Они
вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях
установления нарушений финансовой дисциплины: приостанавливать операции по
счетам в банках, выдавать предписания о бесспорном порядке взыскания средств,
использованных не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере
учетной ставки Центрального банка РФ; налагать на банки или иные
финансово-кредитные учреждения штрафы в случаях несвоевременного зачисления
ими средств, поступающих в доход федерального бюджета или в государственные
внебюджетные фонды (или средств, перечисленных из указанного бюджета и фондов
на счета получателей) в размере действующей в банке (финансово-кредитном
учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном
кредитовании, увеличенной на десять пунктов. Казначейство вправе вносить в
Центральный банк РФ представления на лишение соответствующих банков и иных
финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.
Упомянутая мера связана с функциями казначейства по кассовому исполнению
федерального бюджета.
Налоговые органы РФ. Налоговыми органами
являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы по
городам и районам. Они действуют как система специализированных органов
финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой
системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства,
правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет,
а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Налоговые органы
наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного
воздействия к нарушителям налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ
закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а
также порядок применения.
Налоговые
проверки полномочны также проводить федеральные органы налоговой полиции.
В
сфере налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ
осуществляют контроль таможенные органы, к полномочиям которых относится и
валютный контроль (см. ТК РФ, ст. 34 НК РФ).
Функции
государственного страхового надзора, осуществляемые Департаментом
страхового надзора Минфина России также ограничены особой сферой – страховой
деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований
законодательства Российской Федерации о страховании, развития страховых
услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений, в связи с чем
производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков.
Важное
место в их функциях занимает предварительный контроль, осуществляемый ими в
процессе выдачи лицензий на осуществление страховой деятельности. По
результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить,
ограничить действие лицензии или отозвать ее.
Банки (кредитные организации). Их
функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.
Это обусловлено изменением принципов регулирования экономики и связанной с ним
перестройкой банковской системы, образованием коммерческих банков, основанных
на различных формах собственности. В результате функции банков по контролю за
деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки
не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в
административном порядке, как это было прежде, когда все банки были
государственными и наделены властными полномочиями. Однако на основе действующего
законодательства банки правомочны контролировать соблюдение предприятиями,
организациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение
валютного законодательства. В других отношениях банки осуществляют контроль на
гражданско-правовой основе как сторона в договоре.
Отличается
особенностями контроль, осуществляемый Центральным банком РФ в силу специфики
своего правового положения, соединяющего статус органа государственного
управления и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. На
Центральный банк как орган государственного управления возложен надзор за
деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он
вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила
деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке.
Федеральным законом от 31 июля 1998 г. в них были внесены изменения.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет также контроль за
соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении.
Ведомственный финансовый контроль — это
контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного
управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций,
учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные
подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные
непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных
подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых
органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства
докладывают Правительству РФ о состоянии контрольно-ревизионной работы.
К
основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением
плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов,
сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского
учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок,
бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
Ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном
случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих
организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в
два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые
коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке
предложений по устранению выявленных нарушений.
Указом
Президента РФ “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в
РФ” от 25 июля 1996 г. обращено особое внимание контрольно-ревизионных
подразделений органов исполнительной власти, как и других органов
государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования
государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым
проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий
в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и
организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные
незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их
использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов
государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления
указанных нарушений.
В
рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый
контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в
объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными
структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами
планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в
данном случае — необходимое условие процесса повседневной
финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции
внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба
предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.
Возросшее
значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности,
обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций,
использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в
принятии впервые в стране Федерального закона “О бухгалтерском учете” от 21
ноября 1996г. До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами
Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный
акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.
Согласно
Закону бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации
и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах
организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального
учета всех хозяйственных операций.
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование
и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее
имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением
законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций,
использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Упомянутый
Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а
также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не
предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет
доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Ответственность
за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители.
Руководители
организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить
бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным
бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных
началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или
бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
Главный
бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем
организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер)
несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное
представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает
соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль
за движением имущества и выполнением обязательств.
Требования
главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и
представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для
всех работников организации.
Денежные
и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи
главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к
исполнению.
При
разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным
хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного
распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности
за последствия осуществления таких операций.
Финансовый
контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного
самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем,
основанным на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том
числе – право на участие в управлении делами государства (статья 32 Конституции
РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного
самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24).
Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы,
а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо
этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих
контрольных функций.
Согласно
статье 27 Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995г.
они вправе: вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы
государственной власти; участвовать в выработке решений органов государственной
власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные
интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти
и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в
осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.
Важное
значение в условиях формирования рыночных отношений имеет развитие
аудиторского финансового контроля.
Аудиторский финансовый контроль — это
независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из
видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности.
Появление
такого вида контроля связано с переходом к рыночным отношениям и изменением
методов регулирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков,
других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах
собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения
контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку
контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях
направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами
хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и
отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге
отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля
позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат
бюджетных средств на контрольную деятельность.
В
становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел
отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко
распространена.
Порядок
проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента РФ
“Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. и
утвержденными этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в
Российской Федерации. Аудиторская деятельность согласно этим актам представляет
собой предпринимательскую деятельность аудиторов или аудиторских фирм по
осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой)
отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований экономических субъектов,
а также оказанию иных аудиторских услуг (услуги по ведению бухгалтерского
учета, составлению деклараций о доходах и т.п.).
К
экономическим субъектам отнесены (независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности) предприятия, их объединения, организации и
учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации,
страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные,
общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную
предпринимательскую деятельность. Сюда же входят и аудиторские фирмы, а также
самостоятельно работающие аудиторы.
Аудиторские
фирмы регистрируются как предприятия, а физические лица, занимающиеся аудитом
самостоятельно, – как предприниматели. Аудиторы должны пройти в установленном
порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после
получения лицензии.
Аудиторы
и аудиторские фирмы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской
деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная
проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве РФ,
инициативная – по решению самого экономического субъекта.
При
уклонении экономического субъекта от обязательной проверки либо препятствовании
ее проведению к нему применяются меры взыскания в виде штрафа в сумме от 100-
до 500-кратного, а к руководителям экономического субъекта – в сумме от 50- до
100-кратного размера минимальной заработной платы. Эти санкции применяются по
решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами
федерального казначейства, государственной налоговой службы и налоговой
полиции.
Обязательными
являются и проверки, проводимые по поручению органов дознания или следователя
при наличии санкции прокурора, а также суда и арбитражного суда. Такие
поручения могут быть даны при наличии в производстве указанных органов возбужденного
уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела,
подведомственного арбитражному суду, соответствующих своими обстоятельствами
данному поручению.
Оплата
работы аудитора (аудиторской фирмы) в этом случае производится предварительно
за счет проверяемого экономического субъекта. Повторные аудиторские проверки
по тем же основаниям производятся за счет средств федерального бюджета.
Финансовый
контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают,
приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода
зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм
деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля,
оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|