В структуре ЗПШ можно выделить несколько
феноменологически близких явлений, которые в совокупности его и составляют.
Образно это можно представить как шар, или сферу, динамично переливающуюся
несколькими разными цветами, каждый из которых определяет какую-либо
совокупность феноменов, как составную часть всей сферы (образная модель
предложена М.В. Аносовой). Эти совокупности однородных феноменов, эти
"подпространства" мы будем для удобства называть соответствующими
пространствами - экологическим, эмоционально-поведенческим, вербальны,
культурологическим и др. Кратко опишем основные из них.
Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности
средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Номинально
некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени
воздействия которых регламентированы в СанПиНах. То есть три отличия,
позволяющих представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо
известных факторов. Во-первых, в СанПиНах представлен набор отдельных позиций
с количественными рамками, которых необходимо придерживаться. Анализ же
педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную
оценку воздействия всей совокупности однородных факторов, тем более, что на
самом деле их воздействие всегда сочетанное и взаимосвязанное. Во-вторых, в
отличие от гигиенического подхода, центрированного на самих патогенных
факторах, центром внимания в педагогическом пространстве оказываются субъекты
педагогического процесса и сами эти процессы. Наконец, в-третьих, в
педагогическом пространстве существует не мало элементов, которые или пока не
регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы в
принципе. Так, весящая на стене картина может смещать фокус внимания человека в
целостном восприятии всего помещения, в зависимости от того впечатления,
который именно на него производит именно эта картина (как по модальности
отношения, так и по силе его выраженности). Например, в одном из опросов
учащихся после урока о том, что привлекало или отвлекало их внимание, больше
половины указали на большую скрепку, которая лежала на полу на видном месте.
Понятно, что никакие гигиенические перечни такого учесть не могут.
Одним из элементов экологического пространства
является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не
ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они
известны и приводятся в соответствии с требованиями путем поддержания
комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Но кроме
этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи,
регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. В
последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в
новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший
источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах
комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями
практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с
задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья.
Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные
целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают
вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского
шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт,
являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Свое здоровье действие
растения проявляют путем выделения эфирных масел, которые действуют подобно
гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические реакции,
регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных
заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Определенные эфирные
масла имеют связь с конкретными органами тела. Например, гераниевое масло
активизирует кору надпочечников и снимает напряжение, вызванное стрессов,
апельсиновое используют для борьбы с тревогой, страхом.
Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно
действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в
помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Летучие выделения
некоторых растений в силу своей биологической активности даже в
микроскопических дозах (10-6мг/см3) могут обладать
бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих
фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии
погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате
полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин, аглаонему,
аспарагусы. Давно известны фитонцидные свойства хвойных. Это криптомерия,
можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными
ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров.
При подборе растений в классе должны быть соблюдены
два обязательных условия:
1.
Запах растений не должен
быть очень сильным, отвлекающим;
2.
присутствие растений в
классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.
Важно,
чтобы это направление в гармонизации педагогического пространства вместо
решения задачи повышения работоспособности и снижения утомляемости учащихся не
превратилось в «игру в запахи» на уроках – модное увлечение наподобие
фитотерапии. Известно, что создание в середине 90-х годов во многих школах
фитобаров, давало как положительные результаты, так, к сожалению, и отрицательные,
проявившиеся в случаях аллергических реакций у школьников. Поэтому необходимо
соблюсти все необходимые предосторожности, включая проверку закупаемого сырья и
проведение в подозрительных случаях аллергических проб у детей. Тогда кстати
придётся и опыт педагога-валеолога Ю.Титовой, помогающей старшеклассникам с
помощью специально подобранных запахов дифференцированно активизировать работу
левого или правого полушария на уроках естественно-математического или
гуманитарного профиля, соответственно. Известны также другие интенсивные
примеры использования запахов в практике работы школ.
Для ароматизации воздуха можно использовать и
искусственные препараты, но экологичнее и дешевле выращивать живые растения.
Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача –
воспитательная. Выращивание растений в классе, уход за ними лучше поручать
самим школьникам. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно
относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического
воспитания.
