Н.А. Власовой
представляется, что резкую границу между доказательствами, полученными на
стадии возбуждения уголовного дела и на последующих стадиях, можно преодолеть
двумя путями: либо разрешить на начальном этапе некоторые следственные действия,
либо придать статус полноценных доказательств сведениям, полученным из объяснений,
специальных исследований, представленных гражданами предметов и документов.[143] Однако отдельные судьи
отказываются принимать в качестве допустимых доказательств предметы или
документы, полученные до возбуждения уголовного дела органами милиции в
процессе их законной деятельности, направленной на выявление и пресечение
преступления или правонарушения.
В обоснование
отказа судьи ссылаются на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31
октября 1995 года “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при
осуществлении правосудия” и от 29 апреля 1996 года “О судебном приговоре”, где
признаны недопустимыми доказательства, при собирании которых были нарушены
права человека и гражданина или установленный УПК РФ порядок, а также, если
собирание доказательств осуществлено органом (лицом), не уполномоченным на
соответствующие действия, либо эти действия не предусмотрены УПК РФ.[144]
Таким образом,
возбуждение уголовного дела при состязательном процессе должно иметь под собой
фундамент, состоящий из выясненных обстоятельств и основы формирования в самом
истоке сильного обвинения. Достижение этой цели может быть достигнуто через
детальную регламентацию соответствующих процессуальных действий. В УПК РФ
регламентировано лишь одно из названных действий – принятие представленных
предметов и документов. Однако логичнее было бы закрепить в законе уголовную
или административную ответственность за неявку для дачи объяснений, за дачу заведомо
ложных объяснений, четкие правила их получения, а также порядок истребования
предметов и документов, производство специальных ведомственных исследований.
Разрешение некоторых следственных действий позволит не только устранить большую
часть допускаемых нарушений закона на начальной стадии, но и будет
способствовать созданию более совершенного процесса познания истины по
уголовному делу.
§2. Реализация функции обвинения на стадии предварительного следствия
Предварительное следствие представляет собой
урегулированную законом государственную деятельность следователя, выражающуюся
в производстве следственных и иных процессуальных действий, направленных на
раскрытие преступлений, изобличение и привлечение виновных к уголовной
ответственности, на защиту нарушенных преступлением прав и свобод личности,
законных интересов общества и государства, ограждение от неосновательного
обвинения и реабилитацию каждого невиновного.[145]
Стадия предварительного расследования в своем названии содержит указание
на "предварительность" вовсе не потому, что выводы, сделанные в ней,
предварительны, неокончательны, и необязательны для суда, как иногда
утверждается в литературе.[146]
Стадия получила свое название потому, что она предваряет производство в суде,
предшествует его судебному следствию. Выводы, сделанные в стадии, носят для
суда обязательный характер, ибо жестко определяют пределы последующего
судебного разбирательства по делам, направляемым в суд. При прекращении
уголовных дел в рассматриваемой стадии выводы являются окончательными.[147]
Ввиду особенностей процессуального порядка производства предварительного
расследования принято различать две его формы: предварительное следствие и
дознание. По этому признаку саму стадию справедливо именуют также "стадией
предварительного следствия и дознания".
Из
конституционных принципов состязательности, презумпции невиновности, независимости
судебной власти, осуществление уголовного правосудия только судом, равноправия
сторон, судебной защиты прав и свобод человека и гражданина при производстве по
уголовным делам можно вывести два альтернативных вывода относительно
предварительного следствия: - ликвидация предварительного следствия и
организация вместо него полицейского дознания под руководством прокурора и
контролем суда;
Так называемая концепция
полицейского дознания включает в себя следующие моменты: прокурор является
органом, возбуждающим дознание и производящим его, он осуществляет
процессуальное руководство деятельностью полиции и юридически несет
ответственность за производство дознания; защитник допускается в дело по
первому требованию обвиняемого; сторона защиты может ходатайствовать перед
прокурором о собирании дополнительных доказательств; сторона защиты вправе
участвовать в производстве следственных действий; судебный орган удостоверяет
важнейшие доказательства, которые могут исчезнуть до судебного разбирательства,
как по инициативе прокурора, так и по просьбе обвиняемого; доказательствами являются
любые данные об обстоятельствах дела, получаемые из предметов или от лиц,
которые представляются сторонами, беспристрастный и независимый судебный орган
решает вопрос о допустимости доказательств.
- сохранение
предварительного следствия, но при условии введения в него широкой состязательности.[148]
Российский
законодатель последние 10 лет шел по второму пути. Произошло расширение прав
обвиняемого и его защитника, введен судебный контроль за действиями следователя
и прокурора. В то же время основы предварительного следствия остались прежними.
