Внутренние аудиты
(проверки).
Для подтверждения
результативности процессов системы менеджмента качества и её соответствия
требованиям стандарта ИСО 9001 на ОАО «НТЭАЗ» проводятся внутренние проверки.
Внутренние
проверки проводятся по утверждённому Генеральным директором плану-графику (с
учётом важности процессов и по результатам предыдущих проверок) специально
обученным персоналом – внутренними аудиторами.
Ответственность
за организацию, проведение, документирование и анализ результатов внутренних
проверок несёт начальник бюро по управлению качеством.
По результатам
внутренней проверки составляется отчёт с указанием выявленных несоответствий. Руководитель
проверяемого структурного подразделения организует мероприятия по устранению
несоответствий и при необходимости, – корректирующие и предупреждающие
действия.
Обобщённые данные
о результатах внутренних проверок за определённый период являются входными
данными для оценки результативности и анализа системы менеджмента качества со
стороны руководства.
Более подробно
процедура проведения внутренних проверок описана в МИК – БпУК 8.2-08.
Мониторинг и
измерение процессов
На ОАО «НТЭАЗ»
планируются и проводятся действия по мониторингу и измерению процессов.
Параметры
производственных процессов, методы и периодичность их измерений установлены в
технологической документации применительно к конкретному процессу.
Критерии оценки,
методы и периодичность мониторинга и измерения процессов системы менеджмента
качества установлены в настоящем Руководстве и документах системы менеджмента
качества.
В конце отчетного
периода результаты деятельности процесса оцениваются для сравнения с
запланированными показателями.
Мониторинг и
измерение продукции.
Для подтверждения
соответствия продукции установленным требованиям предприятие постоянно
осуществляет мониторинг и измерение продукции на всех стадиях производства:
·
Входной
контроль закупленной продукции;
·
Операционный
и выборочный контроль продукции в процессе производства;
·
Приёмо-сдаточные
испытания.
Доказательством
мониторинга и измерения продукции являются записи (журнал регистрации
результатов входного контроля, Заключение о результатах входного контроля,
карты учета предъявленной продукции на технический контроль, контрольные карты,
журналы регистрации результатов приемо-сдаточных испытаний, паспорт изделия),
формы которых установлены в соответствующих документах системы менеджмента
качества.
Анализ данных
Выявленные
несоответствия, которые влияют на качество продукции, процесс или систему,
регистрируются и систематически анализируются специалистами с целью установления
и затем устранения причин их возникновения, а также установления результативности
системы менеджмента качества и ее адекватности Политике в области качества.
Для анализа
используется информация по:
- результатам
проведения внутренних проверок;
- удовлетворенности
(претензиям) потребителей;
- результатам
измерений продукции и процессов;
- результатам
контроля соблюдения технологической дисциплины;
- результатам
проведения входного контроля закупленной продукции.
Результаты
изучения причин несоответствий по всей имеющейся информации регистрируются
специалистами предприятия в виде служебных записок, докладываются и обсуждаются
на оперативных совещаниях у генерального директора.
Улучшение.
Руководство
предприятия постоянно повышает результативность системы менеджмента качества
через планирование целей в области качества, принятие решений на основе анализа
достижения запланированных целей в области качества, результатов внутренних
проверок, корректирующих и предупреждающих действий.
Целью
корректирующих действий является устранение изученных и установленных причин
несоответствий, значительно влияющих на качество продукции, стабильность процессов
и предотвращение повторного их появления. Корректирующие действия являются
одним из способов повышения результативности системы менеджмента качества и
достижения поставленных целей.
Корректирующие
действия включают этапы:
-
сбор и
анализ данных о несоответствиях;
-
установление
и изучение всех возможных причин и их идентификация (ранжирование);
-
планирование
первоочередных мероприятий и необходимых ресурсов;
-
проведение
корректирующих действий, регистрация данных по предпринятым действиям и
достигнутым результатам;
-
анализ
результативности корректирующих действий.
Данные
по корректирующим действиям являются частью входных данных для анализа системы
менеджмента качества со стороны высшего руководства.
Предупреждающие
действия принимаются в том случае, если появилась тенденция к снижению или
нестабильности характеристик продукции, параметров процессов, деятельности.
Тенденции к
ухудшению определяют владельцы процессов на основе анализа:
-
результатов
мониторинга и измерений продукции, процессов, удовлетворённости потребителей;
-
данных от
заинтересованных сторон;
-
результатов
анализа системы менеджмента качества со стороны руководства;
-
результатов
прошлого опыта.
