Комиссары по
счетам осуществляют проверки финансовой отчетности акционерных обществ и ставят
на отчетах сертификаты, подтверждая их достоверность и обоснованность записями
на бухгалтерских счетах. Поэтому деятельность комиссаров по счетам довольно
жестко регламентируется ордонансом от 19 сентября 1945 г. Деятельность
эксперта-бухгалтера не столь строго регламентируется государством. В основном
они заняты текущими консультациями по учету, менеджменту и правовым вопросам, кроме
всего, они занимаются постановкой бухгалтерского учета, налаживают систему
внутреннего контроля. Функции комиссаров по счетам эксперты-бухгалтеры могут
выполнять только не в той фирме, которой оказывались консультационные услуги
или производилась постановка или совершенствование учета.
Как и в других
странах с рыночной экономикой, развитие аудита привело к выделению
специализаций - из среды аудиторов, по традиции называемых
экспертами-бухгалтерами, выделились специалисты по налоговому, правовому
консультированию, по менеджменту.
Палата
экспертов-бухгалтеров и поверенных бухгалтеров объединяет аудиторские
учреждения и отдельных аудиторов на национальном и региональных уровнях. Она
официально представляет все аудиторские организации, функционирующие во Франции,
в отношениях с международными организациями. Научную, методологическую и
организационную работу в области аудита ведет Французский институт
экспертов-бухгалтеров с резиденцией в Париже, издающий журнал, освещающий
проблемы учета и аудита. Решающее влияние на постановку учета во Франции
оказывает Национальный Совет по учету, являющийся консультативным органом при
министре экономики и финансов. В нем 80 членов, большинство среди которых -
эксперты-бухгалтеры, комиссары по счетам, главные бухгалтеры предприятий.
Во Франции
достаточно сильно государственное регулирование аудита (это можно отметить на
примере назначения комиссаров по счетам в акционерные общества), государство
осуществляет прямой контроль за формированием аудиторских кадров, их
профессиональной подготовкой и текущей деятельностью.
Нельзя не
отметить, что именно французскому языку мы обязаны термином «ажур», «все в
ажуре» (от французского - по сей день), который означает состояние
бухгалтерского учета, когда все отчетные записи делаются в день совершения
хозяйственной операции, в более широком смысле - когда учетно-вычислительные
работы выполняются в установленные сроки и все операции регистрируются
немедленно после их совершения.
Италия относится
к числу стран, где сильно развито государственное регулирование аудита.
В конце января
1992 г. в Италии принято правительственное постановление, согласно которому
законную аудиторскую деятельность могут осуществлять только те лица, которые
внесены в именной реестр, находящийся под контролем министерства юстиции.
Соискатели звания
аудитора должны обладать дипломами о высшем экономическом, юридическом,
коммерческом образовании либо о среднем бухгалтерском образовании при наличии
не менее трех лет практического стажа.
Для того чтобы
получить право заниматься аудитом, соискатели должны сдать
экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной технике и информатике.
Сдачу экзаменов также контролирует министерство юстиции.
В именном реестре
должны числиться как аудиторские фирмы, так и отдельные лица. Большинство
руководителей зарегистрированных аудиторских фирм должны пройти также
персональную регистрацию.
В Италии, как и
во Франции, аудиторы делятся на две категории: проверку и подтверждение
финансовой отчетности осуществляют так называемые «доттори коммерчиалисти», а
постановку бухгалтерского учета и текущее консультирование по учетным делам
осуществляют «раджионьери» (см. комиссары по счетам и эксперты-бухгалтеры во Франции).
