Меню
Поиск



рефераты скачать История бухгалтерского учета и аудита

-                     включать в объекты учета не только готовую продукцию, но полуфабрикаты, т.е. продукцию, прошедшую определенные стадии обработки;

-                     усилить контроль за движением и сохранностью полуфабрикатов.

Их оппоненты — М.Х. Жебрак и В.Ф. Палий — приводили такие доводы:

-    полуфабрикатный вариант отличается большой трудоемкостью, но не несет никакой действенной информации;

-    ответственность за конкретные полуфабрикаты несут материально ответственные лица, и это сфера оперативного учета.

Сколь много ни занимались бухгалтеры данной проблемой, она так и не сложилась в законченную теорию. Тем не менее большинство авторов рассматривают себестоимость как основ­ную категорию бухгалтерского учета, что обусловлено, по их мнению, рядом причин:

выявление резервов;

контроль за использованием всех ресурсов;

повышение эффективности и рентабельности производства;

сравнительный анализ;

ценообразование;

оценка эффективности производства;

распространение передового опыта.

Однако каждый из этих доводов можно опровергнуть. Ра­нее уже было доказано, что бухгалтерская калькуляция не нуж­на, так как цена в условиях конкуренции складывается под влия­нием спроса и предложения, а сама по себе фактическая себестоимость на продажную цену не влияет (влияет плановая, или нормативная, себестоимость). Кроме того, противники бух­галтерской калькуляции приводили следующие доводы:

-    величина себестоимости обусловлена нормативными актами — что по инструкции включается в себестоимость, то и будет;

-    величина затрат зависит от колебания цен, тарифов, ставок налогов, процентных ставок и др.;

-    строго разграничить затраты между отчетными периодами невозможно;

-    объем готовой продукции зависит от объема и оценки незавершенного производства;

-    распределение косвенных затрат носит условный характер;

-    себестоимость единицы продукции — среднеарифметическая величина, которая является предметом изучения статистики;

-    расчет себестоимости трудоемок, дорог, но не дает действенной информации.

В числе причин популярности калькуляции можно назвать кажущуюся убедительность чисел, возможность бухгалтерии расширить штаты и подмену необходимой работы документаль­ным ее подобием. Но это не значит, что калькуляция вообще не нужна. Она необходима как плановая (перспективная) и как ретроспективная. Первая предназначена для принятия решений о производстве продукции и определении цен, вторая — в связи с контрольными вопросами по выпуску каких-либо видов про­дукции и др.

Как видно, правильные взгляды, высказанные бухгалтера­ми XVIII—XX вв., были неизвестны подавляющему большинству бухгалтеров, интересы которых были целиком и полностью по­глощены счетоводством (практикой), а не наукой.

Второй вопрос, который широко дискутировался в эпоху застоя,— совершенствование организационной структуры бух­галтерии. До 1964 г. была принята установка на децентрализо­ванный учет, затем на централизованный, а с началом пере­стройки вновь заговорили о пользе децентрализации.

Централизация — это система, при которой учет организу­ется от имени собственника (оперативно управляющего лица) и каждый участник хозяйственного процесса целиком подотче­тен собственнику.

Децентрализация — это система, при которой учет организу­ется по каждому объекту, входящему в предприятие, а степень по­дотчетности определяется по указанию вышестоящих инстанций.

С середины 50-х годов XX в. мощный импульс к развитию получает механизированная бухгалтерия; эта тема становится очень популярной. Главным идеологом механизации учета стал Василий Иванович Исаков. Он формирует таблично-перфокарточную форму счетоводства, создает учение о комплексной ме­ханизации и автоматизации.

Распространение электронно-вычислительной техники при­вело к возникновению новых понятий: АСУ (тенденция к цент­рализации) и АРМ (тенденция к децентрализации). Поскольку бухгалтеры не имели специальных знаний и психологически не были готовы к работе на ЭВМ, на практике сформировалось не­гативное отношение к технике, так как к обычным ошибкам при­бавились еще и компьютерные. Возник глубокий кризис в ис­пользовании ЭВМ. Лишь спустя много лет путем проб и ошибок были выделены основополагающие принципы, лежащие в осно­ве рациональной организации учета в условиях его механизации.

