Отсутствие у суда инициативы в собирании и исследовании доказательств ни
в коем случае не должно расцениваться как его слабость. Несмотря на отсутствие
такой инициативы, суд в состязательном процессе обладает непререкаемым
авторитетом, и только потому, что за ним последнее слово в споре. Более того, по
мнению английских, американских юристов такое положение суда обеспечивает
справедливость судебного решения. "Данный вывод обосновывается двумя
аргументами. Во-первых, никто не может обвинить суд в необъективности и
предвзятости, потому что не он занимался подготовкой дела к слушанию.
Во-вторых, стороны могут сами проанализировать все доказательства в суде так,
как они считают нужным, от чего появляется уверенность, что их интересы
представлены верно. Психологически это помогает проигравшей стороне спокойнее
воспринимать поражение".[51]
Вместе с тем из сказанного вовсе не следует, что в состязательном
уголовном процессе суд и судья выступают "сродни спортивному рефери,
бесстрастно наблюдающему за поединком сторон в ожидании решающего удара".
Противники суда присяжных ссылаются на то, что присяжные заседатели
подвержены эмоциям, а поэтому, дескать, их вердикт нередко продиктован
субъективными причинами. Однако после судебных прений следует обязательная
стадия судебного разбирательства - напутственное слово председательствующего,
где и проявляется та важная роль его в разрешении дела по существу, ибо от его
знаний и мастерства зависит, сможет ли он после эмоциональных выступлений
представителей обеих сторон настроить присяжных заседателей на вынесение по
делу объективного вердикта.[52]
Таким образом, и в состязательном процессе его результат - не заслуга
только одной из сторон, но "продукт совокупных усилий обеих сторон и суда.[53]
Исходя из изложенного, необходимо констатировать следующее:
1) Концепция состязательного разделения основных уголовно-процессуальных
функций нуждается в полноценном юридическом признании.
2) В теоретическом плане целесообразно вести речь либо о принципе
состязательного разделения основных уголовно-процессуальных функций, либо о
трех самостоятельных принципах уголовного судопроизводства: принципе разделения
основных уголовно-процессуальных функций, принципе состязательности и принципе
процессуального равноправия сторон.
Необходимость в этом объясняется несколькими причинами. Применительно к
первому варианту: поскольку разделение основных уголовно-процессуальных функций
понимается двояко (как состязательное и несостязательное), то уже нельзя
довольствоваться утверждением, что "исследование вопроса об основных
уголовно-процессуальных функциях в отрыве от вопроса о состязательности
процесса и участвующих в нем сторонах неизбежно приводит либо к подмене
предмета спора, либо к превращению спора по существу в спор о терминах".[54]
Применительно ко второму варианту: традиционное объяснение принципа
состязательности обнаруживает его "загруженность" положениями,
которые, с одной стороны, скрывают (нивелируют) явление, обозначаемое термином
"состязательность", а с другой - вызывают затруднения
гносеологического и методологического плана, так как эти положения сами по себе
имеют большое значение для теории и практики.
3) "Давно известно, что состязательность усложняет процесс. Гораздо
проще вести дело без сторон, когда обвиняемому не дано спорить с обвинением.
Однако достаточных гарантий правосудия в таком процессе нет и быть не может. И
хотя совершенствование законодательства в плане развития и укрепления
состязательности несколько усложняет процесс, это укрепит гарантии правосудия и
прав граждан, а поэтому такой совершенствование необходимо и неизбежно".
§3. Уголовное преследование:
понятие, правовые средства, структура
Уголовное
преследование - понятие, известное международному праву, прежнему и ныне действующему
отечественному законодательству, но недостаточно исследованное в теории
уголовного процесса. В немногих работах, рассматривающих данный вопрос, оно,
как и понятие "возбуждение уголовного преследования", толкуется по-разному.
Так, по мнению М.
С. Строговича, уголовное преследование - это обвинение как процессуальная
функция, т. е. обвинительная деятельность.[55]
По утверждению А.М. Ларина, уголовное преследование есть предшествующая
разрешению дела уголовно-процессуальная деятельность, которая состоит в
формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом конкретного
общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.[56] Оба автора возбуждением
уголовного преследования считают вынесение постановления о привлечении лица в
качестве обвиняемого, а также задержание и применение меры пресечения до
предъявления обвинения.
В трактовке М.А.
Чельцова, в уголовное преследование входит также возбуждение уголовного дела.[57] Для этого были правовые
основания. В частности, ст. 94 УПК РСФСР 1923 г. устанавливала обязанность
прокуратуры "возбуждать уголовное преследование перед судебными и
следственными органами по всякому совершившемуся и подлежащему наказанию
преступлению", а ст. 4 того же УПК содержала правило: "Уголовное преследование не
может быть возбуждено, а возбужденное не может быть продолжаемо и подлежит
прекращению во всякой стадии процесса". Следовательно, в понятие "возбуждение уголовного
преследования" законодатель того времени вкладывал смысл возбуждения
уголовного дела.
