Меню
Поиск



рефераты скачать История бухгалтерского учета и аудита

Таким образом, к концу XX в. в результате развития зако­нодательных норм, регулирующих деятельность корпораций, и введения стандартов бухгалтерского учета бухгалтеры имели все больше ограничений в выборе форм представления инфор­мации для внешних пользователей.


5.3. Профессиональная этика


Профессиональная этика является основой общественного доверия. Если обще­ство теряет доверие к услугам профессио­налов, то перестает ими пользоваться, и профессия, как особый вид деятельности группы людей, выполняющих социально значимые функции, постепенно вымирает. Гринвуд, обобщая результаты социо­логических исследований, вывел пять свойств, характерных для всех профес­сий: теоретические знания, авторитет, поддержка общества, кодексы этическо­го поведения, культура.

Профессионализм опирается на зна­ния, т.е. на теоретическую базу, которая позволяет на практике развивать навыки. Достижение профессионального уровня предполагает приобретение как интеллек­туального, так и практического опыта, об­разование в высших учебных заведениях представляется необходимым для созда­ния базы практической деятельности и вступления в ряды профессионалов.

Авторитет профессии поддерживает­ся с двух сторон: внутренней средой (са­мой профессией) за счет знаний, дисцип­лины, квалификации профессионалов и внешней средой (клиентами, пользова­телями бухгалтерской информации).

Авторитет профессии требует поддер­жки со стороны общества. Обычно она осуществляется на законодательном уров­не путем предоставления определенных прав (лицензирование обязательного аудита, аккредитация учебных центров по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров и аудито-

ров и др.) и привилегий (профессиональная независимость, са­морегулирование и защита от влияния общественного мнения).

Для обеспечения общественного контроля каждая профес­сия создает профессиональный кодекс, которым определяется дисциплина и поведение ее членов и регулируются отношения «клиент — профессионал», «общество — профессионал», «про­фессионал — профессионал».

Культура профессии представляет собой совокупность со­циальных ценностей, норм поведения и символов. Ценности — это фундаментальные убеждения, которые влияют на поведе­ние в особых ситуациях. Как правило, социальные ценности явля­ются общечеловеческими (например, честность, ответственность, т.е. чувство долга), но могут определяться и национальными или религиозными (особенно в странах Востока) особенностями, сложившимися в той или иной стране. Например, приоритет­ность интересов государства и человека различается в США и России. В России традиционно негативное отношение боль­шинства граждан к государственному имуществу, которое рань­ше выражалось в казнокрадстве, а сейчас — в нежелании пла­тить налоги. Американские традиции прямо противоположны: уплата налогов считается гражданским долгом. Стремление про­стого американского гражданина проследить за законопослуш­ностью своего соседа или коллеги для человека, воспитанного в российских традициях, не всегда кажется порядочным. Отсю­да и разное отношение к обязанности бухгалтера оповещать государственные органы (в России это налоговые службы) о на­рушениях закона при осуществлении деятельности организа­ций. Даже при внесении такой обязанности в российский ко­декс профессиональной этики прецедентов скорее всего не будет, поскольку работодатели одним из качеств «хорошего» бухгалтера до сих пор считают умение скрывать действитель­ное положение вещей от налоговых органов.

Важным атрибутом профессии считаются профессиональ­ные символы (эмблемы, гимны, девизы и др.), которые ассоции­руются с этим видом деятельности, идентифицируют принад­лежность человека к той или иной профессиональной группе, укрепляют имидж профессии.

Герб бухгалтеров был разработан Ж.Б. Дюмарше и представ­лен международному конгрессу бухгалтеров в 1946 г. В овале путем наложения изображены весы (символизирующие ба­ланс — равенство актива и пассива), солнце (символ того, что бухгалтерский учет освещает все стороны деятельности пред­приятия) и кривая Бернулли (символизирует бесконечность, т.е. означает, что учет, возникнув однажды, будет существовать всегда). По краю овала расположен девиз «Conseience, independence, science» — «Доверие, независимость, наука». Герб бухгалтеров до настоящего времени является международной эмблемой, символизирующей принадлежность к бухгалтерской профессии.

Символом Института профессиональных бухгалтеров Рос­сии является «галочка», или «крыж». Такой знак используют в работе для проверки правильности разнесения сумм из до­кументов в регистры и для контроля полноты учетных записей.

Разработку положений Кодекса профессиональной этики следует считать большой заслугой американской бухгалтерии. Джон Лестинг Керри (1900—1984) внес огромный вклад не толь­ко в создание этого Кодекса, но и в пропаганду этики. Первый этический кодекс бухгалтеров был принят в 1987 г. В настоящее время его основные принципы сводятся к тому, что профессио­нальный бухгалтер должен:

—  быть прямолинейным и честным при выполнении профессиональных обязанностей;

—  быть принципиальным и не вызывать предубеждения;

—  обладать высоким уровнем компетенции и постоянно поддерживать его на должном уровне;

—  сохранять конфиденциальность информации, кроме случаев, требующих по закону отражать такую информацию;

—  соблюдать независимость (как моральную, так и материальную).