Система бухгалтерского учета в СССР была создана в усло­виях административно-командной централизованно управля­емой экономики с преобладанием в ней государственной собственности. Эта система находилась в прямой зависимости от методологических основ централизованного планирования и была направлена на обеспечение руководства всей деятельно­сти предприятия со стороны вышестоящих органов управления, а также их контроля за выполнением государственных планов и за сохранностью государственной собственности; полностью соответствовала господствующей модели экономики и была до­статочно эффективной в ее условиях, но оказалась неприспо­собленной для отражения новых экономических отношений, формирующихся в России в связи с переходом на рыночную модель.

В это время поднимались проблемы перехода предприятий на хозяйственную самостоятельность и самофинансирование, внедрения хозяйственного расчета как важнейшего метода уп­равления предприятием. Стала актуальной проблема повыше­ния роли бухгалтерского учета в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресур­сов, которые можно реализовывать только на основе текущего и перспективного анализа, базирующегося на достоверной учет­ной информации.

Начало активной работы по перестройке системы бухгалтер­ского учета пришлось на 1989—1990 гг., когда возникла практи­ческая необходимость модернизации этой системы для предприя­тий с участием иностранного капитала и акционерных обществ, типичных для рыночной экономики. Результатом стала перера­ботка и замена ряда методик учета, не отвечавших условиям дея­тельности предприятия. Вместе с тем стала очевидной необхо­димость приспособления российской системы бухгалтерского учета к меняющимся экономическим отношениям, концептуаль­ной переработки всей нормативно-методической базы учета и отчетности, прежде всего плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, положения по ведению бух­галтерского учета и отчетности и других актов, которые были ориентированы на старые условия хозяйствования.

К концу 1991 г. с участием экспертов Центра по ТНК ООН был подготовлен новый план счетов, который сохранил преем­ственность с прежним (структура построения, наименование и порядок кодирования счетов), но претерпел концептуальные Изменения. Были устранены такие недостатки старой системы учета, как игнорирование оборота капитала, упрощенное отра­жение товарного кругооборота, преобладание натуралистиче­ского подхода к методике учета хозяйственных операций пред­приятия, отсутствие в составе объектов бухгалтерского учета некоторых видов имущества и операций, не распространенных или не существовавших в плановой экономике, но имеющих важное значение в рыночной (валютные операции, ценные бу­маги, нематериальные активы и др.).

Коренная ломка всей экономики страны привела к необхо­димости создания новых контрольных структур, присущих рын­ку. Так, в 1990 г. была создана государственная налоговая служ­ба, призванная обеспечить действенный контроль за полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет всеми юридическими и физическими лицами.

Таким образом, спустя многие годы бухгалтеры вернулись к истокам учета, возрождая принципы, сложившиеся до рево­люции.

Подводя итог изучению особенностей развития бухгалтер­ского учета в России, отметим основные моменты. Главной чер­той российского учета традиционно является жесткое регули­рование государства, которое издает законы и инструкции, определяющие правила ведения бухгалтерского учета. Важным достижением советского учета можно назвать полную унифи­кацию учетных процедур: единый план счетов, единые формы первичных документов и отчетности и т.д. Но именно сильные стороны бухгалтерии и стали слабостью при переходе к рыноч­ным отношениям, так как не позволили организовать индиви­дуальную систему учета для каждого хозяйства.



7. Бухгалтерский учет в современной России

 

7.1. Проблемы бухгалтерского учета в условиях становления рыночной экономики в России


Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потре­бителем информации, формируемой в бух­галтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансо­вых органов. Действовавшая система госу­дарственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета, которая должна стать элементом рыночной инфраструкту­ры, обеспечивающей благоприятный кли­мат для частного инвестирования, в том числе иностранного. Концепция бухгал­терского учета в рыночной экономике России была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским Советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. В ней закреплены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стра­не. В Концепции определены цели бухгалтерского учета, основы организации бухгалтерского учета на предприятиях, требования к составу и содержанию информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, критерии признания и оценки имущества, обязательств, доходов и расходов. Концепция не является норма­тивным документом, в ней лишь показаны направления, по кото­рым будет проводиться реформа бухгалтерского учета.


