Таким
образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших
для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для
системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения
этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог. Недоработка
школы в этой сфере сравнима с исключением из школьных программ всех уроков
математики.
Постановка
задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в
двух вариантах – задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум и отвечает
фундаментальному принципу медицины и педагогики: «No nocere!»
(«Не навреди!»). Реализация её рабочей программы включает выявление и
каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное
(патогенное) воздействие на организм учащегося – его физическое, психическое
(психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в
дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на
учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные)
факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены
на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса
(гигиенические), обусловленные организацией обучения
(организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей,
администрации, сотрудников образовательного учреждения
(психолого-педагогические факторы).
Таким
образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных
технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания,
развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов
образовательного процесса. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника.
В традиционном понимании, сложившимся в нашей стране ещё в советское время, охрана
труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий
на здоровье производственника. «Производство» школьника – его парта, класс,
деятельность – учёба. Задача руководства управления образования, директора
школы, учителя – по возможности защитить тело и психику ребёнка в школе от
воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых
проявляется постепенно, путём кумуляции. То же самое касается охраны труда и
здоровья педагогов. Справедливости ради отметим, что приоритеты в охране труда
и здоровьесбережении разные: в первом случае – сохранение трудовой единицы и
повышение производительности труда (экономическая задача), во втором – забота о
человеке, его здоровье (гуманитарная задача).
Как
мы уже говорили, на практике выделяется 3 источника угроз для здоровья учащихся
и педагогов:
1.
Гигиенические, средовые факторы;
2.
Организационно – педагогические факторы;
3.
Психолого-педагогические факторы.
ЗОТ
в первую очередь касается третьей группы факторов, что выдвигает на первый план
задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников образовательных
учреждений. Но рассмотрение здоровьесберегающих технологий только как характеристики
работы учителя было бы методологической ошибкой. Слишком тесна взаимосвязь всех
вышеуказанных факторов, особенно в отношении достигаемого эффекта. Кроме того,
к трём общепринятым факторам угрозы для здоровья учащихся, мы склонны отнести и
безграмотность в вопросах здоровья: не менее половины проблем со
здоровьем мы создаём себе сами! А это также образовательная проблема. Таким
образом, ЗОТ можно рассматривать как альтернативу угрозам здоровью,
исходящим их всех источников, так или иначе связанных с образовательным
процессом.
Было
бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий,
содержание его в школе под своеобразным «колпаком», защищающим от всех вредных
влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во – вторых, что очень
важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми
воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к
взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое
(температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребёнка в стремлении
защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом.
Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него
адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной.
Это и должна делать школа через ЗОТ – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на
уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют
учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике,
а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство – подготовка
ученика к реальной жизни – определяет, в конечном счёте, профессионализм
учителя, является содержанием «педагогической адаптологии» (Смирнов Н.К.,
2000), рассматривающей в определённом аспекте многие проблемы формирования,
сохранения и укрепления здоровья учащихся и составляющей один из теоретических
конструктов представления о ЗОТ.
Критерием
здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью
защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья
учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с воздействием таких
факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы
здравоохранения (обращаться к врачам надо только тогда когда заболеешь), но
вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией
здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой
здоровье – не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического,
психического и социального благополучия.
Если
организовать работу школы в сфере охраны здоровья только задачей-минимум –
защитой ученика от вредных воздействий – то лишь небольшая часть
образовательного потенциала школы окажется задействованной в интересах здоровья
учащихся. Такой подход на наш взгляд, не отвечает стратегическим принципам
здоровьесбережения и не приводит к достижению целей системы образования. Ведь
получается, что пока ребёнок в школе, о нём заботятся, за порогом же школы образовательное
учреждение снимает с себя всякую ответственность за здоровье своего
воспитанника. Усилия в этой сфере не могут ограничиваться только фильтрацией
воздействий, непосредственно связанных с образовательным процессом, ролью щита
от них. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении
здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Это и
учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через
родителей учащихся, и т.д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов
ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды –
как природной, так и социальной – важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными
образовательным учреждениям средствами – обучением, воспитанием, содействием
развитию.
