Применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО
на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий
негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на
русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно
вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО
на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных
переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита,
финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности
должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы
интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и
повышение эффективности регулирования. В основе этой модели — разумное сочетание
деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества
(профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между органами государственной власти и
профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая
реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской
деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из
гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской
Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать
единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и
целенаправленность развития этой системы, учет интересов широкого крута
заинтересованных пользователей, а также преемственность.
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
—
выработка государственной политики в области бухгалтерского учета,
отчетности и аудиторской деятельности;
—
совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности
и аудиторской деятельности;
—
установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на
территории Российской Федерации;
—
организация разработки и утверждение российских стандартов и иных
нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и
аудиторской деятельности;
—
государственный контроль соблюдения законодательства в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
— мониторинг
факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и
отчетности;
— взаимодействие с межгосударственными и межправительственными
организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности.
К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
— представление и защита интересов профессионального
сообщества;
— подготовка предложений по совершенствованию правовых основ
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
— участие в разработке или инициативная разработка проектов
российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также
разъяснений их;
—
профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения
их в Российской Федерации;
—
разработка и распространение методических рекомендаций и
информационных материалов, в том числе отраслевого характера, в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
—
обобщение и распространение передового опыта ведения
бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
—
разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их
членами профессионального сообщества;
—
контроль за соблюдением членами профессионального сообщества
стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
— повышение квалификации членов профессионального сообщества;
—
мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы
бухгалтерского учета и отчетности;
—
взаимодействие с международными неправительственными организациями
в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Принимая во внимание общественную значимость стандартов
бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное
в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве.
Для признания стандартов в процесс их принятия необходимо включить профессиональное
сообщество, которое будет разрабатывать проекты национальных стандартов и
(или) проводить профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы
государственной власти в свою очередь организуют разработку национальных
стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают
(одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение
реестра стандартов.
Целесообразно, чтобы профессиональное сообщество участвовало в
процессе принятия стандартов через специальный орган, состоящий из
высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей
профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности.
Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения
(одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе
исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики
и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности.
Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная
экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и
отчетности и разъяснений к ним, МСФО в процессе их одобрения; официального
текста МСФО на русском языке, в том числе глоссария.
Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и
иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в
первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации,
формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Потребности органов государственной
власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не
рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно устанавливаться
соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим
принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике, законодательству
Российской Федерации, экономическим условиям хозяйственной деятельности в
Российской Федерации, МСФО, отраслевой специфике деятельности хозяйствующих
субъектов, требованию практической реализуемости.
В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-общественного
регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и
проявивших себя в достаточной степени профессиональных общественных
объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно будет
рассмотреть вопрос об изменении организационной формы участия
профессионального сообщества в процессе принятия стандартов, в частности
наделении соответствующими функциями негосударственного органа.
Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим
элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный
контроль качества.
Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма
независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами,
обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями.
В этом отношении институт аудита становится одним из главных инструментов
развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита
бухгалтерской отчетности являются:
—
качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие
международным стандартам аудита;
—
четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
— непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов
Кодексу профессиональной этики;
— единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от
того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
— высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО)
аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая
квалификационный экзамен;
— контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со
стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;
— эффективная система государственно-общественного надзора за
аудиторскими организациями и аудиторами.
Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской
отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных
государственных органов (Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального
банка Российской Федерации, Федеральной службы страхового надзора и др.). Их
основной задачей является обеспечение гарантированного доступа к качественной
бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью
государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты
своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой
степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым
стандартам.
Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также
включать в себя комплекс мер финансовой, административной и уголовной
ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.
Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет
система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов,
соответствующая передовому мировому опыту в этой области.
Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без
совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача
заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров
и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации
в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения
бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой
стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает
наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации,
формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки
ее использования при принятии экономических решений, в частности при выборе
направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие
заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития
бухгалтерского учета и отчетности.
При определении содержания процесса подготовки и повышения
квалификации кадров в рассматриваемой области особое внимание должно быть
обращено:
—
на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций — полезности
и существенности информации, приоритета экономического содержания перед
юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;
—
на формирование навыков активного использования информации,
накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и
осуществления эффективного корпоративного управления;
—
на выработку навыков применения таких способов обработки
информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая
статистика;
—
на формирование нового подхода к применению стандартов и иных
нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой
подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и
отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами
и иными нормативными правовыми актами;
—
на выработку навыков профессионального суждения при квалификации,
стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности)
фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
—
на обучение использованию финансовых показателей, сформированных
по МСФО, в системе национальных счетов;
—
на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.
Основными направлениями совершенствования системы подготовки и
повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:
—
переориентация учебных программ средних и высших учебных
заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов
на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения МСФО на
практике;
—
мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных
заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и
аудиторов;
—
разработка программ обучения руководителей и другого
управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета
и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе
консолидированной финансовой отчетности;
—
обеспечение соответствия учебных программ подготовки
профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным
программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в
Российской Федерации);
—
разработка российских стандартов образования и аттестации
профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной
федерации бухгалтеров;
—
обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения
образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому
учету и отчетности.
Концепция должна реализовываться по специальным планам,
охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и
отчетности. В период 2004—2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации
Концепции:
2004—2007 гг. — обязательный перевод на
МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих
субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других
стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым
стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов
индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование
принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил
бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления
индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального
органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета
и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО.
Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета.
Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и
регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля
обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности
консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки
и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской
отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского
учета, отчетности и аудиторской деятельности;
2008—2010 гг. — обязательный перевод на
МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, в
том числе общественно значимых, ценные бумаги которых обращаются на фондовых
рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно
признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным крутом
хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно
по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности
специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов
бухгалтерского учета и отчетности, дальнейшее повышение роли профессиональных
общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской 1и
аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими
субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на
качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.
7.4. Деятельность Института профессиональных бухгалтеров
России (ИПБ) России.
В апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва) было создано
некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России»,
учредителями которого стали ведущие высшие учебные, научные и общественные
организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает
Минфин России.
Институт объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и
аудиторов — руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб
организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский
состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита
различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. Первым
президентом ИПБ России был избран Я.В. Соколов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|