Меню
Поиск



рефераты скачать Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Во втором отделении соотношение воспитанников и сотрудников составляет 1 к 2: 5 воспитанников обоих полов и 10 сотрудников. Особенность содержания подростков в этом отделении состоит в том, что девочки и мальчики могут свободно общаться как днем, так и ночью.

Третье отделение предназначено только для мальчиков. Соотношение воспитанников и сотрудников такое же, как и во втором. Особенность третьего отделения в том, что как подростки, так и воспитатели являются представителями иммигрантских слоев населения. Воспитатели помогают подросткам адаптироваться к шведскому образу жизни, делятся с ними своим личным опытом и дают практические советы. В случаях, когда, по мнению социального работника, воспитанник нуждается в изучении родного языка, ему предоставляют такую возможность, причем услуги преподавателя оплачиваются социальной службой по месту жительства подростка.

В четвертом отделении находятся девочки (в основном наркоманки 18-19 лет). Соотношение воспитанниц и сотрудников также 1 к 2. В течение первых трех недель им назначается закрытый режим содержания, в течение которого они проходят тестирование, и только потом могут посещать школу. Медикаментозного лечения на переходный период отвыкания от наркотиков не назначается. По мнению сотрудников, через неделю после принудительного отказа от приема наркотиков организм очищается и подростки чувствуют себя лучше. Воспитанницы находятся под постоянным наблюдением штатной медсестры центра, врач же посещает центр один раз в неделю.

В пятое отделение, в котором число воспитанников равно числу воспитателей, помещают или переводят молодых людей относительно зрелого возраста, которым предоставляется большая свобода и возможность подготовиться к жизни в обществе: проживая в центре, они могут учиться или работают в городе.

Школьные программы центра адаптированы к индивидуальным особенностям развития и уровня образования учеников. Занятия проводятся в группах по 3 человека и индивидуально. При этом используются "прикладные методы" преподавания, например, английский язык изучается с помощью прослушивания и разбора слов песен современных поп-групп, чтение и математика с помощью чтения кулинарных рецептов и расчета ингредиентов в зависимости от количества порций и т.п. Проводятся и творческие занятия: изготовление театральных масок и декораций, постановка пьес, съемка видеофильмов и т.д.

Хотя в Швеции нет специальных учебных заведений, готовящих кадры для работы в исправительных центрах, их сотрудники имеют возможность получить дополнительное образование в Стокгольмском университете на специальных теоретических курсах. Специалисты университета также проводят практические занятия для слушателей курса непосредственно в исправительных центрах.

Большая работа в этом направлении проводится и в Великобритании. Здесь развернута широкая кампания за укрепление сотрудничества между школами и полицией. С этой целью создана специальная группа начальников полиции и работников образования по связи между полицией и школами. Программа участия полиции в работе школ включает три основных направления: 1) овладение методиками самозащиты и защиты окружающих; 2) осознание роли полиции в жизни непосредственно населенного пункта или района, где они живут и работают; 3) разъяснение учащимся их прав и обязанностей в обществе. Что касается форм работы, то это главным образом заранее запланированные посещения сотрудниками полиции школ для организации и проведения бесед, уроков, дискуссий, ответов на вопросы и др. По каждому направлению программы разработаны темы, причем дифференцированно для детей младших и старших возрастов. Младшие - знакомятся с телефонами служб экстренного вызова, правилами противопожарной безопасности, безопасности во время игр, общения с незнакомыми людьми, предупреждения несчастных случаев на дорогах, дома, с азами правовых знаний, социальными последствиями преступлений, средствами предупреждения преступлений. Старшеклассники рассматривают проблемы личной безопасности в плане защиты от токсикомании, наркомании, алкоголизма, им дают рекомендации по предупреждению преступности в домашних условиях, в общественных местах и т.д. Главная цель - понимание детьми задач и роли полиции в обществе достигается на занятиях, на которых рассказывается о создании и развитии полиции, объясняется ее современная структура, полномочия, правовой статус, рассматриваются такие понятия, как арест, обыск, обеспечение общественного порядка и т.д., подробно освещается работа отдела по делам молодежи и населения, обсуждается вопрос о сотрудничестве населения с полицией. Темы, которые прорабатываются в школах и способствуют пониманию детьми прав граждан, обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка различны. Это: природа преступлений, понятие правонарушений, последствия преступлений (например, краж, нападений, вандализма, нарушения порядка, хулиганства, беспорядков на футбольных матчах), гарантии, предоставляемые законом, меры, которые могут принять граждане в отношении преступников, и т.д. Основной принцип организации занятий - полная откровенность. Учащиеся могут задавать любые вопросы, высказывать критические замечания в адрес полиции, главное - создать атмосферу доверия. Полиция готовит также ряд публикаций, которые распространяются среди преподавателей и учащихся. В качестве своеобразных пособий школы регулярно получают цветные книги, значки, карандаши, воздушные шары, несущие информацию о личной безопасности детей. В начале действия программы предполагалось, что посещать начальные школы должны полицейские участковые, средние - сотрудники отдела по делам молодежи и населения, которые в этих целях закреплялись за отдельными школами. Однако в дальнейшем было признано целесообразным направлять в школы тех полицейских, которые не только способны установить контакт с детьми в классе, но и искренне хотят добросовестно и творчески выполнять эту роль. Конечно, одного желания недостаточно, помимо этого нужны соответствующие знания, квалификация. Именно поэтому полицейское управление обратилось к различным учебным заведениям с просьбой о подготовке специалистов по данному профилю. В настоящее время действует следующая система: полицейский посещает пятидневные курсы в одном из педагогических колледжей Лондона, программа которых разрабатывается самим колледжем. Цель не в том, чтобы превратить полицейских в учителей, а в том, чтобы научить их более полно использовать предоставленные им возможности, не мешая нормальному функционированию школы. Поощряется также подготовка полицейских совместно с преподавателями на базе школ района. Она не только дополняет основную программу, но и учитывает местные условия и факторы, обеспечивает обмен мнениями между полицейскими и преподавателями. Рекомендуется также в каждой школе назначить учителя, ответственного за связь с полицией, а в каждом полицейском участке - полицейского, ответственного за связь со школой.

