Спорным представляется отнесение к уголовному преследованию мер
пресечения. Ведь их на равных основаниях применяют и следователь, и суд. Суду
же функция уголовного преследования не свойственна. Видимо, эти меры входят в
состав других процессуальных функций.
Вопрос, из чего состоит уголовное преследование, требует анализа форм, в
которых осуществляется эта функция.
Основной формой уголовного преследования является обвинение. Понимая под
уголовным преследованием систему действий, состоящих в формулировании и
обосновании вывода о совершении определенным лицом общественно опасного деяния,
актами уголовного преследования в форме обвинения на стадии расследования
надо признать привлечение в качестве обвиняемого возможное изменение или
дополнение обвинения, а также составление и утверждение обвинительного
заключения.
Протокол задержания или постановление о применении меры пресечения до
предъявления обвинения является первым документом, в котором формулируется и
сообщается подозреваемому вывод (еще предположительный) о совершении данным
лицом расследуемого преступления. В этой части постановление о применении меры
пресечения или протокол задержания по своему назначению аналогичны
постановлению о привлечении в качестве обвиняемого: они служат актами
возбуждения уголовного преследования и обусловливают возникновение права на
защиту.[70]
Для более
глубокого познания механизма уголовного преследования, выявления его
специфических черт и структурных элементов необходимо определить круг факторов,
участвующих в уголовном преследовании, а также знать назначение, свойства и
роль каждого отдельного элемента (звена, блока) этого механизма.
В осуществлении
любого правоприменительного процесса, в том числе процессуального и
рассматриваемого нами, участвуют объективные (социально-политические,
гносеологические, логические, нормативно-юридические, информационные) и
субъективные (духовные, психологические, личностные) факторы.[71]
Приведенные
объективные факторы в осуществлении уголовного преследования проявляют себя
через деятельность людей, именуемых правоприменяющими субъектами, через их
волевые действия. Если бы законы воплощались в жизнь сами собой, тогда
правоприменительные органы были бы излишни. Именно человек как "базис всей
человеческой деятельности и всех человеческих отношений",[72] "со всеми его
склонностями и привычками, особенностями характера и воли, знаниями, чувствами,
опытом и т.д., и т.п. в конечном счете, обеспечивает эффективное применение
права".[73]
Это значит, объективные условия действуют в сочетании и тесной связи с
субъективным фактором, важнейшими чертами которого являются идейно-политическая
закалка, правосознание, правовая культура, морально-психологические и
профессиональные качества названных субъектов. Все они участвуют в уголовном
преследовании и значительно влияют на успешность его осуществления.
К правоприменяющим
субъектам, правомочным вести уголовное преследование в рамках уголовного
процесса, относятся: орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор (п.
47, 55 ст. 5, ст. 21, 37-41 УПК РФ). Прокурор осуществляет, кроме
правоприменительной, и правообеспечительную деятельность, так как на него
возложена еще надзорная функция, в силу которой он призван проверять и
обеспечивать правильность решений и действий органов предварительного
расследования. В данной сфере контрольную функцию выполняют и начальники
органов дознания и следственных подразделений, а также суд в пределах
полномочий, предусмотренных законом.
В
реальной действительности уголовное преследование есть
материализация
правовых средств, обеспечивающих указанный процесс. Она не может совершаться
хаотически, беспорядочно, а должна осуществляться в определенном порядке, подчиняться
жестким процедурным правилам. Следовательно, не только юридические нормы,
правоприменительные акты (решения, действия), правоотношения и другие
вышеуказанные факторы входят в механизм уголовного преследования, но и порядок,
процедура его совершения.
Уголовное
преследование проходит множество этапов, начиная с возбуждения уголовного дела
и кончая обеспечением не только исполнения назначенного судом наказания, но и
последствий судимости. Поэтому оно не ограничивается рамками уголовного
процесса, выходит за его пределы, сопряжено с применением норм других отраслей
права и связано соответственно с деятельностью уголовно-исполнительных
учреждений, иных организаций и даже граждан.[74]
Но в любом случае
уголовное преследование не обходится без доказательств и доказывания, без
убеждения и принуждения, без ресурсного обеспечения. Возможно использование в
нем специалистов, научно-технических средств, сил общественности и участия даже
соответствующих международных органов уголовной помощи. Поэтому все они включаются
в механизм уголовного преследования.[75]
При всем
многообразии элементов механизма уголовного преследования в его структуре
выделяются основные звенья:
1) юридические
нормы - начальное звено, основа правового регулирования, главный
статический элемент уголовного преследования;
2) правовые
отношения и правоприменение - средства, переключающие правовую энергию
юридических норм, права и обязанности субъектов уголовного преследования в
практическую плоскость, т.е. в реальную жизнь (ведущий динамический элемент
уголовного преследования);[76]
3) доказательства
и доказывание - стержень уголовного преследования, обеспечивающий его
обоснованность, правильный ход и исход;
4) убеждение,
принуждение и ответственность - сплав статических и динамичных элементов,
выступающих средствами обеспечения действия первых трех звеньев;
5) кадры
органов уголовной юстиции - решающий элемент динамики уголовного
преследования. Эти блоки основными считаются в силу их основополагающего
характера, универсальности и неизбежности по любому уголовному делу.[77]
В общем плане
значение каждого из вышеупомянутых элементов и всей их совокупности состоит в
том, что они служат средством, инструментом уголовного преследования, являются
движущей его силой. Именно благодаря им достигаются цели данного
правоприменительного процесса.
