Однако
объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных
средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных,
трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях
процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность
финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа
финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений
по улучшению качества работы проверяемых организаций.
Одной
из форм финансового контроля выступает контроль рублем,
свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций
посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и
др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчетов.
Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономически
воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, ее объема,
источников получения (или причин неполучения) выявляет результаты работы
предприятия. Несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке,
сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.
На
современном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в
его содержании.
В
условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности
предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного
внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.
Более
глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой
деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные
контрольные органы.
Изменилась
система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с
изменением системы политической власти и установлением власти Президента РФ
организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением
Президента РФ.
На
основании Конституции РФ 1993г. (статьи 101-103) палаты Федерального Собрания
РФ образуют Счетную палату РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов
Федерации.
Сформированы
также новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой
службы, государственного страхового надзора; функции финансового контроля
осуществляют и созданные в 1990-х годах органы федерального казначейства. Широкое
развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой
независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской
деятельности.
Преобразования
в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных
отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также
выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного
контроля и надзора.
Впоследствии
меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль,
продолжались: Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство
РФ по налогам и сборам (МНС), изменена система органов, осуществляющих
государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость
укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать
намеченный к принятию Федеральный закон “О государственном финансовом контроле
в Российской Федерации”.
Проблемы,
связанные с собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсов
обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому
контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей
в федеральный бюджет. Целями деятельности Совета определены координация и
усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета,
федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств. В состав
Совета включены руководители финансово-контрольных и экономических органов, в
том числе министр финансов, Председатель Банка России, руководитель
федерального казначейства и др. Председатель Совета — министр финансов. В
работе Совета могут принимать участие представители Генеральной Прокуратуры РФ,
МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.
К
задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии государственного
финансового контроля; определение его основных направлений и механизма;
согласование практических мероприятий по осуществлению государственного
финансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок;
подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и
внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного
финансового контроля; обобщение и распространение опыта государственного
финансового контроля.
Совету
предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной
власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и
проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать
объяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ.
Законодательство
определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с
правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет
особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.
Финансовый
контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от
времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим.
Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль
проводится до совершения операций по образованию, распределению и
использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения
нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие
утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для
осуществления финансовой деятельности, — проекты бюджетов, финансовых планов и
смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.
Текущий финансовый контроль – это
контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых
обязательств перед государством, получения и использования денежных средств
для административно-хозяйственных расходов, кап. строительства и т.д.).
Последующий финансовый контроль – это
контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения
доходной и расходной частей бюджета; использования предприятием или
учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.). В этом случае
определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути
предупреждения и меры по их устранению.
Можно
выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.
Обязательный проводится: а) в силу требований законодательства, например
контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за
исполнением бюджета по итогам за год; б) по решению компетентных
государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков
по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль,
проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный
финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих
субъектов.
Возможны
и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в
зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае
выделяется финансовый контроль: а) представительных органов государственной
власти и местного самоуправления; б) аппарата Президента РФ; в) исполнительных
органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д)
ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж) аудиторский.
Принцип
разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов
исполнительной власти со стороны органов представительной власти
исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого
контроля закреплены конституционно: в Конституции РФ, в конституциях республик
в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов
Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.
Так,
Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении
федерального бюджета, представляемый ей Правительством РФ (пункт “а” части 1
статьи 114 Конституции РФ), а также отчеты о внебюджетных государственных
социальных фондах. Контрольные функции в области финансов выполняют также
комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в
рамках своих предметов ведения (часть 3 статьи 101 Конституции РФ). Особая
роль среди них принадлежит Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам и Комитету Совета Федерации по бюджету, финансовому,
валютному и кредитному регулированию, осуществляющих контроль в этой области в
целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится
также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так,
Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения федерального
бюджета. Согласно части 5 статьи 101 Конституции РФ для осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату РФ. Состав и
порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом. К
ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение
от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет
Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя
счетной палаты и также половину состава ее аудиторов (пункт “и” части 1 статьи
102 и пункт “г” части 1 статьи 103 Конституции РФ).
Счетная
палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового
контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного
финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач,
определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и
функциональной независимостью (статья 1 Закона).
Деятельность
Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в
отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных
расходов. К ее задачам относятся[22]:
ü организация
и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных
статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по
объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и
целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной
собственности;
ü оценка
обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
ü финансовая
экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых
актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые
за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
ü анализ
выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений,
направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного
процесса в целом;
ü контроль
за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и
средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской
Федерации, уполномоченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
ü регулярное
представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных
мероприятий.
Таким
образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают
средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная
собственность.
Особо
выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием
кредитных ресурсов, а именно за управлением и обслуживанием государственного
долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных
кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и
финансовых организаций; эффективностью размещения централизованных финансовых
ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государственных
кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным
государствам и международным организациям.
В
рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за:
деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных
подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части
обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по
обслуживанию государственного долга РФ (статьи 16, 19 Закона).
В
отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление
в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным
имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной
собственности).
Закон
определяет круг субъектов, на которых распространяются контрольные
полномочия Счетной палаты. В него входят:
ü все
государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные
внебюджетные фонды;
ü органы
местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и
другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения
независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют,
используют средства из федерального бюджета или используют федеральную
собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным
законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества;
ü общественные
объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие
организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются
в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств
федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением
ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными
органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и
преимуществ (статья 12 Закона).
Таким
образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении
указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными
фондами и собственностью.
Все
органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного
самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации
(независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять
по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее
деятельности.
Осуществляя
контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводить ревизии и
тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и
Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную
ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные
органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не
вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также
предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления
ее результатов в виде акта (заключения).
Для
принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного
государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в
бесхозяйственности и нарушении законодательства РФ, Счетная палата направляет
представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых
предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть
рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней
со дня получения предписания.
Счетная
палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и
организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления
нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих
государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим
безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического
несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты,
создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|