Внутренние аудиты
(проверки). 
Для подтверждения
результативности процессов системы менеджмента качества и её соответствия
требованиям стандарта ИСО 9001 на ОАО «НТЭАЗ» проводятся внутренние проверки. 
Внутренние
проверки проводятся по утверждённому Генеральным директором плану-графику (с
учётом важности процессов и по результатам предыдущих проверок) специально
обученным персоналом – внутренними аудиторами. 
Ответственность
за организацию, проведение, документирование и анализ результатов внутренних
проверок несёт начальник бюро по управлению качеством. 
По результатам
внутренней проверки составляется отчёт с указанием выявленных несоответствий. Руководитель
проверяемого структурного подразделения организует мероприятия по устранению
несоответствий и при необходимости, – корректирующие и предупреждающие
действия. 
Обобщённые данные
о результатах внутренних проверок за определённый период являются входными
данными для оценки результативности и анализа системы менеджмента качества со
стороны руководства. 
Более подробно
процедура проведения внутренних проверок описана в МИК – БпУК 8.2-08. 
Мониторинг и
измерение процессов 
На ОАО «НТЭАЗ»
планируются и проводятся действия по мониторингу и измерению процессов. 
Параметры
производственных процессов, методы и периодичность их измерений установлены в
технологической документации применительно к конкретному процессу. 
Критерии оценки,
методы и периодичность мониторинга и измерения процессов системы менеджмента
качества установлены в настоящем Руководстве и документах системы менеджмента
качества. 
В конце отчетного
периода результаты деятельности процесса оцениваются для сравнения с
запланированными показателями. 
Мониторинг и
измерение продукции. 
Для подтверждения
соответствия продукции установленным требованиям предприятие постоянно
осуществляет мониторинг и измерение продукции на всех стадиях производства: 
·                  
Входной
контроль закупленной продукции; 
·                  
Операционный
и выборочный контроль продукции в процессе производства; 
·                  
Приёмо-сдаточные
испытания. 
Доказательством
мониторинга и измерения продукции являются записи (журнал регистрации
результатов входного контроля, Заключение о результатах входного контроля,
карты учета предъявленной продукции на технический контроль, контрольные карты,
журналы регистрации результатов приемо-сдаточных испытаний, паспорт изделия),
формы которых установлены в соответствующих документах системы менеджмента
качества. 
Анализ данных 
Выявленные
несоответствия, которые влияют на качество продукции, процесс или систему,
регистрируются и систематически анализируются специалистами с целью установления
и затем устранения причин их возникновения, а также установления  результативности
системы менеджмента качества и ее адекватности Политике в области качества. 
Для анализа
используется информация по: 
-        результатам
проведения  внутренних проверок;  
-        удовлетворенности
(претензиям) потребителей; 
-        результатам
измерений продукции и процессов; 
-        результатам
контроля соблюдения технологической дисциплины; 
-        результатам
проведения входного контроля закупленной продукции. 
Результаты
изучения причин несоответствий по всей имеющейся информации регистрируются
специалистами предприятия в виде служебных записок, докладываются и обсуждаются
на оперативных совещаниях у генерального директора. 
Улучшение. 
Руководство
предприятия постоянно повышает результативность системы менеджмента качества
через планирование целей в области качества, принятие решений на основе анализа
достижения запланированных целей в области качества, результатов внутренних
проверок, корректирующих и предупреждающих действий. 
 Целью
корректирующих действий является устранение изученных и установленных причин
несоответствий, значительно влияющих на качество продукции, стабильность процессов
и предотвращение повторного их появления. Корректирующие действия являются
одним из способов повышения результативности системы менеджмента качества и
достижения поставленных целей. 
Корректирующие
действия включают этапы: 
-         
сбор и
анализ данных о несоответствиях; 
-         
установление
и изучение всех возможных причин и их идентификация (ранжирование); 
-         
планирование
первоочередных мероприятий и необходимых ресурсов; 
-         
проведение
корректирующих действий, регистрация данных по предпринятым действиям и
достигнутым результатам; 
-         
анализ
результативности корректирующих действий. 
         Данные
по корректирующим действиям являются частью входных данных для анализа системы
менеджмента качества со стороны высшего руководства. 
Предупреждающие
действия принимаются в том случае, если появилась тенденция к снижению или
нестабильности характеристик продукции, параметров процессов, деятельности. 
Тенденции к
ухудшению определяют владельцы процессов на основе анализа: 
-         
результатов
мониторинга и измерений продукции, процессов, удовлетворённости потребителей; 
-         
данных от
заинтересованных сторон; 
-         
результатов
анализа системы менеджмента качества со стороны руководства; 
-         
результатов
прошлого опыта. 