Основным этапом
осуществления уголовного преследования в стадии предварительного расследования
является привлечение лица в качестве обвиняемого. По справедливому замечанию
А.Ф. Кони, при совершении указанного акта нужна осторожность, самая тщательная
обдуманность, ибо "ни последующее оправдание судом, ни даже прекращение
дела до предания суду очень часто не могут изгладить материального и
нравственного вреда, причиненного человеку поспешным и неосновательным привлечением
его к уголовному делу". Неправильное привлечение в качестве обвиняемого он
расценивал как тяжелое бедствие, "далеко не всегда поправимое, вносящее
скорбь и боль в жизнь человека и окружающих его".[78] Добавим к сказанному А. Ф.
Кони, что каждый случай привлечения невиновного лица к уголовной
ответственности грубо попирает права гражданина, подрывает в глазах общества
авторитет органов уголовной юстиции, дает возможность
действительному
преступнику остаться неразоблаченным и безнаказанным.
Привлечение лица
в качестве обвиняемого только на основе законно собранных, тщательно
проверенных, получивших надлежащую оценку, достаточных и достоверных
доказательств, подтверждающих совершение им преступления и отсутствие
обстоятельств, исключающих уголовное преследование - это не только правовое, но
и нравственное требование.[79]
Однако оно не всегда соблюдается, что видно из материалов следственной,
прокурорской и судебной практики. Законность, обоснованность и справедливость
привлечения людей к уголовной ответственности достигаются, если следственные
работники обладают высокой деловой квалификацией, профессиональным мастерством
и необходимыми нравственно-психологическими качествами.
Необходимо
отметить, что проводимая в стране судебная реформа еще не устранила вес болезни
старой системы уголовного преследования в России. Эти проблемы остаются
актуальными, требующими решения в новом УПК РФ. Уголовное преследование -
многогранное понятие, касающееся как борьбы с преступностью, так и защиты прав
личности в уголовном судопроизводстве. Следовательно, одним из основных
направлений развития уголовно-процессуальной науки на современном этапе должно
быть развертывание фундаментальных исследований указанной темы в духе
концепции, о которой говорится в Указе Президента РФ от 6 июля 1995 г. "О
разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации".
ГЛАВА
II. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ
§1. Понятие и состав
участников уголовного судопроизводства
В
уголовно-процессуальной деятельности участвуют различные субъекты: суд,
прокурор, органы расследования, участники процесса, лица содействующие судопроизводству.
Рассмотрим существо вопроса, для чего обратимся к понятиям "субъект"
и "участник" уголовного процесса и к существующей их классификации.
Субъект уголовного процесса - это лицо, наделенное хотя бы
одним уголовно-процессуальным правом или (и) одной обязанностью, которое при
стечении определенных обстоятельств могло бы осуществлять
уголовно-процессуальную деятельность, вступать в уголовно-процессуальные
отношения с другими субъектами уголовного процесса по своей инициативе или по
требованию закона.[80]
Участник уголовного процесса - это субъект,
реализовавший либо свое право, либо обязанность.[81]
Употребляемое законодателем понятие "участник
уголовного судопроизводства" равнообъемно (используется как
синоним) понятию "субъект", а не "участник
уголовного процесса".
Субъекты уголовного процесса подразделяются на следующие виды:
1) субъекты, функцией которых является разрешение уголовного дела (гл. 5
УПК РФ);
2) субъекты уголовного процесса со стороны обвинения (гл. 6 УПК РФ);
3) субъекты уголовного процесса со стороны защиты (гл. 7 УПК РФ);
4) иные субъекты уголовного судопроизводства (гл. 8 УПК РФ).
Участники уголовно-процессуальной деятельности - это
органы и лица, осуществляющие одну из уголовно-процессуальных
функций,
имеющие
самостоятельный процессуальный интерес и наделенные законом соответствующими
правами и обязанностями необходимыми им для осуществления выполняемой функции и
достижения законного интереса.[82]
В зависимости от характера защищаемого интереса всех участников процесса
можно объединить в две нижеуказанные группы (см. схему 2 в Приложении 2).
