Меню
Поиск



рефераты скачать Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Усыновление детей практически из всех стран СНГ семьями из развитых западных государств внешне выглядит, конечно, весьма красиво. Там ребенка вылечат, и вырастет он настоящим человеком (Запада). Но практике известны вопиющие случаи использования малолетних детей для проведения чудовищных медицинских экспериментов или же просто продажи их сутенерам или педофилам. Конечно, во всех этих странах имеются надзорные инстанции, цель которых - борьба с коммерсантами от "благотворительности", совершающими подобные преступления. Несмотря на это, в СМИ часто появляются сообщения на эту тему.

Сегодня с образованием в России, да и в других государствах СНГ центров (банков) данных о детях, оставшихся без родительского попечения, о детях-сиротах или же просто брошенных, оставленных в силу различных причин матерями в родильных домах, положение с учетом и устройством таких детей значительно улучшилось, однако проблемы все еще остаются.

В государствах СНГ законодательство и практика активно противодействуют распространению этого социального зла - правда, не везде успешно.

В 2001 году в Республике Беларусь принят Закон "О государственной программе по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы". В пункте 11 Указа Президента Республики от 15 мая 2001 г. предложено продолжить работу по созданию многопрофильного и физкультурно-оздоровительного Центра для организации культурно-массовой и физическо-оздоровительной работы с молодежью, подростками и детьми по месту их жительства.

Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" был принят 16 апреля 2001 г. (3) и явился образцом для государств - участников СНГ. Такого рода законы уже приняты и в ряде регионов России, исходя из п. "к" ст. 72 Конституции РФ.

Банки данных о детях выполняют двойную функцию: с одной стороны, ни один брошенный ребенок не остается без учета, без внимания государства, а с другой - значительно облегчается процесс усыновления таких детей, устройства их в приемные семьи, установления опеки и попечительства, определения в интернаты и другие детские и подростковые учреждения, поскольку в этих банках имеются полные данные на каждого ребенка, оставшегося без родительского попечения. Кроме того, пресекается нелегальная продажа детей.Таким образом, банк данных служит еще одним средством выявления и устройства безнадзорных детей и подростков, изъятия их из криминальной среды. Следует только сказать, что работа эта находится в самом начале.

Несколько сложнее обстоит дело с принятием закона об Уполномоченном по правам ребенка, отсутствие которого стало сегодня серьезной опасностью для государства в связи с развитием детской безнадзорности и беспризорности.

Необходимость принятия такого закона в РФ обусловлена, кроме всего прочего, включением его в План действий по улучшению положения детей в России на 2001- 2002 гг. (п. 22). Состоялось несколько совещаний и семинаров, участники которых однозначно высказались за принятие такого закона, обсуждался он и в Государственной Думе, но пока еще не принят. Надо надеяться, что это произойдет в ближайшее время.

В 12-ти субъектах Российской Федерации уже учреждены должности Уполномоченного по правам ребенка на основе региональных законов. Итоги первых лет работы подтвердили актуальность, социальную значимость и эффективность этого института.

Теперь требуется внести эту должность в ст. 7 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (4) и соответствующие акты государств - участников СНГ.

К сожалению, материалов по данному и другим вопросам, связанным с принятием в государствах - участниках СНГ эффективных мер по профилактике и борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, недостаточно, и информации о них поступает мало, что не позволяет сделать определенные выводы по решению этой проблемы.

В Азербайджане разработан законопроект "О правах ребенка". В предлагаемом законе в соответствии с Конвенцией ООН "О правах ребенка" закреплены все основные права и свободы детей. Затем парламент республики принял Закон "О социальной защите детей, потерявших родителей и лишенных родительской опеки".

Разработаны государственные программы:

- "О поддержке молодых семей";

- "О патриотическом воспитании молодежи";

- "Об обеспечении занятости демобилизованной из армии молодежи";

- "О поддержке одаренных детей и подростков";

- "О профилактике правонарушений, преступности и наркомании в молодежной среде".

По поручению Президента Министерство внутренних дел вместе с общественными организациями подготовило обширную программу по реализации государственной молодежной политики.

Эта программа утверждена Указом Президента Республики в июле 1999 г. Она состоит из девяти разделов и 58 пунктов и охватывает почти все направления государственной молодежной политики.

Сегодня в уголовных кодексах государств СНГ можно проследить основные направления работы с беспризорностью. Так, в статье 85 УК Киргизии формулируются условия освобождения несовершеннолетних от наказаний, в ст. 87-об условно-досрочном освобождении. Статья 127 УК Узбекистана преследует вовлечение несовершеннолетних в антисоциальное поведение, в Казахстане за это преступление может быть применено наказание до двух лет лишения свободы.

