На основании
вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Предложенная
инновационная модель TQM не противоречит модели
системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе стандартов ИСО
серии 9000.
2. Инновационная
модель системы всеобщего менеджмента на основе качества (TQM) позволяет наглядно и более
формализовано представить систему управления качеством процессов, а не только
результатов с учетом их взаимодействия с окружающей средой и динамикой их
осуществления.
3. С помощью
инновационной модели TQM можно оценивать
динамические, прогнозируемые и статистические характеристики, а также
моделировать влияние различных факторов на устойчивость системы в целом.
В связи с
необходимостью повышения конкурентоспособности продукции предприятия и
требованиями заказчиков в марте 2004 года ОАО «НТЭАЗ» приступил к формированию
системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9000:2000. Стандарты
ИСО серии 9000:2000 направлены на обеспечение качества продукции на всех
стадиях её жизненного цикла, включая научно-техническую продукцию, как
результат научно исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ и
проектов. Система менеджмента качества является стимулом к нововведениям,
внедрению инновационных технологий в производство.
«В России в силу
известных причин мировые стандарты качества внедряются достаточно медленно. На
сегодняшний день не более 1000 предприятий сертифицировали свои системы на
соответствие международным стандартам, - говорил генеральный директор ФГУ
«УРАЛТРЕСТ» Валентин Сурсяков, - в Уральском Федеральном Округе таких организаций
– 110, в Свердловской области – 65. Не все руководители считают качество главной
проблемой, зачастую бытует убеждение: «важнее хоть как-нибудь выжить». При
таком подходе не оправдают себя ни инвестиции, ни инновации, ни модернизация
производства. Видимо не случайно по глобальному индексу конкурентоспособности
Россия стоит на 63-м месте, а по индексу микроконкурентоспособности – на 57-м.
При таких условиях важны любые действия предприятия, повышающие уровень
качества его продукции и конкурентоспособности» [III-45, C. 43].
Применение
стандартов качества носит во всем мире добровольный характер. ОАО
«Нижнетуринский электроаппаратный завод» так же, как и любое другое предприятие
мотивирует и принимает решение исходя из собственной программы развития.
Мотивация делится на внешние и внутренние факторы.
Внутренние:
управление качеством и улучшение качества технической документации, обеспечение
требований потребителя и повышение конкурентоспособности продукции. Внешние:
ориентация на потребителя, то есть желание не только руководства, но и коллектива
занять свою нишу, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. А для этого
необходимо не только создать систему качества, но и сертифицировать ее на
соответствие требованиям стандартов серии ИСО 9000. Ведь сегодня заказчик при
заключении подряда может потребовать у исполнителя наличие сертификата
соответствия системе качества. Это требование предъявляется и при участии в
тендерных торгах, при представлении органами лицензирования доказательств о
наличии системы контроля качества работ и при выполнении заказов для
государственных нужд. По замечаниям ряда руководителей предприятий, наибольший
эффект от применения системы достигается, когда её «воспринимают, прежде всего,
как систему управления, которая позволяет при минимуме затрат и ресурсов
получать качественную продукцию».
Настоящий
международный стандарт ИСО 9000 устанавливает требования к системе менеджмента
качества в тех случаях, когда организация:
-нуждается в
демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям
потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
-ставит своей
целью повышение удовлетворенности потребителей, посредством эффективного
применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение
соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
Общими
требованиями для внедрения системы менеджмента качества являются:
-организация
должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем
состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность
в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта;
-организация
должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их
применение во всей организации;
-определить
последовательность и взаимодействия этих процессов;
-определить
критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при
осуществлении, так и при управлении этими процессами;
-обеспечивать
наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их
мониторинга;
-осуществлять
мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
-принимать меры,
необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения
этих процессов. Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в
соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.
Первый шаг по
формированию инновационной системы менеджмента качества на предприятии:
назначение представителя руководства по качеству и создание бюро по управлению
качеством – органа по координации работ, связанных с разработкой и внедрением
системы качества. Из числа высшего руководства назначен ответственный представитель
– главный инженер. В связи с формированием инновационного менеджмента качества
на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» изменилась структура предприятия,
которая представлена на рисунке 9.
