Меню
Поиск



рефераты скачать Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российс...

Внутренние структурные подразделения головной кредитной организации и ее обособленных подразделений (дополнительные офисы) - подразделения головной кредитной организации, не имеющие прав юридического лица и осуществляющие банковские операции (в том числе безналичные расчеты) от имени головной кредитной организации в рамках соответствующей лицензии, предоставленной ей Банком России. Они создаются и функционируют на территории соответствующего субъекта РФ вне места нахождения головной кредитной организации и обслуживают либо одновременно плательщика и получателя, либо только одного из них. Для обслуживания плательщика и (или) получателя внутренние структурные подразделения головной кредитной организации и ее обособленных подразделений (дополнительные офисы) открывают им расчетные счета.

Расчетно-кассовые центры Банка России - структурные подразделения Банка России, не имеющие прав юридического лица и осуществляющие банковские операции (в том числе безналичные расчеты) от имени Банка России. Расчетно-кассовые центры Банка России создаются и функционируют в составе территориальных учреждений Банка России (обособленных подразделений Банка России) на территории каждого субъекта РФ или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов РФ, и обслуживают головные кредитные организации (обособленные подразделения). Для обслуживания головных кредитных организаций (обособленных подразделений) расчетно-кассовые центры Банка России открывают им корреспондентские счета (субсчета).

Полевые учреждения Банка России - подразделения Банка России, являющиеся воинскими учреждениями, не имеющие прав юридического лица и осуществляющие банковские операции (в том числе безналичные расчеты) от имени Банка России. Полевые учреждения Банка России создаются и функционируют на территориях воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность страны, а также физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны. Соответственно, полевые учреждения Банка России обслуживают только вышеперечисленных лиц, открывая им для этого специальные банковские счета.

В результате анализа положений действующего законодательства РФ можно прийти к выводу о том, что из всех субъектов безналичных расчетов особым правовым статусом обладает ЦБ РФ. Это прежде всего обусловлено п. п. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ, согласно которым денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля является еще одной основной функцией ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Исходя из абз. 3 ст. 1, ст. 2, абз. 5 ст. 3 и абз. 7 ст. 8 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ <*> Банк России является юридическим лицом, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, и не преследующим получение прибыли в качестве цели своей деятельности.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.


Двойственную природу ЦБ РФ как носителя государственной власти РФ и юридического лица в правоприменительной практике РФ <*> и в работах представителей отечественной юридической науки <**> традиционно пытаются объяснить существованием именно вышеупомянутых норм.

--------------------------------

<*> Вопрос о принадлежности ЦБ РФ к органам государственной власти РФ также не имеет общепринятого разрешения. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П // Рос. газета. 2001. N 130; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2001 г. по делу N КА-А41/1374-01 // База данных КонсультантАрбитраж: Московский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2002 г. по делу N КГ-А41/2404-02 // База данных КонсультантАрбитраж: Московский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2001 г. по делу N А79-1185/01-СК1-1111 // База данных КонсультантАрбитраж: Волго-Вятский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2002 г. по делу N А33-2704/01-СЗ-Ф02-3320/2001-С1 // База данных КонсультантАрбитраж: Восточно-Сибирский округ; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2002 г. по делу N А78-3352/01-С2-9/103-Ф02-337/2002-С1 // База данных КонсультантАрбитраж: Восточно-Сибирский округ.

