Таким образом, к концу XX в. в результате развития законодательных норм,
регулирующих деятельность корпораций, и введения стандартов бухгалтерского
учета бухгалтеры имели все больше ограничений в выборе форм представления информации
для внешних пользователей.
5.3. Профессиональная этика
Профессиональная этика является основой общественного доверия.
Если общество теряет доверие к услугам профессионалов, то перестает ими
пользоваться, и профессия, как особый вид деятельности группы людей,
выполняющих социально значимые функции, постепенно вымирает. Гринвуд, обобщая
результаты социологических исследований, вывел пять свойств, характерных для
всех профессий: теоретические знания, авторитет, поддержка общества, кодексы
этического поведения, культура.
Профессионализм опирается на знания, т.е. на теоретическую базу,
которая позволяет на практике развивать навыки. Достижение профессионального
уровня предполагает приобретение как интеллектуального, так и практического
опыта, образование в высших учебных заведениях представляется необходимым для
создания базы практической деятельности и вступления в ряды профессионалов.
Авторитет профессии поддерживается с двух сторон: внутренней
средой (самой профессией) за счет знаний, дисциплины, квалификации
профессионалов и внешней средой (клиентами, пользователями бухгалтерской
информации).
Авторитет профессии требует поддержки со стороны общества. Обычно
она осуществляется на законодательном уровне путем предоставления определенных
прав (лицензирование обязательного аудита, аккредитация учебных центров по
подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров и аудито-
ров и др.) и привилегий (профессиональная независимость, саморегулирование
и защита от влияния общественного мнения).
Для обеспечения общественного контроля каждая профессия создает
профессиональный кодекс, которым определяется дисциплина и поведение ее членов
и регулируются отношения «клиент — профессионал», «общество — профессионал»,
«профессионал — профессионал».
Культура профессии представляет собой совокупность социальных
ценностей, норм поведения и символов. Ценности — это фундаментальные убеждения,
которые влияют на поведение в особых ситуациях. Как правило, социальные
ценности являются общечеловеческими (например, честность, ответственность,
т.е. чувство долга), но могут определяться и национальными или религиозными
(особенно в странах Востока) особенностями, сложившимися в той или иной стране.
Например, приоритетность интересов государства и человека различается в США и
России. В России традиционно негативное отношение большинства граждан к
государственному имуществу, которое раньше выражалось в казнокрадстве, а
сейчас — в нежелании платить налоги. Американские традиции прямо
противоположны: уплата налогов считается гражданским долгом. Стремление простого
американского гражданина проследить за законопослушностью своего соседа или
коллеги для человека, воспитанного в российских традициях, не всегда кажется
порядочным. Отсюда и разное отношение к обязанности бухгалтера оповещать
государственные органы (в России это налоговые службы) о нарушениях закона при
осуществлении деятельности организаций. Даже при внесении такой обязанности в
российский кодекс профессиональной этики прецедентов скорее всего не будет,
поскольку работодатели одним из качеств «хорошего» бухгалтера до сих пор
считают умение скрывать действительное положение вещей от налоговых органов.
Важным атрибутом профессии считаются профессиональные символы
(эмблемы, гимны, девизы и др.), которые ассоциируются с этим видом деятельности,
идентифицируют принадлежность человека к той или иной профессиональной группе,
укрепляют имидж профессии.
Герб бухгалтеров был разработан Ж.Б. Дюмарше и
представлен международному конгрессу бухгалтеров в 1946 г. В овале путем
наложения изображены весы (символизирующие баланс — равенство актива и
пассива), солнце (символ того, что бухгалтерский учет освещает все стороны
деятельности предприятия) и кривая Бернулли (символизирует бесконечность, т.е.
означает, что учет, возникнув однажды, будет существовать всегда). По краю
овала расположен девиз «Conseience, independence, science» — «Доверие, независимость, наука». Герб
бухгалтеров до настоящего времени является международной эмблемой,
символизирующей принадлежность к бухгалтерской профессии.
Символом Института профессиональных бухгалтеров России является
«галочка», или «крыж». Такой знак используют в работе для проверки правильности
разнесения сумм из документов в регистры и для контроля полноты учетных
записей.
Разработку положений Кодекса профессиональной этики следует
считать большой заслугой американской бухгалтерии. Джон Лестинг Керри
(1900—1984) внес огромный вклад не только в создание этого Кодекса, но и в
пропаганду этики. Первый этический кодекс бухгалтеров был принят в 1987 г. В
настоящее время его основные принципы сводятся к тому, что профессиональный
бухгалтер должен:
—
быть прямолинейным и честным при выполнении профессиональных
обязанностей;
—
быть принципиальным и не вызывать предубеждения;
—
обладать высоким уровнем компетенции и постоянно поддерживать его
на должном уровне;
—
сохранять конфиденциальность информации, кроме случаев, требующих
по закону отражать такую информацию;
—
соблюдать независимость (как моральную, так и материальную).