С помощью комнатных растений удаётся восполнить
дефицит общения с природой, который неизбежно возникает в городах среди
однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами
экрана телевизора или компьютера. Специалисты по видеоэкологии также уверены,
что в помещении, где люди находятся подолгу, обязательно должны быть комнатные
растения.
То повышенное внимание, которое мы уделяем этому
элементу экологического пространства школы, связано не только с воздействием
воздуха, которым мы дышим, на здоровье, но и с тем, что при выполнении на
уроках физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках
физкультминуток), воздух в классе обязательно должен быть чистым и лёгким –
иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном
для работы школы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность
профилактики табакокурения остаётся пока на крайне низком уровне.
Дополнительные возможности, повышающие действенность этой профилактической
программы и реализуемые не «в лоб», набившим оскомину повторением, что «курить
вредно», могут быть созданы регулярным упоминанием всеми учителями школы в
разном контексте о своём внимании к качеству воздуха, которым все мы дышим, приведении
ими аргументов о зависимости от этого состояния здоровья, работоспособности и
т.п.
То, что описано выше для отдельных классов, относится
и к пространству школы в целом. Особое внимание следует уделить спортзалам и
рекреациям, где дыхание у учащихся активизируется, приводя к усилию газообмена,
а также туалетам, воздушной среде в которых должно быть уделено особое внимание
по понятным причинам. Ну, а количество зелёных растений в школе всегда являлась
критерием реальной заботы администрации об учащихся.
Другим элементом экологического пространства школы
является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие
на психику, а через неё – на телесную организацию человека и его здоровье –
зрительных образов той среды, в которой человек находится. Исследованиями
В.А.Филина в 80-х – 90-х годах и др. учёных показано, что однообразные по
геометрическим формам, преимущественно прямоугольные, с многократно
повторяющимися элементами архитектура интерьера помещений, часто используемые
вещи и т.д. оказывают негативное воздействие на человека. Наоборот, разнообразие
форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур
способствует более высокой работоспособности, лучшему настроению,
оптимистическим ожиданиям. Сходные закономерности и в отношении цветовой гаммы:
бесцветное окружение (бело – серо – коричневое) с ритмично повторяющимися
линиями повышает утомляемость человека, понижает эмоциональный настрой.
Эти закономерности пока почти не используются в
оформлении интерьеров классов и школы. Однообразное убранство большинства
классов, преобладание квадратно – прямоугольных фигур, кроме неизбежных
оконных, дверных проёмов и доски, унылая цветовая гамма без праздничных тонов и
т.п. является фактором негативного влияния на психику учащихся. Влияние это
слабое, но учитывая длительность пребывания школьников в подобных однообразных
пространствах, эффект постепенно кумулируется. Редко можно встретить в классе
рисунки, картины, которые могли бы нейтрализовать унылость интерьера. В основном
– либо учебно-наглядные пособия, либо портреты деятелей науки и искусства.
Уже из этих примеров видно, что возможностей для
проявления инициативы (но научно обоснованной!), и использования этого поля
деятельности для реализации творческой активности для реализации творческой
активности учащихся, у учителей достаточно. Важно обеспечить сочетанное решение
воспитательных задач с задачами здоровьесбережения.
Эмоционально – поведенческое пространство
здоровьесбережения школы –
также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью
поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов,
проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе.
Характеристиками этого пространства могут служить:
·
уровень коммуникативной
культуры учащихся и педагогов;
·
характеристики
эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в
отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;
·
стиль поведения учащихся и
учителя на уроке;
·
формы и характер поведения
учащихся на переменах;
·
забота учащихся и
педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в
процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака
интеллигентности в целом) и т.д.
Усилиями педагогов и психологов изученность этих
сторон работы школы находится на хорошем уровне, чего нельзя сказать о
достигнутых результатах, которые устраивали учителей. Отметим здесь лишь
несколько моментов, отражающих взаимосвязь этих сторон школьной культуры со здоровьем
учащихся и педагогов.
