Во втором отделении соотношение воспитанников
и сотрудников составляет 1 к 2: 5 воспитанников обоих полов и 10 сотрудников. Особенность
содержания подростков в этом отделении состоит в том, что девочки и мальчики
могут свободно общаться как днем, так и ночью.
Третье отделение предназначено только для
мальчиков. Соотношение воспитанников и сотрудников такое же, как и во втором. Особенность
третьего отделения в том, что как подростки, так и воспитатели являются
представителями иммигрантских слоев населения. Воспитатели помогают подросткам
адаптироваться к шведскому образу жизни, делятся с ними своим личным опытом и
дают практические советы. В случаях, когда, по мнению социального работника,
воспитанник нуждается в изучении родного языка, ему предоставляют такую
возможность, причем услуги преподавателя оплачиваются социальной службой по
месту жительства подростка.
В четвертом отделении находятся девочки (в
основном наркоманки 18-19 лет). Соотношение воспитанниц и сотрудников также 1 к
2. В течение первых трех недель им назначается закрытый режим содержания, в
течение которого они проходят тестирование, и только потом могут посещать школу.
Медикаментозного лечения на переходный период отвыкания от наркотиков не
назначается. По мнению сотрудников, через неделю после принудительного отказа
от приема наркотиков организм очищается и подростки чувствуют себя лучше.
Воспитанницы находятся под постоянным наблюдением штатной медсестры центра,
врач же посещает центр один раз в неделю.
В пятое отделение, в котором число
воспитанников равно числу воспитателей, помещают или переводят молодых людей
относительно зрелого возраста, которым предоставляется большая свобода и
возможность подготовиться к жизни в обществе: проживая в центре, они могут
учиться или работают в городе.
Школьные программы центра адаптированы к
индивидуальным особенностям развития и уровня образования учеников. Занятия
проводятся в группах по 3 человека и индивидуально. При этом используются
"прикладные методы" преподавания, например, английский язык изучается
с помощью прослушивания и разбора слов песен современных поп-групп, чтение и
математика с помощью чтения кулинарных рецептов и расчета ингредиентов в
зависимости от количества порций и т.п. Проводятся и творческие занятия:
изготовление театральных масок и декораций, постановка пьес, съемка
видеофильмов и т.д.
Хотя в Швеции нет специальных учебных
заведений, готовящих кадры для работы в исправительных центрах, их сотрудники
имеют возможность получить дополнительное образование в Стокгольмском
университете на специальных теоретических курсах. Специалисты университета
также проводят практические занятия для слушателей курса непосредственно в
исправительных центрах.
Большая работа в этом направлении проводится и
в Великобритании. Здесь развернута широкая кампания за укрепление
сотрудничества между школами и полицией. С этой целью создана специальная
группа начальников полиции и работников образования по связи между полицией и
школами. Программа участия полиции в работе школ включает три основных
направления: 1) овладение методиками самозащиты и защиты окружающих; 2)
осознание роли полиции в жизни непосредственно населенного пункта или района,
где они живут и работают; 3) разъяснение учащимся их прав и обязанностей в
обществе. Что касается форм работы, то это главным образом заранее
запланированные посещения сотрудниками полиции школ для организации и
проведения бесед, уроков, дискуссий, ответов на вопросы и др. По каждому
направлению программы разработаны темы, причем дифференцированно для детей
младших и старших возрастов. Младшие - знакомятся с телефонами служб
экстренного вызова, правилами противопожарной безопасности, безопасности во
время игр, общения с незнакомыми людьми, предупреждения несчастных случаев на
дорогах, дома, с азами правовых знаний, социальными последствиями преступлений,
средствами предупреждения преступлений. Старшеклассники рассматривают проблемы
личной безопасности в плане защиты от токсикомании, наркомании, алкоголизма, им
дают рекомендации по предупреждению преступности в домашних условиях, в
общественных местах и т.д. Главная цель - понимание детьми задач и роли полиции
в обществе достигается на занятиях, на которых рассказывается о создании и
развитии полиции, объясняется ее современная структура, полномочия, правовой
статус, рассматриваются такие понятия, как арест, обыск, обеспечение
общественного порядка и т.д., подробно освещается работа отдела по делам молодежи
и населения, обсуждается вопрос о сотрудничестве населения с полицией. Темы,
которые прорабатываются в школах и способствуют пониманию детьми прав граждан,
обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка различны. Это:
природа преступлений, понятие правонарушений, последствия преступлений
(например, краж, нападений, вандализма, нарушения порядка, хулиганства,
беспорядков на футбольных матчах), гарантии, предоставляемые законом, меры,
которые могут принять граждане в отношении преступников, и т.д. Основной
принцип организации занятий - полная откровенность. Учащиеся могут задавать
любые вопросы, высказывать критические замечания в адрес полиции, главное -
создать атмосферу доверия. Полиция готовит также ряд публикаций, которые
распространяются среди преподавателей и учащихся. В качестве своеобразных
пособий школы регулярно получают цветные книги, значки, карандаши, воздушные
шары, несущие информацию о личной безопасности детей. В начале действия
программы предполагалось, что посещать начальные школы должны полицейские
участковые, средние - сотрудники отдела по делам молодежи и населения, которые
в этих целях закреплялись за отдельными школами. Однако в дальнейшем было
признано целесообразным направлять в школы тех полицейских, которые не только
способны установить контакт с детьми в классе, но и искренне хотят
добросовестно и творчески выполнять эту роль. Конечно, одного желания
недостаточно, помимо этого нужны соответствующие знания, квалификация. Именно
поэтому полицейское управление обратилось к различным учебным заведениям с
просьбой о подготовке специалистов по данному профилю. В настоящее время
действует следующая система: полицейский посещает пятидневные курсы в одном из
педагогических колледжей Лондона, программа которых разрабатывается самим
колледжем. Цель не в том, чтобы превратить полицейских в учителей, а в том,
чтобы научить их более полно использовать предоставленные им возможности, не
мешая нормальному функционированию школы. Поощряется также подготовка
полицейских совместно с преподавателями на базе школ района. Она не только
дополняет основную программу, но и учитывает местные условия и факторы,
обеспечивает обмен мнениями между полицейскими и преподавателями. Рекомендуется
также в каждой школе назначить учителя, ответственного за связь с полицией, а в
каждом полицейском участке - полицейского, ответственного за связь со школой.
