Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ
§ 2.1. Формы и методы
профилактики
детской беспризорности и безнадзорности
За последние годы в России приняты новые
законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных
интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей,
находящихся в социально-опасном положении[1].
в
Совете Федерации прошли парламентские слушания Однако, по мнению выступившей на
слушаниях руководителя Департамента по делам детей, женщин и семьи Минтруда
России М.В. Гордеевой, за последние годы (2000-2001 гг.) благодаря предпринятым
мерам и на законодательном уровне, и на уровне исполнительной власти удалось
изменить тенденцию роста как количества преступлений несовершеннолетних, так и
числа несовершеннолетних, их совершивших.
По
словам М.В.Гордеевой, проблеме профилактики безнадзорности
в 1999-2001 годах правительство уделяло особое внимание. Принято распоряжение
Правительства N 736 от 10 мая 1999 года, предусматривающее реализацию
федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по
предупреждению детской безнадзорности. В 2000
году утвержден ряд нормативных актов, разработанных во исполнение нового
Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних", в частности, постановления "Об
утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", и "Об
утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной
с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских
домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских
учреждений".
Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической
работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
М.В.Гордеева
отметила, что в течение нескольких последних лет сохранялась неблагополучная
ситуация с выплатой пособий. Однако, начиная с 2000 года, в результате принятых
на федеральном уровне мер, положение с выплатой пособий удалось не только
стабилизировать, но и впервые добиться сокращения долгов по ним.
По
мнению М.В. Гордеевой, основным ядром системы профилактики беспризорности
и правонарушений несовершеннолетних сегодня является сеть социозащитных
учреждений, созданная за беспрецедентно короткий срок (в 1993 году в России
было всего 4 социальных приюта).
Именно
эти "спасательные" учреждения не позволили проблеме детской
беспризорности вырасти до состояния катастрофы. В целом по
стране в системе социальной защиты населения сегодня действуют: 793
специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры
помощи детям, оставшихся без попечения родителей), 1053 отделения профилактики
безнадзорности и стационарных отделений для несовершеннолетних
в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Только в 2000 году прошли
социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги более 266 тысяч
детей.
По
словам М.В.Гордеевой, благодаря созданию социозащитных учреждений, другим
мерам, о которых говорилось выше, удалось в основном решить проблему детской
безнадзорности, если следовать определению этого понятия,
приведенному в Федеральном законе "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Согласно этому закону дети-беспризорники и безнадзорные дети - это несколько
разные по статусу категории детей. Количество беспризорных детей, то есть
детей, которые остались без попечения родителей и без жилья, колеблется в
пределах от 110до 123 тысяч. "Всех этих детей, - заметила Гордеева, - мы
готовы забрать в социозащитные учреждения".
Сегодня
проблема детской беспризорности не решена в
двух регионах, прежде всего в Москве. Здесь действуют всего три социозащитных
учреждения. В то же время именно в столицу, как и раньше - в годы войны и после
революции, - бегут беспризорники. До 75% детей в Москве, которые остались без
попечения родителей и попали в руки специалистов (в хорошем смысле этого
слова), - это дети из стран СНГ. Основная проблема сегодня -создать в Москве
систему социозащитных учреждений. Правда, 10 июля прошлого года Правительством
Москвы принято постановление "О создании государственно-экспериментального
учреждения "Городской центр профилактики бродяжничества,
попрошайничества и правонарушений среди иногородних несовершеннолетних".
Он круглосуточно будет принимать детей и подростков из всех регионов России и
ближнего зарубежья. Более того, в соответствии с городской комплексной целевой
программой профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в 2001-2003 годах в Москве предполагается
открыть 9 социальных приютов, 28 центров помощи семье и детям, 33 социальных
отделения социальной помощи семье и детям в центрах социального обслуживания
населения.
Естественно,
не решена проблема безпризорности и в Чечне. В настоящее время Минтрудом России
разработан план по созданию в республике социозащитных учреждений. М.В.
Гордеева высказала надежду, что в ближайшие годы эта проблема будет решаться и
там. По ее словам, в рамках реализации Федеральной целевой программы
восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики предполагается
восстановление 5 социозащитных учреждений для несовершеннолетних. Эту работу
Минтруд России (государственный заказчик) проводит совместно с Госстроем России
и Минтрудом Чеченской Республики.
Руководитель
Департамента считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности
лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями,
находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными;
семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению,
государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой
категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы -
экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить
детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни,
учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации,
компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно
должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни
семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может
существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей,
оставшихся без попечения родителей.
Таковы,
по словам М.В. Гордеевой, приоритеты и результаты действий, предпринимаемых
Минтрудом России, органами социальной защиты населения субъектов Российской
Федерации. Вместе с тем, отметила она, в сложившихся условиях социальная защита
детей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах, несомненно, должна
осуществляться на фоне мер силового противодействия этим негативным явлениям.
Сегодня, к сожалению, не проработаны в необходимой степени вопросы
осуществления контроля за миграцией, пресечения ее незаконных форм.
Неконтролируемая миграция усугубляет ситуацию с детской беспризорностью.
М.В.
Гордеева отметила необходимость дополнительного законодательного регулирования
деятельности такого важнейшего субъекта, как комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Принятый Государственной Думой в июне
прошлого года Федеральный закон "Об основах организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" не подписан
Президентом Российской Федерации. Отсутствие на федеральном уровне современного
правового обеспечения деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей
правовой базы в субъектах Российской Федерации.
