Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО "Нижнетуринский электроап...
Академия
труда и социальных отношений
Екатеринбургский
филиал
Факультет – социально-экономический
Специальность – 061100 «Менеджмент
организации»
Кафедра общепрофессиональных
финансово-экономических дисциплин
ДИПЛОМНЫЙ
ПРОЕКТ
на тему:
Управление
качеством продукции в сфере её производства
на
примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод»
г. Екатеринбург
2005 год
Содержание.
Введение. 3
1 Теоретические основы управления качеством
продукции на производстве. 6
1.1 Понятие управления качеством продукции на
производстве. 6
1.2 Управление процессом подготовки производства
новой продукции. 16
1.3 Управление техническим уровнем и качеством
новой продукции. 23
2 Управление качеством продукции на примере ОАО
«Нижнетуринский электроаппаратный завод». 35
2.1 Характеристика и структура ОАО «НТЭАЗ». 35
2.2 Условия формирования качества продукции на ОАО
«НТЭАЗ». 46
2.3 Система управления качеством продукции. 51
2.4 Измерение, анализ и улучшение качества
продукции. 57
2.5 Моделирование инновационной системы качества
продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод». 72
3 Комплекс мероприятий направленных на улучшение
качества продукции в системе производства и анализ системы менеджмента
качества. 86
3.1 Улучшение показателей соответствия качества
продукции требуемое потребителями. 86
3.2 Анализ функционирования системы менеджмента
качества и оценка ее эффективности. 97
Заключение. 114
Список литературы. 118
Приложение. 121
Введение.
Рыночные
формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с
зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и
услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более
совершенные инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение
организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего
развития и роста. Для многих предприятий возникает необходимость внедрять инновационные
технологии в системе управления качеством.
Конкуренция в
условиях рыночной экономики обязывает уделять неослабное внимание проблемам
качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения, его
социальной и экологической безопасности. Все большее число отечественных
специалистов и политиков осознает, что преодоление кризисного состояния
производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции с
одновременным улучшением ее качества и снижением цены.
Успешное решение
проблем качества важно во многих отношениях. Оно позволяет установить новые
прогрессивные пропорции между отраслями и внутри их, например, между
металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть
достигнуты путем совершенствования технологии производства и повышения ее экономичности.
Повышение качества продукции важно и для автоматизации производственных
процессов во всех отраслях.
Мною был проведен
анализ управления качеством продукции Открытого Акционерного Общества
“Нижнетуринский электроаппаратный завод” и выбрана тема дипломного проекта
«Управление качеством продукции в сфере её производства», так как в связи с необходимостью
повышения конкурентоспособности продукции предприятия и требованиями заказчиков
ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” приступил к разработке и внедрению
системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9000.
ОАО
“Нижнетуринский электроаппаратный завод” – предприятие, обеспечивающее
потребности предприятий энергетического комплекса в высоковольтных аппаратах.
Свою продукцию ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” поставляет не
только российским потребителям, но и поддерживает связи с зарубежными странами.
Как известно, в
рыночной экономике заказчик имеет возможность договариваться с исполнителем не
только о требованиях к качеству интересующей его продукции, но и к условиям ее
производства, гарантирующим выполнение этих требований. В зарубежной практике
таким условием чаще всего становится требование о наличии на предприятии –
исполнителе действующей системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО
серии 9000. Это требование уже начинает включаться и в договора о поставке
продукции.
Мой дипломный
проект состоит из глав:
1.
Теоретические основы управления качеством продукции на производстве, где рассматривается
понятие управления качеством продукции на производстве, управление процессом
подготовки производства новой продукции, управление техническим уровнем и
качеством новой продукции.
2. Управление
качеством продукции на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод»,
где рассматривается характеристика предприятия; условия формирования качества
продукции; система управления качеством продукции; измерения, анализ и
улучшение качества продукции; моделирование инновационной системы качества
продукции.
3. Комплекс
мероприятий, направленных на улучшение качества продукции в системе
производства и анализ результативности системы менеджмента качества ИСО серии
9001:2000 на ОАО «НТЭАЗ», где рассматривается улучшение показателей
соответствия качества продукции, требуемое потребителями и проведен анализ
функционирования системы менеджмента качества и оценка ее эффективности.
Целью моего
дипломного проекта является:
- рассмотреть
вопрос улучшения показателей соответствия качества продукции, требуемое
потребителями;
- провести
сравнительный анализ эффективности системы менеджмента качества на примере
предприятий ОАО «НТЭАЗ» и ОАО «ЮАИЗ».
Задачи:
- рассмотреть
систему управления качеством продукции;
- рассмотреть
моделирование инновационной системы менеджмента качества;
- определить
условия формирования качества продукции;
- провести
анализ результативности инновационной системы менеджмента качества;
- оценить
эффективность функционирования системы менеджмента качества.
Выбранная тема в
современных рыночных отношениях актуальна, так как качество продукции играет
большую роль в становлении и развитии предприятий.
Последние годы
отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт
показывает, что научно-технический прогресс во многих странах был определен
прорывом именно в качестве продукции, позволившим им резко увеличить свой
экспорт. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно
растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества.
