Несмотря на то, что большинство специалистов
придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто
имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально – психологической
и духовно – нравственной составляющей понятия. Действительно, для
характеристики состояния населения, как правило, используется классическая
триада: смертность в различных возрастах группах, уровень и структура общей
заболеваемости, а также достигнутый уровень физического развития.
Статистические данные мы можем найти только в рамках этих критериев.
Психологическую составляющую здоровья мы имеем возможность оценить, но
разрозненно, не целостно (уровень интеллекта отдельно, уровень тревожности
отдельно – а где же целостная картина?). Об оценке духовно-нравственной
составляющей здоровья говорить вообще не принято. К сожалению, в настоящее
время еще не разработана комплексная система оценки уровня здоровья человека,
охватывающая все его составляющие. Повсеместно можно заметить явное сужение понятия
здоровья до физического состояния. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться
определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический,
социально – психологический и духовно – нравственный аспект.
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья
экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть
территории нашей страны – зоны экологического неблагополучия. А это
определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих
землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной среды. Мясо, молоко,
яйца от животных и птиц, живущих на этих территориях, также будет оказывать
неблагоприятное воздействие на здоровье при употреблении их в пищу. Конечно,
используя очистные фильтры, вымачивая овощи в воде, строго отбирая молоко и
мясо, можно несколько снизить вред для здоровья. Но ходить в противогазе,
защититься от радиации, совсем отказаться от большинства продуктов питания и
т.п. – невозможно. И чем слабее, незащищеннее организм человека, а именно таков
организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия
вредных факторов окружающей среды.
5. Воздействие неблагоприятных для здоровья
антропогенных и техногенных факторов.
К ним относится описанный в специальной и популярной
литературе широкий спектр патогенных воздействий – от воздействия
электромагнитных полей, в «паутине», которой мы проводим большую часть жизни, и
частых поездок на транспорте («транспортное утомление») до социально –
психологических стрессов, неизбежных при интенсивных межличностных
взаимодействиях, и травмирующего психику воздействия средств массовой
информации, заполонившей эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами,
сценами насилия и убийств. Именно эти атрибуты городской жизни
определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний,
психосоматических заболеваний, проявлений агрессии, роста потребления алкоголя
и наркотиков.
6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы
формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
6.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы
обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает
информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации
и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного
характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.
6.2. Отсутствие интегративности, межведомственного
подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. В существующих программах,
направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности, субъектов
образовательного процесса, как правило, прописано межведомственное
взаимодействие, но на практике это осуществляется недостаточно.
6.3. Низкий уровень санитарно – гигиенической,
просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам
здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями,
изданием научно-популярной литературы, чаще всего ориентирует население
преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не
раскрываются факторы риска и главное – пути их преодоления, не показываются
функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным
влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор
делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления
здоровья, настойчиво рекламируется деятельность медицинских центров, что не удивительно,
так как осуществляют эту деятельность обычно медики, более компетентные в
вопросах диагностики и лечения заболеваний, а не их профилактики с
использованием социально-психологических технологий.
6.4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой
информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого – физически
и духовно – человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое
развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали 85%
респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У
американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье
заняло первое место, а российских – десятое.
6.5. Мало внимания уделяется вопросам формирования
культуры отдыха. Отсутствие такой культуры делает человека заложником
непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению
«убить» время у телевизора, алкоголизации и пр. В результате имеющееся
свободное время не компенсирует последствий накопившегося профессионального
утомления и не обеспечивает подготовку человека к следующему трудовому дню.
7. Несовершенство законодательной,
нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья
населения, в частности, детей и подростков школьного возраста. Законодательная
и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья
школьников, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в
должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных,
лечебно – профилактических, образовательных учреждений и учреждений
Госсанэпиднадзора. Известная декларативность законов не позволяет также
создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория
ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.
8. Несформированность культуры здоровья у учителей,
неблагополучие их состояния здоровья. Тот факт, что значительная часть
учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка,
психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям
развития ребенка и т.п., общеизвестен. Реже объектом внимания и критики
становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового
образа жизни. Регулярно проводимые нами исследования (опрос, анкетирование,
тестирование) свидетельствуют, что по компетентности в этих вопросах учителя
находятся на уровне других специалистов с высшим образованием – инженеров,
экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда
является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия
состояния здоровья учительства как профессиональной группы, которая
представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Учителя сами нездоровы
и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового
учителя не может быть здоровых воспитанников!»
Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются
заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов
заметных подвижек в практике работы школ не заметно. В этом вина как самого
учителя, так и всей государственной системы, многие годы финансирующей
образование и здравоохранение по остаточному принципу, превратившей учителя в
одну из самых низкооплачиваемых профессиональных групп населения. Однако трудно
ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения к
здоровью учителя.
