13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка,
улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное
высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная
минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее.
4. Плотность урока, т.е. количество времени,
затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75
- 80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения
их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию
двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма:
не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в
средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего
обучения.
16. Темп окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на
вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего
задания;
- спокойное завершение урока, учащиеся имеют
возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом
задание, учитель и учащиеся прощаются.
- задерживание учащихся в классе после звонка (на
перемене).
Наше
исследование было направлено на изучение психосоматического и физического
развития детей, обучающихся в 1-х классах.
В
результате исследования были определены следующие тенденции:
1.
Комплекс школа – детский сад создаёт возможность для
успешной адаптации учащихся к школе, так как происходит плавный переход от
игровой к учебной деятельности, подтверждением чего являются показатели АСО в
нашем исследовании.
2.
Введение в учебный план 1А класса трёх уроков физической
культуры, урока ритмики, использование активного двигательного режима учащихся,
использование элементов оздоровительной системы В.Ф.Базарного способствует
повышению уровня физической подготовленности учащихся, быстрому развитию
выносливости, скоростно-силовых возможностей учащихся. Физическое развитие идёт
относительно равномерно.
3.
Оценка состояния осанки детей показала, что осанка детей 7
лет чрезвычайно чувствительна и подвержена влиянию широкого спектра
гигиенических факторов, в том числе комплекса факторов школьной среды. Это
необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе,
осанке, походке учащихся.
4.
Сопоставление суммарных показателей соматического развития
учащихся 1-х классов не выявило снижения росто-весовых показателей в начале и
конце учебного года. Судя по показателям весоростового индекса, не отмечено
дефицита массы тела, а, следовательно, можно говорить об отсутствии загрязнения
окружающей среды и других стрессорных факторов, которые могли бы привести к
отставанию физического развития.
5.
САД и ДАД, как и ЧСС, показатели МПК указывают на
увеличение ударного объёма сердца и резервных объёмов дыхания. Это приводит к
тому, что максимальный уровень активности функций практически не снижается.
Снижение частоты сокращения сердца и дыхания в покое соответствует возрастным
закономерностям этого возраста и определяет, с одной стороны, более экономный
режим функционирования, а с другой – расширение функционального диапазона, в
котором может поддерживаться активность тех или иных функций.
6.
Приведённые данные явственно отражают зависимость
психосоматического развития детей от организации учебно-воспитательного
процесса, позволяют относительно объективно оценить педагогические новации,
введённые в учебные планы, что даёт нам право рекомендовать их для внедрения в
практику общеобразовательной школы.
1.
Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые
проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
2.
Антропова М.В. Физиолого-гигиеническое изучение учебной
нагрузки учащихся 7 классов в условиях обучения по усовершенствованным
программам: Сборник научных трудов /ред. кол.: В.И.Козлов и М.В.Антропова. М.,
изд. АПН СССР, 1984. – 148с.
3.
Антропова М.В. Работоспособность учащихся в процессе
учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.
4.
Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности
школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма
в онтогенезе. М.,: Просвещение, 1975.
5.
Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.:
Педагогика, 1975.
6.
Андрюлис Э.К., Прошкувене Р.Т. Умственная работоспособность
школьников в зависимости от общего уровня физического развития // Новые
исследования в СССР М.; 1986, № 2.
7.
Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика
в оценке состояния здоровья. // В кн.: Функциональные особенности сердца при
физических нагрузках в возрастном аспекте. – Ставрополь, 1977. – с 33.
8.
Байдалов Н.Р., Копосова Т.С., Гендитная Л.В., Кононюк Н.Н.
Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья
школьников. Ленинград, 1987. – 30с.
9.
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-е изд.,
перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.
10. Большая
советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975. т – 19. с.63 – 64, т
– 25. с.415 – 416.
11. Валеология.
Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И.
Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
12. Гаркави
Л.Х., Свакина Е.Б. Адаптационные реакции и резистентность организма. Р-н-Д .:
ун-та, 1977, 120с.