Проблемами надзора за условно освобожденными
подростками в Великобритании занимаются более 50 специальных ведомств,
возглавляемых комитетами, в состав которых входят представители местных
властей, полиции, суда и общественности. Данная служба располагает
приблизительно 7 тысячами сотрудников (весь полицейский корпус страны - 140
тыс.). На 80% финансируется правительством, 20% - различными благотворительными
организациями. Под контролем службы постоянно находится около 140 тыс. человек
(2/3 - правонарушители, осужденные условно и находящиеся на перевоспитании по
решению уголовных судов, 1/4 - ранее осужденные к отбыванию наказания в
тюрьмах, а затем выпущеные на свободу под административный надзор, остальные -
дети из неблагополучных семей, помещенные в центр реабилитации решением суда).
Основная задача - исправление и перевоспитание условно осужденных
правонарушителей с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых
преступлений. Воспитательная работа проводится с правонарушителями,
нуждающимися в изоляции от общества, и с теми подростками, которые содержатся в
специальных домах и колониях. Важное место в деятельности сотрудников служб
занимает практическая помощь, оказываемая прошедшим перевоспитание подросткам в
преодолении экономических и социальных трудностей в повседневной жизни.
Проводится как индивидуальная воспитательная работа с поднадзорным, так и
групповой прием воздействия с учетом характера совершенных правонарушений.
Например, группа осужденных за совершение нарушений общественного порядка на
почве злоупотребления спиртными напитками изучает вопросы о влиянии алкоголя на
здоровье, а также соответствующие законы, определяющие наказания за совершение
правонарушений в этой части. В группах осужденных за кражи и нападения в целях
грабежа рассматриваются социальные проблемы, нормы уголовного законодательства.
Каждый поднадзорный в соответствии с решением суда должен бесплатно отработать
установленный срок на строительстве и благоустройстве территории городов,
парков и других объектов. Стоимость затрат на перевоспитание несовершеннолетних
правонарушителей составляет лишь 20-ю часть расходов, выделяемых на содержание
тюрем. В своей повседневной деятельности служба исходит из той важной роли,
которую играет семья. Сочетание родительской преданности с надлежащим контролем
за подростками силами службы рассматриваются как один из главных факторов в
системе воспитания. Служба поддерживает постоянный контакт с неблагополучными
семьями, контролирует воспитание детей, а при необходимости вмешивается в
воспитание и оказывает помощь с учетом того, что нередко причиной детской
преступности является неблагополучие в семье.
Полиция также отвечает за организацию культурной
и спортивно-массовой работы среди молодежи. Именно она организует работу
спортивных и молодежных клубов, осуществляет подготовку различных праздников и
увеселительных мероприятий.
Некоторые специалисты США утверждают, что
наиболее действенным методом перевоспитания является так называемая
реабилитационная терапия. Пока этот метод распространен недостаточно широко,
но, как показывает практика, дает хорошие результаты.
В штате Канзас родителей штрафуют за
непосещение детьми школы. Во Флориде родители могут быть подвергнуты тюремному
заключению, если их несовершеннолетний ребенок воспользуется оружием,
оставленным взрослыми в доступном для него месте.
В 29 штатах семьи лишаются права на
государственную жилплощадь, если ребенок уличен в употреблении или продаже
наркотиков.
(1) Цит. по: Фойницкий И.Я. Учение о наказании
в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С.409.