В
соответствии с этим и понимание ЗОТ представляет нам как задача-оптимум,
включающая решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического,
психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья,
действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным
представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий
как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов,
технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от
неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и
способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. «Рядовой» признак
ЗОТ, как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным
процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются
все конкретные технологии, приёмы и методы. Поэтому и противопоставление
условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий,
достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его
содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.
Последнее
принципиально важно, ибо задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить
здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к
дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня
здоровья.
Задача
здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень
здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании
будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством
умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к
здоровью других людей.
IV.2.
Принципы и отличительные особенности
здоровьесберегающих образовательных технологий
В
числе главных недостатков современной системы образования в России, российской
школы – её авторитарность, доходящая в некоторых учебных заведениях и у
некоторых учителей до деспотизма. Впрочем, это касается особенностей системы
образования не только нашей страны. В попытках выстроить дисциплину,
организовать учебный процесс, учителя и администрация школ неоправданно часто и
интенсивно используют «административный ресурс». Понятие «заставить ученика» –
из числа самых распространённых. Оно не всегда проговаривается вслух, но
отношения учителя с учеником по большей части определяются именно этим
глаголом. Чтобы удерживать дисциплину в классе на уровне, необходимом для
проведения урока, обеспечить возможность учиться школьникам, которые хотят
этого, от учителя требуется выдержка, самообладание, владение широким арсеналом
педагогических приёмов и коммуникативных техник. Иногда у педагога недостаточно
профессионализма, технологической оспособленности, чтобы преодолеть отсутствие
у школьников интереса к учёбе, низкий культурный уровень, особенно в сочетании
с высокой конфликтностью, агрессивностью, ощущением безнаказанности, неумением
держать себя в руках, владеть своими эмоциями и т.п. В некоторых случаях
неспособность соблюдать правила дисциплины, двигательная расторможенность,
эмоциональная неуравновешенность нередко обусловлены органическими мозговыми
или функциональными нервно – психическими отклонениями, в отношении которых
педагогические методы бессильны. А таких подростков в классе бывает не один и
не два…И здесь легко от требовательности перейти к принуждению, что не одно и
то же! Возможность достичь положительного результата без принуждения учащегося
и отличает настоящего педагога-профессионала от «просто учителя». Именно
авторитарная позиция восполняет обычно нехватку профессионализма,
энергетических и личностных ресурсов учителя, выполняя компенсаторную роль.
Негативные
стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся,
снижается уровень проявления и развития креативности, снижается самооценка,
формируется состояние хронического стресса, как и во всех случаях, когда
человек ощущает зависимость от другого. Длительное пребывание в такой ситуации
приводит к формированию протестных реакций, энергетика которых, постепенно
накапливаясь, может стать причиной неожиданного всплеска агрессивности
(«немотивированная агрессия»). Воспитательное же воздействие психологического
давления извне – формирование таких черт характера как неискренность,
безынициативность, безответственность, застенчивость и т.п.
Негативное
воздействие на здоровье так же обусловлено и жестко навязанными извне
ограничениями телесных проявлений учащихся: отмечено, что чем более авторитарен
учитель, тем более скованными чувствуют себя на его уроке ученики. А это
ограничивает возможности эмоционально – двигательных противовесов «монотонии»,
ускоряет наступление утомления и переутомления. Поэтому можно утверждать, что
чем больше в школе и на уроках отдельных учителей проявлений авторитаризма, тем
в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа
здоровьесберегающей.
С
авторитарностью обычно сопряжены и другие характерные особенности педагогической
деятельности. В частности, это дидактоцентрическая ориентация педагогического
процесса, противостоящая антропоцентрической. Когда приоритетом деятельности
учителя, ориентиром ее совершенствования становится методика обучения, страдает
главное действующее лицо образовательного процесса – ребенок. В этом случае он
превращается из субъекта в объект.
