В Указе предусматривалось также, что
практическая реализация Основных направлений потребует глубокой экономической,
финансовой и правовой проработки и будет осуществляться на основе принятия
законодательных и правовых актов, а также разработки и реализации
соответствующих федеральных целевых программ, ежегодных планов действий
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. При осуществлении государственной социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации предполагалось
исходить из принципа четкого разграничения ответственности между федеральными
органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации
за реализацию Основных направлений.
Распоряжением Правительства РФ от 10 мая 1999
г. N 736-р был утвержден План мероприятий федеральных органов исполнительной
власти по преодолению детской безнадзорности на 1999-2000 годы.
В указанном документе органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления было
рекомендовано осуществить комплекс мер по преодолению детской безнадзорности,
включающий в том числе: укрепление системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних службами экстренной помощи
несовершеннолетним, находящимся в кризисных ситуациях, учреждениями,
осуществляющими лечение и реабилитацию несовершеннолетних, страдающих
алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, а также психическими расстройствами
и ВИЧ-инфекцией.
В 2000 году постановлением Правительства РФ от
25 августа 2000 г. N 625 была утверждена Федеральная целевая программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
2001-2002 годы".\2
В соответствии с Указом Президента РФ от 16
ноября 2001 года N1328 настоящей программе был присвоен статус президентской
программы.
В указанной Программе отмечалось, что
ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей,
безработица, резко возросшая миграция населения, особенно из неблагоприятных в
экономическом и социальном отношении регионов, остро отразились на положении
детей, привели к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и
правонарушений в детской и подростковой среде.
По данным Министерства внутренних дел Российской
Федерации 424, 3 тыс. несовершеннолетних состояли на учете в органах внутренних
дел.
Стабильно высоким оставался показатель
количества детей, оставшихся без попечения родителей. В 1998 году по сравнению
с 1995 годом на 19, 5 процента увеличилось число исков о лишении родительских
прав, удовлетворенных судами Российской Федерации. Несовершеннолетние, чьи
родители лишены родительских прав и которые в силу разных причин вынуждены
проживать в семье, пополняют ряды безнадзорных.
132 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, воспитываются в соответствующих образовательных
учреждениях, только за последние 3 года число таких детей возросло на 13, 2
тыс. человек.
Отмечаются случаи, когда безнадзорные дети
становятся объектами сексуальных посягательств и предметом торговли.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о
необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и
адаптации.
Реализация федеральной целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в
1997-1999 годах позволила частично уменьшить остроту проблем детской
безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы
явилось увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации.
По состоянию на 1 января 2000 г. в Российской
Федерации действовало 701 такое учреждение (в 1994 году - 30). В результате
реализации Программы эти учреждения, а также специальные учебно-воспитательные
учреждения, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и
подросткам системы органов образования, центры временной изоляции для
несовершеннолетних правонарушителей системы органов внутренних дел были
обеспечены автотранспортом, сельскохозяйственными машинами, медицинским,
бытовым, реабилитационным оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной
техникой. Это позволило улучшить условия содержания детей, создать базу для
внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической
реабилитации.
Однако незавершенность формирования и
оснащения сети специализированных учреждений для несовершеннолетних,
перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных
осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность
предпринимаемых действий и свидетельствуют о необходимости продолжения начатой
работы по решению проблем детской безнадзорности программно-целевым методом.
Не в полной мере отвечает современным
требованиям нормативно-правовое, информационно-аналитическое,
научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Целью Программы в 2000 году ставилось
дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и
адаптации.
Программа предусматривала решение следующих
задач по интересующей нас проблеме:
- совершенствование правовых, организационных,
финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие
учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
- дальнейшее развитие специализированных
учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы.
В соответствии с основными направлениями
реализации Программы предусматривалось оснащение учреждений по профилактике,
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимым медицинским,
бытовым и спортивным оборудованием, оборудованием для профессиональной
подготовки и трудовой реабилитации, автотранспортом с целью создания
необходимых условий проживания и реабилитации детей и подростков.
Ресурсное обеспечение Программы предполагало,
что объем финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального
бюджета составит 218, 64 млн. рублей, в том числе на: мероприятия общей и
специальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних -
9, 92 млн. рублей; государственную поддержку учреждений по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 206, 12 млн. рублей;
научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 2, 1 млн. рублей;
организацию переподготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся
профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - 0, 5 млн.
рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы из
федерального бюджета должны были ежегодно уточняться в установленном порядке
при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год.
Для реализации ряда мероприятий Программы
планировалось привлечение средств бюджетов субъектов
Российской Федерации. Участие конкретных
субъектов Российской Федерации в выполнении Программы согласовывалось после
принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Механизм реализации Программы предусматривал,
что к участию в реализации Программы будут привлечены федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
организации, в том числе научные учреждения.