Некоторые руководители
подразделений получили новые названия должностей, а также дополнительные
обязательства. Высшее руководство ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод»
- Генеральный директор и его заместители в лице главного инженера, заместителя
Генерального директора по маркетингу и развитию, заместителя Генерального
директора по производству - начальник производственно-диспетчерского отдела, заместителя
Генерального директора по качеству – начальник отдела технического контроля –
берет на себя обязательство неукоснительно следовать целям Политики в области
качества, поддерживать в работоспособном состоянии систему менеджмента качества
и создавать условия для её совершенствования. Высшее руководство предприятия,
приняв на себя обязательства в области качества, обязывает всех работников
предприятия действовать в соответствии с требованиями и принципами системы
менеджмента качества.
Для упорядочения этой деятельности была разработана и
принята программа работ.
Самым сложным из запланированных мероприятий по формированию
инновационного менеджмента качества оказалась разработка документированных
процедур системы качества в полном объеме, так как стандарты предприятия,
созданные в период функционирования КС УКП, не соответствовали многим
требованиям стандарта ИСО 9001. Решили пересмотреть все имеющиеся документы и
разработать принципиально новые. Ответственными за разработку конкретных
документов стали руководители, отвечающие за функционирование соответствующих
элементов системы качества. В каждом подразделении приказом по заводу был
назначен уполномоченный по качеству, отвечающий за управление документацией
системы менеджмента качества. Всего было пересмотрено 70 стандартов
предприятия, в результате было разработано Руководство по качеству, 22
методических инструкций качества и 16 стандартов качества предприятия предстоит
еще разработать.
При моделировании инновационной системы менеджмента
качества продукции на предприятии были установлены и официально провозглашены
ключевые краткосрочные и долговременные стратегические цели и вытекающие из
этих целей главные годовые задачи.
Цели ОАО
«Нижнетуринский электроаппаратный завод» на 2005 год
1.Повышение финансовой эффективности
1.1 Обеспечение
объёма продаж в размере 200000тыс. руб.
1.2 Получение
прибыли 20000
тыс. руб.
1.3 Обеспечение плановой рентабельности продаж не
менее 10%
1.4 Обеспечение производительности на конец года труда
не менее 314.5 тыс. руб.
2.Повышение удовлетворённости потребителей
2.1 Сертификация системы менеджмента качества на
соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000 в IV квартале 2005 года.
2.2 Увеличение доли продаж постоянным клиентам до 50
%
2.3 Расширение рынка за счёт увеличения объёма продаж:
-КРУ - на 250 %
-разъединителей - на 20 %
-запасных частей - на 20 %.
3. Обеспечение возможностей для профессионального
роста
3.1 Обучение в ВУЗах
-
Без
отрыва от производства - 17 человек
-
По
целевым направлениям от предприятия - 3 чел.
3.2 Обучение в средних технических образовательных
учреждениях - 3 чел.
3.3 Обучение персонала в рамках внутризаводского
образования - 50-70 чел
4. Повышение уровня удовлетворённости работников
4.1 Повышение средней заработной платы до 8 тыс. руб.
4.2 Повышение культуры производства
-
проведение
аттестации рабочих мест - 24 рабочих места
-
улучшение
условий труда рабочих (освоить 700 тыс. руб.)
Для достижения
целей разработаны планы мероприятий:
1.
Стратегический
план развития предприятия;
2.
План
менеджмента СМК;
3.
План
технического перевооружения основного и вспомогательного производства;
4.
План
повышения технического уровня и качества выпускаемой продукции.
5.
План
развития персонала.
Для эффективного
достижения целей предприятия, поставленных высшим руководством, в каждом
подразделении установлены измеримые цели и задачи на оставшийся период 2005
года.
Оценивая
результативность своего процесса, каждый руководитель должен чётко показать
высшему руководству, как их деятельность влияет на решение одной из задач или
на достижение одной из целей компании.
Вся деятельность
предприятия представлена в виде процессов (рис.10). На каждый процесс
составлена карта процесса, в которой указаны цель процесса, критерии оценки результативности
процесса, входные и выходные данные, владелец и участник. Входными данными
являются: результаты аудитов; обратная связь от потребителей; функционирование
процессов и соответствие продукции; статус предупреждающих и координирующих
действий; последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны
руководства; изменения которые могли бы повлиять на СМК; рекомендации по
улучшению.
Выходными данными
– все действия, относящиеся к повышению результативности системы менеджмента
качества и ее процессов; улучшению продукции согласно требованиям потребителей;
потребность в ресурсах.
Важное условие
работоспособности системы менеджмента качества - точное знание каждым
работником своих обязанностей, поэтому внедрение этой системы сопровождалось
разработкой новых и пересмотром старых положений о подразделениях (в количестве
25 шт.) и должностных инструкций персонала (в количестве 435 шт.).
