В уголовном процессе прокурор возбуждает уголовное дело (ст. 22
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), надзирает
за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное
следствие, а также за соблюдением уголовно-процессуального закона
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Помимо
этого прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с
полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, и
участвует в рассмотрении дел судами, вносит представления на противоречащие
закону решения, приговоры, определения и постановления судов.[87]
Указанные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры субъектов Федерации, районные
(городские) прокуроры, военные прокуроры и прокуроры специализированных
прокуратур, их заместители и помощники, участвующие в уголовном
судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом
"О прокуратуре Российской Федерации" (п. 31 ст. 5 УПК РФ).
Уголовно-процессуальные полномочия прокурора устанавливаются не только
ст. 37 и 246 УПК РФ, но и некоторыми другими статьями Кодекса. Указания
Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не
требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения
(ст. 30 Закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Правовой статус прокурора имеет три составляющие. Общий статус, права и
обязанности на досудебных и судебных стадиях.
К общим правам, и обязанностям, присущим
прокурору вне зависимости от того, на какой стадии уголовного процесса он
участвует, относятся:
1) осуществлять уголовное преследование (ч. 1 и 3 ст. 21 УПК РФ);
2) собирать доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);
3) заявлять отводы (ч. 1 ст. 64 УПК РФ);
4) устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии
оснований для отвода (ч. 1 ст. 62 УПК РФ);
5) оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному
на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при
этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ);
6) выносить законные, обоснованные и мотивированные постановления;
7) иные общие права и обязанности.
Помимо названных прав и обязанностей прокурор наделен широким кругом иных
полномочий.[88]
Так, прокурор вправе:
1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10
суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
2) знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или
заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий,
обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Закона о
прокуратуре);
3) отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);
4) в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, признать доказательство
недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК РФ).
Приведенный перечень прав прокурора нельзя признать исчерпывающим. Помимо
прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязанности:
1) немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона
подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст.
33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");
2) не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения
вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и
учету, о результатах проверки составлять акт;
3) принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события
преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершенном преступлении, в
каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);
4) обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных законом
(ст. 51 УПК РФ), если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими
лицами по его поручению, и др.
Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов; они
поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и
обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает
в качестве государственного обвинителя.[89]
Принятый новый УПК РФ закрепил четкое определение процессуальной функции
прокурора в уголовном процессе. По новому УПК прокурор - это
сторона обвинения, должностное лицо, осуществляющее функцию уголовного
преследования, а уголовное преследование, осуществляемое также следователем,
органом дознания и дознавателем, рассматривается как деятельность,
осуществляемая с целью изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении
преступления (п. 55 ст. 5).
Таким образом, законодатель поставил, наконец, точку в дискуссии о том,
какую функцию осуществляет прокурор в уголовном процессе - обвинения (уголовного
преследования) или надзора за соблюдением законов.
Как считает С.Н. Алексеев, наряду с тем, что прокурор является органом
надзора за законностью в Российской Федерации, нелепо оспаривать и
обвинительную направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора.
Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение
единственной цели - обеспечить законность предварительного расследования, т.е.
законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности
подозреваемого, обвиняемого.[90]
Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования,
прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом,
для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора.
Надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания, за соблюдением в
ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса - не самоцель,
а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать
это - значит, отрицать очевидное.
Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч. 2 ст. 21
УПК РФ: "В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор,
следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим
Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц,
виновных в совершении преступления". Это принципиальное положение
закреплено и в ст. 14 УПК РФ: "Бремя доказывания обвинения и опровержения
доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на
обвинителе".
Закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе этого давно и широко
известного постулата следует признать несомненным достоинством нового Закона.
Такая четкая формулировка, из которой вытекает, что прокурор, следователь и суд
в равной мере обязаны полно, объективно и всесторонне исследовать
обстоятельства дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого
обстоятельства, свидетельствует о том, что состязательность и презумпция
невиновности перестают быть простыми декларациями и превращаются в реально
действующие и законодательно обеспеченные принципы уголовного процесса.[91]
Ряд важных положений в новом УПК РФ касается права прокурора отказаться
от продолжения уголовного преследования. Тем самым законодатель учел
высказывавшиеся многими авторами предложения о расширении элемента
диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении
государственным обвинением.
Новым для УПК РФ является возможность участвовать в суде в качестве
государственного обвинителя не только должностному лицу прокуратуры, но и - по
поручению прокурора - представителю органа дознания. В определенной мере это
новшество способно снять то напряжение, которое может возникнуть в связи с
необходимостью обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях по всем
уголовным делам. Практике уже сегодня известны факты поддержания
государственного обвинения следователями районных прокуратур, особенно в
сельской местности. Однако эта мера решить все проблемы не может, более того,
она способна породить новые проблемы, вызванные порой не квалифицированностью
государственных обвинителей из представителей органов дознания.[92]
Начальник следственного отдела - это
начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы
прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности,
действующие в пределах своей компетенции.[93]
Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по
штатному расписанию группа следователей, руководителем которой считается
старший следователь. Каждый из следователей группы является самостоятельным
органом предварительного следствия и расследует принятые к своему производству
уголовные дела. Старший следователь - руководитель такой группы - имеет статус
начальника следственного отдела.[94]
Полномочиями начальника следственного отдела не обладает руководитель
следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не
несколькими) органом предварительного расследования. Этот субъект уголовного
процесса обычно обладает статусом руководителя следственной (следственно-оперативной)
группы и в определенной степени контролирует входящих в нее следователей.
