На отчетности была основана вся система государственного
контроля, который осуществлялся через финансовое управление и специальных
чиновников. Во главе управления стоял верховный казначей, выше которого были
только тайный советник (мастер дворцовых тайн) и верховный жрец (мастер небесных
тайн). Только верховный жрец мог целовать фараону колено, верховный казначей —
ступню, остальные — лишь прах у ног царя-фараона.
Такая система государственного учета была следствием централизованного
государства с административно-командной экономикой.
1.3. Бухгалтерия Междуречья (Месопотамии).
Шумерская, а позднее вавилонская цивилизация располагались между
реками Тигр и Евфрат у берегов Персидского залива. История Вавилона знала и
взлеты, и падения. Его побеждали и Ассирия, и Персия, но он опять возрождался.
Среди многих достижений шумеров (позднее вавилонян) можно назвать и учет.
Записи вели на глиняных табличках клинописью. Таблички
изготавливали разных размеров из влажной глины. Писали палочкой (тростниковой,
деревянной или металлической) с обеих сторон. После этого табличку высушивали
на солнце или сжигали. Кроме глины в качестве писчего материала использовали
деревянные дощечки, камень, металл, слоновую кость.
Основной системой исчисления была не десятичная, а шестидесятиричная.
В учете широко использовались сложные математические вычисления: пропорции,
дроби, уравнения, прогрессии. Для упрощения применялись вычислительные таблицы,
в которых приводились соотношения различных мер, необходимых в учете.
Порядок оформления и содержания документов формировался
постепенно. Самыми ранними условными изображениями учетных объектов стали
фишки разной конфигурации. С развитием экономики документы становились обширнее
по содержанию и приобретали более законченный вид. Месопотамские документы
имеют сходство с современными за счет графления (выделения строк и столбцов
ниткой на еще мягкой глине) . Внешнее оформление выдержано в установленном
порядке: печати, даты, имена ответственных лиц и писцов (бухгалтеров), а в
сделках — свидетелей. В контрактах указывалось, что по окончании срока сделки
документ разбивается. Документы, выдержанные в юридическом отношении,
помещались в конверты, которые также изготавливали из глины, и запечатывались.
Документы могли иметь посередине отверстие для нанизывания на шнурок или
палку. Хранились документы в корзинах или сосудах. К каждой емкости прикрепляли
ярлык с указанием назначения документов и времени их составления.
В отличие от Древнего Египта на берегах Персидского залива
искусством письма владело большее число людей. Очевидно, это было обусловлено менее
«священным» характером учета, и его достоверность поддерживалась гражданским,
законодательным путем.
Центрами письменности были храмы, совмещавшие в себе культовые,
научные и коммерческие учреждения. Писцов обучали в школах при храмах. Кроме
умения писать учетные работники должны были разбираться в законодательстве и
математике, владеть певческим и музыкальным искусством, знать ритуалы и,
конечно, учет. Положение учетных работников было престижно и более свободно,
чем в Египте. Здесь также существовали ранги учетных должностей.
В хозяйствах Древнего Вавилона, как и в хозяйстве Древнего
Египта, были распространены инвентарная и приходо-расходная
формы учета (4). Главная роль отводилась учету сельскохозяйственных
работ. Составлялись описи полей с указанием размеров, урожайности, пригодности
к обработке, ответственных лиц. В описях рабочего скота соблюдалась его
классификация (молодняк, взрослые, старые, павшие), а также учитывалась его
трудоспособность и передача на содержание ответственным лицам. Особенно четко
были решены вопросы организации учета труда. Учет осуществлялся по трем
направлениям: учет персонала (по возрасту, категориям, рабочим партиям),
рабочего времени и содержания рабочей силы. Наем оформлялся договором с
указанием срока использования, характера работ и размера оплаты. Из документов
известно, что устанавливалась материальная ответственность должностных лиц за
полученные средства, которая была достаточно высокой и жесткой. В учете
складских операций развитие получили поступления и выдача средств в
приходо-расходных счетах и описях при проверке остатков или регистрации
прихода и расхода раздельно.