Необходимость
в разработке предупреждающих действий определяется размером и характером
проблем, а также их непосредственным влиянием на качество продукции.
Решение
о разработке и внедрении предупреждающих действий принимает Генеральный
директор.
Перечень
предупреждающих действий (а также сроки, ответственные исполнители, ресурсы)
включаются в ежегодный Комплексный план развития предприятия.
Результаты
предпринятых предупреждающих действий анализируются на совещаниях генерального
директора с владельцами процессов и регистрируются в протоколах.
2.5 Моделирование инновационной системы
качества продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод».
В данном
параграфе дипломного проекта мною рассматривается актуальная проблема создания
системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 с использованием
принципов TQM путём введения инновационной
модели управления всем процессом жизненного цикла продукции. Нововведение
позволяет разработать методы моделирования и оценки системы менеджмента
качества как процессный подход при оценке бизнеса.
Стандарты ИСО
серии 9000:2000 направлены на обеспечение качества продукции на всех стадиях её
жизненного цикла, включая научно-техническую продукцию, как результат
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ и проектов
[18, C. 135].
Правительство
Российской Федерации постановлением № 113 от 01.02.98 определило важнейшей
задачей федеральных органов исполнительной власти поддержку субъектов хозяйственной
деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО
серии 9000. Постановлением предусмотрено право размещения на конкурсной основе
государственных заказов, поставок товаров, работ и услуг для федеральных
государственных нужд при наличии у поставщиков сертифицированных систем
менеджмента качества и/или лицензий на маркирование товаров, работ и услуг
знаком соответствия государственным стандартам.
Внедрение
стандартов ИСО серии 9000 обеспечивает создание научно- технической продукции,
которая должна [17, C. 345]:
- удовлетворять
требованиям заказчика;
- соответствовать
применяемым при разработке отечественным международным или зарубежным
стандартам;
- отвечать
требованиям общества (законы, уставы, кодексы и т.п.);
- учитывать
требования охраны окружающей среды;
- быть
конкурентоспособной.
Согласно
Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента РФ от 17.12.97 № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000
№ 24), качество продукции и услуг – важнейший фактор реализации национальных
интересов в следующих сферах: экономической, социальной, военной, международной,
экологической.
Конкурентоспособность
продукции и услуг является комплексным показателем, на который влияют качество
продукции, цена, сроки поставок, удобство обслуживания и ремонта, имидж
производителя и ряд других факторов.
Таким образом,
решающую роль в устойчивом развитии экономики играет обеспечение
конкурентоспособного качества продукции и услуг.
Система
менеджмента качества является стимулом к нововведениям, внедрению инновационных
технологий в производство.
Инновационный
процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, в результате,
которого на рынке появляется новая продукция и она признается потребителями [III-3, C. 23].
Из определения
следует, что нововведение может рассматриваться как результат и как процесс,
при этом в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000:2001 (п. 2.4.) любая деятельность или
комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов
в выходы, может рассматриваться как процесс.
Инновационная
модель.
Кибернетическая
модель инновационного процесса [II-15, C. 205] представлена в виде
системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи
между ними (рис. 6)
Из модели
инновационного круга выводится модель системы менеджмента качества, основанной
на процессном подходе. Присутствие нововведений в управлении качеством на всех
уровнях управления и на всех стадиях жизненного цикла продукции впервые было
представлено А.В. Гличевым [III-2, C. 17].
Инновационный
процесс, как деятельность, добавляющая ценность, может быть введен в качестве
элемента обратной связи управления процессом жизненного цикла продукции в
модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (рис. 7)
Так как модель
системы менеджмента качества, согласно стандартам ИСО серии 9000, предполагает
только управление результатами, то введение инновации в виде обратной связи в
модели системы менеджмента качества коренным образом меняет концепцию
управления.
Система ИСО
плавно переходит в новую концепцию QM (Quality Management) и TQM (Total Quality Management).
Моделирование
инновационной модели системы менеджмента качества.
В отличие от
стандартов ИСО и других концепций управления качеством, TQM предлагает не только новые методы и
средства улучшения качества, но и новую философию управления. Тем самым с
введением в модель системы менеджмента качества инновации она преобразуется в
систему управления процессами. Под процессом понимается совокупность
последовательных действий (функций, работ), которые преобразуют исходный
материал (сырьё, полуфабрикат, информацию) в конечный продукт (услуги) в
соответствии с предварительно установленными правилами (стандартами,
нормативами).
