Недостаточное
внимание государства к социальной молодежной политике, отсутствие ювенальной
юстиции при широкомасштабном применении репрессивных мер по отношению к молодым
правонарушителям, сверхвысокий уровень детской и подростковой безнадзорности
и беспризорности делает невозможным обеспечение специальной
защиты детей и молодежи от физической опасности и моральных травм, нарушает
права детей на социальную и юридическую помощь.
Вопросы
детства, защиты прав и законных интересов ребенка находятся в центре внимания
работы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее
субъектах.
Еще
в 1999 году в обращении Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации к председателю Правительства Российской Федерации отмечалось, что
проблема беспризорных детей приобрела в России характер гуманитарной
катастрофы. (Защита прав человека. Сборник документов: 1998 - 2000. - М.:
Юридическая литература, 2001. С.543.). Доклад о деятельности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году. //
Российская газета (Москва).- 15.07.2003.- 140.- C.10
Правовой основой воспитания и образования
несовершеннолетних детей являются соответствующие нормы Семейного кодекса РФ.
Принципиальное значение имеет закрепление в п. 1 ст. 63 СК РФ положения о том,
что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться
об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В
этой связи вполне обоснованно установление СК РФ ответственности родителей за
воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям ст. 18 и 27
Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к
различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП
РФ), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73
СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ). Планом первоочередных мероприятий по
усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года, было предусмотрено
подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации
изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию,
содержанию, обучению несовершеннолетних (7. См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.).
Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года N
154 "О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности
и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год"(17. См.:
СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.) (п. 11) предполагается создание правовой базы для
формирования банков данных субъектов Российской Федерации и банков данных
органов местного самоуправления о несовершеннолетних, не посещающих по
неуважительным причинам образовательные учреждения. Л. М. Пчелинцева
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. // Журнал
российского права (Москва).- 24.02.2003.- 002.- C.43-50
Из Государственного доклада 2002 г. "О
положении детей в Российской Федерации".
Главной причиной детской безнадзорности и
беспризорности остается семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа
родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и
воспитанию детей.
Мерам административного воздействия за
злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей в 2001 г. были
подвергнуты 253 тыс. родителей (в 2000 г. - 248 тыс., в 1999 г. -237, 8 тыс.),
в суды направлено 36 тыс. материалов для решения вопроса о лишении родительских
прав (в 2000 г - 33 тыс., в 1999 г. - 30, 4 тыс.). Увеличилось число родителей,
привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей (в
2001 г. 2, 7 тыс. человек, в 2000 г. - 2, 5 тыс. человек).
В течение 2001 г. органами внутренних дел
проводилась работа с 289, 8 тыс. родителей (опекунов, попечителей), не
исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по
воспитанию детей (в 2000 г. -276, 7 тыс., в 1999 г. - 254, 6 тыс.). Объявлялся
местный или федеральный розыск в отношении более 43, 9 тыс. несовершеннолетних,
что на 12, 6% больше, чем в 2000 г., и на 28, 4% больше, чем в 1999 г. Из
общего числа объявленных в розыск несовершеннолетних 29, 9 тыс. человек ушли из
дома, 12, 8 тыс. - из государственных учреждений. В результате предпринятых мер
разыскано 41, 2 тыс. несовершеннолетних (93, 8% от числа объявленных в
розыск)...
...Предметом изучения Межведомственной
комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации и
последующих действий органов государственной власти в 2001 году были проблемы
полной реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", перспективы
расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа,
повышения их роли в индивидуальной профилактической работе с
несовершеннолетними, проблемы защиты прав детей в Чеченской Республике и другие
вопросы.
Вопрос о детской безнадзорности как об одном
из кризисных явлений в социальной сфере в мае 2001 года был рассмотрен на
заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Приняты решения,
направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых форм
жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и
др.), развитие методов общей профилактики в работе с семьями и детьми...
Основное звено системы профилактики
безнадзорности и беспризорности -сеть учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2002 года в Российской
Федерации действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации (на 1 января 2001 года - 793), 754
стационарных отделения для несовершеннолетних (на 1 января 2001 года - 746),
430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального
обслуживания семьи и детей (на 1 января 2001 года - 307). В течение 2001 года
указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс.
несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности учреждений остается
работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее
ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129, 3 тыс.детей, находящихся
в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. В
целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в
2001 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,
6 млн. несовершеннолетних (в 2000 году - 3, 2 млн.). В системе образования
профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550
центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56
специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого типа.
Однако потребности регионов в такого рода
учреждениях удовлетворены далеко не полностью. Особенно тревожным положение
было в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия,
Чеченской Республике, где открыто по 2 - 3 учреждения. Крайне медленно
развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Более половины субъектов Российской Федерации не имеют таких учреждений.
Особое внимание уделялось различным методикам
реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, формированию у них позитивных
жизненных навыков, трудовой мотивации и трудовых навыков, профессиональной
ориентации. С этой целью за счет средств федеральной целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" социозащитные
учреждения помимо бытового оборудования и автотранспорта оснащались развивающим
оборудованием, в них организовывались комнаты психологической разгрузки,
швейные, столярные и автомастерские. Осуществлялась отработка методик создания
семейных воспитательных групп, что позволяет проводить социальную реабилитацию
несовершеннолетних в условиях семьи.
