За последние годы
в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли
значительные изменения, во многом предопределенные названной Программой
реформирования бухгалтерского учета 1998 г.
Изменения в
системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение
формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах
деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям.
В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и
отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. В
бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах,
событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой
деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др
Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы
оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики.
Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической,
металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности,
банковского сектора) готовят консолидированную финансовую отчетность по МСФО
или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок
аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская
профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из
которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.
В то же время,
несмотря на определенные успехи в развитии бухгалтерского учета и отчетности,
имеются серьезные проблемы, которые проявляются:
-
в
отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по
МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
-
в
формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующие субъектов ко многим
категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности,
отвечающим условиям Рыночной экономики;
-
в
неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку
консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации
бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
-
в
значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению
избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах
из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;.
-
в
слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в
невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности.
-
в
недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой
заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской
отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии
бухгалтерской и аудиторской профессии;
-
в низком
уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а
также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по
МСФО.
Сложившаяся
система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере
надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также
существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
В настоящее время
складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского
учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые
акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В
профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения
бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело
понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.
Целью развития
бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004—2010 гг.)
является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного
выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в
экономике Российской Федерации, в частности, функции формирования информации о
деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических,
решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями
(собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти,
управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего
развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции
путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного
процесса.
Бухгалтерский
учет и отчетность необходимо развивать по следующим основным направлениям:
- повышение качества
информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры
применения МСФО;
- изменение системы
регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
- усиление контроля качества
бухгалтерской отчетности;
- существенное повышение
квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета
и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей
бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский
учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в
Российской Федерации, которая включает в себя также статистический и
оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой
системы, является первичный учет как источник данных для последующего
накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами,
требованиями и методологией каждого вида учета.
В процессе
развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы
бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой
системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития
(неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации,
непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.).
Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления
органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса
соответствующих мер.
Как показывает
отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно
происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать
характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо
неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и
отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и
отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным
функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества
финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой
дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической
отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.
Изменения в
бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны
происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности
профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов
государственной власти.
Предусмотренные
Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности
относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с
тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в
некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные
особенности.
В бюджетной сфере
направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией
реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг.,
одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249. Главная
задача в этой области заключается в привидении принципов и требований
бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие условиям
деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также принципам и
требованиям бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным
инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере
должны стать международные стандарты финансовой отчетности для общественного
сектора (МСФООС).
Основное
направление развития бухгалтерского учета и отчетности — повышение качества
информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики,
определяющие полезность информации, достигаются непосредственным
использованием МСФО или применением их в качестве основы построения
национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.
Современный
бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой
хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического
лица (далее — индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную
финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском
учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической
отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе
данной информации должны составляться и другие виды отчетности.
В связи с этим
главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении
относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо
определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного
процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с
учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты
имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том
числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять
упрощенные процедуры бухгалтерского учета.
Индивидуальная
бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две
функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует
финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего
субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и
точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В
связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную
бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.
Индивидуальная
бухгалтерская отчетность предназначена, в том числе:
- для выявления конечного
финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли
(убытка) и распределения ее между собственниками;
- для представления в надзорные
органы;
- для выявления признаков
банкротства хозяйствующих субъектов;
- для формирования единой
государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических
показателей;
- для использования в
управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении
Главная задача в
области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного
доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной ; и
сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для
решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо
составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе
с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления
определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской
отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).
В отдельных
случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько
альтернативных подходов к формированию и представлению информации в
бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской
отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть
ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.
Российскими
стандартами может предусматриваться разный объем информации, раскрываемой в
индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих
субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской
отчетности
Консолидированная
финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена
для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности
группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.
Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную
функцию и предоставляется заинтересованным внешним пользователям. Такая
отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для
принятия экономических решений этими пользователями.
Главная задача в
области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении
гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной
и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой
задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной
финансовой отчетности по МСФО, а также обязательные аудит и публикацию
отчетности.
Управленческая отчетность предназначена для использования в
управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим
персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок
ее составления хозяйствующий субъект определяет самостоятельно. Вместе с тем
передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным
является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и
порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких формируется
индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.
Главная задача в области управленческой отчетности заключается в
широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования
ее в управлении хозяйствующим субъектом.
Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для
фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, крут
которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна
составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем
корректировки ее по правилам налогового законодательства.
Главная задача в области налоговой отчетности заключается в
снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил
налогового учета к правилам бухгалтерского учета.
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике
Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей
использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности
и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы:
законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения
МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального
перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности,
подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное
значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной
финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус
одного из видов официальной отчетности.
Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) —
включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Такая
процедура должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения
в действие каждого стандарта. Эта процедура должна обеспечивать: придание
юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений
от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации;
сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных крайне редких
случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации
возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с
тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.
Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО важен
для последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими
субъектами и как результат сопоставимости финансовой информации о них. Такой
механизм предполагает, в частности, наличие различных информационно-методических
материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный
характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|