3.3. характер проведения
опросов и экзаменов, проблема оценок
3.4. степень реализации
учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
3.5. особенности работы с
«трудными подростками» в классе
3.6. соответствие используемых
методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям
школьников
3.7. степень ограничений в
свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся
на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
3.8. личные, психологические
особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
3.9. состояние здоровья
учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
3.10. обременение учителя
собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения
3.11. степень педагогической
автономии и возможности инновационной деятельности учителя
3.12. профессиональная
подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных
технологий.
Перечисленные
и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления,
работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня
здоровья подрастающего поколения.
3.
Диагностика состояния учащихся ГОУ СОШ №2 с. Лад- Балка выявила следующие
результаты: в 2001 году из 704 учащихся 168 учащихся состоят на диспансерном
учете, из них: у окулиста – 44 человека, у хирурга – 45 человек; у ЛОР - врача
– 3 человека, у педиатра – 30 человек, у гастроэнтеролога – 32 человека, у
эндокринолога – 4 человека, 5 человек – инвалиды детства.
Имеются
дети – 12 человек, у которых выявлено сразу несколько заболеваний.
Наибольший
процент заболеваний у детей от общего числа учащихся приходится на:
а)
желудочно-кишечный тракт – 4,9%;
б)
органы зрения – 4,3%;
в)
опорно-двигательный аппарат – 3%.
Рост
заболеваемости детей наблюдаются по возрастам:
-
1-4 классы - 21%
-
5-9 классы - 54,2%
-
10-11классы - 24,6%
Отягощенность
хроническими заболеваниями, конечно же сказывается на уровне работоспособности
в течение как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение
функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца,
тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость). Таким образом, проблема
организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья
весьма актуальна.
Главной
целью предпринятого нами исследования на базе ГОУ Ладбалковской средней
общеобразовательной школы №2 было: на основе изучения закономерностей влияние
современной школы на здоровье детей разработать систему сохранения и
формирования здоровья учащихся через личностно-ориентированный подход к
оздоровлению, образованию и воспитанию детей.
Поставлены
следующие задачи для достижения главной цели:
1.
Изучить, проанализировать, обобщить современные
теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в
педагогическом процессе и в повседневной жизни.
2.
Изучить влияние здоровьесберегающей технологии профессора
В.Ф.Базарного на здоровье учащихся.
3.
Внедрить в практику работы школы Программу школы по здоровьесберегающим
технологиям в образовательном процессе «Здоровье – основа развития личности».
4.
Разработать и реализовать:
· Методические
рекомендации по сохранению, укреплению, формированию здоровья и здорового
образа жизни учащихся и педагогического коллектива через учебно-воспитательный
процесс;
· Методические
рекомендации по реализации личностно – ориентированного подхода к обучению,
воспитанию, оздоровлению и развитию детей на основе мониторинга и качества и
двигательной подготовленности учащихся;
5.
На основе данных комплексного мониторинга здоровья и
успеваемости создать банк данных по школе.
6.
Организовать обсуждение получаемых в ходе исследования
результатов в педколлективе школы, в индивидуальных собеседованиях с учащимися
и их родителями, а также проведение родительских собраний с целью анализа
структуры здоровья класса, выявления причин понижения его уровня и выработки
совместных программ соответствующих действий по их устранению.
Ход
естественного эксперимента предусмотрен с первых классов школы. Это не случайно.
Именно школа с первого класса должна способствовать воспитанию у детей привычек,
а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия
самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Объектом
исследования является процесс формирования здоровья учащихся через
личностно – ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся.
Предметом
исследования являются особенности организации учебновоспитательного процесса по
здоровьесберегающей технологии профессора В.Ф.Базарного; особенности
образовательной среды, условий, способствующих сохранению и формированию
здоровья детей.
Рабочая гипотеза
Если
значительные потери здоровья детей и подростков связаны с обучением в школе, то
внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и
воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей
культуры школьников. Эти результаты будут способствовать воспитанию у ребёнка
потребности быть здоровым, научить его этому, организовать помощь в сохранении
и формировании здоровья. Выпускник школы должен быть личностью духовно,
физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и
формировать его.