Начальник следственного отдела уполномочен:
1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10
суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
2) поручать производство предварительного следствия следователю либо
нескольким следователям, в том числе давать поручения: возбудить (в случае
получения на то согласия прокурора) уголовное дело и начать производство
предварительного следствия; принять к производству уже возбужденное другим
следователем уголовное; приступить к предварительному следствию по уголовному
делу, по которому в соответствии со ст. 157 УПК РФ производится дознание;
3) проверять материалы уголовного дела, заявления (сообщения) о
преступлении и материалы по исполнению поручений, поступивших из других органов
предварительного следствия;
4) давать указания о направленности расследования, производстве отдельных
следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании меры
пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения;
5) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении
предварительного следствия;
6) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или
необоснованных постановлений следователя.
Начальник следственного отдела должен давать указания в письменном виде.
Такие указания обязательны для исполнения следователем, но могут быть
обжалованы прокурору.
Осуществляя контроль за правильностью составления обвинительного
заключения, постановления о направлении дела в суд для применения
принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении
уголовного дела, а также при передаче дела прокурору для направления другому
органу предварительного следствия или в орган дознания, начальник следственного
подразделения обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено
место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по
делу, сверить их с записями в книге учета вещественных доказательств.[95]
Таким образом, процессуальное положение начальника следственного отдела схоже с
положением прокурора при производстве предварительного расследования.
Следователь
как субъект уголовного процесса - это лицо, законно состоящее в должности
следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего
следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности.[96]
Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры,
не являющийся гражданином России, так как, согласно ст. 40 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации", прокурорами и следователями
могут быть только российские граждане.
Постановления, требования, поручения и запросы следователя по находящимся
в его производстве уголовным делам, обязательны для всех без исключения
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (ч. 4 ст. 21
УПК РФ).
Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа
дознания). Ни один из следователей не обладает правом применять
оперативно-розыскные меры (ст. 40 УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у
некоторых органов дознания. Между тем, следователь обладает такой
процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.[97]
Подробно
процессуальные функции следователя как субъекта уголовного процесса
проанализированы в монографии А.П. Гуляева[98]
и в работе С.А. Шейфер[99],
в работах А.Р. Ратинова, П.С. Элькинд, А.М. Ларина, Н.Я. Якубович и других
ученых. Рассмотрим некоторые теоретические подходы к вопросам о функциях следователя
как субъекта, наделенного властными полномочиями.
По мнению А.П. Гуляева, следователь осуществляет следующие процессуальные
функции: 1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении; 2) исследование
обстоятельств дела; 3) обвинение в совершении преступления; 4) ограждение
граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления; 5) обеспечение
возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения
приговора в части конфискации имущества; 6) пресечение преступлений и принятие
мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления; 7)
розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно; 8) разрешение уголовных
дел.[100]
Существуют разные взгляды относительно системы функций следователя.
Своеобразна, в частности, позиция Н. А. Якубович. Она считает, что следователь
осуществляет следующие функции: раскрытия преступлений, уголовного
преследования и предупреждения преступлений. Причем основное содержание первых
двух функций состоит, по ее мнению, в выявлении данных о готовящихся
или совершенных преступлениях,
розыске лиц,
совершивших их, привлечении этих лиц к уголовной ответственности и доказывании
их виновности путем всестороннего, полного и объективного исследования всех
обстоятельств дела, в обеспечении возмещения причиненного преступлением вреда.[101]
Содержание же функции уголовного преследования составляет, по мнению Н.Я.
Якубович, деятельность, осуществляемая путем применения мер процессуального
принуждения и направленная на доказывание виновности лиц, в отношении которых
имеется достаточно данных для предъявления обвинения. Таким образом,
деятельность следователя с момента привлечения им лица в качестве обвиняемого
представляется односторонне направленной на доказывание его виновности, причем
путем применения мер процессуального принуждения. Такая трактовка функций
следователя представляется А.П. Гуляеву спорной.[102]
Одной из форм реализации следователем
функции обвинения является официально выраженное подозрение лица в совершении
преступления.
Второй и наиболее характерной
формой реализации следователем функции обвинения является привлечение лица в
качестве обвиняемого. Следователь не привлекает и не вправе привлекать к
уголовной ответственности. Он обвиняет, привлекая лицо в качестве обвиняемого и
предъявляя ему обвинение, - считает А.П. Гуляев.[103]
В.П. Нажимов,
указывая на опасность обвинительного уклона следователя, высказал следующее
предположение: "Чтобы отодвинуть момент окончательного выбора следователем
позиции по делу и тем самым избежать его психологической приверженности к
обвинению, было бы правильно установить, что, вынося постановление о
привлечении в качестве обвиняемого, следователь не предрешает вопроса о
виновности, а высказывает лишь предположение, основанное на имеющихся
материалах дела".[104]
Третьей и весьма специфичной формой
реализации функции обвинения в стадии расследования является формулирование и
обоснование вывода о виновности лица в совершении преступления в постановлении
о прекращении дела по нереабилитирующему основанию. Специфичность этой формы
реализации обвинения заключается в том, что в данном случае обвинение совпадает
с осуществлением следователем функции разрешения дела и служит основным
элементом разрешения дела.[105]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|