Мы рассмотрели
краткое изложение истории возникновения и развития аудита в ряде западных
стран. В настоящее время в странах ЕС происходит процесс унификации бухгалтерского учета и аудита, связанный с
активизацией процесса европейской интеграции, введением единой европейской
валюты - евро. Проблеме гармонизации аудиторской деятельности
в Единой Европе посвящена 8-я директива Совета Европейских Сообществ от 10
апреля 1984 г. Все квалификационные требования должны быть едины и аудиторы,
выдержавшие экзамены и получившие права работать в своей стране должны будут
иметь права работать и в других странах, входящих в состав Европейского
Сообщества. Однако этот процесс осложняется тем, что рейтинг профессии
аудитора, хотя и достаточно высок во всех странах - участниках ЕС, но оплата
аудиторских услуг весьма различается в зависимости от страны.
9.5. Этапы развития аудита в
России
Полноценный аудит возможен только в экономически
развитой стране. Три раза в нашем государстве были предприняты попытки создать
аудит, и все они не удались. Причинами были особенности экономического развития
и столкновение взглядов различных профессиональных групп. Поэтому в России
аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к
рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования
предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные
ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового
создания аудиторских фирм (в России самая первая аудиторская фирма была создана
в 1987году и называлась АО «Инаудит». Создание фирмы было связано с
образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства).
Первая попытка относится к концу XIX -
началу XX веков. В стране происходил феноменальный экономический рост (в период
с 1885 по 1913 г. темп роста промышленного производства в Англии за год
равнялся 2,11%; в Германии - 4,5%, в США - 5,2%; в России - 5,72%), возникало
множество акционерных обществ, наблюдался огромный приток иностранных
инвестиций. Все это вызвало спрос на аудит и услуги присяжных бухгалтеров.
Замечательный русский бухгалтер Ф.В. Езерский (1836 - 1916 гг.) выдвинул идею
образования общества "сведших и благонадежных лиц". В 1891 г. такое
общество, как корпорация присяжных счетоводов, сформировалось, но и тут возникла
главная трудность: бухгалтеры, счетоводы и контролеры "уважают" те
организации, которые признаются государством. Только через три года - 30
декабря 1894 г. - организаторы Института присяжных бухгалтеров добились
принятия условных материалов в Министерстве финансов, в котором это дело и
заглохло. Значительная часть счетных работников сделала вид, что в стране этого
профессионального органа не существует, и предприняла контр-попытку. 18 декабря
1894 г. на торжественном заседании Общества для распространения коммерческих
знаний в день чествования памяти "первоучителя двойного счетоводства"
Луки Пачоли почетным членом Общества И.Д. Гопфенгаузеном (1832 - 1910 гг.) был
сделан доклад об отсутствии аудита и о ненормальном положении бухгалтеров в
России, после которого он обратился к Обществу с предложением ходатайствовать
перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных
счетоводов, даже не упомянув, что такой уже существует более трех лет. К
инициативе Гопфенгаузена в отличие от инициатив Езерского власти прислушались
сочувственно, и во второй половине декабря 1896 г. в Совет Общества поступило
от министра финансов предложение об образовании комиссии под председательством
члена Совета П.П. Цитовича для разработки окончательного проекта положения об
Институте. Но этот проект провалился из-за отрицательного влияния
консервативной прессы, которая утверждала, что в нашей стране заниматься
созданием подобных институтов - значит нерационально тратить народные средства.
Вторая попытка относится к периоду, когда
после социальных потрясений 1905 г. в стране возник конституционный строй.
Экономика и коммерческое образование были вновь на подъеме. Бухгалтеры
попытались в своей среде сами решить проблемы профессии и сформировать аудит.
Новые люди все начали сначала. Главным действующим лицом стал замечательный
русский бухгалтер Ф.И. Бельмер (1873 - 1945 гг.). Именно он вновь решительно
заговорил об Институте. Поводом для этого послужило быстрое развитие
промышленного и, следовательно, коммерческого образования. Если в 1896 г. в
России было 13 коммерческих учебных заведений, а в 1901 г. - 88, то в 1909 г.