Важной составной частью учета стало определение затрат на
производство. Производство заканчивалось сдачей изготовленного на центральные
склады, а расчеты с государством сводились к распределению средств в
натуральном выражении.
Особое место занимал учет расчетов. Так как расчеты осуществлялись
в рамках натурального хозяйства, они не охватывали всю экономику. Расчеты
велись в весовых единицах, поскольку монет еще не знали. Тем не менее известны
деловые торгово-ростовщические дома (например, «Сыновья и внуки Эгиби»,
«Деловой дом Мурашу»), которые можно считать прообразами банков. Эти дома
производили взаимный зачет долгов путем списания с карточки одного и записью
на карточку другого вкладчика, но в безналичные расчеты такие операции не
переросли по ряду причин. Во-первых, расчеты велись в весовых денежных
единицах, а во-вторых, писчий материал не позволял оперативно отражать операции
на текущих счетах.
Мощную попытку упорядочить систему расчетов сделал самый
знаменитый из вавилонских царей — Хаммурапи. В основу свода законов Хаммурапи
был положен принцип равной материальной ответственности — око за око, зуб за
зуб. Статьи, посвященные юридическому регулированию имущественных и расчетных
отношений, содержали более гуманные нормы. Кроме юридических норм, законы
содержали и экономические нормы: размеры оплаты труда с дифференциацией по
видам работ, гарантии правовой защиты имущества, обязательное извещение
о сделках с недвижимым имуществом городских и судебных властей, записи в счетах
только на основании табличек (первичных документов), заверенных печатью, и
т.п.
Таким образом, первичные документы можно было отделить от
документов текущего учета, но отличить последние от отчетности почти
невозможно. Приходо-расходный счет за месяц и был, по сути, отчетом. Стремление
к унификации проявляется в представлении некоторых документов в табличной
форме, где приход и расход размещали последовательно. Централизация экономики
обусловила и систему контроля, которая базировалась на отчетности и проверках.
Контрольные функции были возложены на специальных чиновников. Представление
отчетов от руководителей работ было обязательным.
1.4. Учет в Древней Греции
Древнейшая греческая культура (бронзовый век) — крито-минойская.
Система учета похожа на вавилонскую, так как записи на глиняных табличках имеют
линейное расположение, но деление по графам, как в вавилонских документах,
отсутствует. Впоследствии греки заимствовали многие достижения критян —
письменность, систему чисел и мер и другие культурные достижения. Но была ли
заимствована система учета, неизвестно. На смену критомикенской культуре
пришли и стали развиваться греческие города-полисы, каждый со своей замкнутой
финансово-экономической системой. В отличие от стран древнего Востока с
централизованным управлением экономикой у греков не было единого
народно-хозяйственного механизма. Полисы то воевали между собой, то заключали
союзы, но торговые, а затем и денежные связи сохранялись.
Источниками знаний об организации учета в крито-микенской Греции
являются найденные при раскопках тысячи глиняных табличек, гирек, деньги,
складские хранилища и т.п. Кроме того, до наш их дней дошли литературные
источники, в которых содержится описание учетной практики (произведения
Аристотеля, Демосфена, Геродота и др.).
Документы в Древней Греции писались на любой гладкой поверхности,
это были шкуры овец, коз, затем доски, покрытые известью или воском. Дощечки
могли скрепляться по краю ремешками или кольцами (первый формуляр книги).
Писали и на папирусе, но ни один из них не сохранился. Государственные
документы — постановления, публичные списки — необходимо было сохранять на
длительное время, поэтому их высекали на мраморных или каменных плитах. Но
наиболее дешевым материалом были глиняные черепки — остраки.
Вычисления вели на счетном инструменте — абаке (в отличие от
Древнего Египта камешки по деревянной доске передвигали не справа налево, а
сверху вниз). Система исчисления была десятичной. Счету обучали в обычных
школах, специальные «бухгалтерские» кадры не готовили, практическому
управлению учились в процессе коммерческой деятельности. Покровителем
коммерсантов считался бог Гермес.