В том же смысле
употреблялся термин "возбуждение уголовного преследования" в Положении о прокурорском
надзоре от 28 мая 1922 г., постановлении ВЦИК, от 7 июля 1923 г. "Об изменениях и дополнениях
Положения о судоустройстве РСФСР", Основах уголовного судопроизводства
Союза ССР и союзных республик 1924 г., Положении о судоустройстве РСФСР 1926
г., постановлении ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. "Об учреждении Прокуратуры
Союза ССР" и в других правовых актах советского периода".[58]
Осуществление
уголовного преследования и возбуждение уголовного преследования - не
равнозначные понятия. Первое шире второго и включает в себя досудебные и
судебные стадии уголовного судопроизводства, начинается с этапа возбуждения
уголовного дела, продолжается в течение всего производства по делу до
окончательного его разрешения. Это не только обвинительная деятельность
компетентных органов по собиранию доказательств, изобличению лица, виновного в
совершении преступления, и их действия по применению к подозреваемому и
обвиняемому различных принудительных мер в стадии предварительного
расследования, но и деятельность прокурора, направленная, по словам М. С.
Строговича, на то, чтобы обосновать обвинение перед судом, убедить суд в
виновности обвиняемого и в необходимости применить к нему наказание: передача
прокурором дела в суд с утвержденным обвинительным заключением, поддержание им
государственного обвинения в судебном заседании, принесение кассационного
протеста на приговор суда.[59]
Именно такой
вывод напрашивается при анализе ст. 1, 27, 31 Закона о прокуратуре Российской
Федерации. Статьи 27, 31 представляют "осуществление уголовного
преследования" применительно к предварительному следствию под углом зрения
расследования преступлений, а применительно к судебному разбирательству - в
плане участия прокурора в
качестве государственного обвинителя.
По делам частного обвинения, т.е. по делам, возбуждаемым только по жалобе
потерпевшего и прекращаемым в случае примирения его с обвиняемым, потерпевший
также может выступать в качестве обвинителя (ст. 246 УПК). Характер и объем
прав, которыми наделен потерпевший, свидетельствуют о том, что он является
субъектом осуществления уголовного преследования не только по делам частного
обвинения, но и по всем делам, по которым он участвует в качестве потерпевшего.[60]
В то же время,
нельзя сужено или расширительно толковать возбуждение уголовного преследования.
Это начало, отправная часть осуществления данной уголовно-процессуальной
деятельности. Немыслимо ведение уголовного преследования без его возбуждения.
Оно охватывает процессуальные действия по установлению оснований к возбуждению
уголовного дела и принятию законного решения об этом.
Важным является
вопрос о соотношении понятий "уголовное преследование" и "обвинение". Как уже отмечалось, самостоятельная
уголовно-процессуальная функция "обвинение" является малоизученным в
современной теории уголовного процесса. Причиной, на наш взгляд, является то,
что понятие "обвинение" законодателем в прямом смысле этого слова не
рассматривалось. Существо и содержание этой функции раскрывались через понятие
"уголовное преследование". Здесь же нужно заметить, что и отношение
законодатели к термину "уголовное преследование" не было однозначным,
оно неоднократно менялось. Если в Уставе уголовного судопроизводства
использовался термин "судебное преследование"[61], то в
ст.ст. 4 и 9 УПК РСФСР 1923 года говорилось об уголовном преследовании. В
уголовно-процессуальном кодексе РСФСР об уголовном преследовании уже не
упоминается - говорится о возбуждении уголовного дела, о
производстве расследования, об обвинении, о
прекращении уголовного дела, в том числе и в случаях, когда обвинение не
нашло своего подтверждения. Наконец, Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации, введенный в действие с 1 июля 2002 г., вновь упоминает об уголовном
преследовании, говоря о видах уголовного преследования, обязанности
осуществления уголовного преследования, правах граждан на осуществление или
участие в уголовном преследовании, а также характеризуя деятельность
государственных органов и должностных лиц, осуществляющих функцию уголовного
преследования.
Хотя понятие уголовного преследования ни в ранее действовавших законах,
ни в УПК РФ не дается, нам представляется, что нужно придерживаться толкованиям
этого понятия некоторыми процессуалистами. Так, выдающийся русский
процессуалист И.Я. Фойницкий использовал термин "уголовное преследование",
как синоним понятию "обвинение".[62]
Характеризуя основные уголовно-процессуальные функции, М.С.
Строгович именовал данную функцию "уголовное преследование или
обвинение". При этом в последующих главах указанной монографии М.С.
Строгович характеризовал именно уголовное преследование как сложную
деятельность, включающую в себя и привлечение к уголовной ответственности, и
поддержание обвинения перед судом. "Уголовное преследование, - отмечал
М.С. Строгович, - направленно на изобличение, обвинение того или иного лица в
совершении преступления".[63]
Позднее М.С. Строгович писал: "Само понятие уголовного преследования
указывает на обвинительный характер этой деятельности... уголовное
преследование - это обвинительная деятельность".[64]
В соответствии со
ст. 5 УПК РФ уголовное
преследование -
процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения
подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Ввиду того, что
уголовное преследование представляет собой способ (форму) борьбы с преступными
посягательствами по конкретным уголовным делам, основными правовыми
средствами данной деятельности выступают законы о борьбе с преступностью.
