· Качество
жизни людей;
· Наследственность;
· Образ
жизни и поведение человека (людей).
Качество
жизни людей, по мнению многих исследователей и приводимым ими фактам, является
основным здоровьесберегающим и наиболее эффективным комплексным фактором.
Качество жизни граждан обеспечивается государством, экономическими, социальными
и оздоровительными программами. Группа факторов, интегрированная в понятие
«Качество жизни», определяя здоровье, моральное и психологическое состояние
людей, продолжительность их жизни и социальную значимость, мало подвластна
каждому индивидууму и даже коллективам, зависит от государства и его социально
– экономических, экологических и других здоровьесберегающих программ.
Вторая
группа факторов, определяющих популяционное здоровье людей, начиная с рождения,
– наследственность. Наследственные заболевания или нарушения в физическом
развитии и функционировании организма сопровождали человечество издревле и были
связаны с трудно объяснимыми изменениями в отдельных звеньях генотипа. Эта
группа болезней занимала сравнительно небольшой удельный вес в патологии
человека. XX век, век научно-технического прогресса,
коренным образом изменил значимость этого фактора в формировании организма
человека. Это связано с двумя группами причин. Во – первых, это интенсификация
потребления природных ресурсов, переработка которых обусловила выброс в
окружающую среду колоссального количества отбросов, вредных для всего живого на
Земле. Во – вторых, человек сам активно разрушает свой генотип с помощью
вредных привычек. Основными и наиболее опасными из них является курение табака,
неумеренное употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (наркомания) и
химическим веществам наркотического действия (токсикомания).
Из
анализа данных отечественных и зарубежных исследователей причин болезней
человека и их удельной значимости вытекает, что, если все причины болезней и
нарушений гармонического развития принять за 100%, то расклад выглядит
следующим образом: образ жизни и поведение людей определяет 50% всех болезней,
состояние окружающей среды – 20%, наследственные факторы – 20%, состояние
здравоохранения, его организация, медикаментозные и технологические средства –
8%, прочие факторы – 2%. Таким образом, если разделить 20 «наследственных»
процентов на равные части и 10% присоединить к первым 50%, так как человек
лично «умудряется» изменять свой генотип с помощью губительных привычек, то от
каждого из нас зависит наше здоровье и долголетие на 60%.
Таким
образом, третьей группой факторов является образ жизни, имеющий ведущее
значение (60%) в сохранении и укреплении здоровья, подвластный во многом
регулированию самим человеком. Прежде всего, это не столько то, чего человек не
должен делать (вредные привычки), сколько то, что он должен повседневно делать,
укрепляя и совершенствуя организм, своё здоровье.
Здоровый
образ жизни многообразен. Однако основными его элементами являются система
постоянного тренирующего и посильного возрасту состояния здоровья движения;
физиологически обоснованное питание, система закаливания организма,
использование природных методов периодической очистки организма, знание и
использование методов психологической разгрузки и психологической амортизации;
использование целебных и питательных резервов зелёного царства Земли и многое
другое. Элементы здорового образа жизни должны способствовать не только
отсутствию болезней, но такому состоянию здоровья, которое ВОЗ определяет как
«состояние полного физического, психического и социального благополучия».
Диагностика
уровня здоровья. Состояние здоровья рассматривается как способность
организма адаптироваться к условиям окружающей среды. Переход от здоровья к
болезни происходит путём постепенного снижения адаптационных возможностей организма
через пограничные состояния, которые получили название донозологических. Организм
человека, испытывающий непрерывные стрессорные воздействия, необходимо рассматривать
как динамическую систему, осуществляющую непрерывное приспособление к условиям
среды путём изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего
напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым
условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма.
Адаптация
– одно из фундаментальных свойств живой материи, является результатом и
средством разрешения внутренних и внешних противоречий жизни, существует и формируется
на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счёт их столкновения и взаимоперехода.
Адаптированность носит не только биологический характер, но и социальный,
достигается иногда ценой определённых повреждений, дисгармонией по сравнению с
нормой.
Гомеостатические
свойства целостного организма являются результатом одновременного действия
многочисленных и сложноорганизованных регуляторных организмов, среди которых
одно из важных центральных мест занимает вегетативная регуляция, обеспечивающая
постоянное уравновешивание вещества и энергии в организме, его органах и тканях.
