Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе
министерство образования рф
Ставропольский государственный университет
Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека
Кафедра общей биологии
дипломная работа
здоровье современных
подростков
и здоровьесберегающие
технологии в школе
Выполнила:
студентка 5-го курса БХФ,
отделения биологии (ОЗО)
Агишева Татьяна Ивановна
Научные руководители:
канд. мед. наук, доцент
Каюмова С.С.
канд. пед. наук., доцент
Мищенко Р.Н.
Рецензент:
Ставрополь –
2003
содержание
Стр.
Введение. 5
Глава I. Здоровье человека, определение, многогранность форм его
проявления (обзор литературы) 17
I.1. Факторы, определяющие
здоровье человека. 19
I.2. Диагностика уровня здоровья. 20
I.3. Здоровье, возраст,
работоспособность. 24
I.3.1. Динамика умственной
работоспособности. 25
I.3.2. Учебная нагрузка и
работоспособность. 27
I.3.3. Педагогические аспекты
изучения и нормирования учебной нагрузки. 28
I.4. Типология высшей нервной
деятельности. 31
I.4.1. Основные положения
современного учения о типах высшей нервной деятельности. 33
I.4.2. Психолого-педагогический
аспект типологических особенностей ВНД.. 35
I.4.3. Возрастные особенности ВНД
младших школьников. 38
Глава II. Организация и методы исследования.. 40
II.1. Характеристика контингента
обследуемых и организация исследования. 40
II.2. Методы исследования. 40
II.2.1. Определение уровня
физического развития (антропометрия) 40
II.2.2. Оценка состояния осанки в
процессе развития детей. 41
II.2.3. Мониторинг двигательного
развития и двигательной подготовленности учащихся. 42
II.2.4. Мониторинг функционального
состояния организма. 44
II.2.5. Принципы вычисления
адаптационного потенциала системы кровообращения 45
II.2.6. Методика определения
адаптационного потенциала системы кровообращения 46
II.2.7. Оценка школьной мотивации
учащихся младших классов. 47
II.2.8. Определение
адаптоспособности и биоритмического состояния. 47
II.2.9. Методы статистической
обработки цифрового материала. 48
II.2.10. Коэффициент корреляции. 49
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение. 51
III.1. Физическое развитие
учащихся. 51
III.1.2. Двигательная
подготовленность учащихся. 52
III.1.3.Оценка состояния осанки детей. 53
III.2. Функциональное состояние
кардио-респираторной системы.. 54
III.2.1. Адаптационный потенциал
(АП) системы кровообращения. 55
III.3. Определение школьной
мотивации. 56
Глава IV. Здоровьесберегающие технологии и современная система образования.. 57
IV.1. Представление о
здоровьесберегающих образовательных технологиях. 57
IV.2. Принципы и отличительные
особенности здоровьесберегающих образовательных технологий. 61
IV.3. Здоровьесберегающее
образовательное пространство школы.. 68
IV.4. Обеспечение гигиенических
условий образовательного процесса. 79
IV.5. Здоровьесберегающая
организация учебного процесса. 85
IV.5.1. Показатели рациональной
организации учебного процесса. 85
IV.5.2 Рациональное расписание
учебных занятий. 85
IV.5.3. Двигательная активность
учащихся. 87
IV.5.4. Рациональная организация
урока. 89
IV.5.5. Использование в
образовательных учреждениях технических и аудиовизуальных средств обучения. 91
IV.5.6. Рациональная организация
общего режима дня школьников. 92
IV.5.7. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения. 93
Заключение. 96
Список литературы.. 97
приложения.. 100
Сокращения, часто встречающиеся в тексте:
АП – адаптационный
потенциал;
ВНД – высшая нервная
деятельность;
ВРИ – весоростовой
индекс;
ДАД – диастолическое
артериальное давление;
САД – систолическое
артериальное давление;
ССС – сердечно-сосудистая
система;
ЦНС – центральная
нервная система;
ЧСС – частота
сердечных сокращений;
ЗОЖ – здоровый образ
жизни;
ЗСТ –
здоровьесберегающие технологии;
МТ – масса тела;
Р – рост;
В
– возраст.
Проблема
сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных
современных условиях развития России исключительно значима и актуальна,
поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За
последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья
школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться
здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго
школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
За
период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
увеличивается в 1,5 – 2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими
болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.
Особенно
неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа
(гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.),
учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. К концу
года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а
общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%,
появления повышенной невротизации отмечается у 55% - 83% учащихся школ нового
типа.
Заметно
возросла заболеваемость подростков: по результатам профилактических осмотров
различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков. Распространённость
заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 3%.
