Меню
Поиск



рефераты скачать Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО "Нижнетуринский электроап...

-                     операционный контроль полуфабрикатов (заготовок), деталей и сборочных единиц;

-                     выходной контроль готового (конечного) изделия.

Именно при выполнении контрольных операций и процедур, относящихся к этим группам, реализуются заложенные в конструкцию изделия требования. В качестве инструментального средства, поддерживающего в интегрированной информационной среде процедуры контроля, можно использовать программные средства класса PDM. Эти средства позволяют формировать структуру и состав изделия с произвольным числом компонентов и уровней входимости, приписывать каждому компоненту и изделию в целом разнообразные свойства (характеристики), ассоциировать с компонентом или изделием геометрические (графические) образы, различные текстовые документы, а также результаты контроля. С помощью PDM можно обеспечить информационное взаимодействие системы управления качеством продукции и интегрированной информационной среде в соответствии с принципами информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий и требованиями стандартов ИСО 9000-2000 [].

Подходы к информатизации управления качеством на предприятии.

Можно выделить различные подходы к информатизации управления качеством. Первый определяется общей стратегией информатизации управления предприятием, в первую очередь созданием корпоративной информационной системы предприятия.

В тех случаях, когда на предприятии не стремятся к созданию полномасштабной корпоративной информационной системы, а используют набор специализированных функционально-ориентированных систем, задачи управления качеством могут решаться и с применением этих систем. Если подобная система затрагивает деятельность большинства подразделений предприятия, то такую систему называют системой корпоративного уровня. Примером является система управления электронным документооборотом предприятия. Если же система решает задачи отдельных подразделений, то это локальная система.

Компьютерные системы, реализующие на предприятии CALS-технологии, могут быть как системами корпоративного уровня, так и локальными, в зависимости от того, какие стороны деятельности предприятия они затрагивают.

Второй подход может базироваться на отдельных достижениях информационных технологий, таких, как аналитические и интеллектуальные, и быть направленным на решение отдельных задач, стоящих перед предприятием в области менеджмента качества.

Третий подход заключается в информатизации деятельности отдельных категорий персонала, чья работа влияет на качество, посредством универсальных или узкоспециализированных систем. Последний подход обычно ассоциируется с автоматизацией системы менеджмента качества, определяемой требованиями стандартов ИСО 9000.

Корпоративные информационные системы и управление качеством.

Существует множество различных подходов к определению корпоративных информационных систем, каждый из которых не противоречит остальным, но дополняет их. Как правило, под корпоративной информационной системой понимается комплекс программно-технических, методических и организационных компонентов, обеспечивающих создание, обработку и использование информации, необходимой для функционирования предприятия и в первую очередь для управления им. Иногда к описанным выше компонентам относят также и совокупность всей информации, используемой в работе предприятия.

В более широком, концептуальном смысле корпоративную информационную систему иногда удобнее определять как «управленческую идеологию, объединяющую бизнес-стратегию предприятия (с встроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии».

Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать следующее заключение: компьютерная система качества – это управленческая идеология, объединяющая управление предприятием применительно к качеству (с выстроенной для ее реализации структурой) и передовые информационные технологии. Очевидно, что компьютерная система качества – это подсистема (или подмножество элементов) корпоративной информационной системы, а проблема создания и внедрения компьютерной системы качества должна трактоваться как одно из направлений общей стратегии автоматизации системы управления предприятием.

Из приведенных определений вытекает, что в зависимости от стратегии автоматизации управления конкретным предприятием на фиксированном этапе компьютерная система качества может рассматриваться либо как целостный комплекс, предназначенный решения всей совокупности задач управления качеством, либо просто как сумма приложений с определенным набором функций; в этом случае речь идет о локальной компьютерной системе качества.

Ядром каждой информационной системы являются воплощенные в ней концепции управления предприятием. На данный момент существует несколько стандартов управления. Они представляют собой описание наиболее общих правил, по которым должны производиться планирование и контроль различных стадий производственного процесса: потребности в сырье, закупки, загрузки мощностей, распределение ресурсов и пр. Наиболее известны стандарты MRP II (Manufacturing Resource Planning), ERP (Enterprise Resource Planning) и CSRP (Customer Synchronized Resource Planning). В этой цепочке каждый последующий стандарт является расширением предыдущего, включая все новые сферы деятельности предприятия.