         Необходимость
в разработке предупреждающих действий определяется размером и характером
проблем, а также их непосредственным влиянием на качество продукции. 
         Решение
о разработке и внедрении предупреждающих действий принимает Генеральный
директор. 
         Перечень
предупреждающих действий (а также сроки, ответственные исполнители, ресурсы)
включаются в ежегодный Комплексный план развития предприятия. 
         Результаты
предпринятых предупреждающих действий анализируются на совещаниях генерального
директора с владельцами процессов и регистрируются в протоколах. 
          
 
2.5 Моделирование инновационной системы
качества продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод». 
 
В данном
параграфе дипломного проекта мною рассматривается актуальная проблема создания
системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 с использованием
принципов TQM путём введения инновационной
модели управления всем процессом жизненного цикла продукции. Нововведение
позволяет разработать методы моделирования и оценки системы менеджмента
качества как процессный подход при оценке бизнеса.  
Стандарты ИСО
серии 9000:2000 направлены на обеспечение качества продукции на всех стадиях её
жизненного цикла, включая научно-техническую продукцию, как результат
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ и проектов
[18, C. 135]. 
Правительство
Российской Федерации постановлением № 113 от 01.02.98 определило важнейшей
задачей федеральных органов исполнительной власти поддержку субъектов хозяйственной
деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО
серии 9000. Постановлением предусмотрено право размещения на конкурсной основе
государственных заказов, поставок товаров, работ и услуг для федеральных
государственных нужд при наличии у поставщиков сертифицированных систем
менеджмента качества и/или лицензий на маркирование товаров, работ и услуг
знаком соответствия государственным стандартам. 
Внедрение
стандартов ИСО серии 9000 обеспечивает создание научно- технической продукции,
которая должна [17, C. 345]:  
- удовлетворять
требованиям заказчика; 
- соответствовать
применяемым при разработке отечественным международным или зарубежным
стандартам;  
- отвечать
требованиям общества (законы, уставы, кодексы и т.п.); 
- учитывать
требования охраны окружающей среды; 
- быть
конкурентоспособной. 
Согласно
Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом
Президента РФ от 17.12.97 № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000
№ 24), качество продукции и услуг – важнейший фактор реализации национальных
интересов в следующих сферах: экономической, социальной, военной, международной,
экологической. 
Конкурентоспособность
продукции и услуг является комплексным показателем, на который влияют качество
продукции, цена, сроки поставок, удобство обслуживания и ремонта, имидж
производителя и ряд других факторов. 
Таким образом,
решающую роль в устойчивом развитии экономики играет обеспечение
конкурентоспособного качества продукции и услуг. 
Система
менеджмента качества является стимулом к нововведениям, внедрению инновационных
технологий в производство. 
Инновационный
процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, в результате,
которого на рынке появляется новая продукция и она признается потребителями [III-3, C. 23]. 
Из определения
следует, что нововведение может рассматриваться как результат и как процесс,
при этом в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000:2001 (п. 2.4.) любая деятельность или
комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов
в выходы, может рассматриваться как процесс.  
Инновационная
модель. 
Кибернетическая
модель инновационного процесса [II-15, C. 205] представлена в виде
системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи
между ними (рис. 6)   
Из модели
инновационного круга выводится модель системы менеджмента качества, основанной
на процессном подходе. Присутствие нововведений в управлении качеством на всех
уровнях управления и на всех стадиях жизненного цикла продукции впервые было
представлено А.В. Гличевым [III-2, C. 17].  
Инновационный
процесс, как деятельность, добавляющая ценность, может быть введен в качестве
элемента обратной связи управления процессом жизненного цикла продукции в
модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (рис. 7) 
 
Так как модель
системы менеджмента качества, согласно стандартам ИСО серии 9000, предполагает
только управление результатами, то введение инновации в виде обратной связи в
модели системы менеджмента качества коренным образом меняет концепцию
управления. 
Система ИСО
плавно переходит в новую концепцию QM (Quality Management) и TQM (Total Quality Management). 
Моделирование
инновационной модели системы менеджмента качества.  
В отличие от
стандартов ИСО и других концепций управления качеством, TQM предлагает не только новые методы и
средства улучшения качества, но и новую философию управления. Тем самым с
введением в модель системы менеджмента качества инновации она преобразуется в
систему управления процессами. Под процессом понимается совокупность
последовательных действий (функций, работ), которые преобразуют исходный
материал (сырьё, полуфабрикат, информацию) в конечный продукт (услуги) в
соответствии с предварительно установленными правилами (стандартами,
нормативами). 