Исполнение Программы должно было
осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых
государственным заказчиком - Министерством труда и социального развития
Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий, которые будут
определяться в установленном порядке на конкурсной основе.
С целью осуществления управления реализацией
Программы при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации
создавалась дирекция Программы, в состав которой входили представители
исполнителей мероприятий Программы.
Министерство труда и социального развития
Российской Федерации как государственный заказчик осуществляло контроль за
сроками выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых
финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно уточняло затраты
по программным мероприятиям и состав исполнителей.
В Программе предусматривалась система оценки
эффективности ее реализации. Предполагалось, что государственная поддержка
учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
позволит расширить их сеть, оснастить различным оборудованием и
автотранспортом, в результате чего улучшатся условия проживания воспитанников,
более эффективно будет осуществляться их социальная адаптация и реабилитация.
Предполагалось также, что реализация Программы
позволит:
- стабилизировать показатель количества
беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показатели 1999 года;
- увеличить до 850 единиц количество
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, в которых будут оказаны различные виды социальных услуг 185 тыс.
детей.
Рассмотренные выше нормативно-правовые акты
-это отнюдь не исчерпывающий перечень документов, содержащих те или иные
программные мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. Однако анализ указанных выше документов позволяет сделать вывод,
что задача по развитию и поддержке учреждений по оказанию экстренной помощи
детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является одной из
первостепенных задач государственной политики в этой области.
В настоящее время система учреждений экстренной
помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, закреплена в
Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"\3 (далее
- Закон).
В ст. 13 Закона определяется, что к
специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:
1) социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную
реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие
временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи
государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без
попечения родителей, предназначенные для временного содержания
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных
представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
В специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно
принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения родителей или
законных представителей;
2) проживающие в семьях, находящихся в
социально опасном положении;
3) заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, самовольно
ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц,
самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого
типа;
5) не имеющие места жительства, места
пребывания и (или) средств к существованию;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной
ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Основаниями помещения в специализированные
учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,
являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или
его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего
возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения
несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной
защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного
лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание,
следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения
родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного,
городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних
дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел
закрытого административно-территориального образования, отдела (управления)
внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в
специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган
управления социальной защитой населения.
В специализированные учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть
помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического
опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.
Несовершеннолетние обслуживаются в
специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени,
необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной
реабилитации.
Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в
специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.
В п. 10 Порядка приема, содержания и выпуска
лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Минтруда РФ
от 30 января 1997 г. N4\4, содержится важное положение о том, что учреждение
осуществляет различные формы патронажа над несовершеннолетними, в том числе добровольно
покинувшими учреждение, поддерживает контакты с ними после окончания их
пребывания в учреждении.
Основные направления и порядок деятельности
указанных учреждений определены в Рекомендациях по организации деятельности
специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 марта 2002 года N
25.
В соответствии с Рекомендациями основными
направлениями деятельности учреждений являются:
- осуществление приема несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в
случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского
обследования;
- проведение социального диагностирования с
целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной
реабилитации, осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних;
- обеспечение реализации программ социальной
реабилитации несовершеннолетних.
Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями
несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и
степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную помощь и
социальный патронаж несовершеннолетних.
Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних может включать в себя следующие структурные подразделения:
приемное отделение; отделение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших
из семей; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной
диагностики; стационарное отделение; социальную гостиницу; группу длительного
пребывания; группы дневного пребывания и социального патронажа; семейную
воспитательную группу; отделение помощи семье и детям и другие структурные
подразделения, отвечающие уставным целям социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних.
В качестве специализированного структурного
подразделения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних может
быть образовано отделение, осуществляющее функции, аналогичные функциям
социального приюта для детей (с соответствующей структурной организацией),
которое осуществляет прием и содержание беспризорных детей, детей, оставшихся
без попечения родителей, нуждающихся в дальнейшем устройстве.
Социальный приют для детей предназначен для
временного проживания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной
помощи.
Социальный приют для детей может включать в
себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение
социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение
социальной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную
воспитательную группу; группу социального патронажа и другие подразделения,
отвечающие целям и задачам социального приюта для детей.
Центр помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, предназначается для социальной реабилитации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в их дальнейшем
устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание
в семью) в установленном порядке. Центр помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, может создавать следующие структурные подразделения: приемное
отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой
помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение;
группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отделение
перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам
центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Примерные положения о специализированных
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так как указанные специализированные
учреждения для несовершеннолетних находятся в ведении органов социальной защиты
населения, необходимо отметить положения Федерального закона от 10 декабря 1995
г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г.).\5
В статье II указанного закона
"Предоставление временного приюта" определяется, что временный приют
специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным
несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам
без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам,
пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в
результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной
службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Указанные специализированные учреждения
находятся, как правило в ведении органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также в ведении органов местного самоуправления. Таким
образом, следует указать на необходимость целенаправленной политики по их
развитию в самих субъектах федерации.