Корпоративные информационные системы, соответствующие требованиям любого из перечисленных выше стандартов, в состоянии решать достаточно широкий круг задач управления качеством, а состав решаемых задач зависит от класса системы [].

Информационные технологии в менеджменте качества.

В последнее время в информатике сформировалось новое направление – проектирование и использование аналитических и интеллектуальных информационных технологий, уже разработаны соответствующие инструментальные средства. Возможности этих технологий позволяют также повысить эффективность решения многих задач управления качеством. В качестве примера можно рассмотреть три таких технологии: многомерное хранилище данных, оперативную аналитическую обработку данных, интеллектуальный анализ данных.

Многомерное хранилище данных – это совокупность средств, позволяющих представить данные в целостном, предметно-ориентированном виде для анализа и принятия управленческих решений. Назначение хранилища данных – представление информации для анализа проблем, связанных с качеством, в одном месте и в простой, понятной менеджерам структуре. Как известно, объектами качества являются деятельность или процесс; продукция (результат деятельности или процессов); организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них. Проводить анализ проблем качества непосредственно на столь «разношерстных» базах данных системы управления предприятием неэффективно, а часто и невозможно. Вместо этого необходимые данные извлекаются из различных баз данных, преобразуются и затем очищаются, агрегируются, трансформируются, объединяются и синхронизируются.

Оперативный анализ информации, помещенной в хранилище данных, может выполняться с применением компьютерных систем класса OLAP, предназначенных именно для оперативной аналитической обработки данных. С помощью подобных систем менеджеры, обеспечивающие принятие решений, могут просматривать и анализировать данные именно в том виде, который для них наиболее удобен, агрегировать и детализировать информацию, получать промежуточные итоги, использовать графическое представление информации, а также выпускать отчеты, необходимые руководству предприятия для принятия решений.

И, наконец, технологии интеллектуального анализа данных могут быть использованы при исследовании проблем качества продукции и подготовке оптимальных решений. Основное назначение этой технологии – автоматизированный поиск (выявление) ранее неизвестных закономерностей в многомерном хранилище, использование выявленных закономерностей для прогнозирования (интерполяции и экстраполяции) требуемых данных

Автоматизированная информационная поддержка систем менеджмента качества, соответствующих требованиям МС ИСО 9001-2000.

Еще одну замечательную категорию технологий представляют продукты, созданные и создаваемые специально для решения информационных проблем предприятия, внедряющего (или внедрившего) систему менеджмента качества, соответствующую требованиям МС ИСО 9000. На рынке существует довольно много продуктов (несколько сотен), разработанных специально под стандарты серии ИСО 9000-2000.

Эти продукты можно разделить, по крайней мере, на две группы. К первой можно отнести специфические системы управления документооборотом, ориентированные на решение типовых задач управления качеством. Вторую группу составляют инструменты, призванные помочь при внедрении или совершенствовании системы качества. Им свойственны черты экспертных систем и систем функционального моделирования с изначальной ориентацией на задачи управления качеством.

Переход к новой версии стандартов семейства ИСО 9000 внесет определенные коррективы в назначение и функции систем обеих групп хотя бы потому, что, например, функциональное моделирование бизнес процессов в рамках реализации процессного подхода переходит из разряда вспомогательных средств управления качеством в одно из основных средств управления процессами менеджмента качества.

Отдельно следует рассмотреть использование компьютерных технологий для поддержки деятельности служб качества. В функции этих служб входят:

-                     разработка, поддержание и совершенствование руководств и процедур системы менеджмента качества, а также программ качества по проектам, видам продукции и видам деятельности;

-                     оценка уровня качества на предприятии, в подразделениях, филиалах, у действующих и потенциальных поставщиков с помощью оригинальных или заимствованных методик;

-                     внутренние и внешние аудиты системы менеджмента качества, внутренний и внешний контроль качества в цехах, подразделениях и службах предприятия, у действующих и потенциальных поставщиков;

-                     архивирование нормативной, справочной и тематической документации.

