Неблагоприятное воздействие работы на компьютере на
здоровье изучено достаточно хорошо. При несоблюдении гигиенических требований
вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение
зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное
излучение и воздействие ионизирующей радиации.
Недостаточно изученным остается пока воздействие на
психику подростков разных возрастов компьютерных игр. Состояние эмоционального
напряжения, стресса, в котором пребывают играющие на компьютере, не находит
разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым
нарушениям, гипертонической болезни и другим психосоматическим заболеваниям.
Нарастает у играющего подростка и потенциал агрессивности, гимнастики основного
мышечного аппарата делает эту разрядку неполноценной. Кроме того, на
психологическом уровне формируется модель силового достижения цели, преодоление
трудностей, разрешения конфликтных ситуаций, что находит выход в противоправном
поведении в реальной жизни. И хотя исследования в этой области далеки от завершения,
учитывать этот фактор воздействия на психику ребенка, его здоровья необходимом
и педагогам, и родителям.
Неблагоприятное воздействие характера и условий работы
на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности
работы школьников с компьютерами, рационального кондиционирования воздуха,
введения регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для
профилактики зрительного утомления.
Для школьников при работе с ПК необходимо обеспечивать
наилучшие значения визуальных параметров в оптимальном диапазоне. Они должны
быль указаны в технической документации на ПК. В случая отсутствия этих данных
эксплуатации ПК не допускается. В помещениях с ПК в школах должны
обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата, т.е. при температуре 19 - 210С
относительная влажность воздуха должна быть соответственно 62 - 55%
(допускается температура 18 - 220С и относительная влажность 39
-31%).
Для повышения влажности воздуха в помещении с ПК
следует применять увлажнители воздуха, заправляемые дистиллированной или
прокипяченной водой. Помещение с ПК перед началом и после каждого урока должны
быть проветрены. При выполнении работы на ПК уровень шума на рабочем месте не
должен превышать 50дБА. На рабочих местах для размещения шумных агрегатов ПК
(принтеров и т. п.). Уровень шума не должен превышать 75дБА.
При организации рациональной световой среды необходимо
преодолевать два основных недостатка: отблески от экрана и ослепление ребенка,
работающего на ПК встречным светом. Для защиты от них применяются специальные
антибликовые покрытия экранов и различные фильтры. Экран видеомонитора должен
находится от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе
50см.
Для учителей общеобразовательных школ устанавливается
длительность работы в компьютерных классах не более 4 часов в день.
Продолжительность не прерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не
должна превышать 2 часа.
Для учащихся 10-11классов по основам информатики
должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов – 1 урок в
неделю с использованием ПК.
Непрерывная длительность занятий с ПК не должна
превышать:
для учащихся 1 классов (6 лет) – 10 минут,
для учащихся 2 - 5 классов – 15 минут,
для учащихся 6 - 7 классов – 20 минут,
для учащихся 8 - 9 классов – 25 минут,
для учащихся 10 - 11 классов – на первом часу учебных
занятий 30 минут, на втором – 20 минут.
Работа на компьютере должна проводиться в
индивидуальном темпе и ритме. Учителю надо помочь учащемуся выработать подходящий
для него темп работы.
Отдельная проблема, требующая организационных решений
администрации школ, управлений образования – питания учащихся в школе.
Факты свидетельствуют, что в большинстве школ эта проблема решается
неполноценно.
Правильное, рациональное питание – важный и постоянно
действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие
сохранения здоровья в любом возрасте, но особенно в детском и подростковом.
Факторами, определяющими соответствие питания принципам здорового образа жизни
и гигиены питания в организованной форме, можно считать следующие:
·
состав продуктов питания,
·
качество продуктов
питания,
·
количество продуктов
питания (на один прием пищи, в день, в месяц),
·
режим питания,
·
организация питания.
Не останавливаясь подробно на всех вопросах
правильного питания, укажем лишь на отдельные моменты, имеющие значение для
организации детского питания в школе.
Для детей школьного возраста желательно распределять
рацион не менее чем на четыре приема пищи, причем не менее трех приемов пищи
должно быть с горячими блюдами. Учитывая, что дома не все дети питаются в
достаточном количестве и правильно, школа должна по возможности компенсировать
этот пробел в сохранения здоровья ребенка.
В образовательных учреждениях должно быть организовано
2 - разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки
для остальных детей, но при возможности, желательно, чтобы все дети получали в
школе 2 - разовое питание.
Питание может быть организовано в столовой, работающей
на сырье или полуфабрикатах, а также в буфете раздаточной. При входе в столовую
должны быть установлены умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, с
подводкой горячей и холодной воды и устройством смесителей. Раковины должны
быть обеспечены мылом, электрополотенцами, бумажными рулонными полотенцами или
индивидуальными салфетками.
Питание детей осуществляется в соответствии с
рекомендуемыми 7 и 10 - дневными меню. Подсчет ингредиентов и калорийности пищи
должен проводиться медицинской сестрой 1 раз в месяц по накопительной
бухгалтерской ведомости. Готовые первые и вторые блюда могут находится на
мармите или горячей плите не более 3-х часов.