Непосредственно регламентирующими эту сферу в России являются уголовное,
уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и оперативно-розыскное законодательство.[65]
Отправным,
стартовым в этой системе законом служит Уголовный кодекс Российской Федерации,
так как цель уголовного преследования - установление преступления и
совершившего его лица, виновности последнего в совершении преступления, а также
обеспечение применения к такому лицу наказания или других принудительных мер
(п. 23 ст. 10 Модельного УПК для государств-участников СНГ - в дальнейшем
просто "МУПК"), а по УПК Республики Казахстан - далее "УПК
РК" - иных мер уголовно-правового воздействия (п. 13 ст. 7), по УПК же
Республики Беларусь (РБ) - иных мер уголовной ответственности или
принудительных мер безопасности и лечения (п. 48 ст. 6). Поскольку понятия:
"преступление", "лицо, его совершившее", "вина,
виновность", "уголовная ответственность", "наказание",
"иные меры уголовно-правового характера", "принудительные меры
воспитательного воздействия", "принудительные меры медицинского характера"
- уголовно-правовые категории (ст. 2-9, 14, 19, 24-28, 43, 60, 90, 97 и др.
статьи УК РФ), уголовное право является побудительным началом, первоосновой для
действия институтов уголовного преследования. Не может быть обвинения,
осуждения и применения наказания, если нет преступления.
Истоком
уголовного преследования уголовное право выступает и потому, что данная
деятельность связана со многими другими положениями УК РФ. В частности, к факторам,
которые должны учитываться в этой деятельности, или от которых она зависит,
относятся: принципы законности, вины, справедливости, гуманизма, равенства
граждан перед законом; основания и общие условия уголовной ответственности;
действие уголовного закона во времени и в пространстве; тяжесть преступлений;
обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, исключающие
преступность деяния; освобождение от уголовной ответственности и наказания;
особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних; основания
применения принудительных мер медицинского характера; конкретные виды
преступлений и их особенности.
Все эти
обстоятельства определяют, что уголовное преследование - явление, производное
от материального уголовного закона, занимающего по отношению к нему первичное,
лидирующее положение. Они имеют регулятивное, охранительное, информационное,
организующее, ориентирующее, направляющее и мобилизующее значение.[66]
Уголовное
преследование автономно регулируется уголовно-процессуальным законодательством
и должно проводиться на его основе, в строгом соответствии с той процедурой,
которая им предписана. Уголовно-процессуальный закон, включающий в себя, прежде
всего, УПК, другие законы процессуального толка (например, Закон о содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления), а также
соответствующие положения Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры РФ, является единственным
источником уголовно-процессуального права, регламентирующего порядок уголовного
судопроизводства. В самом законе сказано, что порядок производства по уголовным
делам регулируется законами (ст. 4 МУПК, ст. 1 УПК РФ). Следовательно,
уголовно-процессуальные нормы конструируются законами и выражаются только
законами. Иными нормативными актами (например, Указами Президента РФ) эти нормы
не могут устанавливаться.[67]
Представляя элементы системы процессуальной деятельности, уголовное
преследование обладает собственной структурой, которая объединяет
отдельные виды функций.
В свою очередь каждый вид или разновидность этих функций может
рассматриваться на определенном уровне как система. Это позволяет углубить
представление о сущности данной функции, а также уяснить значение и взаимосвязь
отдельных процессуальных актов, которыми, реализуется ее возникновение,
развитие, прекращение.
В трактовке М.С. Строговича уголовное преследование в форме
обвинения включает:
1) собирание доказательств, уличающих обвиняемого и устанавливающих
отягчающие его вину обстоятельства;
2) применение к обвиняемому различных принудительных мер: мер пресечения,
обысков, освидетельствований и др.;
3) обоснование обвинения перед судом, усилия, направленные на то, чтобы
убедить суд в виновности обвиняемого и в необходимости применить к нему
наказание.[68]
Как считает А.М. Ларин, вопрос о структуре уголовного преследования
допускает и иное решение. Так, учитывая, что уличающее значение доказательств
обусловлено не целью следователя, а их объективным содержанием, устанавливаемым
при оценке, собирание доказательств, и обвинительных, и оправдательных, может
рассматриваться как составная часть функции исследования обстоятельств дела, а
не уголовного преследования. Обыски же и освидетельствования - это способы
собирания доказательств. Они предпринимаются не только в отношении обвиняемого,
но и других лиц, например свидетелей. Результаты обысков, освидетельствований
могут не только уличать, но и оправдывать обвиняемого, устанавливать смягчающие
его вину обстоятельства.[69]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|