Обращаясь к опыту Оренбургской области - можно
назвать ряд следующих нормативных актов.
Так, Распоряжением главы города Оренбурга от
17 ноября 2000 г. N 4247-р "О проведении целенаправленных мероприятий по
выявлению и дальнейшему определению безнадзорных детей" управлению
социальной защиты населения следует обеспечить прием детей, выявленных в ходе
рейдов в центре социальной помощи семье и детям, в центре социального
обслуживания Дзержинского района.
Распоряжением главы администрации Оренбургской
области от 7 мая 2002 г. N 217-р "О дополнительных мерах по усилению
профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних" в целях
комплексного решения задач по профилактике детской беспризорности,
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Главному управлению
социальной защиты населения Оренбургской области было поручено:
- продолжить реализацию намеченных мер по
выявлению, оказанию помощи и устройству несовершеннолетних, требующих помощи
государства, дальнейшему развитию системы специализированных учреждений для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
- взять под особый контроль организацию и
деятельность службы перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и
детских учреждений, к месту их постоянного проживания.
- сформировать банк данных по семьям
социального риска и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном
положении.
Целью настоящего исследования было дать общее
представление о существующей в нашей стране системе специализированных
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
В заключение хотелось бы сказать о том, как,
по нашему мнению, эта система должна развиваться.
Во-первых, необходимо дальнейшее
совершенствование государственной политики в сфере развития указанной системы
специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства
и его органов к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной
помощи и реабилитации.
Во-вторых, если в настоящее время можно
отметить удовлетворительное состояние законодательства, регулирующего
деятельность специализированных учреждений) то появление новых структур и
эффективное функционирование существующих в большой степени будет зависеть от
их достаточного финансирования. Таким образом, необходима серьезная финансовая
политика в этой сфере.
И, наконец в-третьих, хочется обратить
внимание на необходимость взаимодействия между специализированными учреждениями
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и
правоохранительными органами. Беспризорные дети часто оказываются вовлеченными
в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со
стороны правоохранительных органов, дабы оградить их в дальнейшем от преступных
посягательств.
***
1 Указ Президента РФ 14 сентября 1995 г. N 942
"Об утверждении Основных направлений государственной, социальной политики
по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального
плана действий в интересах детей)" // СЗ РФ - 1995 - N36 - Ст. 2376
***
2 Постановление Правительства РФ от 25 августа
2000 г. N 625 "Об утверждении Федеральной целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на
2001-2002 годы" // СЗ РФ - 2000 - N 32 - Ст. 2271.
***
3 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N
120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"// СЗ РФ - 1999 - N25 - Ст. 1278.
3 Постановление Минтруда РФ от 30 января 1997
г. N4 "Об утверждении порядка приема, содержания и выпуска лиц,
находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации" //СЗ РФ - 1997 - N2 - Ст. 14.
5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N
195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации" // СЗ РФ -1995 - N40 - Ст.34б8.
Е.А. Ищенко ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ. // Право и политика (Москва).- 25.08.2003.- 008.- C.104-110
Поэтому главной своей задачей правительство видит создание большого
количества рабочих мест. В текущем году государство намерено трудоустроить 1, 5
миллиона молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет. "Если летом они получат
работу, то это означает снижение уровня преступности, улучшение показателей безнадзорности
и беспризорности", - сказал министр труда. Г-н Починок
ГАЗЕТЫ ПИШУТ О ... :. // Демоскоп-Weekly (Москва).- 29.04.2002.- 065-066
профилактическая
работа с семьей - один из основных методов борьбы с беспризорностью?
Три года назад Госдума приняла закон о системе профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С одной
стороны, закон вроде бы расставил все по своим местам: милиция работает с
детьми-нарушителями, социальные службы - с нуждающимися в помощи и опеке
государства. В принципе это цивилизованный подход к решению проблемы безнадзорности.
Считается негуманным помещать под одной крышей милицейского учреждения, даже
того же Центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей,
детей, преступивших закон, и тех, кто ничего противозаконного не сделал: просто
ушел из дома и "потерялся".
[1]
Федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы
разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 13 марта 2002 г. N 292-р (утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 октября 2002 г. №732) включает в себя подпрограмму
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних («О
Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы //
Собрание законодательства Российской Федерации (Москва).- 14.10.2002.- 041.-
C.9778-9874), Российская газета (Москва).- 16.10.2002.- 196.- C.10-11;
В
соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации Президент
Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и
другие законодательные акты Российской Федерации". Законопроект принят на
заседании Государственной Думы 20 ноября 2002 года // Государственная Дума.
Стенограмма заседаний (Москва). - 20.11.2002.- 202.- C.7-62
Постановление
"Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан
Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечение их
необходимыми видами довольствия"
[2] ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ. // Дипломатический вестник (Москва).-
26.11.2002.- 011.- C.66-95
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|