Обоснование проблемы и
необходимости её решения программными
методами
1.
В условиях социально-экономического кризиса проблемы детей в Ставропольском
крае, как и в России, остаются предельно острыми, и их безотлагательное решение
жизненно необходимо. По-прежнему сохраняются неблагоприятные тенденции в
демографических процессах, состоянии здоровья детей.
Высокой
остается младенческая смертность, растут детская заболеваемость и инвалидность.
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными
являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда
женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных
и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно
матерей.
Поэтому
проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Воспитанники
интернатных учреждений на 1-2 года отстают от паспортного возраста. Их заболеваемость
в 2 раза меньше, чем у детей, воспитывающихся в семье.
Общая
заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла почти на 10%.
Отмечена
тенденция к росту числа заболеваний нервной системы и органов чувств у детей.
Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания
(53,3%), нервной системы и органов чувств (10,8%), инфекционные и паразитарные
болезни (8,2%), травмы и отравления (6,2%), болезни кожи и подкожной клетчатки
(5,0%).
При
проведении медицинских осмотров детей всех возрастов отмечается увеличение
диспансерного контингента детского населения.
Здоровье
школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания,
двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного
воспитания. При этом огромное значение имеет учет поло-личностных особенностей
обучающихся и воспитанников.
За
период обучения в школе продолжает увеличиваться патология зрения.
В
1999 году зарегистрирован 21721 ребенок – инвалид до 15 лет (20307 – в 1996
году).
В
настоящее время в крае насчитывается 13890 детей, относящихся к категории лиц
с проблемами в развитии и нуждающихся в специальном (коррекционном)
образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Происходящие
в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно
сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского
попечения.
Состояние
здоровья детского населения края вызывает очень серьезное опасение специалистов.
По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные
нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии.
Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе.
Высок
процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы
к военной службе.
2. Здоровье каждого человека определяется отношением
внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и
возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям,
защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья
факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности – устранение
вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к
ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) – определяет
направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.
Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное
воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья
учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно
связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто
называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие
воздействие на здоровье школьников.
Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов,
наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на
которые указывают многие исследователи и практики.
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и
укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в
России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.
Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не
возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и
получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости
своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает
самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме
ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И.Брехман, «не
должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе
случаев они являются следствием образа жизни». Действительно, исторически
медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала
сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение
болезней составляло ее вторую часть. По преданию, владыки Древнего Востока
платили своим врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровы.
Отношение к здоровью принципиально изменилось уже в рабовладельческих
сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. При этом
рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все в меньшей степени уделяли
внимание своему здоровью и все больше уповали на лечение возникших его
нарушений, на врача. Видимо, следует считать, что именно это обстоятельство
способствовало тому, что медицина потеряла свое профилактическое значение и
стала обращать основное внимание на лечение болезней. В СССР провозглашался
принцип социально-профилактической направленности медицины, ее бесплатности,
доступности, и можно было ожидать, что заболеваемость существенно снизится, а
число здоровых людей значительно увеличился. Однако статистика говорит о
другом. Очевидно, что в рамках старого подхода к целям и задачам медицины
решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья невозможно.
Необходимо определить новую стратегию сохранения
здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идеи
ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и
общества перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70-80%
определяется его собственным отношением или возможностью влияния на факторы,
имеющие к здоровью отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что
«осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за
сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья…– ключевой
фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению
здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».
2. «Забалтывание» проблемы здоровья. Существует
такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со
всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с
этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная
деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется
рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только
размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Возникает недоумение: как же
так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может,
эта проблема неразрешима? Организуя деятельность по сохранению и укреплению
здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры
здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять
деятельность рассуждением о ней. Дорогу осилит идущий!
3. Сужение понятия здоровья. Существует более
300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения,
приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней и физических дефектов. Это определение является
одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден
некий идеал.
Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние
оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, академика
РАМН Ю.П.Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области
профилактической медицины и санологии, основным фактором, обуславливающим
здоровье человека, является образ жизни (50-55%). Влияние экологических
факторов на здоровье оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20%
составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков
и дефектов здравоохранения. Эти данные, как модель обусловленности состояния
здоровья, отражают результаты исследований по влиянию тех или иных факторов на
здоровье, заболеваемость или болезненность отдельных групп населения, регионов,
конкретных людей, занятых в различных сферах трудовой деятельности, и до сих
пор подтверждаются отечественными и зарубежными специалистами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|