В результате можно констатировать, что процессуальная сторона защиты на
досудебной подготовке дела вполне сформирована. Есть судебная власть, готовая
выступить посредником в правовом споре по любому вопросу, возникающему в ходе
досудебной подготовки материалов уголовного дела. Вместе с тем формально на стадии
предварительного расследования стороны обвинения как бы и не существует вовсе,
хотя она и является адресатом исковых притязаний защиты.[149]
Следователь и
прокурор, согласно УПК РФ, являются органами уголовного преследования, а суд –
исключительно органом правосудия, разрешающим уголовное дело. Но посмотрим в
главы 10 и 11 УПК РФ, где говорится о доказательствах и доказывании.
Дознаватель, следователь, прокурор и суд осуществляют доказывание, собирая,
проверяя и оценивая доказательства в “целях установления обстоятельств,
предусмотренных ст. 73 настоящего Кодекса” (ст. 85 УПК). Следователь,
отнесенный к числу участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения,
на которого соответственно не могут быть возложены функции защиты и разрешения
уголовного дела (ч. 2 ст. 15 УПК), обязан собирать доказательства и доказывать
обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния (п. 5 ч. 1 ст.
73 УПК), и если эти доказательства его внутренне убедят (ст. 17 УПК), то он
должен прекратить уголовное дело (ст. 213 УПК), причем такое решения является
окончательным, поскольку наличие не отмененного постановления о прекращении
уголовного дела препятствует уголовному преследованию по тому же обвинению (п.
5 ч. 1 ст. 27 УПК).
Таким образом,
новый УПК смешивает абсолютно взаимоисключающие вещи.[150] Решение следователя или
прокурора о прекращении уголовного дела – есть форма разрешения уголовного дела
(что является исключительной компетенцией суда). Собирание следователем
доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, смягчающих наказание,
исключающих преступность деяния – есть реализация процессуальной функции защиты
или элемент этой функции. Соответственно можно сделать следующий прогноз. Либо
следователи, прокуроры, дознаватели станут добросовестно выполнять предписания
ст. 73, 85, 86, 87 УПК РФ и тогда идея состязательности всего процесса, в том
числе досудебных стадий, перестает существовать, а классификация участников
уголовного судопроизводства не соответствует действительности. В такой ситуации
модель предварительного расследования не меняется, а лишь отчасти осовременивается
(за счет, главным образом, расширения судебного контроля). Либо следователь,
дознаватель и прокурор начнут ощущать себя исключительно органами уголовного преследования,
поскольку обвинительный уклон в их деятельности официально легализован. В
пользу этого варианта говорит явно не случайное исчезновение из числа оснований
для отмены или изменения приговора (ст. 379 и ч. 1 ст. 409 УПК РФ) такого
основания как “односторонность или неполнота” дознания и предварительного
следствия (п. 1 ст. 342 УПК РСФСР). Впрочем, ничто не мешает судебной практике
расценивать несоблюдение ст. 73, 85 и 86 УПК РФ в их совокупности в качестве
нарушений уголовно-процессуального закона, “которые путем лишения или ограничения
гарантированных настоящим Кодексом прав участников уголовного судопроизводства,
несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли
повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора”
(ч. 1 ст. 381 УПК РФ). Возможен и третий вариант, который выглядит наиболее
реальным: одни следователи сочтут себя исключительно обвинителями, тогда как
другие продолжат тщательно выполнять предписания ст. 73 УПК РФ и искать
доказательства не только “против”, но и “за”. В любом случае такого рода
разнобой в правоприменительной практике вряд ли желателен и уместен.[151]
Кроме выше
указанных, существуют и другие проблемы, связанные с предварительным
расследованием. К субъективным причинам, т.е. зависящим от самих следователей следует
отнести:
1) ненадлежащее
производство следственных действий – 63,4%;
2) недостатки в
планировании, организации расследования и взаимодействия с другими службами –
56,3%;
3) недобросовестное
отношение, невыполнение необходимой работы по уголовному делу – 69,5%;
4) обвинительный
уклон профессиональную деформацию – 41,2%;
5)
пренебрежительное отношение к требованиям норм уголовно-процессуального
законодательства – 31,7%;
6) неумение
оперировать доказательствами – 47,6%;
7) отсутствие
необходимых профессиональных знаний – 25,1%. Проведенное исследование наглядно
показывает, что при реализации общего условия о процессуальной
самостоятельности органов, осуществляющих досудебное производство, не последнюю
роль играет так называемый человеческий фактор.[152]
Качество
следствия оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует официальная судебная
статистика. На диаграмме 1 представлены данные о количестве уголовных дел
переданных на дополнительное расследование верховными судами республик и
равными им судами. [153]
Таким образом,
уровень уголовных дел переданных на дополнительное расследование в 1999-2001
годах в среднем составил 748 дел за полгода. Существенное снижение этого
показателя произошло в I полугодии 2002 года (на
25%), но все же остается довольно высоким – 13,3% от общего числа оконченных
дел.[154]
(Диаграмма № 1)
Диаграмма 1
Количество
уголовных дел переданных на дополнительное расследование верховными судами и
равными им (1999-2002 гг.)