Обостряющаяся конкуренция товаропроизводителей, зарождение и все более широкое
распространение потребительского движения в развитых странах привели к
повышению роли качества продукции и услуг для определения рейтинга стран в
мировой иерархии.
Эффективные
нововведения значительно повышают конкурентные преимущества, как выпускаемой
продукции, так и самой организации. Современная организация должна иметь
возможность гибко реагировать на внешние воздействия, обладать способностью к
изменчивости и механизмами приспособления к условиям конкурентной среды.
Для большинства
производственных организаций приспособление к изменяющейся внешней среде –
самая насущная проблема. Многие руководители организаций уже провели или
проводят необходимые преобразования, направленные на повышение эффективности
работы.
1 Теоретические основы управления качеством
продукции на производстве.
1.1
Понятие управления качеством продукции на производстве.
Под
управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем,
обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности,
реализацию ее программы, цели. Выделяют управление хозяйственными структурами,
в частности управление организацией (группа работников и необходимых средств с
распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений). Под
организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и
взаимоотношений между работниками.
В
управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и
саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление
связывают с упорядочением кагого-либо многообразия или отождествляют понятие
управления с понятием контроля, руководства, менеджмента.
По
международным стандартам ИСО для разработки политики и целей введен термин
система менеджмента (управления), где система означает совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система менеджмента организации
является комплексной и включает следующие системы менеджмента:
- систему
общего менеджмента (общие намерения и направление деятельности организации в
области управления по целям отраслевого менеджмента);
- систему
менеджмента качества (система менеджмента для руководства и управления
организацией применительно к качеству);
- систему
управления окружающей средой – экологического менеджмента (часть системы
менеджмента, которая включает в себя организационную структуру, планирование,
ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для
разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической
политики);
-
административное управление качеством.
По
международным стандартам ИСО рассматриваются три направления в управлении
качеством.
1. Общее
управление качеством (административное управление качеством) – те аспекты общей
функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и
ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование
качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества в рамках
систем менеджмента качества.
2.
Оперативное управление качеством в международных стандартах ИСО определяется
термином управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного
характера, используемые для выполнения требований к качеству.
3.
Долговременное управление качеством и организацией в целом в международных
стандартах ИСО определено термином всеобщее руководство качеством. Этот подход
к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех
ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем
удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации.
В теории
управления существуют следующие понятия.
Цель
управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта
управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и
формулирования цели управления носит наименование целеполагания; он является
одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Прогноз
целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и находится как бы между ними.
Главная цель управления дифференцируется и конкретизируется в целевых
подсистемах системы управления в виде целевых функций, выполнение которых
жестко связано с выходными количественными показателями предприятия.
Функция
управления – это своего рода «поле» управленческой деятельности, продукт
процесса разделения и специализации труда в сфере управления.
Законы
управления – это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых
наукой управления. Законы управления хотя и объективны, но как бы вторичны по
отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность законов управления
по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения
науки и искусства управления.
Принципы
управления – это основные правила, общие требования, руководящая идея, которым
следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных
форм сознательного использования объективных законов управления в практике
управления.
В годы
перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с
привычным словосочетанием «управление организацией» стало применяться другое –
«менеджмент организации». В настоящее время они чаще всего используются как
понятия аутентичные. Основанием для этого является одинаковая сущность
категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». В
дальнейшем оба термина используются как тождественные[].
Система
управления качеством продукции является элементом управленческой деятельности
предприятия. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2000 система
управления качеством продукции должна базироваться на информационной системе,
поддерживающей автоматизированную обработку данных, документирование процессов
обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла изделия и
автоматизированное управление этими процессами, данными и документацией. В этом
смысле система управления качеством продукции становится неотъемлемой частью
интегрированной автоматизированной системы управления предприятием и может быть
отнесена к технологиям информационной поддержки процессов жизненного цикла
изделий. Это означает, что информация, циркулирующая в системе управления
качеством продукции, должна быть представлена в форматах, регламентированных
стандартами информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий, и
состоять из набора информационных объектов, входящих в интегрированную
информационную среду предприятия.
При создании и
технологической подготовке производства нового изделия средствами
конструкторских и технологических САПР (CAD/CAM) в интегрированной информационной
среде создаются ИО, описывающие структуру изделия, его состав и все входящие
компоненты: детали, подузлы, узлы, агрегаты, комплектующие, материалы и т.д.
Каждый ИО обладает набором характеристик, описывающих свойства реального
объекта, отображением которого является ИО. С точки зрения системы качества
такими характеристиками являются технические требования и технические условия,
которым должен удовлетворять реальный объект. Кроме информации об изделии, в
интегрированной информационной среде содержится информация о производственной
среде предприятия, в составе которой находятся данные, относящиеся к системе
управления качеством продукции.
Основные функции
системы управления качеством продукции в процессе производства состоят в
проведении и документальном оформлении контрольных операций, все многообразие
которых можно разделить на три группы:
-
входной
контроль материалов и комплектующих изделий;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|