Схематично,
модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению,
включает три этапа. На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает,
читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчётом, чтобы
стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся. На втором этапе учащиеся
задают вопросы. На третьем – учитель на них отвечает (если сможет!). Поощряется
как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос – чужой или свой
собственный. Сравнение этой технологии с традиционной (в рамках одной программы
и при одинаковом временном ресурсе) показало (Смирнов Н.К., 1999) снижение
утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объёма
материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается
дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей
удовлетворённостью от урока как у учителя, так и у учеников. Всё это –
косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии.
Творческий
характер образовательного процесса – крайне необходимое
условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только
природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой
зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению
цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность
наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без
творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является
насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через
формирование усталости, так и само по себе.
Как
правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием
на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В
качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию,
психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в
повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных
программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение
традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических
технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет
ему не только получить удовольствие от своей работы, в большей степени
реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые
педагогические технологии в здоровьесберегающие.
По
нашему убеждению, представленность психологической, и даже психотерапевтической
составляющих в работе современного учителя во многом определяют её эффективность.
Это связано как с бурным развитием прикладной психологии, методов воздействия
на психику человека, его поведение, так и психопатологической отягощённостью
нынешних детей и подростков, недостатком внимания к их проблемам со стороны
родителей. Конечно, учитель не должен заниматься психотерапией в медицинском
значении этого слова – консультированием, лечением, гипнозом, но подход к
ребёнку, ориентированный на его личностные особенности и проблемы, комплексы,
мешающие ему жить и т.п., как раз и отличает профессионального педагога,
Учителя (с большой буквы!), от «урокодателя», невольно рассматривающего ученика
через призму очередной методики обучения. Именно при таком понимании задач
учителя и используемых им технологий можно рассматривать «педагогическую
психотерапию» (Смирнов Н.К., 1998) как область знаний и практического опыта,
тесно корреспондирующую со здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Учитывая
известную патогенную роль формирующихся в процессе обучения состояний
переутомления, дистресса и им подобных, можно говорить о здоровьесберегающем
эффекте тех образовательных технологий, которые направлены на снижение
утомляемости учащихся и позволяют, за счет большей эффективности учебного
процесса, достичь поставленных целей (выполнить учебную программу), не
перегружая школьника. Дополнительные психолого-педагогические ресурсы
открываются здесь в направлении диагностики и использования сенситивных
периодов в развитии ребёнка, ситуационно возникающих состояний, повышающих
восприимчивость к одним воздействиям и закрывающих сенсорные каналы для других
и т.п. Гибкое и согласованное использование учителем визуального и слухового
каналов донесения информации до ученика, правильный выбор их соотношения применительно
к конкретному учащемуся не только повышает эффективность процесса обучения, но
и способствуют снижению психического напряжения ребёнка до физиологически
оптимального уровня.
В
этом аспекте, важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того,
какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных
особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке
знания, умения, навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий,
который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом
допустимости тех или иных педагогических воздействий.
Выше
мы уже упоминали о недостатке простого и достоверного психолого-педагогического
и медико-физиологического инструментария для оценки влияния, оказываемого на
здоровье учащихся той или иной образовательной технологии. Поэтому часто
приходится использовать косвенные индикаторы оценки, особенно в практической
работе учителя, директора школы. Одним из таких индикаторов может служить
степень интереса школьника к учёбе, конкретному предмету, часто облечённое в
желание или нежелание идти в школу. Очевидно, что степень этого интереса и
желания отражает и степень позитивного влияния на здоровье используемых
учителем (или учителем данной школы) технологий: ученик, для которого школа
– тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку
своего здоровья. Отсюда вытекает целесообразность и корректность
использования опросов и анкетных исследований для оценки того, насколько профессиональный
уровень педагогов позволяет им сберегать здоровье своих воспитанников. (Примеры
таких анкет приведены в следующей главе).
Отдельного
обсуждения с позиции здоровьесбережения заслуживает вопрос о многократных
повторениях на уроках одного и того же (фазы, идеи, примера). Это отдельная
важная тема психолого-педагогических технологий, адресованная, главным образом,
учителю. Здесь лишь укажем, что прямо противоположными: и как артефакта работы
учителя, связанного с его состоянием, здоровьем, психологическими особенностями
(усталость, повышенная тревожность, ригидность, атеросклероз), и как
эффективного приёма педагогического воздействия, умелого использования
технологии для лучшего усвоения изучаемого материала отдельными учащимися.
Соответственно, в первом случае будет наблюдаться резкий рост утомления
учащихся, во втором – его снижение. Таким же широким будет диапазон оценок
возможности использование учителем специальных приёмов для оптимизации
психологического состояния учащихся с целью их последующей работы в
определённых режимах, таких как:
1.
Механического запоминания;
2.
Усвоение новых закономерностей, логических связей;
3.
Творческой деятельности, фантазировании;
4.
Однотипной деятельности для закрепления полученных знаний
(выполнение упражнений, решение примеров) и др.
При
соответствующей настройке учебная деятельность школьника будет протекать в
психологически более комфортных условиях, что приведёт к более высокой её
продуктивности и меньшим энерго- и трудозатратам. А, следовательно, к меньшему
утомлению ребёнка. Но если уровень квалификации учителя, его психологическая
компетентность недостаточны, результат окажется противоположным ожидаемому.
На
этих примерах хорошо видно, насколько чревата ошибкой попытка оценить какой то
элемент педагогической практики только по его названию, внешнему признаку. Оценивать
и принимать управленческие решения в отношении здоровьесберегающих технологий
целесообразно, только проанализировав суть нововведения, педагогического
приёма, явления, технологии.