Все эти меры очень трудно назвать профилактическими, они скорее карательные. Уголовные кодексы преследуют создание притонов и сутенерство, распространение проституции среди несовершеннолетних (Белоруссия, Туркмения, Узбекистан и др.).

Особенно опасное влияние на детей и подростков оказывают порнографические издания, распространение культа насилия и жестокости (кино, видео, литература). Меры по борьбе с этими негативными явлениями определены в кодексах Киргизии, Украины, Узбекистана. В ряде государств Содружества усиливается ответственность за невыполнение обязанностей по уходу за детьми (Украина), ненадлежащее выполнение обязанностей по охране жизни и здоровья несовершеннолетних (Туркмения), уклонение родителей от содержания детей (Белоруссия).

У нас в стране последние годы, особенно после выступлений на эту тему Президента Российской Федерации В. В. Путина, проведения конференций и совещаний, принятия экстренных мер, ситуация существенно улучшается, но до благополучного положения дел в сфере ликвидации детской безнадзорности и беспризорности еще далеко.

Требуются еще более эффективные совместные усилия всех общественных и государственных структур и учет проводимых мероприятий в системе образования и правоохранительных органов, которые в совокупности помогут изменить к лучшему весьма непростую ситуацию с детской безнадзорностью и беспризорностью.

И, безусловно, все это не может осуществляться в виде разовой кампании, какого-то прорыва. Борьба в социальной сфере предстоит долгая и напряженная. Она потребует больших финансовых вложений, создания дополнительных органов и принятия новых эффективных правовых норм.

(1) См.: СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3135.

(2) См.: Вестник Мэрии Москвы. N 41. Ноябрь 2001.

(3)См.: СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

(4) См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Ю. А. Королев Профилактика детской безнадзорности и беспризорности в странах СНГ. // Журнал российского права (Москва).- 31.03.2003.- 003.- C.71-78

Очень важной и актуальной проблемой является профилактика социального сиротства. В настоящее время в семьях граждан под опекой находится более 360 тысяч детей, оставшихся без родительского попечения. Усыновлено около 200 тысяч детей. Шарапова О. В., заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Здание Государственной Думы. Большой зал. 2 апреля 2003 года. 10 часов. // Государственная Дума. Стенограмма заседаний (Москва).- 02.04.2003.- 230.- C.6-63



Реализация федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 1997-2001 годах позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество преступлений среди несовершеннолетних снизилось в 2000 году по сравнению с предыдущим годом на 6,2 процента.

В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2003-2006 годах.

Беспризорность и безнадзорность являются "питательной средой" для сексуальной эксплуатации несовершеннолетних, вовлечения их в проституцию и изготовление порнографической продукции. С учетом решений Второго Всемирного конгресса против коммерческой сексуальной эксплуатации детей, состоявшегося в декабре 2001 года в Иокогаме, нижняя палата российского парламента провела в феврале 2002 года парламентские слушания по теме "Социально-правовая защита детей от сексуальной эксплуатации и растления". В ходе слушаний был рассмотрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на усиление ответственности за преступления против половой неприкосновенности детей. 27 июля 2002 г. нижняя палата российского парламента приняла этот закон в первом чтении. Окончательное утверждение данного законопроекта позволит существенно ускорить ратификацию Российской Федерацией Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося торговли женщинами, детской проституции и детской порнографии, а также Конвенции МОТ N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".[2] ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТРЕТЬЕМ КОМИТЕТЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН (57-я СЕССИЯ) 14 октября


Перспективной формой обустройства ребенка является патронат. Это первый шаг к усыновлению. Патронат дает возможность взрослым и ребенку привыкнуть друг к другу, а потенциальным родителям определиться в новом качестве, понять свою ответственность и потребность в ребенке, оценить в связи с этим свои возможности. Тогда усыновление становится более естественным и продуманным.

Во всем мире признано, что только семья, пусть и неродная, может стать надежным средством реабилитации детей с трудной судьбой. Содержание ребенка-сироты в приемной или патронатной семье обходится государству в три раза дешевле, чем в детском доме.

По данным разных источников, в настоящее время количество беспризорных детей в стране колеблется от 3 до 5 млн. человек. Основная масса таких подростков, сбежавших от пьянства и насилия со стороны родителей, бывших питомцев детских приютов и интернатов, концентрируется в мегаполисах - в первую очередь в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург.

Российское законодательство возложило на органы социальной защиты работу с безнадзорными и беспризорными детьми. Однако не было обеспечено ее финансирование, не были четко определены ее формы и методы.