Особое внимание в 2001 году было уделено
созданию и развитию специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, служб перевозки несовершеннолетних по
территории Российской Федерации. Принято постановление Минтруда России от 27
августа 2001 г. N 62, которым разъяснены вопросы по осуществлению и
финансированию деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних,
самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных
учебно-воспитательных и иных детских учреждений. Проблемным оставался вопрос о
возвращении к месту постоянного проживания беспризорных несовершеннолетних из
других государств. В целях правового регулирования вопросов возвращения
несовершеннолетних в государства их постоянного проживания МВД России, Минтруд
России, Генеральная прокуратура России в течение 2001 года участвовали в
разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств -
участников Содружества Независимых Государств. В 2001 году продолжилось
создание в регионах специализированных учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющих прием и перевозку по
территории Российской Федерации совершеннолетних, самовольно ушедших из семей и
детских учреждений, к месту их постоянного проживания. К концу года такие
учреждения созданы практически во всех субъектах Российской Федерации. Органами
исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Дагестан,
Хабаровского края, Белгородской, Смоленской и Оренбургской областей начата
работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в
пределах территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.
Вместе с тем, оценивая некоторые положительные
результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской
беспризорности, необходимо признать, что принимаемые в 2001 году меры оставались
недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности.
Оставались нерешенными в 2001 году вопросы в
сфере нормативно-правового обеспечения профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних. Дополнительного правового регулирования
требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел,
подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для
несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических
функций в отношении беспризорных детей.
Недостаточно четко определены механизмы и
организационно-правовые формы взаимодействия субъектов системы профилактики
безнадзорности. Координация их действий, направленных на решение конкретных
проблем детей, нуждающихся в поддержке государства, недостаточно отработана.
Региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав пока не
могут эту функцию реализовать в полной мере, так как остро нуждаются в
скорейшем обновлении правовой базы их деятельности.
В целях совершенствования работы по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо:
федеральным органам исполнительной власти: внести изменения и дополнения в
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних", другие правовые акты в части
расширения возможностей органов внутренних дел по реализации профилактических
функций в отношении беспризорных детей; подготовить предложения по правовому
обеспечению деятельности органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по возвращению детей в
государства их постоянного проживания; разработать предложения по созданию
межведомственной системы социальной адаптации выпускников детских интернатных и
реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся из
воспитательных колоний; разработать и принять на всех уровнях (федеральном,
региональном, местном) планы дополнительных мер по решению проблем
беспризорности и безнадзорности, включающие в себя вопросы по нормативно-правовому,
организационно-управленческому, информационному, финансовому обеспечению.
Органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации на основе анализа ситуации в регионе принять меры: по
созданию в каждом регионе оптимальной сети учреждений профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитию системы
образовательных, досуговых и оздоровительных учреждений дополнительного
образования детей; по разработке региональных нормативно-правовых актов по
вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органах местного самоуправления; межведомственного взаимодействия органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений; семейного
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по
разработке и реализации в полном объеме региональных программ профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по повышению эффективности
деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях,
оказанию им необходимой помощи, обеспечению получения ими обязательного
основного общего образования; по привлечению дополнительных финансовых,
организационно-управленческих, кадровых ресурсов для решения проблемы; по
развитию партнерских отношений с неправительственными организациями,
коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в
осуществлении программ профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. // Юридическая газета (Москва).- 27.08.2003.- 35.- C.13
В 1999 году в России был принят федеральный
закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", принципиально изменивший формы и методы этой работы.
Как и в других цивилизованных странах, "карательные" милицейские
органы отныне "опекают" лишь тех несовершеннолетних, которые
совершили уголовно наказуемые деяния. Заниматься же социальной реабилитацией и
перевоспитанием "трудных" подростков призваны гражданские ведомства в
лице комиссий по делам несовершеннолетних, органов соцзащиты, образования,
опеки и попечительства, по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости. И
это правильно. Ребенку из "неблагополучной" семьи нужен не столько
милицейский окрик, сколько забота психолога и педагога, помощь в обретении
своего места в жизни и обществе. Постановлением главы Хабаровской краевой
администрации утверждена программа по борьбе с правонарушениями и
безнадзорностью несовершеннолетних на 2001 - 2003 годы. Кирилл ПАРТЫКА СЕМЬ
НЯНЕК ДЛЯ НОВЫХ ГАВРОШЕЙ. // Тихоокеанская звезда (Хабаровск).- 21.06.2001.-
106
Следует заметить, что в профилактике детской
преступности это играет основную роль. Ведь, к сожалению, в последнее время
контингент малолетних правонарушителей значительно "помолодел". На
учете районного отдела внутренних дел, а также комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав состоят дети 8-10 лет. Работать с ними
очень трудно. Но, несмотря на это, в районе ведется целенаправленная борьба с
детской преступностью. А главным в этой борьбе, как известно, является ее
профилактика. В.ПРОКОПЧУК, Чернянский район ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕЧИСТИ - ДЕЛО НАШЕЙ
ЧЕСТИ. // Белгородские известия (Белгород).- 14.01.2003.- 005.- C.3
В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
Королев Юрий Андреевич - ведущий научный
сотрудник отдела по правовому обеспечению сотрудничества государств -
участников СНГ ИЗиСП, кандидат юридических наук.
В Российской Федерации, как и в остальных
государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс
распространения детской безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих
несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из
факторов угрозы национальной безопасности России и всего Содружества.
Число безнадзорных детей все возрастает. По
официальным данным социальной статистики РФ, их около 700 тыс., а по
неофициальным - до 4 млн. Источник - главным образом неполные и неблагополучные
семьи, которых около 20 процентов.
Примерно такую же в процентном отношении
картину можно наблюдать и в остальных странах Содружества. Особенно неблагополучно
положение в Таджикистане, Азербайджане, Казахстане.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|