Меню
Поиск



рефераты скачать Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе

В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.

 

Максимально допустимое количество часов в неделю

при разной ее продолжительности

Классы

Максимально допустимая нагрузка в часах

при 6-дневной неделе

при 5-дневной неделе

3-летняя начальная школа

1- 3

25

22

4-летняя начальная школа

1

22

20

2- 4

25

22

5

25

22

6

32

29

7

34

31

8- 9

35

32

10-11

36

33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.


IV.5.3. Двигательная активность учащихся

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся 1 и 10 классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.

Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте – все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более – подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводит к их переутомлению. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.

Классы

Ежедневный

объем времени

(часов)

Культурно-оздоровительные мероприятия

Гимнастика до учебных занятий (мин)

Физкультминутка на уроках

(мин)

Подвижные перемены

(мин)

Спортивный час в продленном дне (ч)

I

2

5-6

5

15-20

1

II

2

5-6

5

15-20

1

III

2

5-6

5

15-20

1

IV

2

5-6

5

15-20

1

V

2

5-7

5

35-45

1

VI

2

5-7

5

35-45

1

VII

2

6-8

5

35-45

1

VIII

2

6-8

5

35-45

1

IX

2

6-8

-

35-45

1

X

2

6-8

-

15-20

-

XI

2

6-8

-

15-20

-



Классы

Уроки физкультуры в неделю

(час)

Внеклассные формы занятий в неделю: спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП

(час)

Общешкольные

мероприятия

Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин)

Участие в соревнованиях в учебном году (раз)

Дни здоровья и спорта

I

2

1,1

6-8

Е

10-15

II

2

1,3

6-8

Ж

15-20

III

2

1,3

6-8

Е

15-20

IV

2

1,3

6-8

М

15-20

V

2

1,3

8-9

Е

20-25

VI

2

1,3

8-9

С

20-25

VII

2

2

8-9

Я

20-25

VIII

2

2

8-9

Ч

20-25

IX

2

2

8-9

Н

25-30

X

2

2

10

О

25-30

XI

2

2

10

 

30-35


IV.5.4. Рациональная организация урока

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

·                   плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

·                   количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

·                   длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

·                   частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

·                   количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

·                   месту, длительности и условиям применения ТСО;

·                   частоте чередования видов преподавания;

·                   наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.