Для обеспечения выполнения этических норм необходимо предусмотреть
меры дисциплинарного воздействия, а в особых ситуациях даже гражданской и
уголовной ответственности. К таким мерам можно отнести общественное порицание
(в профессиональной среде), создание и публикация «черных списков» недобросовестных
бухгалтеров, приостановку на время или лишение права заниматься данным видом
деятельности и т.д.
Таким образом, основные принципы профессиональной этики укрепляют
статус бухгалтера, повышают престиж и доверие к бухгалтерской профессии и, как
следствие, увеличивают спрос на бухгалтерские услуги.
5.4. Международная унификация учета
Испокон века бухгалтеры на каждом предприятии выбирали свои
подходящие только для них и собственников приемы. В начале XX в. появилось множество
корпораций, и различия в учетных системах стали мешать:
—инвесторам —
экспортировать товар за рубеж;
—бухгалтерам — менять
место работы;
—программистам — сбывать и
тиражировать программные продукты;
—преподавателям —
комплектовать группы обучающихся;
— авторам — распространять книги.
Впервые проблема была поставлена в 1904 г.
на первом Международном конгрессе бухгалтеров.
Нестыковка моделей бухгалтерского учета носит глобальный характер
и известна как проблема унификации бухгалтерского учета.
К настоящему времени наибольшую известность получили два подхода к
решению этой проблемы: гармонизация и стандартизация. Изначально эти понятия
различались и по сути, и по принципам их реализации, однако в последние годы
они используются либо как синонимы, либо как взаимодополняющие понятия.
Идея гармонизации
различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского
сообщества (ЕС). Логика ее такова: в каждой стране могут существовать своя
система учета и система стандартов, регулирующих ее. Главное, чтобы эти стандарты
не противоречили друг другу, т.е. находились в гармонии. В основе практической
реализации идеи гармонизации лежит политическое соглашение стран — членов ЕС,
поэтому основные положения учетных директив включены в национальные
законодательства этих стран, имеющих отношение к бухгалтерскому учету.
Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках
унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам
бухгалтерского учета. Логика этого подхода такова: должен существовать унифицированный
набор стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране. Поэтому
становится бессмысленной разработка национальных стандартов. Что касается
единых стандартов, то в отличие от ЕС они должны приниматься в результате
добровольного соглашения профессиональных организаций стран.
Из всего многообразия учетных систем можно выделить три основных
типа:
1)
британо-американская модель—наиболее
распространенная, применяется в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде,
Индии, Австралии, ЮАР и др. Отличительной особенностью является ориентация
отчетности на инвесторов и кредиторов. Обеспечение информацией государства (в
лице налоговых органов) выведено за рамки финансового учета и отчетности.
Данная модель базируется на национальных стандартах бухгалтерского учета США,
которые принято называть GAAP;
2)
континентальная модель объединяет учетные системы Франции,
Германии, Австрии и некоторых других стран Европы. Близки к ней Япония и
Россия. Модель отличается высокой степенью вмешательства государства в учетную
политику (применение единого плана счетов, следование утвержденным принципам
отражения операций, ориентированность на удовлетворение информационных
потребностей налоговых и иных органов государственной власти и др.). Практика
учета однойстраны существенно отличается от практики другой;
3) система подготовки финансовой отчетности в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности (МСФО, или IASB). Это
наднациональные принципы, которые могут быть заложены в основу национальных
стандартов по бухгалтерскому учету. МСФО также могут использоваться для
составления финансовой отчетности международных корпораций в качестве основных
стандартов.
На сегодняшний день в мировой практике сложилась традиция, по
которой отчетность крупных европейских, в том числе российских, корпораций
пересчитывается в соответствии со стандартами США, т.е. с GAAP. Это объясняется
стремлением европейских компаний вести биржевые операции на американских
фондовых биржах, экспансией американских корпораций на европейском рынке и т.п.
Однако до создания обязательных для практического применения
международных стандартов и мировой унификации учета еще очень далеко. Главной
причиной этого является то, что в национальных системах бухгалтерского учета
для исчисления прибыли используются свои денежные единицы (валюта) . Кроме
того, эти системы основаны на вековых национальных традициях делового оборота.
Резюмируя изложенное, отметим, что в XX в. учет становится
социальным явлением. Содержание бухгалтерского учета постоянно изменяется в
соответствии с требованиями общества. Для обеспечения интересов внешних
пользователей формируются принципы финансового учета и финансовой отчетности.
Для удовлетворения информационных потребностей управления и принятия
эффективных управленческих решений начинает активно развиваться управленческий
учет. Именно изменения социальной среды выступают факторами развития
бухгалтерского учета и отчетности. Это традиционная точка зрения, однако есть
и альтернативный взгляд. Теория, выдвинутая Зомбартом в 1924 г., гласит, что
развитие двойной бухгалтерии было настолько важным, что привело к подъему
капитализма. Так или иначе, взаимоотношения между бухгалтерским учетом и
обществом объективно существуют.
6.
Развитие бухгалтерского учета в России
6.1.