Наряду с такими факторами, как генетическая
обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и
другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников
оказывает другая группа факторов – «внутришкольные», имеющие непосредственное
отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий. С негативным
влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и
нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения
возрастным возможностям школьников и т.п., специалисты связывают до 40%
детского – подростковой патологии. Следует учесть, что утомительность урока не
является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или
психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью
различных факторов.
Интенсификация образовательного процесса идет
различными путями. Первый – увеличение количества учебных часов (уроков,
внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная
нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны
здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов),
особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным
изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в
день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2
часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного
школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13
– 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных
заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается
большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая
утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более
низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Среди учащихся этих школ в
1,2 – 2 раза больше, чем в массовой школе (хотя и в массовой школе далеко не
все благополучно), детей со сниженным функциональным зрением, хронической
патологией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста
отклонений в состоянии здоровья от обмена и интенсивности учебной нагрузки.
Другой вариант интенсификации учебного процесса –
реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема
материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные
годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную
область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%).
Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами,
как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного
материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились.
Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к
увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации – возникновение у
учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление
создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития
нервных, психосоматических и других заболеваний.
Опасность для здоровья этого состояния показал еще
Г.Н.Сперанский. Согласно его исследованиям, если у ребенка сформировался
синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной
отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и
речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании
и многих других симптомах, то даже девятичасовой сон не снижает утомление. Уже
тогда был разработан целый комплекс мер борьбы с чрезмерным утомлением.
Физиологическая основа утомления – угнетение деятельности
корковых центров. В дальнейшем торможение распространяется на подкорковые
центры, угнетается сосудистая активность, затрудняется выработка условных
рефлексов. Из острого состояния утомление, если его не компенсировать, может
стать хроническим. Особенно часто хронизация утомления происходит у одаренных
детей. Ведь ранняя одаренность – это увлеченность, а люди, и особенно дети,
плохо контролируют свои увлечения.
Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним
фактором – оно определяется комбинацией различных причин, среди которых
значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные
возможностям данного организма, статическое положение тела во время работы,
«монотония». Фоном развития утомления обычно является безразличное или
угнетенное эмоциональное состояние.
Фактор, который в общественном мнении традиционно
связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся, – экзаменационный
стресс. Особо пристрастное внимание к этому вопросу в этом году связано с
введением в ряде регионов страны единого выпускного экзамена. Если посмотреть
на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная
работа, тестирование – уже маленький экзаменационный стресс. И хотя контроль
знаний – очень ответственная процедура, вред здоровью ученика может нанести не
любой ответ на уроке и не любой экзамен, а лишь такая процедура проверки
знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого-педагогические и
этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности,
не приняты во внимание индивидуальные особенности отвечающего (экзаменующегося).
Но встречающиеся плохие экзаменаторы – это не повод отменять саму процедуру
экзамена, так же как существование плохих, низкоквалифицированных учителей – не
повод закрывать все школы.
Приведем примерный перечень внутришкольных факторов,
представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.
I. Гигиенические условия, факторы
1.1.
шум
1.2.
освещенность
1.3.
воздушная среда
1.4.
размер помещений, кубатура
1.5.
дизайн, цвет стен
(видеоэкологические факторы)
1.6.
используемые
стройматериалы, краска
1.7.
мебель: размеры,
размещение в помещении
1.8.
видеоэкранные средства –
компьютеры, телевизоры
1.9.
пищеблок: ассортимент,
качество пищи, организация питания
1.10.
качество питьевой воды,
используемой в школе
1.11.
экологическое состояние
прилегающей к школе территории
1.12.
состояние сантехнического
оборудования.
II.Учебно-организационные факторы
(зависящие в большей степени от администрации школы)
2.1. объем учебной нагрузки, ее
соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
2.2. расписание уроков,
распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
2.3.
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование
видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и
т.п.)
2.4. объем физической нагрузки
– по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во
внеучебное время)
2.5. особенности устава школы и
норм жизни школы
2.6. медицинское и
психологическое обеспечение школы
2.7. участие родителей учащихся
в жизни школы
2.8. стиль управления
администрации, характер отношений «по вертикали»
2.9. психологический климат
педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
2.10. интегрированность школы в
окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь
школы
2.11. наличие/отсутствие
системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни
учащихся
2.12. позиция и уровень компетентности
руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
III. Психолого-педагогические факторы
(зависящие в большей степени от учителя)
3.1. психологический климат в
классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
3.2. стиль педагогического
общения учителя с учащимися
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|