Глава I.
Здоровье человека, определение, многогранность форм его проявления
(обзор литературы)
Понятие
«Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый
человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно
Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье –
это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет».
На самом деле – это одна из важнейших категорий
человеческого бытия. Известный отечественный патофизиолог академик
И.В.Давыдовский писал, что установить чёткую грань между здоровьем и болезнью
невозможно. Поэтому при медицинских заключениях самым расхожим определением
является «практически здоров».
Здоровье и болезнь человека представляют собой
производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто
независимое, автономное. Оно является результатом социальных и природных
факторов, следствием преломления окружающей среды в биологическом субстрате
организма.
Для научных разработок и практического использования
эта категория (здоровье) должна иметь более чёткое определение. И таких
определений предложено много.
Е.Гольдсмит (1980г.): «Здоровье – такое состояние,
которое даёт возможность сохранять здоровье, т.е. длительно сохраняющаяся
способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных,
психологических и социальных воздействий».
И.И.Брехман (1990г.): «Здоровье – способность
сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений
количественных и качественных параметров триединого потока – сенсорной,
вербальной и структурной информации».
А.Я.Иванюшкин (1982г.) предлагает три уровня
ценностного смысла «здоровья» и «болезни»:
1) биологический – изначальное здоровье – это:
·
совершенство саморегуляции
организма;
·
гармония физиологических
процессов;
·
максимум адаптации, как
следствие.
2)
социальный – это:
·
мера социальной
активности;
·
деятельное отношение к
миру.
3)
личностный, психологический – здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание
её в смысле преодоления, т.к. здоровье – не только состояние организма, но и
«стратегия жизни человека».
И, наконец, определение всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это полное физическое, психическое и
социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая,
социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с
людьми, природой и самим собой».
Подытоживая, следует отметить совсем понятные вещи:
здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не
случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство
или слава, один из древних философов ответил: «Ни богатство, ни слава ещё не
делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».
Что касается взаимоотношений двух состояний – здоровья
и болезни, то следует отметить, что здоровье это закономерность, природная
заданность. Человек рождается здоровым в результате генетической
запрограммированности. Болезнь же – это частность, нарушение закономерности,
природной гармонии. Изначальное природное свойство всего живого на планете
Земля (генетическая запрограммированность здоровья) не следует путать с
нарушениями в генетическом коде, связанными с искусственным воздействием антропогенов,
обладающих мутагенным действием, поражающим структуру ДНК (носителя
наследственности) даже при условии, что Природа спрятала этот аппарат в самую
глубину (ядро) клетки. За прошедшие десятилетия, через которые прошли 44000
поколений предков человека (из них 16000 поколений людей – «Homo Sapiens»)
наследственный код человека не пострадал так значительно, как это произошло за
один XX век. Не случайно эксперты ВОЗ провозгласили
экологическое неблагополучие (денатурация Биосферы) второй проблемой Земли
после ядерной войны: и то, и другое может привести к гибели всего живого на
Земле – разница только во времени.
Следует отметить, что и здоровый человек не может
приспособиться к любым изменениям среды обитания, несмотря на 8 – 10-ти кратный
запас прочности его приспособительных (адаптационных) механизмов. Адаптация
имеет свои пределы. Видимо, этим можно объяснить тот факт, что у современного
человека произошло нарушение заданной природной устойчивости (изначального
здоровья) и он стал производить на свет больных или даже уродливых детей. Не
случайно также, что большая половина людей находится в так называемом «третьем
состоянии», т.е. неполном здоровье, когда между здоровьем и болезнью
«…располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые
формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию и всё же не
являющиеся ни тем, ни другим». (И.И.Брехман, 1990г.). Понятие нормы, как и
совпадающее с ним понятие здоровья, до сего времени продолжает оставаться
предметом острой дискуссии. Наиболее гибкое понятие нормы предложено
В.П.Петленко: «Норма есть биологический оптимум живой системы…этот интервал «оптимального функционирования
живой системы» имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется связь со
средой, а также согласованность всех функций организма. Нормальная система –
это всегда оптимально функционирующая система».