Для поддержки этих функций может использоваться весь арсенал методов и средств, описанных выше.

Требования к компьютерным технологиям управления качеством.

Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что в зависимости от стратегии автоматизации управления конкретным предприятием на фиксированном этапе компьютерной системы качества можно рассматривать либо как целостный комплекс, либо как локальный продукт.

Основными факторами, определяющими целостность компьютерной системы качества, являются:

-                     концептуальная согласованность процессов, для автоматизации которых создается компьютерная система качества, сохраняющаяся на протяжении всего жизненного цикла;

-                     технологическая целостность, проявляющаяся в применении согласованного набора промышленных информационных технологий для управления информационными ресурсами предприятия применительно к качеству;

-                     соответствие рабочих мест сотрудников, деятельность которых влияет на качество, их должностным обязанностям;

-                     единый регламент эксплуатации и обслуживания всех компонентов компьютерной системы качества, разрабатываемый при ее создании.

 Для того, чтобы компьютерная система качества эффективно решала возлагаемые на нее задачи, она должна удовлетворять следующим требованиям:

-                     Адекватность. Компьютерная система качества должна соответствовать задачам, для решения которых она создана или создается.

-                     Масштабируемость. Способность компьютерной системы качества сохранять адекватность при развитии организационной структуры и росте информационной нагрузки без серьезного изменения архитектуры системы.

-                     Расширяемость. Компьютерная система качества должна иметь возможность развиваться путем исключения и модифицирования старых и добавления новых компонентов.

-                     Надежность. Способность функционирования компьютерной системы качества без сбоев и нарушений штатных режимов.

-                     Сохранность инвестиций. При модификации системы должны максимально использоваться ранее приобретенное и установленное оборудование и имеющиеся компоненты системы.

-                     Экономическая эффективность. Прямая (или косвенная) прибыль, получаемая за счет использования компьютерной системы качества, должна превышать затраты на ее создание и эксплуатацию.

-                     Безопасность. Должна быть обеспечена защита компьютерной системы качества  от некорректных или неавторизованных действий пользователей, а также от несанкционированного доступа [].

1.2 Управление процессом подготовки производства новой продукции.


Подготовка производства к выпуску новой продукции носит комплексный характер. Этот процесс можно наглядно представить схематически (рис. 1).

Управление подготовкой производства входит в обязанности функциональных менеджеров.

Подготовка производства делится на внутреннюю и внешнюю. Внешнюю подготовку осуществляют проектные и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и другие организации. Внутренняя подготовка проводится непосредственно на предприятии.

Создание новых конструкций базируется на результатах анализа спроса на новую продукцию, в которых сформулированы требования потребителей к техническим параметрам изделия, их экономичности.

Разработка конструкции изделия состоит из нескольких этапов:

- выполнение необходимых расчетов;

- экспериментальные работы;

- проектирование, конструирование;

- изготовление опытных образцов;

- корректировка конструкторской документации по результатам сдачи приемочной комиссии опытного образца (партии), установочной серии, головной (контрольной) серии.

После этого разрабатывается технология производства, что включает:

- создание документации на технологические процессы;

- проектирование и изготовление специального технологического оборудования и оснастки.

Следующий этап – постановка новой техники на производство:

- поставка;

- монтаж;

- наладка средств технического оснащения производства;

- приемочные испытания серийной и массовой продукции.

На каждой стадии подготовки выполняются следующие работы: научно-исследовательские (теоретические и экспериментальные); расчетные, проектные, экономические. Они могут осуществляться на конкретных стадиях, могут повторяться на нескольких стадиях, отличаясь содержанием. Так, экономические расчеты необходимы на всех стадиях, но выполняются они с различной степенью детализации и уточняются.

Порядок разработки и утверждения технических заданий, испытаний опытных образцов, проведения приемочных испытаний серийной и массовой продукции; функции заказчиков, разработчиков, изготовителей и потребителей новой продукции регламентируются соответствующими стандартами и методическими материалами [].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.