Греки не проявляли интереса к практической стороне управления, и,
как следствие, престижность учетной профессии упала (престижным считались
занятия философией, искусством, спортом и т.д.). Поэтому теоретическая сторона
экономической науки оторвалась от прикладной (бухгалтерского учета) и оказалась
Далеко впереди.
Об экономике (ойкос — дом, хозяйство; номос — закон) писали
Аристотель и Филодем. Они уделяли внимание предварительной смете затрат.
Согласно классификации среда имущество разделялось на видимое (земля, рабы,
скот, дома) невидимое (деньги наличные и отданные в займы, дебиторская
задолженность), причем строения у греков учитывались по ее ставляющим элементам
— двери, кровля и т.п. Писали и о качествах управляющего — умении приобретать,
сохранять, содержать в порядке, использовать имущество.
С конца V в. до н.э. мощное влияние на экономику полисов оказывает денежное
обращение. Монеты стали выдающимся изобретением древних греков (Первые монеты
появились в Лидии, чеканить металл стал легендарный царь Крез в конце VII в. До н.э.). До этого в
качестве эквивалента использовались самые разные предметы — шкуры, соль, мете в
слитках и др. Но только монеты стали всеобщим универсальным эквивалентом и
стоимостным измерителем в бухгалтерии. Денежное измерение позволяло обобщать разнородные
факты хозяйственной жизни, группировать учетные объекты и операции,
получать системную информацию. Так начался поворот от натурального учета к
стоимостному.
С возникновением денег бывшее ранее натуральным хозяйство
постепенно приобретает черты товарного. Развивается торговля между
городами-полисами. Так как каждый город чеканил свою монету, возникла проблема
обмена одних монет на другие. Для этого необходимо было знать содержание металла
в монетах, степень их износа, курс обмена, предвидеть возможность появления
фальшивых монет и др. Появились менялы — трапезиты (трапеза — стол,
трапезит — человек за столом), которые, накопив средства, стали давать их под
проценты. Так по своим функциям трапезы стали банками, а трапезиты превратились
в банкиров. Наряду с обменом проверкой монет и кредитованием трапезиты
участвовали в сделках как посредники, свидетели, поручители, хранители
документов и ценностей.
Первые в истории банкиры были рабами, так как аристократы считали
это занятие непрестижным. Накопив денег, рабы выкупали свободу и становились
вольноотпущенниками — метеками, но получить подлинного гражданства они не
могли. Позднее, в III в. до н.э., деятельность трапезитов становится почетным
занятием. К этому времени устоялась учетно-экономическая сторона банковских
расчетов, возникли финансовые традиции, но судить об этом можно только по
литературным источникам (речи Демосфена, Исокфата и др.), так как ни одна
учетная книга не сохранилась.
Организация бухгалтерского учета в банках шла по двум направлениям:
1)
учет приема и выдачи вкладов;
2)
учет взаимных расчетов между клиентами.
Сначала заключался договор банкира с клиентом в присутствии
свидетеля и, возможно, пopyчителя. Договор мог заключаться устно с последующей проверкой
через показания пыткой раба как свидетеля сделки. Взнос и перевод оформлялись
«платежным поручением» — диаграфе (5), или симбола (6)
(иногда заменял диаграфе). Это могли быть кольцо-печатка, удостоверяющая
личность вкладчика, ими разломанная пополам монета, или даже глиняная
табличка. При необходимости вызывали свидетелей. В документе указывали: имя
вкладчика, сумму вклада, имена получателя, поручители, свидетеля.
Текущий учет расчетов велся в списках, куда записывали суммы, а
потом вычеркивали их. Вычеркивание означало окончание расчетов. Унификации
учетных документов не было (Аристотель описывает только то, что были таблички
и списки, но правила их заполнения не оговаривает). Такая система учета
расчетов укладывается в схему приходно-расходной бухгалтерии.
