|
IV.5.3. Двигательная активность учащихсяДвигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся 1 и 10 классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте – все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более – подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводит к их переутомлению. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Классы |
Ежедневный объем времени (часов) |
Культурно-оздоровительные мероприятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гимнастика до учебных занятий (мин) |
Физкультминутка на уроках (мин) |
Подвижные перемены (мин) |
Спортивный час в продленном дне (ч) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV |
2 |
5-6 |
5 |
15-20 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V |
2 |
5-7 |
5 |
35-45 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI |
2 |
5-7 |
5 |
35-45 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII |
2 |
6-8 |
5 |
35-45 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII |
2 |
6-8 |
5 |
35-45 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX |
2 |
6-8 |
- |
35-45 |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
X |
2 |
6-8 |
- |
15-20 |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
XI |
2 |
6-8 |
- |
15-20 |
- |
Классы
Уроки физкультуры в неделю
(час)
Внеклассные формы занятий в неделю: спортсекции, кружки физкультуры, группы ОФП
(час)
Общешкольные
мероприятия
Самостоятельные занятия физкультурой не менее (мин)
Участие в соревнованиях в учебном году (раз)
Дни здоровья и спорта
I
2
1,1
6-8
Е
10-15
II
2
1,3
6-8
Ж
15-20
III
2
1,3
6-8
Е
15-20
IV
2
1,3
6-8
М
15-20
V
2
1,3
8-9
Е
20-25
VI
2
1,3
8-9
С
20-25
VII
2
2
8-9
Я
20-25
VIII
2
2
8-9
Ч
20-25
IX
2
2
8-9
Н
25-30
X
2
2
10
О
25-30
XI
2
2
10
30-35
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 - х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинировать урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин то его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки не рациональны, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные, контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.
Оценка соблюдения гигиенических требований проводят по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.
Хронометраж урока проводится по:
· плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
· количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
· длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
· частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
· количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
· месту, длительности и условиям применения ТСО;
· частоте чередования видов преподавания;
· наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.
Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены в таблице.
№
Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока
рациональный
недостаточно рациональный
нерациональный
1.
Плотность урока
не менее 60% и не более 75-80%
85-90%
более 90%
2.
Количество видов учебной деятельности
4-7
2-3
1-2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.