Для описания
модели используются понятия «объект», «свойства» и «отношения». Они делятся на
управляемые (ресурсы процесса) и неуправляемые (внешние по отношению к процессу
объекты и свойства). В качестве управляющих объектов выделены: измерители
свойств, элементы формирования целей; элементы анализа (сравнения); элементы
принятия решений; элементы формирования действий; элементы корректировки целей.
Структурная
модель типового процесса производства, в котором участвует потребитель,
поставщик и внешняя среда, полностью или частично управляемых объектов представлена
на рисунке 8. Поставщик и результаты его деятельности оценим вектором свойств X={xi}, i=1, n; действие окружающей среды вектором Z={zj}, j=1, m; сам процесс F1 – множеством ресурсов V={vk}, k=1, h; потребительские свойства
получаемого продукта или услуги с учетом мнений потребителя – вектором Y={yI}, I=1,u; инновации на всех стадиях
жизненного цикла продукции F2 – вектором S={sr}, r=1,p.
Все значения
свойств каждого из перечисленных множеств измеряемы независимо от того,
управляемы они или неуправляемы.
В представленной
модели деятельность поставщика, описываемая вектором X, является входом управляемого
процесса, описываемого функцией F1, и вектором V; окружающая
среда, описываемая вектором Z,
является также входом для управляемого процесса F1 и определяет условия его функционирования, обратной связью
является инновационный процесс, описывается функцией F2 и вектором S, выходом процесса являются оценки потребителя,
описываемые вектором Y.
С учетом времени t, результат выполнения процессов F1 и F2 можно описать как функцию Y=F1 (x,v,t:Z)/1+F1 (x,v,t:Z)*F2(y,s,t:J).
С точки зрения
теории управления, на основании данной модели можно строить и анализировать
пять принципиально различных контуров управления: по входу (по параметрам
вектора X), по внутренним параметрам
управляемого процесса (по вектору V), по возмущающемуся вектору окружающей среды Z, по инновационной обратной связи (вектору
S) и по выходным параметрам Y и, наконец, по динамике управления
процессом Z. Для каждого из
перечисленных контуров необходимо измерять свои параметры и использовать свое
математическое описание с целью дальнейшего моделирования деятельности
существующей системы менеджмента качества или проектируемой системы [III-6, C. 22].
Данная модель
системы менеджмента качества на основе концепции TQM позволяет описать математическую модель системы управления,
используя традиционные математические методы анализа и синтеза.
Методы оценки
инновационной модели системы менеджмента качества.
На этапе развития
рыночной экономики, когда качество продукции становится системообразующим
фактором её конкурентоспособности, оценки затрат на внедрение и сертификацию
системы менеджмента качества должны стать необходимой процедурой для оценки
предприятия (бизнеса).
К сожалению, при
оценке бизнеса в стоимость оценки не входят затраты на качество и инновации
(нововведения) [II-13, C. 181].
Стандартами
оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности
(утверждено постановлением Правительства РФ от 06.07.2001г. № 519), предусмотрены
следующие подходы к оценке:
-
затратный
подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта
оценки с учетом его износа;
-
сравнительный
подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется
информация о ценах сделок с ними;
-
доходный
подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
В соответствии с
данным документом, метод оценки – способ расчета стоимости объекта оценки в
рамках одного из подходов к оценке.
Оценка инноваций
(нововведений) и системы управления качеством являются наименее разработанными
с точки зрения профессиональной оценки бизнеса.
Сложность задачи
связана с неоднозначностью позиции по вопросам методологии определения рыночной
стоимости нововведений (интеллектуальной собственности), а также с
необходимостью одновременного комплексного решения ряда экономических, юридических
и бухгалтерских проблем.
Если доходные и
затратные методы оценки нововведений имеют некоторые методологические подходы,
то сравнительный подход к оценке интеллектуальной собственности практически не
используется под предлогом отсутствия необходимых объемов данных фактов продажи
объектов аналогичного назначения и сравнимой полезности [III-7, C. 16].
Однако в свете
постановления Правительства РФ № 519 от 06.07.2001г. стандарты оценки обязывают
применение всех трех подходов к оценке бизнеса с учетом стоимости затрат на
нововведения и системы управления качеством продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|