Адаптация
и гомеостаз – взаимосвязанные и дополняющие друг друга процессы. На основании
представлений о гомеостазе и адаптации И.И.Брехманом и группой авторов была
предложена классификация функциональных состояний организма. По 10-ти балльной
шкале предлагалось выделить достаточно тонкие границы функциональных состояний
у здоровых и практически здоровых людей.
В
результате обобщения опыта массовых профилактических обследований сформировалась
классификация, включающая 4 класса состояний:
· здоровье
с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма;
· донозологические
состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма
обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что
ведёт к повышенному расходу функциональных ресурсов организма;
· преморбидные
состояния, характеризующиеся снижением функциональных возможностей организма и
проявляющиеся в 2-х стадиях:
а)
с преобладанием неспецифических изменений со стороны сердечно – сосудистой
системы (ССС);
б)
с преобладанием специфических изменений со стороны определённых органов и
систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление
заболеваний может быть выражено или находиться в начальной стадии и иметь
компенсаторный характер;
· состояние
срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в
связи с нарушением механизмов компенсации.
В
данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации
или декомпенсации. Снижение адаптационных возможностей организма связано с
изменением физиологических функций, в частности, с изменением миокардиального и
гемодинамического гомеостаза. Это характеризуется ростом артериального
давления, снижением внешней работы сердца. Но при донозологических и
преморбидных состояниях изменение физиологических показателей не выходит за
пределы клинической нормы и не привлекает внимание врачей. Наибольший вклад в
разработку методов прогностической оценки состояния организма сделан
Р.М.Баевским. Он осуществляет поиск методов, позволяющих судить о состоянии
организма на ранних стадиях его приспособительной деятельности. Для более
верной оценки эколого-социальных факторов необходимо учитывать возрастные
изменения функционального состояния организма. Каждая стадия возрастных
изменений входит в диапазон соответствующей нормы и не требует специальных
лечебных воздействий.
В
представленной Р.М.Баевским схеме (рис.1) стадий возрастных изменений исходным
является возраст 21-23 года, когда ответы организма на воздействие факторов внешней
среды не сопровождаются включением в механизм адаптации каких-либо дополнительных
звеньев. Период профилактики заканчивается к 40 годам и начинается период лечения.
И.И.Брехман считает, что профилактика, направленная на укрепление здоровья, во
второй половине жизни человека ещё более важна, чем для людей молодых и
среднего возраста.
Рис. 1. Стадии возрастных изменений.
I.3.
Здоровье, возраст, работоспособность
В
настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и
систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими
на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых,
являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают
индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития
органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы,
обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы,
основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими,
так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик
мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу
которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно
связано с общечеловеческими истинами добра и красоты.
В упрощённом виде можно считать, что критериями
здоровья являются:
·
для соматического и
физического здоровья – я могу;
·
для психического – я
хочу;
·
для нравственного – я
должен.
Признаками
здоровья являются:
·
специфическая (иммунная) и
неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
·
показатели роста и
развития;
·
функциональное состояние и
резервные возможности организма;
·
наличие и уровень
какого-либо заболевания или дефекта развития;
·
уровень морально-волевых и
ценностно-мотивационных установок.
Работоспособность человека – умение мобилизовать свою
энергию на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность
зависит от разных факторов:
1) физиологические – возраст, пол, состояние здоровья,
питание, отдых;
2) физические – воздействуют на организм через органы
чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха и его
влажность;
3) психические – включают самочувствие человека, его
настроение, а также воздействие поощрений, порицаний и другое.
В повседневной жизни все эти факторы действуют в
совокупности. А знание динамики работоспособности организма детей и подростков
даёт возможность правильно организовать их деятельность. Чем старше ребёнок,
тем он более работоспособен, успешнее сопротивляется утомлению. Специальные
исследования умственной работоспособности школьников показали, что 13-14-летний
подросток сделает работу в два раза большую, чем ребёнок 7-8 лет. С возрастом
повышается мышечная работоспособность, возрастает и сила, и выносливость.
Ребёнок менее утомляется при равномерной нагрузке. Всё это – следствие развития
и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивающих
потребности организма в кислороде.
Всем физиологическим процессам, протекающим в
организме человека, присущи ритмические колебания. В этом, по наблюдению
физиологов, проявляется установка ЦНС и её высшего отдела – коры больших
полушарий человеческого мозга на «отсчёт времени». Наукой установлены
закономерности возрастных изменений работоспособности учащихся.
