-
включать
в объекты учета не только готовую продукцию, но полуфабрикаты, т.е. продукцию,
прошедшую определенные стадии обработки;
-
усилить
контроль за движением и сохранностью полуфабрикатов.
Их оппоненты — М.Х.
Жебрак и В.Ф. Палий — приводили такие доводы:
- полуфабрикатный вариант
отличается большой трудоемкостью, но не несет никакой действенной информации;
- ответственность за конкретные
полуфабрикаты несут материально ответственные лица, и это сфера оперативного
учета.
Сколь много ни
занимались бухгалтеры данной проблемой, она так и не сложилась в законченную
теорию. Тем не менее большинство авторов рассматривают себестоимость как основную
категорию бухгалтерского учета, что обусловлено, по их мнению, рядом причин:
выявление
резервов;
контроль за
использованием всех ресурсов;
повышение
эффективности и рентабельности производства;
сравнительный
анализ;
ценообразование;
оценка
эффективности производства;
распространение
передового опыта.
Однако каждый из
этих доводов можно опровергнуть. Ранее уже было доказано, что бухгалтерская
калькуляция не нужна, так как цена в условиях конкуренции складывается под
влиянием спроса и предложения, а сама по себе фактическая себестоимость на
продажную цену не влияет (влияет плановая, или нормативная, себестоимость).
Кроме того, противники бухгалтерской калькуляции приводили следующие доводы:
- величина себестоимости
обусловлена нормативными актами — что по инструкции включается в себестоимость,
то и будет;
- величина затрат зависит от
колебания цен, тарифов, ставок налогов, процентных ставок и др.;
- строго разграничить затраты
между отчетными периодами невозможно;
- объем готовой продукции
зависит от объема и оценки незавершенного производства;
- распределение косвенных
затрат носит условный характер;
- себестоимость единицы
продукции — среднеарифметическая величина, которая является предметом изучения
статистики;
- расчет себестоимости
трудоемок, дорог, но не дает действенной информации.
В числе причин
популярности калькуляции можно назвать кажущуюся убедительность чисел,
возможность бухгалтерии расширить штаты и подмену необходимой работы
документальным ее подобием. Но это не значит, что калькуляция вообще не нужна.
Она необходима как плановая (перспективная) и как ретроспективная. Первая
предназначена для принятия решений о производстве продукции и определении цен,
вторая — в связи с контрольными вопросами по выпуску каких-либо видов продукции
и др.
Как видно,
правильные взгляды, высказанные бухгалтерами XVIII—XX вв., были неизвестны
подавляющему большинству бухгалтеров, интересы которых были целиком и полностью
поглощены счетоводством (практикой), а не наукой.
Второй вопрос,
который широко дискутировался в эпоху застоя,— совершенствование
организационной структуры бухгалтерии. До 1964 г. была принята установка на
децентрализованный учет, затем на централизованный, а с началом перестройки
вновь заговорили о пользе децентрализации.
Централизация — это система, при которой
учет организуется от имени собственника (оперативно управляющего лица) и
каждый участник хозяйственного процесса целиком подотчетен собственнику.
Децентрализация — это система, при которой
учет организуется по каждому объекту, входящему в предприятие, а степень подотчетности
определяется по указанию вышестоящих инстанций.
С середины 50-х
годов XX в. мощный импульс к развитию получает механизированная бухгалтерия;
эта тема становится очень популярной. Главным идеологом механизации учета стал Василий
Иванович Исаков. Он формирует таблично-перфокарточную форму
счетоводства, создает учение о комплексной механизации и автоматизации.
Распространение
электронно-вычислительной техники привело к возникновению новых понятий: АСУ
(тенденция к централизации) и АРМ (тенденция к децентрализации). Поскольку
бухгалтеры не имели специальных знаний и психологически не были готовы к работе
на ЭВМ, на практике сформировалось негативное отношение к технике, так как к
обычным ошибкам прибавились еще и компьютерные. Возник глубокий кризис в использовании
ЭВМ. Лишь спустя много лет путем проб и ошибок были выделены основополагающие
принципы, лежащие в основе рациональной организации учета в условиях его
механизации.