таких заведений было 344; в 1910 г. число обучающихся составляло около 47 000
человек. Соответственно возросла и армия счетных работников. Однако существовавшее
в то время законодательство наделяло бухгалтера целым рядом обязанностей, не
предоставляя ему прав. Множество судебных процессов показало их бесправное
положение. В 1909 г. Всероссийским съездом бухгалтеров был одобрен доклад
Бельмера и изданы труды съезда, но многим участникам съезда показалось (трудно
судить, справедливо или нет), что его роль слишком выпячивается, а труды других
бухгалтеров должного отражения не получат. Начались взаимные обвинения, что
парализовало дело создания российского аудита в самом начале. Так бесславно, не
успев по-настоящему начаться, закончилась и эта попытка.
Интересно вспомнить, что в те далекие
времена служило поводом к разномыслию. Так, большие сложности возникли по
вопросу о возможности привлечения в число членов Института иностранцев. Во всех
проектах проводилась жесткая линия на то, что членами Института могут быть
только подданные Российской империи. Только проект Гопфенгаузена допускал
участие иностранцев, но с оговорками. Они именовались временными членами Института,
не могли открывать счетные конторы и, что самое главное, не могли входить в
Совет Института.
Далее спорным был вопрос о квалификации
профессиональных бухгалтеров. Все сходились в том, что члены Института должны
быть разделены по степени квалификации на три категории. Езерский, сохраняя три
уровня, вводил, учитывая отечественную действительность, еще две группы:
почетные члены, т.е. власть имущие (великие князья, министры, товарищи
министров, академики) и члены-соревнователи, т.е. это лица, никакого отношения
к профессии не имеющие, но платящие членские взносы и оказывающие другие виды
материального и духовного вспомоществования.
Все проекты устанавливали разные требования
к переходу этих членов из класса в класс. Чтобы поступить в первый класс по Гопфенгаузену,
человек должен был быть не моложе 18 лет и сдать экзамены по
общеобразовательным предметам (русский язык и арифметика). Бельмер считал
достаточным образование в объеме четырех классов и работу по специальности
(которая подтверждалась справкой). Речи об экзамене не было. У Езерского проще
- стаж не менее 3 месяцев и обучение на курсах самого Езерского.
Второй класс предусматривал: у
Гопфенгаузена минимальный стаж - 3 года и экзамены; у Бельмера - стаж 3 года и
вместо экзамена представление письменного сочинения на заданную тему; у
Езерского - стаж 2 года, знание учета в одной из отраслей народного хозяйства и
курсы Езерского (экзаменов нет).
Третий класс: у Гопфенгаузена - минимальный
стаж 5 лет в таких учреждениях, где они могли приобрести необходимые
практические сведения для самостоятельной организации ведения счетоводства и
отчетности хозяйства определенного типа, и сдача экзаменов. У Бельмера
требовался стаж 5 лет, образование не ниже среднего, написание и публичная
защита двух письменных работ на заданные темы. У Езерского - стаж не менее 5
лет и курсы Езерского (экзамена нет). Особенностью подхода Езерского было то,
что стаж мог быть сокращен для лиц, имеющих среднее образование, на 1/3, а для
лиц с высшим образованием - на 2/3.
Для всех проектов характерно было то, что
принимался во внимание стаж только предыдущего класса (ступени). Таким образом,
чтобы достичь, скажем, третьей ступени у Езерского, нужно было уже к первой
иметь 3 месяца стажа, ко второй - 2 года и к третьей - 5 лет. В итоге, становясь
полноправным членом сообщества (Института), претендент должен был иметь общий
стаж минимум 7 лет и 3 мес.
Авторы всех проектов понимали, что их
коллеги очень не любят экзамены. И в каждом проекте предусматривались лазейки
для тех, кто не может, не хочет или считает ниже своего достоинства сдавать
экзамены. Например, Гопфенгаузен считал необходимым освободить:
- желающих вступить в члены 2 и 1 степени с
разрешения Главного Совета по представлению Окружного Совета о том, что эти
лица иным путем приобрели практические знания;
- лиц с высшим образованием, а также
отличившихся своими учеными трудами по счетоведению или долголетней
бухгалтерской деятельностью с разрешения Министерства финансов.