Особое внимание
при реализации программы уделялось обучению широкого круга специалистов
основным принципам системного управления качеством по МС ИСО серии 9001.
Обучение руководителей и специалистов проводилось учебным центром АНО “ПРОНАП -
СЕРТ” по курсам:
- «Современная
система менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО серии
9000:2000. Общий курс».
- «Разработка и
совершенствование системы менеджмента качества. Основа МС ИСО серии 9000:2000».
- «Правила
внутреннего аудита согласно требованиям МС ИСО серии 9000:2000».
Одним из
требований стандарта МС ИСО 9000:2000 обеспечение подготовки персонала, поэтому
на ОАО “НТЭАЗ” была разработана и внедрена система непрерывного обучения
рабочих, в планах – обучение и аттестация специалистов. На период 2005-2007
г.г. разработан план развития персонала. Целью данного плана является повышение
профессиональной компетентности и обеспечение потребности структурных
подразделений в высококвалифицированном персонале. А основной задачей -
вооружение персонала знаниями, необходимыми для качественного выполнения
работы, с учетом планов внедрения новой техники, технологии, материалов,
применения прогрессивных форм организации труда и других требований
производства. Воспроизводство персонала, адаптация, создание качественного
резерва и формирование корпоративной культуры.
За четвертый квартал 2004г. и первое полугодие 2005г.
были обучены три группы рабочих: сверловщики, фрезеровщики, сборная группа из
разных профессий.
Целенаправленная подготовка специалистов позволила
создать на предприятии эффективную систему проведения внутренних проверок.
Группа аудиторов, в состав которой в зависимости от функций проверяемого
подразделения включаются специалисты различного профиля (технологи, механики,
инженеры по качеству и др.), не только оценивает деятельность подразделения, но
и консультирует его работников по вопросам разработки и внедрения документов
системы качества.
Анализ результатов первых внутренних проверок показал,
что значительная часть выявленных несоответствий типична для большинства
структурных подразделений, а их устранение не требует больших материальных
затрат.
Одно из требований системы менеджмента качества –
предприятие должно оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности
поставлять продукцию, удовлетворяющую требования производственных процессов.
Для выполнения этого требования была разработана инструкция «Оценка и выбор
поставщиков», в которой разработаны критерии отбора и оценки поставщиков. Выбор
поставщиков осуществляется по следующим критериям:
- соответствие закупаемой продукции требованиям
нормативной документации и дополнительным требованиям покупателя;
- стоимость закупаемой продукции с учетом транспортных
расходов.
При выборе из двух и более поставщиков равных по
вышеперечисленным критериям выбор осуществляется по дополнительным показателям:
стабильность выполнения договорных обязательств по срокам поставки продукции,
наличие у поставщиков эффективной системы контроля или системы менеджмента.
Сбор данных осуществляют специалисты отдела
материально-технического снабжения. При необходимости в адрес Поставщиков
отправляется анкета заочной оценки. Все данные для оценки регистрируются в
картотеке поставщиков. По результатам оценки Генеральный директор ежегодно
утверждает Перечень предпочтительных поставщиков. Поставщики, не отнесенные по
каким-либо критериям к категории предпочтительных поставщиков, включаются в перечень
потенциальных поставщиков. Задачей отдела материально-технического снабжения
является закупка продукции у предпочтительных поставщиков, а также наличие двух
и более поставщиков на каждый вид продукции. Положительными качествами этого
требования является: улучшение качества выпускаемой продукции, уменьшение
затрат на доработку, исправление или возврат несоответствующей закупленной продукции.
По результатам оценки поставщиков специалисты отдела
материально-технического снабжения направляют письмо поставщикам для
обеспечения обратной связи, укрепления взаимоотношения и поддержания
партнерских отношений.
Принципиально новым на предприятии стала оценка
удовлетворенности потребителей. Для чего была создана инструкция «Порядок
выявления и оценки удовлетворенности потребителей», которая устанавливает
порядок систематического выявления удовлетворенности потребителей продукцией
ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод”.
Целью систематического выявления удовлетворенности
потребителей является постоянное улучшение качества продукции, процессов и
деятельности предприятия на основе учета мнения потребителей.
Для оценки удовлетворенности потребителей
используются следующие данные:
- письменные и устные опросы потребителей;
- признанные потребности потребителей;
- положительные и отрицательные оценки продукции и
деятельности предприятия, высказанные в печати;
- положительные и отрицательные оценки, высказанные
относительно продукции и деятельности предприятия на специализированных
совещаниях;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|