В психофизиологии уже несколько десятилетий назад
доказаны тесные связи между характером напряжений различных групп мышц тела
человека и его работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием. На
этих закономерностях построена кинезиология. По рисунку телодвижений и поз
можно достаточно поставить психологический диагноз состояния (см. книгу Аллана
Пиза «Язык телодвижений» и др. подобные издания). Скованность движений,
стереотипность поз, наличие мышечных «зажимов» и т.п. являются свидетельством и
одной из причин эмоционального дискомфорта, дезадаптированности, нерациональной
траты организмом энергии. Длительное существование таких проявлений особенно у
растущего организма, приводит к их фиксации и развитию стойких патологических
синдромов, как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем и
органов (нервной, сердечно-сосудистой и др.). Поэтому не только сгорбленная или
«скособоченная» поза ученика должна быть объектом внимания учителя, но и более
тонкие проявления, о которых упоминалось выше. Например, когда ученик пишет,
индикатором общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто
неоправданно сильно. А раз рука устает, устает и сам ребенок. Мы, конечно, не
призываем к переходу на перьевые ручки с чернилами, поскольку в распоряжении
учителя имеется арсенал педагогических средств для уменьшения воздействия этого
патогенного фактора. Научить ребят писать, не напрягая руку - значит помочь им
сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год!) даст
заметный прирост здоровьесбережения. Существуют и специальные упражнения для
кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы
других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа
и взаимомассажа (последнее - с разделением по полу!). Фактором снижения
напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических
процессов в организме могут служить музыкально-ритмические занятия,
эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности (Смирнов Н.К.,
1996 г.), хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.
Во время ответа ученика у доски индикаторами его
нерационального напряжения служат поза (неестественность телодвижений, не знает
куда деть руки, опускает голову), характер голоса, движения пальцев рук.
Понятно, что оценка знаний школьника, отвечающего в неадекватно напряженном
состоянии, не может быть обыкновенной. Но еще важнее воздействие таких
состояний на здоровье учащегося. Грань между тренирующим и патогенным
воздействием напряжения не очевидна, но опыт и наблюдательность педагога
должны подсказать ему правильное решение. Задача - не допустить, чтобы
нежелательные привычки закреплялись, мешая подростку реализовать свои возможности,
как в школе, так и в дальнейшей жизни. Как этого достичь - это тема отдельной
работы, предназначенной для учителя.
Но и самому учителю следует обратить внимание на то,
как он держится в классе, какие позы для него характерны, как эмоциональное
состояние отражается на характеристиках речи, какие мышечные
"зажимы" мешают телу. А данные самодиагностики открывают перспективы
для самокоррекции или обращения к помощи специалистов. Напоминаем
принципиальный педагогический тезис, особенно значимый для проблемы здоровьесбережения:
пример учителя по всему спектру внешних проявлений - образец для учащихся,
причем, во многом на подсознательном уровне.
Умение «дирижировать» состоянием активности учащихся
(и управлять своими собственным) - важный критерий оценки
здоровьесберегательности используемых учителем педагогических технологий .
Отдельные позы, жесты, действия, эмоциональные посылы учителя, периодически
повторяясь на уроке, могут стать (и становятся!) стимулами, запускающими
определенные реакции и состояния у учащихся. Когда это находится под контролем
учителя, т.е. служит инструментов его воздействия на класс, то это, конечно
полезно. В других случаях, когда визуальное и вербальное обращение учителя
противоречиво (независимо от его желания), у учащихся формируются
противонаправленные тенденции, что дезорганизует их деятельность, формирует
стресс. Отслеживать эти закономерности самому учителю сложно и здесь на помощь
прийти метод супервизии (наблюдения специалиста), что и составляет одну из задач
присутствия учителей на уроках друг друга. Главное - знать, что именно
наблюдать и отслеживать, а для этого необходима помощь психолога или обучение
на курсах.
Эмоционально-поведенческие проявления школьников на
переменах - также важный элемент оценки этой стороны ЗПШ. Возможность
переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и
эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему
уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.
Еще одна актуальная проблема, тестирующая
компетентность учителя, директора школы в вопросах здоровьесбережения - так
называемая «канализация агрессии» учащихся педагогическими средствами. Причин
для проявления агрессивности у населения вообще, и у подростков, в частности,
достаточно. Это стрессы, фрустрации, неудовлетворенность условиями жизни,
зависть, агрессивность окружающей среды, потеря ориентировки и т.д. Проявление
агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат,
деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное
напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и
всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-психотерапевтическая грамотность
учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации, с учётом
индивидуального подхода к подростку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|