Влияние национальных традиций и менталитета на формирование принципов
российской бухгалтерии
Бухгалтерский
учет, являясь прикладной экономической наукой, формируется под влиянием
национальных традиций и соответствует экономической политике государства.
Возникновение
российского государства, относят к 862 г. Первые полтора столетия в нем
использовались самые примитивные учетные приемы, связанные с регистрацией
торговых оборотов и сбором дани (налогов). В этот период любое хозяйство
рассматривалось как частная собственность князя, поэтому размеры дани не
ограничивались. Князь мог взять все, что считал нужным для себя и лишним для
своих подданных. Позднее государством руководили царь, император, генеральный
секретарь, а сейчас президент, но суть отношений «человек — государство» не изменилась:
государство устанавливает и внедряет правила (законы), инициируя идеи «сверху».
Такая особенность
государственного устройства сформировала первый принцип русского учета: государство
является единственным собственником всего имущества в стране, а значит, и
законы защищают интересы государственной собственности. Поэтому и в
настоящее время не законы пишут для людей, а людей «равняют» под законы, что и
приводит к массовому нежеланию эти законы выполнять, особенно в той части,
которая связана с необходимостью отдавать государству часть своего имущества в
виде налогов.
Следствием такого
подхода к государственной собственности стало казнокрадство, с которым тщетно
боролись в России во все времена. Для сокрытия злоупотреблений отчеты материально
ответственных лиц подделывались, показатели формировали такими, какими было
выгодно, а не такими, какими они были в действительности. Поэтому доверия к
отчетности, в том числе к бухгалтерской, нет и в настоящее время. Среди предпринимателей
широко распространено мнение, что запрашивать бухгалтерскую отчетность —
значит не доверять партнеру. Слово предпринимателя считается надежнее цифр,
приведенных на бумаге. Так формируется второй принцип российской бухгалтерии: в
учете внешний вид документа гораздо важнее, чем его внутреннее содержание, т.е.
информация. Приоритет формы над содержанием дает некоторую кажущуюся уверенность
в достоверности показателей отчетности. Но любовь к порядку не избавляет от
ошибок.
В силу национальных
традиций появляется еще один принцип, согласно которому обязательства перед
начальником важнее обязательств перед другими лицами. Учет понимается как
трудовая повинность, наложенная на администрацию вышестоящими начальниками. А
раз так, то и вести учет можно некачественно, лишь бы никто не наказал. Этот
принцип силен и в настоящее время, только начальник выступает в лице
инспектора налогового органа.
Таким образом,
принципы русской бухгалтерии сформировались под влиянием исторической
традиции, национальной психологии и социально-экономической инфраструктуры.
Исторически в России сложилась административно-командная система, в том числе в
учете, т.е. уверенность в том, что стоит только издать хороший закон
(положение, инструкцию), и все недостатки исчезнут, имеет многовековую
традицию.
6.2.
Учет в дореформенное время
Импульс к
развитию учетной мысли на Руси дало принятие христианства, вследствие чего
появилось много монастырей, ведущих огромную по тем временам и разнообразную
хозяйственную деятельность. В монастырях существовал сложный порядок
распределения обязанностей. Управляющий (келарь) имел в своем подчинении
казначея (ответственный за деньги) и старцев (ответственные за материальные
ценности). За каждый имущественный объект отвечал целовальник (выборная
должность). Для записи урожая велись специальные книги, которые служили
отчетами. За ведение этих книг отвечали дьячки, а в целях контроля проводились
инвентаризации. Цены на услуги церкви (крещение, венчание, отпевание и т.п.)
устанавливались в зависимости от затрат на содержание монахов, а не от спроса и
предложения.
Следующий этап
связан с эпохой татарского ига. Татары пытались ввести подушную дань. Для
этого была проведена первая перепись населения, т.е. «инвентаризация» людей.
Постепенно налогообложение стало дифференцированным: с богатого брали больше,
с бедного — меньше. Появилась коллективная ответственность, т.е. если кто-то
убежит, то оставшиеся платят дань за беглеца. Зародилась атмосфера
добровольной слежки, так как недоимка одного из членов коллектива возмещалась
остальными (в настоящее время существует коллективная материальная
ответственность).
С XV по XVII в.
вводятся уроки — твердые задания. Каждому работнику устанавливается норма:
сколько, какой работы следует выполнить, в какие сроки. Работнику становится
выгодно получить меньшее задание, а сделать больше, чтобы получить
дополнительные кормовые. Это привело к установлению нереальных норм (заниженных
плановых заданий), которые можно было легко перевыполнять и получать за это
премии.
В средневековой
России была относительно развита торговля. Записи о долгах велись на шкурах
животных или на дощечках, которые могли быть украдены или утеряны. Поэтому суммы
задолженности сличали с участниками сделок. Формируется способ учета, состоящий
во взаимной выверке дебиторской и кредиторской задолженности у лиц, участвующих
в хозяйственных процессах (коллация). Этот способ позволяет вскрыть
злоупотребления, совершенные даже много веков назад.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|