Большие дискуссии вызвал и вопрос о
нравственности людей нашей профессии и в связи с этим о порядке приема и
исключения из Института. Гопфенгаузен это требование формулировал достаточно
четко: членами Института не могут быть лица:
- объявленные несостоятельными должниками;
- подвергшиеся в соответствии с судебными приговорами
лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные
духовного звания по приговору духовного суда;
- состоящие под следствием за преступления
и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые,
побывав под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными
приговорами;
- исключенные со службы по суду или из
среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они
принадлежат.
Бельмер подчеркивал только профессиональный
характер общества и искренне считал, что нравственные аспекты надо оставить
священнослужителям. Компромиссное решение предложил Езерский: нравственный ценз
доказывается протоколом об избрании большинством голосов при закрытой
баллотировке.
Права Института формулировались достаточно
широко, и тут противоречия не было:
- издание периодического органа -
профессионального журнала;
- публикация трудов, учебников, наставлений
и книг по счетоводству и отчетности;
- распространение профессиональных изданий;
- организация библиотек;
- проведение семинаров, конференций, устных
и письменных консультаций;
- созыв профессиональных съездов;
- проведение конкурсов на "сочинения
по коммерческим наукам";
- помощь в подыскании работы членам
Института и предоставление пособий инвалидам и лицам пожилого возраста, не
способным к работе, а также их вдовам (это должно было превратить Институт в
некое подобие профсоюза счетных работников).
В варианте Бельмера было еще одно очень
важное уточнение о правах Института - контроль за деятельностью членов через
особо уполномоченных лиц.
Гопфенгаузен проводил мысль, что только
лицам высшей степени могут быть предоставлены права. И именно эти лица могут:
- занимать должности главных бухгалтеров в
торгово-промышленных акционерных обществах, банках, банкирских конторах,
страховых и иных учреждениях, годовые отчеты и балансы которых представляются
Министерству финансов;
- открывать бухгалтерские конторы;
- быть председателями или главными
бухгалтерами конкурсных управлений;
- исполнять функции ревизоров;
- проводить экспертизы коммерческих
предприятий.
Еще пространнее высказался Езерский: члены
Института 1 категории имеют право занимать ответственные должности на всех
предприятиях. При этом они должны проверять правильность счетов и отчетов,
принимать на себя организацию и ведение счетоводства на различных предприятиях
и в хозяйствах, проводить их контроль и ревизию, учреждать на свое имя для
исполнения изложенных функций счетные конторы. Права, предоставляемые 1
категории присяжных бухгалтеров, могут быть предоставлены членам Института 3
категории, но не иначе как в качестве помощников первых. Они не имеют права
открывать счетные конторы и давать удостоверения о проверке отчетности. Члены
Института 3 категории имеют право занимать лишь должности, не связанные с
серьезной ответственностью.
Все это звучало хорошо, но было амбициозно
и нереально. Ведь купец Тит Титыч выбирал себе счетовода, не обращая внимания
на то, присяжный это счетовод или нет. Ему нужен был грамотный, квалифицированный,
современный бухгалтер, понимающий отечественный и международный учет. Другими
словами, ему требовался свой человек, который мог легко уйти от налогов,
обмануть кредиторов и акционеров, выбить деньги у должников.
Третья попытка была предпринята в 1924 г. В
экономике возрождались рыночные отношения и с ними - идеи 1894 и 1909 гг. В
1924 г. был создан Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ) при
НКРКИ (Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской Инспекции) СССР. Его задачи
определялись как содействие правильной постановке в стране счетоводства, а
также дача заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по
требованию государственных органов. Деятельность Института носила замкнутый
характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в
виде заключений и докладов в центральные бюро ИГБЭ, а затем скапливался в
хранилищах. Соответственно все обнаруженные недочеты и достижения в области
постановки счетоводства и отчетности не публиковались.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|