По
мнению Н.В. Гордеевой, учитывая, что Федеральный закон "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" вопросы образования комиссий и осуществления ими
отдельных государственных полномочий относит к компетенции федерального центра
и субъектов РФ, представляется целесообразным по итогам парламентских слушаний
рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ разработать и принять
региональные нормативно-правовые акты по вопросам организации деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах
исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления,
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений, укреплять комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав в кадровом и организационно-техническом
отношении. Кроме того, дополнительного правового регулирования (внесения
изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних")
требуют также вопросы, связанные с осуществлением подразделениями по делам
несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении
безнадзорных и беспризорных детей, расширением их возможностей в оказании
экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства. Они нашли
отражение в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних", который подготовлен рабочей группой
из представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с
поручением Президента Российской Федерации. Этот проект предусматривает также
расширение круга прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
гуманизацию некоторых других положений указанного Федерального закона. Кстати,
этот закон, как уже было сказано, стал мощным стимулом развития сети социальных
учреждений, укрепления межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Только за
2000 (первый полный год реализации Закона) в субъектах Российской Федерации
было создано 92 (!) новых специализированных учреждения для несовершеннолетних.
Однако при утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах (одно
учреждение -на 5-10 тысяч детского населения) потребности в
такого рода учреждениях удовлетворены лишь на 22%.
В
заключение М.В. Гордеева отметила, что сегодня перед Минтрудом России,
субъектами Российской Федерации стоит задача не только продолжить работу по
количественному развитию сети учреждений, но и вносить необходимые коррективы в
ее структуру: соотношение учреждений разного типа (приютов для оказания
экстренной помощи и социально-реабилитационных центров, сочетающих
реабилитационную и профилактическую, патронажную работу), географию размещения
(например, в Курганской, Курской, Кировской областях. Республике Калмыкия до
настоящего времени действуют по 2-3 учреждения). Органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по приведению системы
социозащитных учреждений для несовершеннолетних в соответствие с положениями
Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, постановления Правительства Российской
Федерации от 27.11.2000 г. N896 "Об утверждении Примерных положений о
специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
реабилитации".
По результатам парламентских слушаний были приняты рекомендации.
Высказаны пожелания: обеспечить в полном объеме финансирование федеральных
программ, направленных на поддержку детства и мероприятий по профилактике
беспризорности и преступности несовершеннолетних; продолжить
законотворческую деятельность по совершенствованию правовой базы реализации
законных прав и интересов несовершеннолетних; принять дополнения и изменения в
законодательные акты и Федеральный закон "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
предусматривающие процедуру рассмотрения в судах материалов о помещении
несовершеннолетних в центры временной изоляции и в специальные
учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и др. Н.ТКАЧ "ДЕТСКАЯ
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ
ФАКТОРОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ". // Социальное обеспечение
(Москва).- 21.01.2002.- 001.- C.18-23
***
В
Министерстве внутренних дел России состоялось расширенное заседание коллегии,
посвященное итогам работы органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности
внутренних войск в 2002 году. В нем приняли участие Президент Российской
Федерации Владимир Путин, руководители Администрации Президента Российской
Федерации, высших судебных, контрольно-административных органов страны,
федеральных органов исполнительной власти, депутаты Федерального Собрания
Российской Федерации.
Роли
органов внутренних дел в реализации комплекса мер по обеспечению общественной
безопасности и правопорядка было посвящено выступление Президента России
Владимира Путина на расширенном заседании Коллегии МВД РФ.
С
докладом об итогах работы за год выступил министр внутренних дел России Борис
Грызлов. Открывая заседание, министр внутренних дел России Борис Грызлов
сказал, что его участникам предстоит дать объективную оценку состояния
преступности в стране, отметить, насколько адекватны принимаемые органами
внутренних дел меры по обеспечению внутренней безопасности России, что
необходимо предпринять дополнительно для стабилизации общества и экономики,
пресечения проникновения криминалитета во властные структуры и предотвращения
террористической угрозы. Глава ведомства отметил также необходимость
разобраться в причинах допущенных просчетов, наметить пути повышения
эффективности в работе.
Около
700 тысяч детей и несовершеннолетних, находившихся в социально опасном
положении, были возвращены родителям сотрудниками милиции, помещены в центры
временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, медицинские и
социальные учреждения. Трудоустроено более 1 миллиона 300 тысяч
несовершеннолетних.
На совещании с членами правительства Президент
потребовал незамедлительных мер по борьбе с детской безнадзорностью. Жесткость
постановки понятна: проблемой занимаются несколько ведомств, написана груда
целевых программ, а бездомных детей пока меньше не становится.
В тексте поручения говорится: "Детская
безнадзорность и беспризорность, криминализация подростковой среды в стране
достигли угрожающих размеров". Владимир Путин не первый раз обращает
внимание правительства на проблему беспризорности. Еще 30 мая 2001 года Совет
безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несет угрозу национальной
безопасности страны и общественной стабильности. 7 июня 2001 года Президент
предлагал правительству "решать на современном уровне" проблемы
детской беспризорности и безнадзорности.
Однако, судя по всему, проблема с мертвой точки не
сдвинулась - по словам вице-премьера Валентины Матвиенко, ежегодно в России
появляются 100 тысяч новых сирот. В России 4 министерства занимаются
беспризорниками, но они не смогли даже сосчитать бездомных детей.
Несмотря на обилие целевых программ, у российских
ведомств, похоже, отсутствует координация в борьбе с причинами детской
беспризорности. Милиция - ловит, педагоги - учат, врачи - лечат, юристы -
судят. А у семинянек, как известно, дитя без глазу. По-видимому, без
кардинальных изменений в сфере экономики, контроля над беспризорностью ситуация
в российских городах не исправится.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|