7.2. Реформирование учета в соответствии с МСФО

 

К сожалению, процесс реформирования бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. В целях изменения такого положения дел была разработана Программа рефор­мирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), которая утверждена постановлением Правитель­ства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

Цель реформирования — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие требованиям рыноч­ной экономики и МСФО.

В соответствии с целью определены задачи реформирования:

-  сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих пользователей, прежде всего инвесторов, полезной информацией;

-  обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями   гармонизации   стандартов на международном уровне;

-  оказать методологическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Реформа проводится по следующим направлениям:

-  совершенствование нормативно-правового регулирования;

-  формирование нормативной базы (национальных стандартов) в соответствии с планом внедрения положений по бухгалтерскому учету в практику, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 587-р;

-  методическое обеспечение (инструкции, методические рекомендации, комментарии и т.п.);

-  кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

-  международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

По каждому направлению Программа содержит перечень вопросов, которые необходимо решить. В приложении приве­ден план мероприятий по реализации реформ бухгалтерского учета, которые должны были быть проведены к 2000 г. по меся­цам. Так, по первому направлению (совершенствование норма­тивно-правового регулирования) внесены изменения в Феде­ральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» по вопросу проведения аттестации бухгалтеров. Резуль­татом выполнения второго направления (формирование норма­тивной базы) явились разработанные и уточненные положения по бухгалтерскому учету и отчетности, введение в практику но­вого Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, издание на русском языке международных стан­дартов финансовой отчетности и словаря терминов, употребля­емых в них. По третьему направлению (методическое обеспе­чение) разработаны и утверждены методические рекомендации в разрезе отдельных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с учетом требова­ний МСФО, пересмотрены формы первичных документов и ре­гистров бухгалтерского учета. В рамках четвертого направления (кадровое обеспечение) разработаны Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, новые образовательные стан­дарты для подготовки специалистов по бухгалтерскому учету, издается учебно-методическая литература. В части последнего направления (международное сотрудничество) Институт про­фессиональных бухгалтеров России взаимодействует с между­народными профессиональными организациями и Координаци­онным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ.

Однако не все положения, принятые в Программе, выпол­нены в срок и в том виде, в котором они были задуманы. Так, до настоящего времени не разработаны методические рекоменда­ции по учету затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, утверждение которых планировалось в августе 1998 г. Находится в работе ряд положений по бухгалтерскому учету: «Реорганизация организаций» (в 2003 г. приняты методи­ческие указания), «Аренда основных средств» (не разработаны до настоящего времени). Планом внедрения стандартов по бух­галтерскому учету были предусмотрены положения, которые вышли в свет, но в виде методических указаний, т.е. статус до­кументов был понижен. К таким методическим указаниям от­носятся «Прибыль на акцию», «Сводная бухгалтерская отчет­ность», «Доверительное управление имуществом». Много споров в профессиональной среде вызвал проект Кодекса про­фессиональной этики. После долгих дискуссий проект был на­правлен на доработку и принят с поправками 24 мая 1999 г.

Среди проблем, мешающих выполнению программы, мож­но назвать следующие:

-        неблагоприятная экономическая обстановка в стране (кризис 1998 г.);

-        невыполнение графика разработки законодательных актов по многим направлениям, что задерживало принятие некоторых национальных стандартов по бухгалтерскому учету (например, по нематериальным активам — часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, по налоговым расчетам —специальная часть Налогового кодекса Российской Федерации, по реорганизации — Федеральный закон «Об унитарных предприятиях», по государственной помощи — Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» и т.д.);

-        постоянное обновление МСФО;

-        ориентированность практики применения ПБУ на налоговые требования;

-        отсутствие отраслевых указаний по применению правил бухгалтерского учета;

-        отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров.

 

7.3. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу


Концепция развития бухгалтерского уче­та и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разрабо­танная по решению Правительства, на­правлена на повышение качества инфор­мации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гаран­тированного доступа к ней заинтересован­ным пользователям. Концепция была одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.