Для обеспечения выполнения этических норм необходимо предусмотреть меры дисциплинарного воздействия, а в особых ситуациях даже гражданской и уголовной ответственности. К та­ким мерам можно отнести общественное порицание (в профессиональной среде), создание и публикация «черных списков» недобросовестных бухгалтеров, приостановку на время или ли­шение права заниматься данным видом деятельности и т.д.

Таким образом, основные принципы профессиональной этики укрепляют статус бухгалтера, повышают престиж и дове­рие к бухгалтерской профессии и, как следствие, увеличивают спрос на бухгалтерские услуги.

 

5.4. Международная унификация учета

 

Испокон века бухгалтеры на каждом предприятии выбирали свои подходящие толь­ко для них и собственников приемы. В начале XX в. появилось множество кор­пораций, и различия в учетных системах стали мешать:

—инвесторам — экспортировать товар за рубеж;

—бухгалтерам — менять место работы;

—программистам — сбывать и тиражировать программные продукты;

—преподавателям — комплектовать группы обучающихся;

—                          авторам — распространять книги.

Впервые проблема была поставлена в 1904 г. на первом Международном конг­рессе бухгалтеров.

Нестыковка моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер и изве­стна как проблема унификации бухгалтер­ского учета.

К настоящему времени наибольшую известность получили два подхода к реше­нию этой проблемы: гармонизация и стан­дартизация. Изначально эти понятия раз­личались и по сути, и по принципам их реализации, однако в последние годы они используются либо как синонимы, либо как взаимодополняющие понятия.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Логика ее такова: в каждой стране могут существовать своя система учета и система стандартов, регулирующих ее. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили друг другу, т.е. находились в гармонии. В основе практической реализации идеи гармони­зации лежит политическое соглашение стран — членов ЕС, поэтому основные положения учетных директив включены в на­циональные законодательства этих стран, имеющих отношение к бухгалтерскому учету.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рам­ках унификации учета, которую проводит Комитет по между­народным стандартам бухгалтерского учета. Логика этого под­хода такова: должен существовать унифицированный набор стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране. Поэтому становится бессмысленной разработка национальных стандартов. Что касается единых стандартов, то в отличие от ЕС они должны приниматься в результате добровольного соглаше­ния профессиональных организаций стран.

Из всего многообразия учетных систем можно выделить три основных типа:

1)    британо-американская модель—наиболее распространенная, применяется в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Индии, Австралии, ЮАР и др. Отличительной особенностью является ориентация отчетности на инвесторов и кредиторов. Обеспечение информацией государства (в лице налоговых органов) выведено за рамки финансового учета и отчетности. Данная модель базируется на национальных стандартах бухгалтерского учета США, которые принято называть GAAP;

2)    континентальная модель объединяет учетные системы Франции, Германии, Австрии и некоторых других стран Европы. Близки к ней Япония и Россия. Модель отличается высокой степенью вмешательства государства в учетную политику (применение единого плана счетов, следование утвержденным принципам отражения операций, ориентированность на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственной власти и др.). Практика учета однойстраны существенно отличается от практики другой;

3) система подготовки финансовой отчетности в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчет­ности (МСФО, или IASB). Это наднациональные принципы, ко­торые могут быть заложены в основу национальных стандартов по бухгалтерскому учету. МСФО также могут использоваться для составления финансовой отчетности международных кор­пораций в качестве основных стандартов.

На сегодняшний день в мировой практике сложилась тра­диция, по которой отчетность крупных европейских, в том чис­ле российских, корпораций пересчитывается в соответствии со стандартами США, т.е. с GAAP. Это объясняется стремлением европейских компаний вести биржевые операции на американ­ских фондовых биржах, экспансией американских корпораций на европейском рынке и т.п.

Однако до создания обязательных для практического при­менения международных стандартов и мировой унификации учета еще очень далеко. Главной причиной этого является то, что в национальных системах бухгалтерского учета для исчис­ления прибыли используются свои денежные единицы (валю­та) . Кроме того, эти системы основаны на вековых национальных традициях делового оборота.

Резюмируя изложенное, отметим, что в XX в. учет становит­ся социальным явлением. Содержание бухгалтерского учета постоянно изменяется в соответствии с требованиями общества. Для обеспечения интересов внешних пользователей формиру­ются принципы финансового учета и финансовой отчетности. Для удовлетворения информационных потребностей управле­ния и принятия эффективных управленческих решений начинает активно развиваться управленческий учет. Именно изменения социальной среды выступают факторами развития бухгалтерского учета и отчетности. Это традиционная точка зре­ния, однако есть и альтернативный взгляд. Теория, выдвинутая Зомбартом в 1924 г., гласит, что развитие двойной бухгалтерии было настолько важным, что привело к подъему капитализма. Так или иначе, взаимоотношения между бухгалтерским учетом и обществом объективно существуют.