Решением
указанных проблем, по мнению А.С. Александрова, может стать замена
предварительного расследования уголовным розыском в широком смысле, т.е.
административной деятельностью, в которой слиты оперативно-розыскная и
процессуальная следственная деятельность. Таким образом, предварительное
расследование должно стать уголовным преследованием – обвинительной
деятельностью прокурора и подчиненных ему в процессуальном отношении органов по
доказыванию оснований уголовного иска. Судебная власть при этом должна
контролировать все действия органов уголовного преследования, связанные с
ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Субъекты
уголовного преследования собирают любыми способами, не запрещенными законом,
данные о признаках преступления и вине обвиняемого. Свободное доказывание
оснований уголовного иска не должно быть ограничено ни временем, ни письменной
формой, ни формальными требованиями по удостоверению установленных фактов со
стороны защиты и других лиц. При этом сторона защиты обязана доказывать каждое
свое утверждение в суде и должна иметь одинаковые со стороной обвинения права
по доказыванию.[155]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо
отметить, что проводимая в стране судебная реформа еще не устранила все болезни
старой системы уголовного преследования в России. Эти проблемы остаются
актуальными, требующими решения в новом УПК РФ. Уголовное преследование -
многогранное понятие, касающееся как борьбы с преступностью, так и защиты прав
личности в уголовном судопроизводстве. Следовательно, одним из основных
направлений развития уголовно-процессуальной науки на современном этапе должно
быть развертывание фундаментальных исследований указанной темы.
Резюмируя
сказанное можно сделать основные выводы, которые касаются важнейшего раздела
юридической теории и практики, сложной многогранной и чрезвычайно ответственной
функции обвинения.
Анализ научной
литературы показывал, что проблема понятия и содержания уголовно-процессуальных
функций в отечественной литературе является дискуссионной. Мы хотим согласиться
с мнением П.С. Элькинд, который под функциями уголовного процесса понимают
отдельные виды, отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности и
выделяют кроме основных уголовно-процессуальных функций (разрешения дела, обвинения
и защиты) и другие, а именно: функция предварительного расследования, вспомогательные
функции, побочные функции.
Однако УПК РФ
положил конец многолетней полемике в понятии и видах уголовно-процессуальных
функций, закрепив в ст. 15 доктрину разделения основных функций на обвинение, защиту
и разрешения дела.
Вместе с тем, УПК
РФ содержит ряд противоречий в организации судопроизводства, основное из
которых заключается в абсолютной несовместимости новейших подходов к пониманию
принципа состязательности и классификации участников процесса с традиционной
отечественной теорией доказательств (следователь, будучи лицом, осуществляющим
уголовное преследование, обязан собирать доказательства исключающие преступность
и наказуемость деяния – п. 5 ч. 1 ст. 73 УПК РФ).
Особое место
занимает сегодня институт частного обвинения, который в УПК РФ принудительно
ограничивается рамками производства по делам частного обвинения, что не может
быть признано оправданным, если учесть происходящие демократические
преобразования. Вполне закономерно напрашивается необходимость расширения института
частного обвинения и распространение его на производство по многим категориям
уголовных дел. Законом должна быть предусмотрена возможность для отстаивания
потерпевшим своей позиции, если даже эта позиция чем-то отличается от позиции
прокурора. Естественно, что не все потерпевшие пожелают возложить на себе бремя
частного обвинителя, но лицам, желающим действовать в уголовном процессе
активно, подобная возможность должна быть все-таки предоставлена.
Проблемы
реализации функции обвинения на стадии возбуждения уголовного дела связаны с
тем, что, возбуждение уголовного дела при состязательном процессе должно иметь
под собой фундамент, состоящий из выясненных обстоятельств и основы
формирования в самом истоке сильного обвинения. Достижение этой цели может быть
достигнуто через детальную регламентацию соответствующих процессуальных
действий. В УПК РФ регламентировано лишь одно из названных действий – принятие
представленных предметов и документов. Однако логичнее было бы закрепить в
законе уголовную или административную ответственность за неявку для дачи
объяснений, за дачу заведомо ложных объяснений, четкие правила их получения, а
также порядок истребования предметов и документов, производство специальных
ведомственных исследований. Разрешение некоторых следственных действий позволит
не только устранить большую часть допускаемых нарушений закона на начальной
стадии, но и будет способствовать созданию более совершенного процесса познания
истины по уголовному делу.
Проблемы
реализации функции обвинения на стадии предварительного расследования может
стать замена предварительного расследования уголовным розыском в широком
смысле, т.е. административной деятельностью, в которой слиты оперативно-розыскная
и процессуальная следственная деятельность. Таким образом, предварительное
расследование должно стать уголовным преследованием – обвинительной
деятельностью прокурора и подчиненных ему в процессуальном отношении органов по
доказыванию оснований уголовного иска. Судебная власть при этом должна
контролировать все действия органов уголовного преследования, связанные с
ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|