Меню
Поиск



рефераты скачать Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности

Однако очень длинным получился бы перечень бюрократических препятствий, которые вынуждены преодолевать приемные семьи и их общественные попечители. И приемные семьи, и просто пожелавшие взять на воспитание или усыновить сироту граждане находятся в почти феодальной зависимости от отделов опеки и попечительства при местных органах самоуправления. Только они дают права и распределяют блага, оставаясь практически неподконтрольными.

И очень часто получается так, что государство в лице своих чиновников изо всех сил сопротивляется нормальному жизнеустройству сирот. Тому есть несколько причин. Первая - это лень. Приемные семьи - лишняя головная боль. Давай им помещения, делай им ремонт за казенный счет, проверяй их, вникай в их проблемы. Да и дети-то часто из чужого округа - чужие, значит, дети. Куда проще сдать сирот в детдом и механически отчислять им из бюджета определенную сумму. Вторая причина тоже традиционная - коррупция. Сироты - источник немалых доходов для тех, кто самоуправно распоряжается их судьбами. Работающие в России иностранные агентства по усыновлению закладывают на "выкуп" ребенка из детского дома в среднем около 20 тысяч долларов. Третья причина сродни второй, но не носит столь откровенно криминального характера. Государственная монополия на сирот выгодна всей чиновничьей корпорации в целом. Ведь ребенок - лишь последнее звено в цепочке, которая протянулась от госбюджета до детского дома. Государство затрачивает в месяц не менее 6 тысяч рублей на одного ребенка в детдоме (в Москве эта цифра гораздо больше), но львиная доля этой суммы идет на содержание чиновников разных уровней, занятых оформлением, управлением, прогнозированием и проч., мушиная доля отчисляется на зарплату воспитателям, и совсем гроши достаются самому питомцу. Ребенок из приемной семьи обходится казне в гораздо меньшую сумму, ему выплачивают от 700 до 2500 рублей в месяц (в зависимости от региона). Кроме того, можно говорить и о рентабельности вложений: выпускники детских домов нуждаются в социальной реабилитации, тогда как их сверстники из приемных семей поступают в вузы и сами образуют полноценные семьи. Право ребенка на семью и права самой семьи нынешним российским законодательством практически игнорируются. Вот уже второй год по министерствам и ведомствам мыкается разработанный движением "Добро - без границ" и одобренный Фондом социальных инноваций законопроект "О гарантиях прав ребенка на семью", цель которого - создать наконец правовую базу для деятельности всех форм обустройства и воспитания детей-сирот. Права и обязанности приемной семьи, детского дома семейного типа или общественного приюта должны быть закреплены в договорах о передаче детей на воспитание между органами исполнительной власти и гражданами или общественными организациями. Это, с одной стороны, ограничит произвол чиновников, а с другой, установит требования к тем, кто берется за воспитание детей. При этом для всех детей, независимо от того, воспитываются ли они дома, в приемной, опекунской семье или в детском доме, установлен единый стандарт государственного пособия.

Возможно, предложенные меры помогли бы остановить сумасшедшую газонокосилку и дать возможность обществу, государству и каждому человеку в отдельности растить детей достойно и свободно. Наталья МАВЛЕВИЧ ГАЗОНОКОСИЛКА. // Консерватор (Москва).- 24.01.2003.- 002.- C.7



Беспризорники оказались людьми обеспеченными

После придания борьбе с беспризорностью статуса дела государственной важности региональные власти России рьяно взялись за отлов и перевоспитание детей улиц. Правда, среди чиновников, воодушевленных недавними призывами Владимира Путина и Валентины Матвиенко, новых Макаренко пока не обнаружилось. Действуют они в основном бюрократическими и полицейскими методами.

В столице, например, начали с создания специального органа - городского Совета по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Межведомственный совет, как предполагается, будет координировать работу властей и разнообразных общественных организаций, которые занимаются проблемами уличных детей. Возглавил орган лично московский мэр Юрий Лужков, считающий одной из первоочередных задач увеличение в городе количества приютов и приемников. Начали борьбу с беспризорностью в Москве, впрочем, с тотальной чистки улиц от безнадзорных детей. Но действующее законодательство позволяет помещать в милицейские центры временной изоляции малолетних правонарушителей лишь подростков, совершивших какое-либо преступление. Поэтому не пойманных на месте преступления беспризорников направляют сейчас в обычные детские больницы - для обследования. Пока власти не признают, что эта тактика породила новую очень серьезную проблему. Но пожелавшие сохранить анонимность сотрудники детских клиник в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" жаловались на новый "контингент". Уличные подростки зачастую терроризируют не только своих "домашних" сверстников (медики, кстати, неофициально советуют родителям по возможности забирать своих детей по домам), но и персонал больниц. К большому удивлению небогатых в массе своей врачей и медсестер, беспризорники оказались людьми обеспеченными. Многие наотрез отказываются от больничной пищи и готовы доплачивать санитаркам за доставку продуктов из ближайших закусочных или "Макдоналдса".