Для оценки состояния нормы или здоровья обычно принято
пользоваться различными показателями: антропометрическими, физиологическими,
биохимическими. Они обычно оцениваются как некие средние или среднестатические
величины, варьирующие в достаточно широких пределах.
По данным статистики, представленным экспертом ВОЗ
академиком Ю.П.Лисициным на VII Всероссийском симпозиуме
«Эколого-физиологические проблемы адаптации» (Москва, 1994г.), в нашей стране в
последние годы сложилась крайне неблагоприятная ситуация, позволяющая говорить
об «обвале общественного здоровья», если рассматривать общество как социальный
организм:
·
возрастание общей
смертности, которая превышает в 5,6 раза рождаемость, смертность в
трудоспособном возрасте в России в 4 раза выше, чем в США;
·
падение рождаемости: за
один 1994 год оно составило 9,7% – беспрецедентный случай в истории нашей
страны;
·
средняя продолжительность
жизни за последние три года снизилась с 70 до 67 лет (по последним данным, в
России – 58 лет);
·
резкое увеличение числа
абортов, которое достигло в России половины количества этих операций,
производимых во всём мире;
·
распространение
алкоголизма, снижение иммунорезистентности, и, как следствие, - учащение
эпидемических вспышек опасных инфекционных болезней.
Глобальная
картина состояния здоровья неуловима. Но наука располагает определёнными
данными, характеризующими с разных сторон состояние здоровья в обществе.
Общепринятые показатели здоровья:
1.
Смертность и её причины,
хотя эти данные не полностью отражают картину здоровья.
2.
Продолжительность жизни
при рождении. Известны данные о том, что место рождения часто определяет
возраст смерти. Детям наименее развитых стран Африки предстоит прожить 40 лет,
а продолжительность жизни в развитых странах мира превысила 70 лет (выше всего
в Японии – 78 лет).
3.
Важный показатель –
детская смертность. Это более чувствительный показатель социальных условий и
состояния здоровья, чем средняя продолжительность жизни. В развитых странах
мира смертность детей колеблется от 10 до 25 случаев на 1000 живорождённых
детей.
Здоровье
детей и подростков – это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого
человека. Перенесённые болезни в детстве подтачивают этот фундамент, т.к.
большинство из них не проходит бесследно и заканчивается, как правило,
различными нарушениями здоровья: от незаметных невооружённым глазом структурно
- функциональных сдвигов до инвалидности.
Всё
это подтверждает мысль о том, что наиболее гуманными, социально и экономически
целесообразными мерами любого государства по формированию здоровья нации
являются меры по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Государство, не делающее этого, не имеет будущего (ООН).
I.1.
Факторы, определяющие здоровье человека
Человек рождается, живёт и умирает в многофакторной
природно-социальной среде, которая изменением своих физических свойств,
химического состава и информационно – коммуникационной напряжённости оказывает
на человека постоянное воздействие.
Человек познаёт окружающую среду, как считают
исследователи этого вопроса, и адекватно реагирует на её факторы с помощью
поступающей информации, представленной (И.И.Брехман) тремя её видами:
·
Сенсорная – поступает
через органы чувств с помощью первой сигнальной системы;
·
Вербальная – проводником
которой является вторая сигнальная система (устное и письменное слово);
·
Структурная – поступает в
организм через дыхательную систему и желудочно-кишечный тракт – компоненты
пищи, воды, лекарств, вдыхаемого воздуха и др., структура которых представляет
«язык свойств», считываемых организмом.
Объём
информации может быть оптимальным, избыточным, недостаточным. Информация может
быть необходимой (полезной), индифферентной, вредной. Всё это формирует
отношение организма к окружающей среде. От характера информации зависят возможности
организма к адаптации и компенсации.
I.2.
Диагностика уровня здоровья
Окружающая
человека среда чрезвычайно разнообразна и многофакторна, что создаёт
определённые трудности в оценке взаимоотношений этого множества с организмом
человека. Поэтому необходимой мерой является классифицирование этого множества
по наиболее общим признакам и ранжирование значимости отдельных групп. С учётом
таких посылок можно выделить три группы факторов, наиболее значимых,
определяющих:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|