При
планировании работы школы с усилением внимания к вопросам здоровьесбережения
необходимо, во исполнение принципа «Не навреди!», продумать чёткую систему отслеживания
всего комплекса показателей (психофизиологических и психолого-педагогических),
отражающих воздействие инноваций на состояние здоровья учащихся. То есть должен
проводиться комплексный мониторинг по трём взаимосвязанным направлениям –
динамике состояния здоровья (статистика, объективные показатели, самооценка),
динамике психофизиологических показателей (включая оценку утомления,
настроения, уровня стресса, напряжения и т.п.), изменениям
психолого-педагогических характеристик (успеваемости, поведения,
работоспособности, отношения к учёбе и др.). Важно определить те корреляции,
которые позволяют сделать вывод о цене для здоровья, которой оплачиваются
учащимся успехи в школьной и внешкольной деятельности ( кружки, секции,
компьютер, хобби).
Обязательным
элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными
требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно
найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. С позиций здоровьесбережения
польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики
для глаз минимальна, если при этом учитываются три условия.
1.
Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от
особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены
учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).
2.
Обязательным является эмоциональная составляющая
физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной –
от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие
должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
3.
Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать
для каждого класса 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в
терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и
эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Условие
и составная часть практической реализации ЗОТ – формирование культуры здоровья
учащихся – одна из важных задач школы, которая может быть успешно решена лишь
при наличии необходимого уровня культуры в этой сфере у самого учителя. Поэтому
такое внимание мы уделяем подготовке, повышению квалификации, непрерывному обучению
по этим вопросам педагогов, психологов, директоров школ.
В
отличие от предметов «фундаментального» цикла – математики, физики, истории и
т.п., вопросы имеют сугубо прикладное значение. Поэтому наряду с тематическими
образовательными программами (см. ниже), необходимой составной частью диалога
учителя с учеником является способность каждого учителя ответить на задаваемые
учащимися и актуальные для них вопросы по проблемам здоровья. По крайней мере,
наиболее типичные и не требующие специальных медицинских знаний. С другой
стороны, сам учитель, в процессе преподавания своей дисциплины и проведения
воспитательной работы, должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать
закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и
укрепления. В этом же русле должна строиться одна из сторон работы педагога с
родителями учащихся. Соответственно, учитель должен быть подготовлен к такой
работе. И не только по популярным брошюрам на тему здоровья или книгам по основам
медицинских знаний. Такая подготовка включает участие в тренингах, обсуждение и
анализ с коллегами типичных ситуаций, проектную работу, посвящённую построению
здоровьесберегающего образовательного пространства школы и другие формы
последипломной учебной работы, позволяющие учителю не только использовать ЗОТ
на своих уроках, но и помочь другим учителям, администрации превратить школу в
место, где грамотно заботятся о здоровье и учащихся, и педагогов.
Некоторые
аспекты современного представления о ЗОТ, описанные в этой главе с учётом
ситуации неблагополучия со здоровья субъектов образовательного процесса, нерешённости
многих организационных вопросов, характерных для сегодняшнего дня, в неполной
мере отражают тот круг проблем, к которым имеет прямое или косвенное отношение
задача сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поэтому необходимо чётко представлять,
что гигиенический контроль за соблюдением требований СанПиНов и отслеживание
степени утомления на уроке – это наиболее очевидные, но не определяющие направления
работы школы по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.
IV.3.
Здоровьесберегающее образовательное пространство школы
Для
планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление
здоровья учащихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в
здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация
на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы
(далее – ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации
здоровьесберегабщих образовательных технологий, и объединённых в несколько
структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик.
Воздействие этого пространства на учащихся и педагогов происходит
непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеет
дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь
запуском процессов дальнейших изменений как педагогического пространства, так
и субъектов в нем действующих.
Наивно было бы ожидать, что изложенные ниже
представления о ЗПШ окажутся для опытных педагогов и руководителей
образовательных учреждений тем откровением, которое на подобие чудодейственному
бальзаму позволит решить все проблемы системы образования, связаны со здоровьем
учащихся. Это лишь попытка на основе определенной систематизации взглянуть на
более или менее известные явления и феномены педагогической деятельности под
углом зрения оценки их воздействия на здоровье субъектов образовательного
процесса и возможны корректировки этого воздействия.
Изменения, которые происходят в образовательном
пространстве, не столь очевидно и быстро проявляются как, например, результат
удачно сделанной операции. Но такова особенность большинства профилактических
и психолого-педагогических (воспитательных, в широком смысле) воздействий:
отдельные малозаметные сдвиги в состоянии организма, физиологических и
психологических процессах, личностных структурах, накапливаясь, приводят в
результате к уже заметным изменениям. То же в случае патогенных факторов,
характерных для системы образования: их почти незаметное каждодневное воздействия
на учащихся и педагогов приводят к постепенному истощению ресурсов здоровья,
появлению сначала пограничных, а за тем клинически выраженных нарушений здоровья
и дефектов, уже трудно поддающихся восстановлению.
Главные особенности ЗПШ, отличающие его, в том числе,
и от общеизвестных гигиенических норм и рекомендаций, соответствуют принципам
здоровьесберегающих образовательных технологий и кратко могут быть представлены
тремя положениями.
Если гигиенические факторы, перечисленные СанПиНах, по
определению несут явный или потенциальный вред для здоровья, то сутью ЗПШ
является его позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы,
организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые
способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала
здоровья учащихся. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими
эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора
направленности внешних воздействий системы образования, в отношении здоровья
учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность
ЗПШ.
Другой особенностью ЗПШ является
инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий,
направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально
возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Наконец, третья особенность - направленность на
вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства,
что представляет воспитательную программу, способствующую превращению
школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают
от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса
здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных
собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения
багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье
своих близких.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|