В организации питания большое значение имеют не только
режим питания для каждой взрослой группы, но и правильное распределение рациона
питания по отдельным приемам пищи, а также создание оптимальных условий приема
пищи. Цветы на столиках, картины на стенах, звучание легкой фоновой музыки и
т.п. не только улучшает усвоение пищи (что доказано), но формируют культуру
питания.
Рекомендуемый состав питания описан в многочисленных
инструкциях и руководствах. В детском возрасте соотношение белков, жиров и
углеводов должно быть 1:13 в младшем 1:1:4 в старшем возрасте. Удельный вес
животного белка в рационах детей должен быть достаточно высок: в школьном
возрасте – 60% от общего (суточного) количества белка. Эксперименты с
вегетарианской диетой для школьников неприменимы. Наиболее благоприятные
соотношения кальция и фосфора для детей старше 4-х лет 1:1,2 или 1:1,5.
Отклонения от положенной нормы для витаминизированных
готовых блюд или продуктов массового потребления не должна превышать 20%.
Правильность распределения рациона по отдельным
приемам пищи определяется по калорийности. При этом в процентах выражают отношение
калорийности отдельного приема пищи (завтрак, обед и т.д.) к общей калорийности
всего рациона, принимаемой за 100%.
Первый завтрак должен составлять 25% всего рациона,
обед – 35-45%, полдник – 10-15% и ужин – 20-25%.
Уборка обеденных столов должна проводится после
каждого приема пищи. Столы с гигиеническим покрытием протираются с применением
раствора моющих средств.
В столовой детям запрещается находится в
производственных помещениях столовой, соприкасаться с технологическим
оборудованием, мыть столовую и кухонную посуду, резать хлеб, чистить вареные
овощи, разливать горячую пищу. К дежурству в столовой можно привлекать детей в
возрасте старше 12 лет; перед дежурством в столовой все дети дежурного отряда
проверяются медработником на личную гигиену. В столовой детям разрешается
разносить столовые приборы, хлеб, собирать грязную посуду и относить на отдельное
место, мыть обеденные столы. Ежегодно к началу учебного года, для поддержания
должного санитарно-гигиенического режима в школьной столовой проводится необходимый
ремонт во всех помещениях.
Отдельного упоминания заслуживает вопрос, почти не
упоминаемый в регламентирующих работу пищеблоках документах. Администрация
школы должна следить за ассортиментом продуктов, предлагаемых в школьном
буфете. Известно, что газированные напитки типа «Фанты», «Пепси» и т.п., а
также чипсы, жаренные пирожки вредны для пищеварительной системы не только
ребенка, но и любого взрослого. Регулярное Употребление таких продуктов в пищу
неизбежно приведет к гастриту, нарушению обмена веществ и другим нарушениям
здоровья. Наряду с просветительской работой на уроках о том, что есть полезно,
а что вредно, в ассортименте буфетов должен быть, как минимум, выбор между
чипсами и яблоками, апельсинами, между «Фантой» и минеральной водой, квасом.
Отдельной проблемой, также связанной с работой
школьного пищеблока, является качество используемой питьевой воды. Общеизвестно,
что в большинстве регионов страны, даже после очистки, эта вола оказывает
неблагоприятное воздействие на желудочно-кишечный тракт, на организм в целом.
Кипячение воды, содержащей хлор, ведет к образованию в ней вредных для здоровья
хлорсодержащих веществ. Пить в сыром виде ее не рекомендуется, особенно детям,
а такая потребность постоянно возникает. Вода многих территорий не содержит
необходимых микроэлементов – йода, фтора и других.
Задача руководства управления образования, совместно с
директорами школ и медицинскими работниками центра Госсанэпиднадзора решить
проблему питьевой воды: добиться ее качественной очистки, с учетом содержания в
ней тех или иных компонентов, обеспечивать избавление воды от хлора, чему
способствует ее отстой не менее суток, с соблюдением необходимых
санитарно-гигиенических требований и т.п. Желательно отфильтровать
водопроводную воду через дополнительные фильтры (для домашних условий это не
проблема, но и в школе можно установить фильтр промышленной мощности). Можно
организовать в школе баки с кипяченной водой, обеспеченные одноразовыми
пластмассовыми стаканчиками. Действенным оказывается привлечение для решения
этой задачи возможностей родителей учащихся.
IV.5.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Рациональная организация учебного процесса необходима
для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного
обучения школьников, сохранение их здоровья. Ниже приводится некоторые
рекомендации, включая рекомендации специалистов ИВФ РАО и других научных
учреждений.
IV.5.1. Показатели рациональной организации
учебного процесса
Показателями рациональной организации учебного
процесса являются:
·
объем учебной нагрузки –
количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение
домашних заданий;
·
нагрузка от дополнительных
занятий в школе – факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и
т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
·
занятие
активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической
культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и
формы занятий).
IV.5.2 Рациональное расписание учебных
занятий
Физиолого-гигиенические требования к составлению
расписания уроков в школе определяются динамикой изменения физиологических
функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели.
Рационально составленное расписание должно учитывать сложность предметов и
преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В
качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую
шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).
Шкала трудности
предметов для младших классов
|