<**> Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2000. С. 30, 31; Банки и банковское дело / Отв. ред. И.Т. Балабанов. СПб.: Питер, 2003. С. 73; Бубнов И.Л. Центральный банк Российской Федерации // РБЭ. М., 1995. С. 479, 480; Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции. М.: МНИМП, 1997. С 25; Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003. С. 26, 135, 136, 151, 205, 207, 209 - 211, 235, 239, 283; Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М.: Юстицинформ, 2000. С. 40; Правовое регулирование банковской деятельности / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Учеб.-консульт. центр "ЮрИнфоР", 1997. С. 20; Курбатов А.Я. Комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Хозяйство и право. 2002. N 10. С. 20, 21; Банковское право. Т. 4 / Отв. ред. С.И. Кумок. М.: АОЗТ "Московское Финансовое Объединение", 1994. С. 12; Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2002. N 3. С. 424; Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и кредит. 2001. N 12. С. 53 - 54; Павлодский Е.А. Центральный банк. Особенности правового статуса // Право и экономика. 2001. N 6. С. 25 - 29; Сергеев В.В. Уточняющие изменения // ЭЖ-Юрист. 2002. N 40. С. 2; Столяренко В.М. Центральный банк как орган государственной власти (на примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ): Дис... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 22, 85; Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы и перспективы. М.: Дело Лтд, 1995. С. 219 - 221; Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2003. С. 63, 366 - 370; Шаккум М.Л. Вопросы совершенствования законодательного статуса Центрального банка Российской Федерации http://mbk.spb.ru/ms/mbk2000/sectionl/shakkum.html. 2003; Шестаков А.В. Банковское право: Учеб. пособие. М.: МГИУ, 2002. С. 61 - 63; Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 19; Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001. С. 128, 129, 140; Братко А.Г. Банковское право России: Учеб. пособие. М.: Юридич. лит-ра, 2003. С. 368, 369, 377; Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Дис... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 66, 69.


Так, О.М. Олейник, отмечая, что в российском праве нет института, который мог бы отразить специфику правового положения ЦБ РФ, указывает, что последний является и юридическим лицом публичного права, и целевым образованием, выполняющим общественные функции в государстве <*>. В свою очередь, М.В. Максимов полагает, что ЦБ РФ - это орган государственной власти РФ с особым статусом и не подпадает под категорию коммерческих и некоммерческих организаций <**>.

--------------------------------

<*> Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юристъ, 1999. С. 130 - 132.

<**> Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2002. N 3. С. 423, 427.


Я.М. Макарова, подчеркивая своеобразие ЦБ РФ, указывает, что он представляет собой одновременно квазигосударственную структуру, осуществляющую властные полномочия, и государственную корпорацию <*>. Близка позиция Я.А. Гейвандова, который рассматривает ЦБ РФ как орган государственного управления, наделенный государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и сфере банковской деятельности, и как государственное учреждение <**>.

--------------------------------

<*> Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка РФ как юридического лица: Дис... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 69, 163 - 167.

<**> Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции. М.: МНИМП, 1997. С. 18 - 21, 25.


Иная позиция у А.Г. Братко, который при определении места ЦБ РФ подчеркивает, что он является и специальным юридическим лицом, и учреждением (негосударственной организацией), осуществляющим делегированные законом государственно-властные полномочия <*>.

--------------------------------

<*> Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 2003. С. 374, 375; Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001. С. 125.


Свой подход к оценке назначения ЦБ РФ имеет Л.Г. Ефимова, считающая, что этот субъект является одновременно органом государственного управления специальной компетенции и государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения <*>.

--------------------------------

<*> Правовое регулирование банковской деятельности / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: Учеб.-консульт. центр "ЮрИнфоР", 1997. С. 20, 25, 26; Ефимова Л.Г. Правовое положение Банка России по Новому закону о Центральном банке Российской Федерации // Дело и право. 1995. N 11. С. 10 - 12.


Приведенные точки зрения, безусловно, имеют право на существование, тем более с учетом ст. 4, абз. 1 ст. 7 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ <*> и абз. 1 п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 268-O <**>, в которых раскрывается перечень "властных" функций ЦБ РФ, ему предоставляется право издания обязательных для широкого круга субъектов нормативно-правовых актов. При этом предусматривается, что его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Вместе с тем приходится констатировать, что в целом подобный подход несет определенные противоречия с действующим законодательством РФ.

--------------------------------

<*> Парламентская газета. 2002. N 131 - 132.

<**> Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.


Действительно, если Центральный банк РФ является одновременно носителем государственной власти РФ и юридическим лицом, то возникает ряд вопросов. Например, к какой ветви власти относится ЦБ РФ или какова юридическая сила нормативных актов, издаваемых ЦБ РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 5, ст. 10, п. 1 ст. 11, п. "г" ст. 71, п. п. 1 и 2 ст. 75, п. "д" ст. 83, ст. 110, п. 1 ст. 112, ст. 129 Конституции РФ функционирование единой системы государственной власти в РФ основывается на принципе разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Согласно данному принципу законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию (Совету Федерации и Государственной Думе), исполнительная - федеральным органам исполнительной власти (Правительству РФ и соответствующим федеральным органам исполнительной власти), судебная - судам РФ (Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ и т.п.).