Папкова Т.П. Зарубежный опыт профилактической
работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //
Российский следователь (Москва).- 28.04.2003.- 004.- C.40-45
Правительство Российской Федерации планирует
осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным
поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:
- создание сети учебно-воспитательных
учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов,
казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и
других училищ;
- создание специализированных консультативных
подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и
медико-социальные проблемы;
- рационализация порядка и процедур
усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного
типа;
- расширение подготовки специальных кадров -
социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для
работы с детьми группы риска;
- подготовка и переподготовка педагогических
кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и
алкоголизма;
- введение на федеральном и региональном
уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка,
Одна из причин, вызывающих рост асоциального
поведения подростков и молодежи, - нерациональная организация досуговой
деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится
детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного
самоуправления, органами управления образованием и образовательными
учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению
педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и
повышению их занятости. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. // Народное образование (Москва).- 30.04.2002.- 004.-
C.254-269
когда в стране больше миллиона беспризорников,
Вооруженным Силам приходится решать несвойственную для себя задачу - спасать
для державы подрастающее поколение, до которого ни у кого больше не доходят
руки...
По словам министра обороны РФ Сергея Иванова,
работа с беспризорниками и борьба с детской безнадзорностью стала для офицеров
такой же привычной задачей, как борьба за крепкую воинскую дисциплину в
подразделениях. Сегодня, как и в годы Великой Отечественной, в составе
различных частей и подразделений в качестве "сынов полка" числятся
сотни вчерашних беспризорников. Как и их сверстники, они получают добротное
образование, а заодно приобщаются к армейскому укладу жизни. Не случайно многие
бывшие воспитанники "пап-сержантов" и "мам-старшин"
связывают свою судьбу с армией.
Неофициально брать воспитанников в Российской
армии начали еще в начале 90- х. Тогда это было своеобразное офицерское
подвижничество, процесс "усыновления" никак не регулировался
законодательно, командир части принимал решение на свой страх и риск. Особых
проблем, правда, не возникало. Лишний рот у солдатского котелка на
боеспособности армии не сказывался. Но процесс усыновления "снизу"
приобрел такие масштабы, что прежнее руководство Минобороны вынуждено было
как-то его регламентировать. В результате родилось официальное заявление о том,
что военное ведомство, как и в годы войны, берет на себя обязанности по
профилактике детской беспризорности.
Сегодня создана необходимая законодательная
база для решения этой важнейшей государственной задачи. В феврале 2000 года
постановлением правительства утверждено положение о зачислении
несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части. Изданный
в мае 2001 года приказ министра обороны РФ N 235 гласит, что учебные центры,
воинские части и соединения могут брать на воспитание до восьми беспризорников
в возрасте от 14 до 18 лет. Эти документы кардинально изменили тысячи
мальчишеских судеб, которым армия (заметим, сама переживающая не самые
благополучные времена) протянула руку помощи. В основном это сироты, как
обычные, так и "социальные" - оставшиеся без попечения при живых
родителях...
В
Казанском филиале Санкт-Петербургского военного артиллерийского университета в
прошлом году подписали соглашение с республиканским министерством по делам
детей, молодежи и спорту и администрацией Казани о совместной работе по
воспитанию беспризорников. Днем они учатся в обычной школе, над которой
шефствует артиллерийский университет, а после этого постигают азы военного
дела. Но им нужна финансовая, материальная, моральная поддержка. Ведь
возможности военных не безграничны. Между тем, многие ученые и педагоги все
чаще говорят о том, что воссоздание института "сынов полка" может
оказаться самым эффективным методом борьбы с беспризорщиной.
Как ни странно, из армии несовершеннолетние бродяги бегут гораздо реже, чем из
муниципальных (с решетками на окнах, изоляторами и военизированной охраной)
заведений для трудных подростков. А, к примеру, два десятка малолетних
преступников из города Омска, проведя в прошлом году День ВДВ по солдатскому
расписанию, в один голос заявили, что готовы напрочь забыть "воровские
законы", лишь бы получить шанс надеть военную форму. АРМИЯ
СПАСЕНИЯ. // Красный Сормович (Нижний Новгород).- 29.07.2003.- 077
Ежегодно в РФ регистрируется 140 - 160 тысяч
новых сирот. По данным, обнародованным вице-премьером РФ Матвиенко, в
государственных учреждениях для сирот насчитывается сейчас 300 тысяч детей. От
700 до полутора тысяч беспризорников в день отлавливает милиция. Ежегодно пять
тысяч подростков после детского дома сразу попадают в тюрьму. Государство в
порядке экстренных мер постановляет строить, помимо детдомов, реабилитационные
центры для выпускников детдомов.
Число сирот растет почти с такой же скоростью,
с какой снижается рождаемость. Если не изменить направление обеих кривых, то
придется строить ЦВИНПы и детдома чуть ли не в каждом микрорайоне. Между тем
альтернатива страшной лавине есть. Естественное место ребенка - не на вокзале,
не в детском доме, а в семье. И корень беспризорности и сиротства, разумеется,
в кризисе семьи. Из этой нехитрой мысли легко сделать два вывода. О том, что
самый эффективный способ воспитания сирот - это помещение их в семейные
условия. А самый эффективный метод профилактики сиротства - государственная
поддержка семьи. С этим все согласны. Руководители всех регионов страны дружно
пишут в отчетах правильные слова о приоритете семейных форм воспитания сирот.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|