Меню
Поиск



рефераты скачать История бухгалтерского учета и аудита

За последние годы в области бухгал­терского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные из­менения, во многом предопределенные названной Программой реформирования бухгалтерского учета 1998 г.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного ин­струмента реформирования бухгалтер­ского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекраща­емой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обя­зательств,  ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической,  металлургической, автомобилестрои­тельной, химической промышленности, банковского сектора) готовят консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил раз­витие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из кото­рых стали  членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в разви­тии бухгалтерского учета и отчетности, имеются серьезные про­блемы,  которые проявляются:

-        в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчет­ности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры  применения МСФО;

-        в формальном подходе регулирующих органов и хозяй­ствующие субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим ус­ловиям Рыночной экономики;

-        в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчет­ности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетно­сти, подготовленной по российским правилам;

-        в значительном административном бремени хозяйству­ющих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;.

-        в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтер­ской отчетности.

-        в недостаточности участия профессиональных обще­ственных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в ре­гулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в раз­витии бухгалтерской и аудиторской профессии;

-        в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навы­ков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничи­вает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные пра­вовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтер­ского учета и отчетности. В профессиональном сообществе на­коплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к ис­пользованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на сред­несрочную перспективу (2004—2010 гг.) является создание при­емлемых условий и предпосылок последовательного и успеш­ного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации, в ча­стности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономиче­ских, решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Бухгалтерский учет и отчетность необходимо развивать по следующим основным направлениям:

-  повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

-  создание инфраструктуры применения МСФО;

-  изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

-  усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

-  существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает в себя также статистический и оперативно-техниче­ский учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчет­ности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков раз­вития (неадекватность реальной экономической ситуации, не­сопоставимость информации, непоследовательность регулиро­вания, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообще­ством комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тес­ной связи с изменениями экономической ситуации в стране и от­вечать характеру и уровню развития хозяйственного механиз­ма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же вре­мя форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетно­сти вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и ре­альным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в эко­номике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансо­вой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбо­ра и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частно­сти переход на МСФО, должны происходить постепенно с уче­том возможностей, потребностей и готовности профессиональ­ной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления раз­вития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем от­раслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской си­стеме) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249. Главная задача в этой области заключается в привиде­нии принципов и требований бухгалтерского учета и отчетно­сти в бюджетной сфере в соответствие условиям деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также принци­пам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать международные стандарты финансовой отчетности для об­щественного сектора (МСФООС).

Основное направление развития бухгалтерского учета и от­четности — повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, опреде­ляющие полезность информации, достигаются непосредствен­ным использованием МСФО или применением их в качестве ос­новы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой ин­формационную базу, на основе которой хозяйствующие субъек­ты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее — индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, ин­формация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической от­четности, отчетности перед надзорными органами. При необхо­димости на основе данной информации должны составляться и другие виды отчетности.

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского уче­та заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учет­ного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов от­четности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяй­ствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: инфор­мационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечива­ет системный контроль правильности и точности данных бух­галтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена, в том числе:

-  для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками;

-  для представления в надзорные органы;

-  для выявления признаков банкротства хозяйствующих  субъектов;

-  для формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;

-  для использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного досту­па заинтересованным пользователям к качественной, надежной ; и сопоставимой персонифицированной информации о хозяй­ствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по россий­ским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перс­пективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйству­ющих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности не­посредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отдельных случаях в российских стандартах может пре­дусматриваться несколько альтернативных подходов к форми­рованию и представлению информации в бухгалтерской отчет­ности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

Российскими стандартами может предусматриваться раз­ный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бух­галтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности­

Консолидированная финансовая отчетность как разновид­ность бухгалтерской отчетности предназначена для характери­стики финансового положения и финансового результата дея­тельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчет­ность выполняет исключительно информационную функцию и предоставляется заинтересованным внешним пользователям. Такая отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических реше­ний этими пользователями.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного до­ступа заинтересованным пользователям к качественной, надеж­ной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательные аудит и публикацию отчетности.

Управленческая отчетность предназначена для использова­ния в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержа­ние, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления хозяйствующий субъект определяет самостоятельно. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управлен­ческой отчетности, при котором содержание и порядок состав­ления ее основываются на тех же принципах, на каких форми­руется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Главная задача в области управленческой отчетности за­ключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хо­зяйствующим субъектом.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназна­чена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, крут которых установлен нало­говым законодательством. Налоговая отчетность должна состав­ляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законо­дательства.

Главная задача в области налоговой отчетности заключает­ся в снижении затрат на ее формирование путем существенно­го приближения правил налогового учета к правилам бухгалтер­ского учета.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфра­структуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосред­ственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распрос­транения опыта применения МСФО; порядок официального пе­ревода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частно­сти, консолидированной финансовой отчетности, подготовлен­ной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов офи­циальной отчетности.

Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) — включение их в систему нормативных право­вых актов Российской Федерации. Такая процедура должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и вве­дения в действие каждого стандарта. Эта процедура должна обес­печивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Фе­дерации; сопоставимость финансовой информации в экономи­ке. В отдельных крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.

Механизм обобщения и распространения опыта примене­ния МСФО важен для последовательного и единообразного ис­пользования стандартов хозяйствующими субъектами и как ре­зультат сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных инфор­мационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.