Система
бухгалтерского учета в СССР была создана в условиях административно-командной
централизованно управляемой экономики с преобладанием в ней государственной
собственности. Эта система находилась в прямой зависимости от методологических
основ централизованного планирования и была направлена на обеспечение
руководства всей деятельности предприятия со стороны вышестоящих органов
управления, а также их контроля за выполнением государственных планов и за сохранностью
государственной собственности; полностью соответствовала господствующей модели
экономики и была достаточно эффективной в ее условиях, но оказалась неприспособленной
для отражения новых экономических отношений, формирующихся в России в связи с
переходом на рыночную модель.
В это время
поднимались проблемы перехода предприятий на хозяйственную самостоятельность и
самофинансирование, внедрения хозяйственного расчета как важнейшего метода управления
предприятием. Стала актуальной проблема повышения роли бухгалтерского учета в
рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, которые можно реализовывать только на основе текущего и
перспективного анализа, базирующегося на достоверной учетной информации.
Начало активной
работы по перестройке системы бухгалтерского учета пришлось на 1989—1990 гг.,
когда возникла практическая необходимость модернизации этой системы для
предприятий с участием иностранного капитала и акционерных обществ, типичных
для рыночной экономики. Результатом стала переработка и замена ряда методик
учета, не отвечавших условиям деятельности предприятия. Вместе с тем стала
очевидной необходимость приспособления российской системы бухгалтерского учета
к меняющимся экономическим отношениям, концептуальной переработки всей
нормативно-методической базы учета и отчетности, прежде всего плана счетов
бухгалтерского учета и инструкции по его применению, положения по ведению бухгалтерского
учета и отчетности и других актов, которые были ориентированы на старые условия
хозяйствования.
К концу 1991 г. с
участием экспертов Центра по ТНК ООН был подготовлен новый план счетов, который
сохранил преемственность с прежним (структура построения, наименование и
порядок кодирования счетов), но претерпел концептуальные Изменения. Были
устранены такие недостатки старой системы учета, как игнорирование оборота
капитала, упрощенное отражение товарного кругооборота, преобладание
натуралистического подхода к методике учета хозяйственных операций предприятия,
отсутствие в составе объектов бухгалтерского учета некоторых видов имущества и
операций, не распространенных или не существовавших в плановой экономике, но
имеющих важное значение в рыночной (валютные операции, ценные бумаги,
нематериальные активы и др.).
Коренная ломка
всей экономики страны привела к необходимости создания новых контрольных
структур, присущих рынку. Так, в 1990 г. была создана государственная
налоговая служба, призванная обеспечить действенный контроль за полнотой и
своевременностью перечисления налогов в бюджет всеми юридическими и физическими
лицами.
Таким образом,
спустя многие годы бухгалтеры вернулись к истокам учета, возрождая принципы,
сложившиеся до революции.
Подводя итог
изучению особенностей развития бухгалтерского учета в России, отметим основные
моменты. Главной чертой российского учета традиционно является жесткое регулирование
государства, которое издает законы и инструкции, определяющие правила ведения
бухгалтерского учета. Важным достижением советского учета можно назвать полную
унификацию учетных процедур: единый план счетов, единые формы первичных
документов и отчетности и т.д. Но именно сильные стороны бухгалтерии и стали
слабостью при переходе к рыночным отношениям, так как не позволили
организовать индивидуальную систему учета для каждого хозяйства.
7.
Бухгалтерский учет в современной России
7.1.
Проблемы бухгалтерского учета в условиях становления рыночной экономики в
России
Концепция
бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой
экономики, была обусловлена общественным характером собственности и
потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем
информации, формируемой в бухгалтерском учете, выступало государство в лице
отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых
органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала
задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения
хозяйствующих субъектов.
Изменение системы
общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило
необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета, которая
должна стать элементом рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный
климат для частного инвестирования, в том числе иностранного. Концепция бухгалтерского
учета в рыночной экономике России была одобрена Методологическим советом по
бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и
Президентским Советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.
В ней закреплены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях
новой экономической среды, складывающейся в стране. В Концепции определены
цели бухгалтерского учета, основы организации бухгалтерского учета на
предприятиях, требования к составу и содержанию информации, формируемой в
системе бухгалтерского учета, критерии признания и оценки имущества,
обязательств, доходов и расходов. Концепция не является нормативным
документом, в ней лишь показаны направления, по которым будет проводиться
реформа бухгалтерского учета.
7.2.