Всего же столичным властям предстоит "нейтрализовать" от 30 до 50 тысяч безнадзорных детей. Именно такие данные обнародовали на днях эксперты Международной организации труда (МОТ), презентовавшие результаты своего исследования о положении работающих уличных детей в Москве. Как рассказала Полин Баррет-Рид, возглавляющая московскую миссию МОТ, исследования проводились накануне ратификации Россией конвенции "О запрещении и незамедлительных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

Социологи считают, что практически всех уличных детей можно считать работающими, если за работу принять любые виды заработка, вплоть до собирания бутылок или попрошайничества. И практически весь этот труд противозаконен: ведь минимальный возраст приема на работу - 14 лет. Уличные дети заняты грязным, неквалифицированным трудом: моют машины, занимаются погрузкой-разгрузкой, торгуют на рынке. Больше половины уличных детей (50-60%) не старше 13 лет, в основном это мальчики (60-80%). Москвичей среди них немного (10-35%), основная часть - мигранты из Беларуси, Украины, Таджикистана и жители Подмосковья. Почти треть из них (до 30%) вовлечена в противоправную деятельность (воровство, торговля краденым, продажа наркотиков), еще примерно столько же занимается проституцией и участвует в съемках порнофильмов. По словам координатора исследований, руководителя центра мониторинга социальных процессов факультета социологии СПбГУ Светланы Сноповой, работу беспризорники находят в основном сами. Даже треть малолетних проституток утверждает, что вышли на панель добровольно (хотя социологи и сомневаются в этом). Как заметила г-жа Снопова, в целом результаты исследования не были неожиданными для социологов, однако данные о количестве детей, вовлеченных в противоправную деятельность, показались пугающими. "Эти явления легче предупредить, чем потом бороться с ними, - говорит Светлана Снопова. - Ведь только 13 процентов опрошенных нами детей готовы уйти с улицы, остальные не хотят. Поэтому помещением их в интернаты проблему не решишь - они вернутся на улицу. А значит, надо идти по пути организации "ночлежек", организовывать специальную социальную работу прямо на улицах и стараться, чтобы ряды этих детей не пополнялись".

Опросы, проведенные социологами по заказу Международной организации труда, показали, что заработок подростков-беспризорников в Москве выше прожиточного минимума. В среднем они ежедневно зарабатывают: грузчики -- 150 рублей; продавцы на рынке - 154 рубля; уборщики - 92 рубля; проститутки - 735 рублей.

Ирина БЕЛАШЕВА. "Время новостей On-line", 4 февраля 2002 года.

... О "ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ КАПИТАЛЕ" РОССИИ. // Демоскоп-Weekly (Москва).- 04.02.2002.- 053-054





В МВД решили попробовать нестандартные методы борьбы с беспризорностью

В минувший четверг глава МВД Борис Грызлов отчитался о результатах работы своего ведомства по профилактике детской беспризорности. С начала 2002 года с подачи президента В.Путина борьба с беспризорностью в России получила статус важнейшей социальной программы. За это время в органы внутренних дел, согласно ведомственной статистике, было доставлено свыше 700 тысяч малолетних бродяг.

Хотя можно предположить, что в действительности количество детей, лишенных опеки взрослых, значительно превышает данные милицейских сводок. По независимым оценкам, сейчас в стране насчитывается свыше полутора миллионов беспризорников.

Несовершеннолетние бомжи оккупировали злачные места крупных российских городов, промышляя попрошайничеством и мелким воровством. Предоставленные сами себе недоросли составляют постоянный "кадровый резерв" для взрослых преступных группировок.

Масштаб этой социальной катастрофы сравним разве что с тем, что наблюдалось на фронте беспризорности во время гражданской войны. Не случайно именно Министерству внутренних дел досталась ведущая роль в общероссийской кампании по возвращению блудных детей к достойному существованию. Возглавил межведомственный штаб по борьбе с беспризорностью сам министр. Ведь со времен "железного Феликса" принято считать, что силовые структуры являются наиболее подготовленными для решения проблемы той части подрастающего поколения, которая не желает или не имеет возможности вести цивилизованный образ жизни. Чего греха таить, методы работы с ней подручных товарища Дзержинского при очевидной эффективности особой гуманностью не отличались. Беспризорников 1920-х годов попросту загребали в ходе массовых облав и насильно помещали в закрытые колонии. Автор знаменитой "Педагогической поэмы" Антон Макаренко считал, что "воспитатель имеет право на принуждение".