Хранение денежной наличности представляло огромную проблему. Тем
не менее в источниках об этом не упоминается. Историки предполагают, что
основная часть денег была в обороте — выдана в качестве кредитов, отвлечена в
недвижимость или рабов, а другую часть банкиры сдавали на хранение в храмы.
Храмы были наиболее подходящими местами для хранения запасов (толстые стены,
поселения вокруг, защита богов). Благодаря раскопкам Делосского храма сегодня
стала известна система хранения денежных средств. Запасы были уложены в горшки
рядами, каждый ряд обозначался своей буквой (эти обозначения можно считать
инвентарными номерами). Велись как минимум три регистра: список должников и
взносов, инвентарная опись денежных средств и перечень шрифтов мест хранения с
вложениями.
Учитывая риск хранения и использования наличных денег, проще и
безопаснее было «перебросить» вклады посредством записей со счета одного
клиента на счет другого, а наличность при этом могла оставаться в банке (храме)
или использоваться в обороте. Так появилась предпосылка развития безналичных
расчетов.
Учетные книги вел сам банкир, записи делались совершенно секретно
и никому не доверялись. Ни клиенты, ни слуги не могли увидеть учетных записей
или потребовать их через суд в качестве доказательства. Известно множество
судебных разбирательств по поводу вкладов, правильности расчетов между лицами,
которые и заставили подумать о необходимости правовой регламентации учета. В
документах, касающихся более поздней деятельности банков, прямо говорится о
письменном оформлении вкладов и расчетов с клиентами.
Особенности государственного устройства Древней Греции
(демократия) заключались в том, что большинство должностей были выборными (по
жребию). Многие из чиновников (но не все) получали жалованье из общественной
кассы Афин. Ответственные лица избирались на определенный срок, по истечении
которого должны были отчитываться. Текстовая часть отчетов была обширной и
давала представление о содержании операций и исполнителях. Отчеты выставлялись
на всеобщее обозрение и обсуждались. Контроль осуществляли специальные
чиновники — полеты (ответственные за аренду и откуп), иеропои
(ответственные за сохранность казны), аподекты (проверяли погашение
государственных займов и взносов), логисты (проверяли
отчетность должностных лиц). Ответственность должностных лиц была высокой,
хищения возмещались в десятикратном размере. Недостоверная отчетность
рассматривалась в суде и каралась конфискацией имущества, остракизмом
(изгнанием).
Благодаря завоеваниям А. Македонского товарно-денежные отношения
распространились в Египет. Но на египетской почве эти достижения
модифицировались, а торговля и частное предпринимательство вообще не прижились.
Экономические отношения в эллинистическом Египте строились на
подневольном труде свободных землевладельцев и рабов, монополиях (целая система
монополий) и налогах (великое множество). Развитие производства и обращения
стимулировалось внеэкономическими средствами (принуждением, страхом
наказания). Приоритет отдавался налоговой отчетности (описи земли, населения,
урожая, скота и т.п.).
Огромное количество подробных инструкций регламентировало систему
учета (известны папирусы Тебтюниса, архив Зенона). Инструкции составлялись в
аппарате министра финансов — басиликоне. Министр финансов (диойкет)
имел право конфисковать имущество чиновника, если тот нарушил финансовую
дисциплину или не выполнил свои служебные обязанности, мог приговорить его к
позорному столбу и даже смертной казни. Выполнение всех инструкций требовало
огромного штата исполнителей, которых нужно было содержать и контролировать.
Одинаковые учетные функции могли выполнять несколько чиновников. Система
предполагала взаимный контроль должностных лиц, множественную передачу
учетно-экономической информации, ее проверку и перепроверку. Такая система
вообще характерна для административно-командной экономики.
Между первичным учетом и отчетностью стоял (как и в наше время)
текущий учет. В эллинистическом Египте возникает новый тип учетного регистра
(текущего бухгалтерского счета) эфемерида (7). В отличие
от папируса Булак 18 объекты учитывались не общим итогом, а равномерно в
течение дня. Известны папирусы № 701 от 235 г. до н.э., № 116 от II в. до н.э. и др. Анализ
текстов приводит к следующим выводам:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31
|