6. Развитие бухгалтерского учета в России

 

6.1. Влияние национальных традиций и менталитета на формирование принципов российской бухгалтерии


Бухгалтерский учет, являясь прикладной экономической наукой, формируется под влиянием национальных традиций и соот­ветствует экономической политике государства.

Возникновение российского государства, относят к 862 г. Первые полтора столетия в нем использовались самые примитивные учетные приемы, связанные с регистра­цией торговых оборотов и сбором дани  (налогов). В этот период любое хозяйство рассматривалось как частная собственность князя, поэтому размеры дани не ограничивались. Князь мог взять все, что считал нужным для себя и лишним для сво­их подданных. Позднее государством руководили царь, император, генеральный секретарь, а сейчас президент, но суть от­ношений «человек — государство» не из­менилась: государство устанавливает и внедряет правила (законы), инициируя идеи «сверху».

Такая особенность государственного устройства сформировала первый принцип русского учета: государство является единственным собственником всего  имущества в стране, а значит, и законы защищают интересы государственной собственности. Поэто­му и в настоящее время не законы пишут для людей, а людей «равняют» под законы, что и приводит к массовому нежеланию эти законы выполнять, особенно в той части, которая связана с необходимостью отдавать государству часть своего имущества в виде налогов.

Следствием такого подхода к государственной собственно­сти стало казнокрадство, с которым тщетно боролись в России во все времена. Для сокрытия злоупотреблений отчеты матери­ально ответственных лиц подделывались, показатели формиро­вали такими, какими было выгодно, а не такими, какими они были в действительности. Поэтому доверия к отчетности, в том числе к бухгалтерской, нет и в настоящее время. Среди предпринимателей широко распространено мнение, что запраши­вать бухгалтерскую отчетность — значит не доверять партнеру. Слово предпринимателя считается надежнее цифр, приведен­ных на бумаге. Так формируется второй принцип российской бухгалтерии: в учете внешний вид документа гораздо важнее, чем его внутреннее содержание, т.е. информация. Приоритет формы над содержанием дает некоторую кажущуюся уверен­ность в достоверности показателей отчетности. Но любовь к по­рядку не избавляет от ошибок.

В силу национальных традиций появляется еще один прин­цип, согласно которому обязательства перед начальником важ­нее обязательств перед другими лицами. Учет понимается как трудовая повинность, наложенная на администрацию вышесто­ящими начальниками. А раз так, то и вести учет можно некаче­ственно, лишь бы никто не наказал. Этот принцип силен и в на­стоящее время, только начальник выступает в лице инспектора налогового органа.

Таким образом, принципы русской бухгалтерии сформиро­вались под влиянием исторической традиции, национальной психологии и социально-экономической инфраструктуры. Исторически в России сложилась административно-командная система, в том числе в учете, т.е. уверенность в том, что стоит только издать хороший закон (положение, инструкцию), и все недостатки исчезнут, имеет многовековую традицию.


6.2. Учет в дореформенное время


Импульс к развитию учетной мысли на Руси дало принятие христианства, вследствие чего появилось много монастырей, ведущих огромную по тем временам и разнообразную хозяйственную деятельность. В монастырях существовал сложный порядок распределения обязанностей. Управляющий (келарь) имел в своем подчинении казначея (ответственный за деньги) и старцев (ответственные за материальные ценности). За каждый имущественный объект отвечал целовальник (выборная должность). Для записи урожая велись специальные книги, которые служили отчетами. За ведение этих книг отвечали дьячки, а в целях контроля проводились инвентаризации. Цены на услуги церкви (крещение, венчание, отпевание и т.п.) устанавливались в зависимости от затрат на содержание монахов, а не от спроса и предложения.

Следующий этап связан с эпохой та­тарского ига. Татары пытались ввести по­душную дань. Для этого была проведена первая перепись населения, т.е. «инвента­ризация» людей. Постепенно налогообложение стало дифференцированным: с бо­гатого брали больше, с бедного — меньше. Появилась коллективная ответственность, т.е. если кто-то убежит, то оставшиеся платят дань за беглеца. Зародилась атмос­фера добровольной слежки, так как недо­имка одного из членов коллектива возме­щалась остальными (в настоящее время существует коллективная материальная ответственность).

С XV по XVII в. вводятся уроки — твер­дые задания. Каждому работнику устанавливается норма: сколько, какой работы следует выполнить, в ка­кие сроки. Работнику становится выгодно получить меньшее задание, а сделать больше, чтобы получить дополнительные кор­мовые. Это привело к установлению нереальных норм (занижен­ных плановых заданий), которые можно было легко перевыпол­нять и получать за это премии.

В средневековой России была относительно развита торгов­ля. Записи о долгах велись на шкурах животных или на дощеч­ках, которые могли быть украдены или утеряны. Поэтому сум­мы задолженности сличали с участниками сделок. Формируется способ учета, состоящий во взаимной выверке дебиторской и кредиторской задолженности у лиц, участвующих в хозяй­ственных процессах (коллация). Этот способ позволяет вскрыть злоупотребления, совершенные даже много веков назад.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.