При
неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний коллегия
Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о
приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по
счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может
быть обжаловано в судебном порядке.
Инспекторы
Счетной палаты при проведении проверок и ревизий наделены необходимыми
правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия,
учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения,
склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений
— изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись
изъятых документов.
В
своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими
контрольными органами РФ (статья 22 Закона). Контрольные органы Президента и
Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы.
Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать
содействие деятельности Счетной палаты. Счетная палата должна регулярно
предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Контрольные
функции в области финансов осуществляют также представительные органы
государственной власти субъектов РФ, что
закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и
органы местного самоуправления. В
отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются:
законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ
законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также
нормативные акты представительных органов, местного самоуправления – уставы муниципальных
образований, положения и др.
На
уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные
палаты (контрольно-счетные палаты и т.п.
органы) как органы постоянно действующего государственного финансового
контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и
внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов.
Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов
РФ.
Представительные
органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные
органы.
В
целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан
специальный контрольный орган – Главное контрольное управление Президента РФ (преобразованное
из Контрольного управления Администрации Президента РФ, впоследствии –
Контрольного управления Президента РФ).
При
осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими
структурными подразделениями Администрации Президента РФ, соответствующими
комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального
Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными
службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами
исполнительной власти.
К
основным функциям Главного контрольного управления отнесены[23]:
ü контроль
и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;
ü контроль
и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;
ü подготовка
на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении
нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Таким
образом, это орган широкой сферы контрольной деятельности, в состав которой
входит и финансовый контроль.
Для
реализации своих контрольных функций Главное контрольное управление наделено
правами: требовать от руководителей государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций документы, материалы, письменные объяснения, другую
информацию, необходимую для проведения проверок в соответствии с задачами
Управления; привлекать к проверкам представителей правоохранительных и
специальных органов контроля, специалистов; вносить на рассмотрение Президента
РФ предложения по результатам проверок.
Управление
не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять
предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотлагательно. Не позднее
чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.
Управление
вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о
привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих
должностных лиц до принятия решения по результатам проверки; ставить перед
руководителями соответствующих государственных органов вопрос о наложении
дисциплинарных взысканий на государственных служащих и о временном отстранении
их от исполнения должностных обязанностей.
Финансовый
контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные
представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов
РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюджета в
соответствующем регионе.
При
необходимости усиления определенных направлений финансового контроля на
конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом
Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная
комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, к
основным задачам которой отнесены контроль за своевременностью и полнотой
уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, за своевременным и
целевым использованием средств федерального бюджета и государственных
внебюджетных фондов.
Правительство
РФ, правительства администрации субъектов Федерации направляют контрольную
деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том
числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый
контроль.
В
пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции РФ (статья
114) и Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской
Федерации” контролирует составление и исполнение федерального бюджета,
проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет
валютный контроль.
Одновременно
в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в
области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и других,
включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.
Помимо
этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов
исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и
полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия
актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству
и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения
Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.
Направляя
деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового
контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и
индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к
отраслевым органам государственного управления, так и действующим в сфере финансов.
Так, Правительством РФ утверждены Положение о Министерстве финансов РФ
(постановление от б марта 1998 г.), Положение о федеральном казначействе РФ
(постановление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены
функции по финансовому контролю.
Правительство
вправе образовывать свои комиссии, другие органы при нем с контрольными
функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за
предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия по
обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации;
Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов
федерального бюджета).
Создание
комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так,
Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1999 год” (статья 129) Правительству
РФ предписано создать специальную комиссию в составе представителей Правительства
РФ и Государственной Думы, уполномоченную контролировать погашение
задолженностей по возвратным бюджетным инвестиционным ассигнованиям.
Важное
значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет
финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность
которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство
финансов РФ с входящими в его систему структурными подразделениями и органами,
а также Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный
комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
На
уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерства финансов или финансовые
управления администраций, в муниципальных образованиях — финансовые отделы или
управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые
службы.
На
Министерство финансов РФ возложено проведение в рамках его компетенции
государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за
целевым использованием федерального бюджета и средств государственных
внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с государственным
внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием
и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и
совершением сделок с ними, а также страховой надзор и контроль за обеспечением
платежеспособности страховщиков; контроль за качеством аудиторских проверок;
за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.
В
связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические
проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных
фондов и других федеральных средств, проводит документальные ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов.
По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки
соответствующих организаций.
Для
выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать
необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры
воздействия по результатам контроля — при установлении фактов нецелевого использования
взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать
финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с
тем, Минфин России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым
платежам в федеральный бюджет.
Следует
обратить внимание на то, что закрепленные ныне контрольные полномочия
Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные
фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда проверяется
деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные
функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом
самостоятельности в бюджетном устройстве РФ, самостоятельности финансовой
деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в
установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование
и использование своих финансовых ресурсов.
Подобно
Минфину России в РФ функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов
Федерации в отношении соответствующих
бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые органы в системе местного
самоуправления – относительно местных бюджетов и
внебюджетных фондов.
Важной
стороной в деятельности в данной области Министерства финансов РФ является
выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля:
осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и
отчетностью, утверждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осуществление
лицензирования и т.п.
Финансовый
контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ
соответственно их компетенции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей
структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения
финансового контроля или надзора: Департамент государственного финансового
контроля и аудита, Департамент страхового надзора. В его ведении находятся Федеральное
казначейство, Пробирная палата и др. органы.
Департамент
государственного финансового контроля и аудита создан на основании
постановления Правительства РФ от б марта 1998 г. № 276 на базе нескольких
упраздненных структурных подразделений Минфина России, в том числе
Контрольно-ревизионного управления (КРУ) и Департамента организации аудиторской
деятельности. Произведена также реорганизация контрольных органов на местах:
на основе постановления Правительства РФ от 6 августа 1998г. № 886 организованы
контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъекте РФ (территориальные
КРУ ).
В
задачи названного Департамента входит контроль за исполнением федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного
обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением
налоговых льгот и преимуществ.
Департамент
государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно
и с привлечением территориальных КРУ ревизии и проверки; контролирует
использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; организует
контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями
аудиторских проверок (кроме аудита в банковской системе, поскольку это
относится к полномочиям Центрального банка РФ).
В
случае установления нарушений использования федеральных средств,
израсходованные незаконно или не по целевому назначению средства, а также
доходы от их использования, по предписанию Департамента, подлежат возмещению в
течение одного месяца после выявления нарушений.
Основной
задачей деятельности территориальных управлений КРУ является осуществление
последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием
и сохранностью федеральных средств. Они также проводят на договорной основе
по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов
местного самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов)
поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных
фондов и доходов от имущества.
В
процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать меры по
устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования
средств, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении
причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в
соответствии с законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения
о взыскании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому
назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных
в нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в
правоохранительные органы.
В
области аудита территориальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями
Минфина России контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими
организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской
системе). По результатам этих проверок они имеют право ставить вопросы перед
Минфином России об аннулировании лицензий на осуществление аудиторской
деятельности.
Руководитель
территориального КРУ назначается на должность и освобождается от нее Минфином
России.
Органы
федерального казначейства, находящегося
в подчинении Министерства финансов РФ,
наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение
федерального бюджета и использование средств государственных (федеральных)
внебюджетных фондов. Органы федерального казначейства наделены широкими
правами, обеспечивающими выполнение их контрольных функций: производить в
министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в
банках и иных финансово-кредитных учреждениях проверки денежных и
бухгалтерских документов, отчетов, планов, смет и т.п.; получать от банков,
иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий,
учреждений и организаций, использующих федеральные средства; изымать документы,
свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федерального бюджета и правил
совершения операций с внебюджетными средствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|