По сведениям экономического отдела по анализируемому предприятию этот показатель составляет 139841.

Таким образом, сокращение на 23789 тыс.руб. затрат на 1 рубль продукции положительно повлияло на финансовый результат, что является результатом режима экономии реализуемого на данном предприятии.

Кроме выше названных факторов исследуется случаи нарушения хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения стандартов и технических условий, невыполнения плановых мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. На нашем предприятии эти факторы уменьшили убытки на 17 109 тыс.руб..

Результаты факторного анализа целесообразно оформить в виде таблицы 20.

Таблица 20 - Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции, тыс.руб.


Показатели

Сумме изменений прибыли (+, -)

1

2

Отклонение прибыли – всего

+37 294

В том числе за счет:


Уменьшения коммерческих расходов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.