Именно
учителям авторитарного стиля, в значительно большей степени, чем другим,
присуще стремление к назидательности. А её избыток обуславливает снижение
интереса к поступающей информации. Кроме того, назидательность – подчёркивание
своей приоритетной позиции («подстройка сверху») со всеми нежелательными
последствиями такой коммуникации.
Для
самого учителя, директора, руководителя управления излишняя авторитарность
значима как признак принадлежности к «типу А», т.е. к людям «стресс –
коронарного» типа реагирования, имеющим повышенный риск заболеваний
сердечно-сосудистой системы, в частности риск инфарктов.
Замечательный
пример неавторитарной педагогики – педагогическая система Александра Нила,
описанная в его книге «Саммерхилл – воспитание свободой» (М.:Педагогика –
Пресс, 2000). Блестящий, афористичный язык, которым она написана и который в полной
мере сохранён переводчиками – мудрыми педагогами Э.Гусинским и Ю.Турчаниновой –
позволяет рекомендовать эту книгу не только как образец педагогической
классики, но и как руководство по здоровьесберегающей технологии (хотя этот термин
в ней, понятно, не используется).
Писать
о необходимости индивидуализации воздействий стало традиционным для педагогической
литературы. Однако укажем, что в интересах здоровья ребёнка «не загонять» его в
прокрустово ложе шаблонов поведения, жёстких временных регламентов, расписанных
до минут схем действий и т.п. Даже учёт только лишь возрастных и темпераментных
особенностей учащегося требует серьёзной «подстройки» психолого-педагогических
воздействий. Известно, насколько травматичным для психики ребёнка с
флегматичными чертами является постоянное напоминание, что он медлит,
опаздывает, не успевает, тем более, если это сопровождается физическим
воздействием или педагогическими санкциями. Формирование невроза в этих случаях
– лишь дело времени! Ещё больше шансов «заработать» невроз от действий
неквалифицированного педагога представителя меланхолического темперамента.
Но
темпераментные характеристики – лишь небольшая часть индивидуальных особенностей
ребёнка, которые необходимо учитывать для того, чтобы педагогическая технология,
субъектом воздействия которой он оказывается, не нанесла вреда его здоровью. Дополнительную
диагностическую и методическую сложность представляет то, что черты характера и
другие психологические особенности тесно спаяны с уровнем и качественными
показателями состояния здоровья. Патогенные воздействия умеренной силы приводят
сначала к нарушениям психического здоровья (психолого-педагогический уровень),
а затем могут трансформироваться в патологию медицинского характера –
пограничные нервно – психические и другие функциональные расстройства,
психосоматические заболевания.
Из
определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей
целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры
здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы
и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура
здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация
на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является
информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться
успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к
культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается
именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет
максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение
вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование
здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы
составляют единое целое – дорогу к здоровью.
Раскрывая
с разных сторон содержание ЗОТ и их связь с неизвестными педагогическими
технологиями, напомним, что фундаментальный принцип педагогической тактики
состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой
форме – фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен
запросить её у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя –
научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него
интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет
узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. «А какое же это
имеет отношение к ЗОТ?» - спросит читатель. И хорошо, что спросит, что спросит
– так бы делали и наши школьники! А отношение следующее. Во-первых, задание
вопросов – это проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно
коррелирует с адаптационной способностью, умением и готовностью находить
оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые
представляют риск для здоровья. Во – вторых, это показатель включённости ученика
в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности
(в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают).
Наконец, в – третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных
навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов
задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного
материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно,
это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что
количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов
его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует
его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие
вопросы задают на уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя. Полушутливая
фраза о том, что «если вопросов не задают – это значит, что или всё понятно,
или ничего не понятно», по сути – не верна. Это признак или безразличного
отношения к полученной информации, или неуважения к её источнику, или низкого
уровня слушателей. В школе – и то, и другое, и третье – показатель
недостаточной квалификации учителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|