Для описания
модели используются понятия «объект», «свойства» и «отношения». Они делятся на
управляемые (ресурсы процесса) и неуправляемые (внешние по отношению к процессу
объекты и свойства). В качестве управляющих объектов выделены: измерители
свойств, элементы формирования целей; элементы анализа (сравнения); элементы
принятия решений; элементы формирования действий; элементы корректировки целей. 
Структурная
модель типового процесса производства, в котором участвует потребитель,
поставщик и внешняя среда, полностью или частично управляемых объектов представлена
на рисунке 8. Поставщик и результаты его деятельности оценим вектором свойств X={xi}, i=1, n; действие окружающей среды вектором Z={zj}, j=1, m; сам процесс F1 – множеством ресурсов V={vk}, k=1, h; потребительские свойства
получаемого продукта или услуги с учетом мнений потребителя – вектором Y={yI}, I=1,u; инновации на всех стадиях
жизненного цикла продукции F2 – вектором S={sr}, r=1,p.  
Все значения
свойств каждого из перечисленных множеств измеряемы независимо от того,
управляемы они или неуправляемы. 
В представленной
модели деятельность поставщика, описываемая вектором X, является входом управляемого
процесса, описываемого функцией F1, и вектором V; окружающая
среда, описываемая вектором Z,
является также входом для управляемого процесса F1 и определяет условия его функционирования, обратной связью
является инновационный процесс, описывается функцией F2 и вектором S, выходом процесса являются оценки потребителя,
описываемые вектором Y. 
С учетом времени t, результат выполнения процессов F1 и F2 можно описать как функцию Y=F1 (x,v,t:Z)/1+F1 (x,v,t:Z)*F2(y,s,t:J). 
С точки зрения
теории управления, на основании данной модели можно строить и анализировать
пять принципиально различных контуров управления: по входу (по параметрам
вектора X), по внутренним параметрам
управляемого процесса (по вектору V), по возмущающемуся вектору окружающей среды Z, по инновационной обратной связи (вектору
S) и по выходным параметрам Y и, наконец, по динамике управления
процессом Z. Для каждого из
перечисленных контуров необходимо измерять свои параметры и использовать свое
математическое описание с целью дальнейшего моделирования деятельности
существующей системы менеджмента качества или проектируемой системы [III-6, C. 22]. 
Данная модель
системы менеджмента качества на основе концепции TQM позволяет описать математическую модель системы управления,
используя традиционные математические методы анализа и синтеза. 
Методы оценки
инновационной модели системы менеджмента качества. 
На этапе развития
рыночной экономики, когда качество продукции становится системообразующим
фактором её конкурентоспособности, оценки затрат на внедрение и сертификацию
системы менеджмента качества должны стать необходимой процедурой для оценки
предприятия (бизнеса).   
К сожалению, при
оценке бизнеса в стоимость оценки не входят затраты на качество и инновации
(нововведения) [II-13, C. 181]. 
Стандартами
оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности
(утверждено постановлением Правительства РФ от 06.07.2001г. № 519), предусмотрены
следующие подходы к оценке: 
-                 
затратный
подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта
оценки с учетом его износа; 
-                 
сравнительный
подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется
информация о ценах сделок с ними; 
-                 
доходный
подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на
определении ожидаемых доходов от объекта оценки. 
В соответствии с
данным документом, метод оценки – способ расчета стоимости объекта оценки в
рамках одного из подходов к оценке. 
Оценка инноваций
(нововведений) и системы управления качеством являются наименее разработанными
с точки зрения профессиональной оценки бизнеса. 
Сложность задачи
связана с неоднозначностью позиции по вопросам методологии определения рыночной
стоимости нововведений (интеллектуальной собственности), а также с
необходимостью одновременного комплексного решения ряда экономических, юридических
и бухгалтерских проблем. 
Если доходные и
затратные методы оценки нововведений имеют некоторые методологические подходы,
то сравнительный подход к оценке интеллектуальной собственности практически не
используется под предлогом отсутствия необходимых объемов данных фактов продажи
объектов аналогичного назначения и сравнимой полезности [III-7, C. 16]. 
Однако в свете
постановления Правительства РФ № 519 от 06.07.2001г. стандарты оценки обязывают
применение всех трех подходов к оценке бизнеса с учетом стоимости затрат на
нововведения и системы управления качеством продукции.  
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 
   
 |