Нынешнее Министерство внутренних дел, похоже, существенно подкорректировало опыт своих предшественников. Концепция в самом общем виде такова: те, кто толкает несовершеннолетних на преступный промысел, могут не рассчитывать на снисхождение, а в отношении самих детей решено сменить кнут на пряник. Репрессивные меры к ним практически не применяются. Сотрудники милиции, задержав очередного малолетнего скитальца, теперь не спешат помещать его в приемник-распределитель, а прежде всего проводят процедуру установления личности и отправляют бедолагу в больничный стационар. После медицинского обследования ребенок поступает в распоряжение органов опеки и попечительства, которые и определяют его дальнейшую судьбу.

Отказ от карательных мер уже принес весьма обнадеживающие результаты. В минувшем году российское МВД совместно с другими органами исполнительной власти - Минздравом, Минобразования и Министерством труда и социального развития провело несколько профилактических мероприятий по выявлению попавших в беду беспризорников и несовершеннолетних. В результате таких операций, как "Табор", "Беглец", "Усыновитель", около 100 тысяч несовершеннолетних беспризорников перебрались с привокзальных площадей и подвалов в социальные учреждения.

В период с конца мая по начало сентября по указанию министра российская милиция предпримет ряд дополнительных мер для обеспечения безопасности летнего отдыха детей и подростков. При этом планируется значительно увеличить число милиционеров в городах-курортах, местах массового отдыха детей, на транспортных маршрутах. В рамках этих мер особое внимание будет уделено беспризорникам, которые с наступлением теплого сезона начинают особенно активно кочевать по российским городам и весям.

Такой подход для главы МВД - ведомства, привыкшего, скорее, карать, нежели воспитывать, в целом согласуется с задачами реформирования отечественной правоохранительной системы. Российская милиция должна наконец-то заняться исправлением своей довольно неустойчивой репутации. И некоторые шаги уже сделаны.За два года пребывания на посту министра внутренних дел Грызлов сумел основательно потревожить милицейское "болото". Будучи сугубо штатским человеком, он свободен от внутриведомственных стереотипов и корпоративной поруки, что придает дополнительный заряд реформаторскому потенциалу. Достаточно хотя бы вспомнить изменение правил приема заявлений от граждан. Теперь нерадивым блюстителям порядка не так-то просто проигнорировать даже очевидный "висяк". Сюда же можно отнести кадровые чистки, которые периодически проводятся в ведомстве, борьбу с милицейскими "крышами" и мздоимством. Думается, что и мягкий вариант ликвидации беспризорности следует рассматривать как очередную попытку создать в России милицию "с человеческим лицом".

"Время Новостей" о депутатских инициативах по поправкам к закону "О гражданстве". // Демоскоп-Weekly (Москва).- 19.05.2003.- 113-114





Программа включает в себя широкий спектр мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. В частности, па местах будет создана база данных о семьях и подростках, находящихся в социально опасном положении. Будет продолжена работа по трудоустройству, обеспечению жильем, оказанию патронажной помощи выпускникам школ-интернатов, по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Позволят приблизиться к решению проблемы беспризорности несовершеннолетних и другие меры, предусмотренные в распоряжении Главы Администрации области.

Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними, лишившимися родительского попечения, в области является наиболее распространенной формой семейного воспитания - около 60% от общего количества учтенных детей этой категории. Основным условием обеспечения опекаемым детям достойной жизни в приемной семье является установление достаточного размера опекунского пособия и регулярная его выплата.





В настоящее время проблема детской беспризорности остается одной из наиважнейших проблем нашего общества и государства. Первым шагом в решении практических задач по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних является выявление и помещение их в специализированные учреждения.

Именно поэтому развитие системы специализированных учреждений для временного содержания несовершеннолетних является в настоящее время одним из главных аспектов развития всей системы профилактики беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.

Вначале хотелось бы провести краткий обзор нормативно-правовых актов, закрепляющих цели государственной политики по обозначенной проблеме.

В 1995 году был принят Указ Президента РФ "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей) "\1.

В нем определялось, что цель государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, состоит в обеспечении их социализации, полноценной реабилитации, в том числе социальной и психологической, и успешной интеграции их в общество.

Для достижения этой цели был поставлен ряд задач. В том числе такие, как:

- защита прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах;

- создание сети специализированных служб и учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптациии несовершеннолетних правонарушителей;

- оказание "скорой" помощи детям в условиях экстремальных ситуаций;

- совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.

Для решения поставленных задач предусматривалась реализация следующих мер:

1) подготовка проектов необходимых законодательных актов, направленных на защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных условиях;

2) развитие сети центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

3) создание сети социально-реабилитационных центров, социальных приютов для безнадзорных детей с отклонениями в поведении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и специальных (коррекционных) учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних детей с отклонениями в развитии и совершивших общественно опасные деяния;

4) развитие сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации;

5) развитие сети срочной психологической помощи (в том числе по телефону);

6) расширение масштабов обучения и повышения квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по социальной реабилитации, сотрудников организаций по делам несовершеннолетних и других специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.