13. Глушкова
Е.К. и др. Динамика работоспособности и функционального состояния организма
учащихся среднего возраста при обучении в современной школе. М.: Просвещение,
1974.
14. Губарева
Л.И. Контрольные и курсовые работы по физиологии человека и животных.
Ставрополь: СГПУ,1994, 83с.
15. Выготский
Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991,
с. 324 – 341.
16. Дичев
Р.Р., Гасаров К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М.: Медицина 1976.
17. Зубкова
В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного
дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной
школе. М.: 1975.
18. Карпенко
А.Н. Краткий психологический словарь /В.А. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.:
Политиздат, 1985, с. 204, 361.
19. Казначеев
В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике
массовых обследований населения. Л.: Медицина, 1980, с. 226.
20. Криворучко
Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8
класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.:
Просвещение. 1977.
21. Леонтьева
Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о
клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат).
Учебник для студентов пединститутов по специальности № 2110. «Педагогика и психология
(дошк.)» 2 – е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с. 184 – 187.
22. Лисицын
Ю.П., Шуткин А.И., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М.: Медицина, 1984, с. 6 –
9.
23. Материалы
VII Всероссийского симпозиума «Эколого – физиологические
проблемы адаптации». (26 – 28 апреля 1994 года) М.: 1994,с. 390.
24. Панова
Н.А., Пачева Т.В., Филеши П.А. Возрастно-половые особенности физического
развития и функционального состояния сердца у школьников г. Ставрополя. // Из
кн.: Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном
аспекте. Ставрополь. 1977, с. 146.
25. Панин
Л.Е. Энергетические аспекты адаптации. Л.: Медицина, 1978, с. 191.
26. Петленко
В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Л.: Медицина, 1982, с.
73.
27. Полис
А.Ф. Эмоциональное и норма поведения личности. // Вопросы философии., 1984 №
5//.
28. Пратусевич
Ю.М. Умственное утомление школьников. М.: Просвещение, 1964, с. 230.
29. Симонов
В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987, с. 237.
30. Статистическая
обработка результатов исследования (Методологические указания к практикуму по
физиологии человека и животных. Часть III.
Ставрополь: СГПИ, 1990, с. 20 – 25.
31. Тупицин
И.О. Показатели АД у учащихся 7-х классов в разные дни учебной нагрузки на
протяжении года // Физиолого-гигиеническое изучение учебной нагрузки учащихся
7-х классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. М.: 1984.
32. Физиология
человека (Г.И. Косицкий. 3 – е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1985, с. 495
– 497).
33. Хрипкова
А.Г., Антропова М.В. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме
дня. // Советская педагогика, 1980 № 10., с. 10 – 18
34. Царегородцев
Г.И., Ерохин В.Г. Экология человека в системе медицинского знания. // Вопросы
философии. 1980г. № 8: с. 73 – 76
35. Цицишвили
Р.В. К вопросу о нормировании режима сна школьников. // Режим дня детей и
подростков. М.: 1959.
36. Чайченко
Г.М. Основы физиологии ВНД. Киев: изд-во при Киев. ун-те, 1987 – с. 176.
37. Шапошникова
В.И. Биоритмы – часы здоровья. М.: Советский спорт, 1991, с. 63.
38. Экхольм
Э. Окружающая среда и здоровье человека. Перевод М.А. Богусловский. М.:
Прогресс, 1980, с. 234.
39. Новокатикян
А.О., Крыжановская В.В. Возрастная работоспособность лиц умственного труда.
Киев, 1979.
40. Филеши
П.А., Сивакова Н.Н. Исследование АП системы кровообращения. (Методические
рекомендации). Ставрополь, 1997.
Приложение
№
Оценка
школьной мотивации учащихся младших классов
Расскажи
о школе
(анкета
для учащихся 1 класса, заполняется родителями по ответам ребёнка)
|