Постановление правительства Москвы от 4 июля 2000 года N 522 "О мерах по реализации в Москве Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"", предусматривающее создание Городского центра для иногородних беспризорных детей, до сих пор не выполнено.

Подобных учреждений не хватает и в других городах страны. Например, в Ростове, где по федеральным нормам должны действовать 40 приютов, в настоящее время функционируют только 2 (Парламентская газета, 11 октября 2001 года).

Гуманизация государственной политики по защите детства предполагает уход от репрессивных мер, в частности отказ от помещения безнадзорных детей в специальные учреждения закрытого типа.

Согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" центрам временной изоляции несовершеннолетних, входящим в систему МВД России, в настоящее время запрещено принимать беспризорников, не совершивших правонарушений и в отношении которых нет соответствующего решения суда. Однако мнение, что центры временной изоляции представляют собой пересыльные тюрьмы, где нарушаются права детей, не соответствует действительности. Уполномоченный имел возможность убедиться в этом во время посещения Московского Центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), знакомства с работой аналогичных учреждений в других регионах страны.

У многих центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей - большой потенциал. Они имеют охраняемые, обустроенные помещения, работают школы, группы психологов. Так, в 2001 году в г. Калуге открылся Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Подростки занимаются в нем общественно-полезным трудом. С ними работают психологи и медики, некоторые проходят курс лечения. Главное, по мнению сотрудников центра, вовремя наставить ребенка на путь исправления, помочь ему избежать судимости, которая повлияет на всю его жизнь.

Целесообразно на базе этих центров, где имеются нормальные условия и квалифицированные кадры, организовывать приюты для реабилитации безнадзорных и беспризорных детей. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И ИНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. // Закон и Армия (Москва).- 30.12.2002.- 012.- C.19-30        ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2001 ГОДУ. // Российская газета (Москва).- 22.06.2002.- 111.- C.12-15


В целях обеспечения эффективности государственной политики в области профилактики беспризорности и безнадзорности детей и тесно связанных с этими явлениями наркомании и правонарушений несовершеннолетних участники парламентских слушаний рекомендуют:

содействовать развитию семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения, путем поощрения усыновления, опеки (попечительства), приема в семьи, других форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечить благоприятные условия для устройства детей в семьи российских граждан; РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ "ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК ОДИН // Парламентская газета (Москва).- 26.12.2001.- 245.- C.5

В XIX веке в Европе образовалась система принудительного воспитания молодежи, в соответствии с которой в деятельности по отношению к несовершеннолетним правонарушителям должно было преобладать педагогическое влияние и помещение их в условия, наиболее соответствующие естественному складу жизни ребенка.

Под принудительным воспитанием как беспризорных детей, так и правонарушителей понималось определяемое судебными или административными органами воспитание несовершеннолетних лиц, с изъятием их из-под родительской власти и с принятием государством на себя прав и обязанностей родителей. Поводом применения принудительного воспитания могло быть или отсутствие у ребенка родителей либо лиц, их заменяющих, или же неспособность их поставить ребенка на путь честной жизни, что следовало из факта совершения несовершеннолетним преступления или ведения им подозрительного образа жизни.

Так как принудительное воспитание применялось вследствие отсутствия или несостоятельности родной семьи ребенка, то, естественно, возникло убеждение, что успех его может быть обеспечен помещением ребенка в чужую законопослушную семью, которая изъявит согласие его принять и воспитывать, как родного. Данная мера широко практиковалась в Швейцарии и в некоторых местах Германии, а прусский закон от 13 марта 1878 г. отдает ей предпочтение перед всеми другими, с чем согласился и Стокгольмский международный пенитенциарный конгресс 1876 г., высказавший, что лучшее воспитание детей бесприютных и преступных обеспечивается помещением их в благонравную семью, и только при невозможности найти такую семью следует обращаться к государственным или частным воспитательным заведениям. Однако тогда же было высказано мнение, что найти семьи с доброй волей и способностью принять, как родного, отданного им ребенка в высшей степени трудно. "Независимо оттого, - замечал Фэринг, - что весьма неосторожно вводить детей испорченных и преступных в среду благонравных, почему добросовестный отец весьма воздержится открывать им двери своей семьи, крайне редко можно встретить семейства, способные к воспитанию преступных детей, с характером, часто в высшей степени испорченным. Обыкновенно у отца семейства для обстоятельной педагогической деятельности с питомцами нет достаточно времени и еще чаще нет необходимого для того дара. Создать же соответствующие этой цели семьи, установив за ними педагогический контроль и общее руководство особого центрального учреждения, как предлагал нейкирхенский пастор Брэм, -задача крайне широкая и неосуществимая" (1).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.