Проблемами надзора за условно освобожденными подростками в Великобритании занимаются более 50 специальных ведомств, возглавляемых комитетами, в состав которых входят представители местных властей, полиции, суда и общественности. Данная служба располагает приблизительно 7 тысячами сотрудников (весь полицейский корпус страны - 140 тыс.). На 80% финансируется правительством, 20% - различными благотворительными организациями. Под контролем службы постоянно находится около 140 тыс. человек (2/3 - правонарушители, осужденные условно и находящиеся на перевоспитании по решению уголовных судов, 1/4 - ранее осужденные к отбыванию наказания в тюрьмах, а затем выпущеные на свободу под административный надзор, остальные - дети из неблагополучных семей, помещенные в центр реабилитации решением суда). Основная задача - исправление и перевоспитание условно осужденных правонарушителей с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений. Воспитательная работа проводится с правонарушителями, нуждающимися в изоляции от общества, и с теми подростками, которые содержатся в специальных домах и колониях. Важное место в деятельности сотрудников служб занимает практическая помощь, оказываемая прошедшим перевоспитание подросткам в преодолении экономических и социальных трудностей в повседневной жизни. Проводится как индивидуальная воспитательная работа с поднадзорным, так и групповой прием воздействия с учетом характера совершенных правонарушений. Например, группа осужденных за совершение нарушений общественного порядка на почве злоупотребления спиртными напитками изучает вопросы о влиянии алкоголя на здоровье, а также соответствующие законы, определяющие наказания за совершение правонарушений в этой части. В группах осужденных за кражи и нападения в целях грабежа рассматриваются социальные проблемы, нормы уголовного законодательства. Каждый поднадзорный в соответствии с решением суда должен бесплатно отработать установленный срок на строительстве и благоустройстве территории городов, парков и других объектов. Стоимость затрат на перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей составляет лишь 20-ю часть расходов, выделяемых на содержание тюрем. В своей повседневной деятельности служба исходит из той важной роли, которую играет семья. Сочетание родительской преданности с надлежащим контролем за подростками силами службы рассматриваются как один из главных факторов в системе воспитания. Служба поддерживает постоянный контакт с неблагополучными семьями, контролирует воспитание детей, а при необходимости вмешивается в воспитание и оказывает помощь с учетом того, что нередко причиной детской преступности является неблагополучие в семье.

Полиция также отвечает за организацию культурной и спортивно-массовой работы среди молодежи. Именно она организует работу спортивных и молодежных клубов, осуществляет подготовку различных праздников и увеселительных мероприятий.

Некоторые специалисты США утверждают, что наиболее действенным методом перевоспитания является так называемая реабилитационная терапия. Пока этот метод распространен недостаточно широко, но, как показывает практика, дает хорошие результаты.

В штате Канзас родителей штрафуют за непосещение детьми школы. Во Флориде родители могут быть подвергнуты тюремному заключению, если их несовершеннолетний ребенок воспользуется оружием, оставленным взрослыми в доступном для него месте.

В 29 штатах семьи лишаются права на государственную жилплощадь, если ребенок уличен в употреблении или продаже наркотиков.

(1) Цит. по: Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С.409.