Реформирование учета в соответствии с МСФО
К сожалению,
процесс реформирования бухгалтерского учета отстает от общего процесса
экономических реформ в России. В целях изменения такого положения дел была разработана
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности (МСФО), которая утверждена постановлением
Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.
Цель
реформирования — приведение национальной системы бухгалтерского учета в
соответствие требованиям рыночной экономики и МСФО.
В соответствии с
целью определены задачи реформирования:
- сформировать систему
стандартов учета и отчетности, обеспечивающих пользователей, прежде всего
инвесторов, полезной информацией;
- обеспечить увязку реформы
бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации
стандартов на международном уровне;
- оказать методологическую
помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели
бухгалтерского учета.
Реформа
проводится по следующим направлениям:
- совершенствование
нормативно-правового регулирования;
- формирование нормативной базы
(национальных стандартов) в соответствии с планом внедрения положений по
бухгалтерскому учету в практику, утвержденным распоряжением Правительства РФ от
22 мая 1998 г. № 587-р;
- методическое обеспечение
(инструкции, методические рекомендации, комментарии и т.п.);
- кадровое обеспечение
(формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации
специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество
(вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с
национальными организациями, ответственными за разработку стандартов
бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
По каждому
направлению Программа содержит перечень вопросов, которые необходимо решить. В
приложении приведен план мероприятий по реализации реформ бухгалтерского
учета, которые должны были быть проведены к 2000 г. по месяцам. Так, по
первому направлению (совершенствование нормативно-правового регулирования)
внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете» по вопросу проведения аттестации бухгалтеров. Результатом
выполнения второго направления (формирование нормативной базы) явились
разработанные и уточненные положения по бухгалтерскому учету и отчетности,
введение в практику нового Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по
его применению, издание на русском языке международных стандартов финансовой
отчетности и словаря терминов, употребляемых в них. По третьему направлению
(методическое обеспечение) разработаны и утверждены методические рекомендации
в разрезе отдельных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), типовые
рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства с учетом требований МСФО, пересмотрены формы первичных
документов и регистров бухгалтерского учета. В рамках четвертого направления
(кадровое обеспечение) разработаны Положение об аттестации профессиональных
бухгалтеров, новые образовательные стандарты для подготовки специалистов по
бухгалтерскому учету, издается учебно-методическая литература. В части
последнего направления (международное сотрудничество) Институт профессиональных
бухгалтеров России взаимодействует с международными профессиональными
организациями и Координационным советом по методологии бухгалтерского учета
стран СНГ.
Однако не все
положения, принятые в Программе, выполнены в срок и в том виде, в котором они
были задуманы. Так, до настоящего времени не разработаны методические рекомендации
по учету затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг,
утверждение которых планировалось в августе 1998 г. Находится в работе ряд
положений по бухгалтерскому учету: «Реорганизация организаций» (в 2003 г.
приняты методические указания), «Аренда основных средств» (не разработаны до
настоящего времени). Планом внедрения стандартов по бухгалтерскому учету были
предусмотрены положения, которые вышли в свет, но в виде методических указаний,
т.е. статус документов был понижен. К таким методическим указаниям относятся
«Прибыль на акцию», «Сводная бухгалтерская отчетность», «Доверительное
управление имуществом». Много споров в профессиональной среде вызвал проект
Кодекса профессиональной этики. После долгих дискуссий проект был направлен
на доработку и принят с поправками 24 мая 1999 г.
Среди проблем,
мешающих выполнению программы, можно назвать следующие:
-
неблагоприятная
экономическая обстановка в стране (кризис 1998 г.);
-
невыполнение
графика разработки законодательных актов по многим направлениям, что
задерживало принятие некоторых национальных стандартов по бухгалтерскому учету
(например, по нематериальным активам — часть третья Гражданского кодекса Российской
Федерации, по налоговым расчетам —специальная часть Налогового кодекса
Российской Федерации, по реорганизации — Федеральный закон «Об унитарных
предприятиях», по государственной помощи — Федеральный закон «О введении в
действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» и т.д.);
-
постоянное
обновление МСФО;
-
ориентированность
практики применения ПБУ на налоговые требования;
-
отсутствие
отраслевых указаний по применению правил бухгалтерского учета;
-
отставание
в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров.
7.3.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на
среднесрочную перспективу
Концепция
развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на
среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства, направлена
на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и
отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным
пользователям. Концепция была одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004
г. № 180.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|