ü
полученная величина вычитается из планируемого объема ФФПР;
ü
данная процедура повторяется для увеличивающегося на
каждом шаге на единицу количества субъектов РФ до тех пор, пока
распределяемые трансферты не превысят планируемый объем
ФФПР;
ü
уровень приведенных среднедушевых бюджетных доходов, до
которого проводится выравнивание, корректируется таким образом, чтобы обеспечить
равенство суммы рассчитанных трансфертов
и планируемого объема ФФПР.
Развитие экономического потенциала страны,
увеличение населения, расширение процесса урбанизации – основные факторы
увеличения числа и объема территориальных бюджетов.
Рост территориальных бюджетов непосредственно
связан с процессом урбанизации, и, как следствие, расширением социально-бытовой
инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно увеличивается
удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Рост городских поселений, увеличение числа
городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные
расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах,
влекут за собой
увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части
территориальных бюджетов. Главными сторонами деятельности территориальных органов
власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального
развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений,
особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию
жилищно-коммунального хозяйства и улучшению
благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных
бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с
повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Направление расходов территориальных
бюджетов РФ характеризуют следующие данные (см. Таблицу 3)[19]:
Таблица
3
Расходы
территориальных бюджетов РФ за 1997г. (млрд. руб.)
|
Территориаль-
ные бюджеты
|
Региональные
бюджеты
|
Местные
бюджеты
|
Расходы всего без внутренних
оборотов,
|
468111
|
200838
|
267624
|
из них на:
|
|
|
|
1.Управление
|
18885
|
6598
|
12287
|
2.Правоохранительную
деятельность
|
13832
|
9732
|
4100
|
3.Промышленность, энергетику и строительство
|
19993
|
16127
|
3866
|
4.Сельское
хозяйство и рыболовство
|
21195
|
15363
|
5832
|
5.Транспорт, дорожное хозяйство, связь
|
19528
|
10173
|
9355
|
6.Жилищно-коммунальное хозяйство
|
112554
|
33922
|
78632
|
7.Образование и подготовку кадров
|
96143
|
20898
|
75245
|
8.Культуру
и искусство
|
11057
|
4841
|
6216
|
9.Здравоохранение, физическую культуру и спорт
|
67305
|
25577
|
41728
|
10.Социальное обеспечение
|
32661
|
1452
|
31209
|
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов неодинакова и зависит от
объема хозяйства и подведомственности
его региональным органам различного уровня. Так, республиканским,
краевым, областным и городским органам
власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности,
жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на
народное хозяйство в расходах этих
бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых
и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения,
в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Классификацию и структуру расходов местных бюджетов Республики
Армении в 2001г. можно проследить в следующей таблице[20]:
Таблица 4
Структура расходов местных бюджетов РА в 2001г.
Расходы
|
Фактически
|
РАСХОДЫ ВСЕГО
|
|
Текущие расходы, в том числе
|
100,0
|
Заработная плата работников органов местного
самоуправления и подведомственных им организаций
|
34,6
|
Процентные выплаты
|
---
|
Субсидии
|
1,1
|
Текущие трансферты
|
15,9
|
Расходы по купле товаров и оплате услуг
|
48,4
|
Капитальные расходы, в том числе
|
100,0
|
Расходы по капитальным вложениям
|
26,6
|
Расходы по капитальному ремонту
|
73,4
|
РАСХОДЫ ВСЕГО (без перечислений из
административного бюджета фондовому)
|
100,0
|
РАСХОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО БЮДЖЕТА
|
95,0
|
РАСХОДЫ ФОНДОВОГО БЮДЖЕТА
|
5,0
|
В настоящее время одним из главных
направлений использования финансовых ресурсов должно быть
финансирование развития местной производственной базы как
основы для получения в будущем собственных доходов.
Территориальным органам подведомственна
подавляющая часть социально-культурных учреждений, и, в первую
очередь, учреждения
народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой
расходов территориальных бюджетов является значительное
преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в
краевых, областных и городских бюджетах они составляют от 30 до 50%
всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – 60-80%.
В расходах территориальных бюджетов на
социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на
здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и
проектных работ, финансируемых из этих бюджетов, по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц,
автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.
Развитие урбанизации проявляется в ускоренных
темпах роста расходов территориальных бюджетов на финансирование народного
хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и
усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального
строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и
уровня его
технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению
коммуникаций, к увеличению эксплуатационных
расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, – также важный фактор
роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с
развитием урбанизации повышаются потребности жителей малых городов, поселков и
сельских поселений, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство,
торговля и т.д.
Развитие производительных сил, рост
производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского
хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям
природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и
требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание
необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно
возрастающих статей расходов территориальных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.
До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств
ведомств и предприятий.
Но с переходом предприятий и
организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях,
так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению
их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование
охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно ввиду того, что
мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.
В этих условиях
возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет территориальных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов
будут финансироваться мероприятия по развитию систем
водоснабжения и канализации,
мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных,
земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.
Одной из актуальных проблем является
улучшение благоустройства городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное
использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в
городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками
объемов выполненных работ, получая из
городских бюджетов незаработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать наряды на их обслуживание на конкурсной
основе городским специализированным организациями по
благоустройству, жилищно-коммунальным
организациям, кооперативам. Конкурсность
и состязательность между ними не только будут содейстâîâать
экономии средств, но и повышению качества
работ по городскому
благоустройству.
2.3.
Финансовый контроль выполнения муниципального
бюджета и его роль в бюджетном процессе
Неотъемлемой
составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных
образований является финансовый контроль.
Наличие
финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической
категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.
Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения
своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля
за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в
установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной
власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными
органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение
финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются,
во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой
деятельности органами государственной власти и местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая
обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их
задачам государства и муниципальных образований[21]. Таким образом, он служит
важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой
деятельности.
Требование
соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и
использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления
имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Итак,
финансовый контроль – это контроль за целесообразностью и законностью действий
в области образования, распределения и использования денежных фондов
государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического
развития страны и ее регионов.
Финансовый
контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих
финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения
финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в
отдельных финансово-правовых институтах и закрепленные соответствующим
законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Основными
направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым
правом, являются:
ü проверка
выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по
аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно
своей компетенции;
ü проверка
выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного
самоуправления организациями и гражданами;
ü проверка
правильности использования государственными и муниципальными предприятиями,
учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или
оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств,
банковских ссуд, внебюджетных и других средств);
ü проверка
соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных
средств предприятиями, организациями, учреждениями;
ü выявление
внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности
хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного
использования материальных и денежных средств;
ü устранение
и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в
установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным
лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству,
организациям, гражданам.
В
результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая
дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая
дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка
образования, распределения и использования денежных фондов государства,
субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования
финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации,
учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного
самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает
интересы государства, муниципальных образований, а также способствует
соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений
(например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по
платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью
выделения бюджетных ассигнований и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|