Папкова Т.П. Зарубежный опыт профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. // Российский следователь (Москва).- 28.04.2003.- 004.- C.40-45



Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

- создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

- создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

- рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

- расширение подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;

- подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

- введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка,

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, - нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. // Народное образование (Москва).- 30.04.2002.- 004.- C.254-269



когда в стране больше миллиона беспризорников, Вооруженным Силам приходится решать несвойственную для себя задачу - спасать для державы подрастающее поколение, до которого ни у кого больше не доходят руки...

По словам министра обороны РФ Сергея Иванова, работа с беспризорниками и борьба с детской безнадзорностью стала для офицеров такой же привычной задачей, как борьба за крепкую воинскую дисциплину в подразделениях. Сегодня, как и в годы Великой Отечественной, в составе различных частей и подразделений в качестве "сынов полка" числятся сотни вчерашних беспризорников. Как и их сверстники, они получают добротное образование, а заодно приобщаются к армейскому укладу жизни. Не случайно многие бывшие воспитанники "пап-сержантов" и "мам-старшин" связывают свою судьбу с армией.

Неофициально брать воспитанников в Российской армии начали еще в начале 90- х. Тогда это было своеобразное офицерское подвижничество, процесс "усыновления" никак не регулировался законодательно, командир части принимал решение на свой страх и риск. Особых проблем, правда, не возникало. Лишний рот у солдатского котелка на боеспособности армии не сказывался. Но процесс усыновления "снизу" приобрел такие масштабы, что прежнее руководство Минобороны вынуждено было как-то его регламентировать. В результате родилось официальное заявление о том, что военное ведомство, как и в годы войны, берет на себя обязанности по профилактике детской беспризорности.

Сегодня создана необходимая законодательная база для решения этой важнейшей государственной задачи. В феврале 2000 года постановлением правительства утверждено положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части. Изданный в мае 2001 года приказ министра обороны РФ N 235 гласит, что учебные центры, воинские части и соединения могут брать на воспитание до восьми беспризорников в возрасте от 14 до 18 лет. Эти документы кардинально изменили тысячи мальчишеских судеб, которым армия (заметим, сама переживающая не самые благополучные времена) протянула руку помощи. В основном это сироты, как обычные, так и "социальные" - оставшиеся без попечения при живых родителях...

В Казанском филиале Санкт-Петербургского военного артиллерийского университета в прошлом году подписали соглашение с республиканским министерством по делам детей, молодежи и спорту и администрацией Казани о совместной работе по воспитанию беспризорников. Днем они учатся в обычной школе, над которой шефствует артиллерийский университет, а после этого постигают азы военного дела. Но им нужна финансовая, материальная, моральная поддержка. Ведь возможности военных не безграничны. Между тем, многие ученые и педагоги все чаще говорят о том, что воссоздание института "сынов полка" может оказаться самым эффективным методом борьбы с беспризорщиной. Как ни странно, из армии несовершеннолетние бродяги бегут гораздо реже, чем из муниципальных (с решетками на окнах, изоляторами и военизированной охраной) заведений для трудных подростков. А, к примеру, два десятка малолетних преступников из города Омска, проведя в прошлом году День ВДВ по солдатскому расписанию, в один голос заявили, что готовы напрочь забыть "воровские законы", лишь бы получить шанс надеть военную форму. АРМИЯ СПАСЕНИЯ. // Красный Сормович (Нижний Новгород).- 29.07.2003.- 077



Ежегодно в РФ регистрируется 140 - 160 тысяч новых сирот. По данным, обнародованным вице-премьером РФ Матвиенко, в государственных учреждениях для сирот насчитывается сейчас 300 тысяч детей. От 700 до полутора тысяч беспризорников в день отлавливает милиция. Ежегодно пять тысяч подростков после детского дома сразу попадают в тюрьму. Государство в порядке экстренных мер постановляет строить, помимо детдомов, реабилитационные центры для выпускников детдомов.

Число сирот растет почти с такой же скоростью, с какой снижается рождаемость. Если не изменить направление обеих кривых, то придется строить ЦВИНПы и детдома чуть ли не в каждом микрорайоне. Между тем альтернатива страшной лавине есть. Естественное место ребенка - не на вокзале, не в детском доме, а в семье. И корень беспризорности и сиротства, разумеется, в кризисе семьи. Из этой нехитрой мысли легко сделать два вывода. О том, что самый эффективный способ воспитания сирот - это помещение их в семейные условия. А самый эффективный метод профилактики сиротства - государственная поддержка семьи. С этим все согласны. Руководители всех регионов страны дружно пишут в отчетах правильные слова о приоритете семейных форм воспитания сирот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.