Наиболее общими параметрами, характеризующими
функциональное состояние ЦНС при бодрствовании, являются основные свойства
нервной системы: возбудимость, реактивность, лабильность и их соотношения.
Совокупность этих показателей определяет состояние ЦНС. В свою очередь,
различные уровни возбудимости и реактивности нервной системы являются результатом
взаимодействия коры больших полушарий с нижележащими отделами мозга, в
частности, неспецифическими системами ствола и среднего мозга. Особенности этих
взаимодействий определяются, с одной стороны, уровнем морфофункциональной
зрелости этих структур, а с другой – воздействием регуляционных механизмов,
запускаемых различными факторами.
Определение особенностей адаптивных реакций мозга при
выполнении того или иного вида деятельности на каждом отдельном этапе
онтогенеза имеет большое значение для разработки и организации оптимальных форм
и методов воспитания и обучения. Сопоставление данных, полученных
нейрофизиологическими исследованиями, с данными изучения работоспособности, а
также педагогическими характеристиками учащихся выявило волнообразные изменения
(в течение учебного года) умственной работоспособности и внимания. Эти сдвиги
объясняются особенностями школьного режима и интенсивностью умственной
деятельности.
I.3.1. Динамика
умственной работоспособности
Работоспособность имеет свойства периодически изменяться в
течение суток, по дням недели и сезонам года.
При выполнении определённой работы работоспособность
имеет определённые колебания:
а) фаза врабатывания;
б) фаза оптимальной устойчивой работоспособности;
в) фаза утомления;
г) повышение работоспособности, «конечный порыв».
У большинства людей с чётким режимом дня, особенно
современным, каждый день в одно и то же время отходом ко сну и утренним
подъёмом, в вечерние часы в коре головного мозга всё интенсивнее нарастает
торможение и работа в это время оказывается не продуктивной.
При изучении умственной работоспособности в течение
2001-2002 учебного года по 7 классам московских школ было подвергнуто анализу
36000 данных, которые показали статистически достоверные изменения скорости,
точности, продуктивности от начала к концу занятий. Без учёта количества уроков
в день у учащихся интенсивность (скорость) работы повышалась на 13% от начала
занятий к их окончанию и оставалась без существенных изменений до конца
самоподготовки. При этом количественный показатель (точность работы) возрастал
от начала занятий к концу самоподготовки.
Динамика коэффициента продуктивности, при расчётах
которого учитываются значения как объёма задания, так и степень точности её
выполнения, оказалась аналогичной изменению скорости работы. Сила активного
внутреннего торможения (САВТ) от 8 часов 30 минут падала к концу всех уроков,
существенно восстанавливалась к концу самоподготовки и резко ухудшалась к её
завершению.
Сопротивляемость организма утомлению (показатель
адаптивности) к окончанию занятий, особенно к концу самоподготовки, ухудшается
существенно. Подобные изменения прослеживались в течение дня в разные периоды
учебного года, лишь уровень показателей был более высоким в 3 и 4 четвертях
(февраль, апрель), нежели в первой четверти (октябрь). Наибольшее напряжение
ЦНС организм детей испытывает в начале учебного года.
Однако на фоне относительно высоких показателей
работоспособности учащихся количество ошибок на дифференцировку к концу года
возрастает на 30%, что отражает ухудшение работы ЦНС, нарушение равновесия
между возбудительным и тормозным процессами, ослабление активного внутреннего
торможения.
Недельная динамика умственной работоспособности также
характеризуется фазовыми подъёмами и существенными спадами. В большинстве
случаев в начале и конце недели скорость и точность работы оказывается ниже,
чем в её середине.
Ухудшение работоспособности и резкое (на 10,7%)
падение к среде показателя адаптивности, величина которого отражает уровень
адаптированности организма к учебной нагрузке в недельном временном периоде,
указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов
регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для
выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно
высокий подъём (только в четверг) всех показателей умственной работоспособности.
Рассмотренная динамика работоспособности по средним
величинам показателей отчётливо выражена и в каждый из периодов года. По данным
М.В.Антроповой (1984г.), скорость и точность работы достоверно увеличивается
соответственно на 33% и 23% от 1 к 2 четверти и 31% и 10% от 3 к 4 четверти.
Существенно повышается устойчивость дифференцировок, адресованных ко второй
сигнальной системе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|