К первой группе относятся государственные органы и должностные
лица, ответственные за ведение уголовных дел и обладающие властными
полномочиями. Это: суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного
отдела, орган дознания, лицо, производящее дознание.[83]
Общее для них, - охрана государственных интересов и выполнение функций,
направленных на достижение задач уголовного процесса (разрешение уголовного
дела, уголовное преследование). Только эти органы и лица на основе властных
полномочий решают вопросы о начале процесса, о производстве тех или иных
следственных и судебных действий, определяют направление и объем исследования,
несут персональную ответственность за ведение уголовного дела. Закон обязывает
их быстро и полно раскрыть преступление, изобличить виновных и обеспечить
правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был
подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к
уголовной ответственности и осужден.
Органы государства, защищая в процессе своей деятельности
государственно-правовые интересы, действуют строго в пределах своей компетенции
и в соответствии с действующим законодательством.
Вторую группу участников уголовного процесса составляют
подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, гражданский истец,
гражданский ответчик, законные представители обвиняемого и потерпевшего,
представители гражданского истца, гражданского ответчика,
общественный защитник и общественный обвинитель.
Объединяет всех этих лиц в одну группу то, что эти участники процесса
защищают в уголовном деле свои или представляемые личные или общественные
интересы.[84]
Так, законные интересы обвиняемого заключаются, прежде всего, в том,
чтобы невиновный не был привлечен к ответственности и осужден, а виновный
подвергся бы справедливому наказанию, т.е. с учетом тяжести содеянного и его
личности. Законный интерес потерпевшего состоит в том, чтобы вред, причиненный
ему преступлением, был заглажен, его нарушенные права восстановлены, а виновные
в совершении данного преступления лица наказаны. Гражданский истец
заинтересован в правильном установлении размера ущерба, причиненного
преступлением, и своевременном его возмещении. В свою очередь, гражданский
ответчик заинтересован в том, чтобы возлагаемая на него ответственность по
возмещению ущерба не превышала его действительного размера.
Потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик могут
самостоятельно защищать в процессе свои законные интересы. Если же они по
каким-либо причинам не могут сами реализовать это право, им предоставляется
возможность защищать свои интересы через представителей. Представители личных
интересов в процессе не имеют, они призваны лишь защищать законные интересы
своих доверителей. Так, в случаях, когда обвиняемый или потерпевший -
несовершеннолетние или в силу психических или физических недостатков не
способны защищать свои интересы, закон допускает к участию в деле родителей,
усыновителей, опекунов и попечителей этих лиц, именуя их законными
представителями обвиняемого или потерпевшего. Они наделены определенными
процессуальными правами и также, являются самостоятельными участниками
процесса.[85]
Общественный обвинитель и общественный защитник представляют интересы
общественных организаций или трудовых коллективов, в которых работал или
продолжает работать обвиняемый или потерпевший.
Характерная особенность участников уголовного процесса второй группы
состоит в том, что они не обладают властными полномочиями. Они не вправе
возбудить уголовное дело, произвести следственные действия, принять по делу
процессуальное решение. Закон предоставляет им право в соответствии со своими законными
интересами и выполняемой уголовно-процессуальной функцией ходатайствовать о
проведении конкретных следственных и судебных действий, принимать участие в их
производстве, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать
действия и решения органа дознания, следователя, прокурора и суда. С учетом
процессуального положения того или иного участника процесса закон возлагает на
него и определенные обязанности.[86]
Уголовно-процессуальный закон устанавливает и порядок вовлечения в
уголовный процесс участников второй группы. Так, обвиняемый, потерпевший,
гражданский истец и гражданский ответчик появляются в уголовном процессе после
вынесения обоснованного постановления органами предварительного расследования и
прокурора. Это вовсе не означает, что указанные участники появляются в процессе
в зависимости от усмотрения суда, прокурора, следователя, органа дознания. Они
осуществляют уголовно-процессуальную деятельность в силу закона, и органы
государства, ведущие процесс, обязаны при наличии законных оснований привлечь
этих лиц к участию в такой деятельности и создать условия для реализации их
прав и исполнения обязанностей.
§2. Особенности субъектов уголовного
процесса, наделенных властными полномочиями
К участникам
процесса со стороны обвинения, субъектам, наделенным властными полномочиями,
относят прокурора (ст. 37 УПК РФ), следователя (ст. 38 УПК РФ), начальника
следственного отдела (ст. 39 УПК РФ), орган дознания (ст. 40 УПК РФ),
дознавателя (ст. 41 УПК РФ) (см. схему 2 в Приложении 2).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|