Из приведенных выше положений Конституции РФ следует, что перечень органов государственной власти РФ носит исчерпывающий характер и не включает в себя Центральный банк РФ. В этой связи для обоснования принадлежности ЦБ РФ к государственной власти потребовалось бы выделение четвертой, денежной ветви власти, что не может быть признано обусловленным. Так, для признания ЦБ РФ органом государственной власти РФ отсутствует, на наш взгляд, признак нормативноправовой основы его властных полномочий <*>, предусмотренный в существующих концепциях теории государства и права.

--------------------------------

<*> Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 76; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2002. С. 262.


Представляется, что ЦБ РФ - это специфическая публичная инстанция (образование), обладающая, исходя из Конституции РФ, отдельными властными полномочиями органов государственной власти РФ, но не более того. Это означает, что в РФ фактически (не юридически) существует двойственная система организации власти, представленная органами государственной власти РФ и вышеупомянутым образованием.

Таким образом, в существующей платежной системе РФ изначально заложен риск системного кризиса, связанного с неопределенностью правового статуса ЦБ РФ. Случай, при котором кредитные организации, обслуживающие бюджет РФ, в какой-то момент перестанут подчиняться указаниям ЦБ РФ, для стабильности предпринимательского оборота совершенно недопустим. Думается, что основным тормозом на пути более четкого определения правового статуса ЦБ РФ являются отдельные положения Конституции РФ.

В кардинальном плане названная проблема не может быть разрешена без внесения изменений в Конституцию РФ, согласно которым, например, ЦБ РФ будет включен в состав Правительства РФ наряду с другими федеральными органами исполнительной власти и в таком же качестве, что и последние, но с подконтрольностью одной из палат Федерального Собрания. Частичным устранением вышеупомянутой проблемы в настоящее время может служить издание Президентом РФ Указа о внесении дополнений в структуру федеральных органов исполнительной власти в части включения в нее ЦБ РФ <*>.

--------------------------------

<*> О такой возможности см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П // СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866.


В качестве примера отсутствия четкости в определении организационно-правовой формы ЦБ РФ можно привести абз. 3 ст. 1 Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, в котором не признается, что Банк России является федеральным государственным предприятием. При этом в Законе РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", с нашей точки зрения, должно быть установлено, что в нем содержатся особенности правового положения ЦБ РФ как государственного предприятия по сравнению с Законом РФ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.


Наряду с отмеченной неопределенностью правового статуса ЦБ РФ другой проблемой правового регулирования безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории РФ является недостаточность правовой регламентации различных аспектов безналичных расчетов со стороны ЦБ РФ.

Такой вывод можно сделать по результатам проведенного анализа текстов актов Центрального банка РФ, перечисленных в числе нормативно-правовых источников безналичных расчетов, представленных в предыдущем параграфе и отнесенных к третьей группе таких источников. При этом можно констатировать, что в перечисленных документах не определен должным образом порядок взаимоотношений расчетно-кассовых центров Банка России друг с другом, а также обособленных подразделений кредитных организаций друг с другом и с кредитными организациями.

Очевидно, что для разрешения названной проблемы требуется существенное дополнение вышеупомянутых актов соответствующими положениями, детализирующими этот порядок. В рамках настоящей работы нет цели решения данной задачи, поскольку она требует специальной комплексной проработки. В то же время определенные перспективы в ее решении существуют и могут быть достигнуты в приемлемые сроки.

Так, в соответствии с п. 2.1 гл. 2 Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П в каждой кредитной организации для расчетов по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации друг с другом или с кредитной организацией должны быть разработаны Правила построения расчетной системы кредитной организацией. На практике довольно часто этого не происходит. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы ЦБ РФ утвердил примерные Правила построения расчетной системы кредитной организации и включил их в текст Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П в качестве отдельного приложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.